- Мансийский
- Русский
Ты сараныт мньщи нныл лаль лмыгтасыт
Пермь мт лнэ сараныт тох лвавет – коми-пермяки. Тн лтӈаныл мощ мт хурипа, удмуртыт ёт потыртанныл порат халанылт ёмащакв торгамтахтгыт. Ты мир хотыл нглыс, сака пс потыр лы.
Тӯяг Ханты-Мансийск ӯст лум нврамыт мгыс конференцият ты потыр акв ги потыртастэ, наме Арина Баталова. Тав ханищтан нтэ ёт Пермь ӯсныл ёхталас. Потре сака пӯмыщ лыс. Потрт тав «Кудым-Ош» нампа Нй-тыраныл урыл потыртас.
Яныг ӯсаныл хумус ӯнттувес
Пс потранылт тох потыртаве, тн лнэ мнылт яныг похатур лыс, наме Кудым. Тав такви мтэ вуянтым свсыр мт яласас, мтэ-витэ ялыс. Аквмат порат Иньва нампа втан ёхтыс, тот татем нильтаӈ врах лыс. Нумыл ӈкватас, мтэ мувлахи сака нтнэ, ткыщ та рӈхувлас: «Ты мт мир луӈкв паты». Та псныл тот яныг ӯс ӯнттувес, лваве – Кудымкар.
Кудым-Ош оматэ весар нг лыс, тятэ ос пуппщиныл нглум кнащиг лыс. ще тимыг мтме порат пыг яныгмас. Мхманылн тав с кнащиг та ӯнттувес. Ктт сув пувим м янытыл мыгтас, сыплувн ос пуппщи хуритэ тагатым ньщистэ.
Мхум лвыгласыт, тав сака яныг р ньщис. Матыр лль вруӈкв тавн нмхотьют ат врмыс. Нюлми ньщи те, нюлмитныл м тармыл хуи, нюлмитэ тра та пусми.
Хотты мир тн нупыланыл хнтлуӈкв ювыт те, тав яныг вт вруӈкв врмыс, хумплыӈыг мтапи, та хнтлын утыт хот-рохтгыт, тра сысы та огыт.
Тав мт мир ёт тыналахтуӈкв сака ксащас. лы мн ялантас, тув св вруй сов тоты, матыр пормасн тот пнтыянэ, юв тотыянэ. Аквнакт нньпум самыт такви лнэ мтн тотыс, мхманэ нньпум ӯнттуӈкв ос янмалтаӈкв ханищтасанэ. Хпыт ос трныл свсыр рнэ пормас вруӈкв тав пуссын хсыс.
Мньщи ги нг тотыстэ
Пс потранылт потыртаве, тн ӯсанылт сака лль номт ōщнэ н олыс, хум акваг ёл-стыстэ. Такос ӯрхаты, хунь Кудым щама-алаве.
Аквмат порат ты н тавн лвыс, мньщи кнащ ги ньщи, таве нг вос тотытэ. Ос такви тай вгтэ, мньщи кнащ тав гитэ хйталан хумыт пуссын щама–алыянэ.
Тн ги ксаланныл порат, матрыг пуссын ювле минуӈкв молямлгыт, таимгыс кнащ хот-кантмаяве ос тнаныл щама та юныгтыянэ.
Тув миннтэ порат Кудым акв мньщи хтпан потыртавес, та ги сака нттал. Хумыт тавныл хот-рохтгыт, нг тотуӈкв щар ат ксащияныл. лаль тав лввес, самагтыл ги хунь ксалытэ, ул вос рохты, такви сыме вос хӯнтлы, тнт тах тра–паты.
Мньщи кнащ колн та ёхтыс, юв щалтыс. Сунсы, ги ӯнлы, смыл атуп ктагтыл-лглагтыл – щар нимсарква хурипа. Паляге вӈнаге мус ханг. Хум щар хот-рохтыс, ос такви та лтӈыт номиянэ. Илттыг ги тав нупылэ ӈкватас, самагт самвит нглыс. Хум мньщи ги сынумтастэ, я-ты, ги татем нтнэг та мтапас. Наме Костэ лыс, нг та тотыстэ.
Мт потрыт ты урыл ос тох потыртаве. Костэ ги щнн намыл пӈкыл сартыглавес, вруй совыл лап-мнигтлвес, ёхталан хумыт таве нг ул вос выганыл. Ос Кудым хум юв-щалтме юи-плт, ги вильттыл вруй сов мощ хот-вистэ, хумн вос ксалаве.
Тох врыс, тн акван-минасг, нвраманн самын патсыт, ос коми-пермяк нампа сараныт та нглысыт.
Лвгыт, тав 150 тл лыс. Св щёс хотталь латы тотыглавес. Ос такви мирн рнтэ мгыс лаль лнэ р хнтыглас. Аквмат порат лвыс, тав хотталь те щалты, ӯльпа йӣвныл хпыл вос враве, хпе тр лквыл лап вос ртаве. Ос мирн, коми-пермякытн, нтнэ мгыс хуньт такви ювле тах ёхты.
ги сгувес
Арина ты урыл потыртаме порат Кудым-Ош хуритэ суссылтастэ, такви врме. Нврамытн ос конференцият лум мхумн тав ты урыл хоса титыглавес. Тав ётэ ёхталам ханищтан н Арина сака сгыстэ.
гикве ханищтахтуӈкв сака ксащи, щнь лтӈе ханищтытэ. Сараныт тамле ты пс йис потыр ньщгыт.
Аман сль, мньщи нквел ты мир нглыс. Пс потыр те потыртаве, ул сль тох ты лыс.
Валентина УЗЕЛЬ
Происхождение коми-пермяков от мансийской княжны
В этом году в детской научно-практической конференции «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее», прошедшей в Ханты-Мансийске, приняли участие более семидесяти детей. География участников была обширной. Но хотелось бы остановиться на одном интересном докладе, его подготовила школьница из города Перми Арина Баталова. Тема ее выступления «Войлочная скульптура «Кудым-Ош» была посвящена одному из главных героев коми-пермяцкого эпоса.
По словам Арины, ее давно интересует устное народное творчество коми-пермяков, поэтому эта работа выросла в целый проект. Главный герой эпоса коми-пермяков – Кудым-Ош, человек-медведь, вождь, сильный и мудрый старец, который помогал их народу, обладал большой силой и сверхъестественными способностями, мог колдовать, вызывал бури на реке и разговаривал с медведями. По преданиям, он был высоким, сильным, могучим, на себе носил шкуру медведя. Имел седые волосы и бороду, в руках держал посох.
Именно по этому описанию, Арина сделала фигуру Кудым-Оша путем валяния шерсти и представила на данной конференции. Также девочка рассказала легенду о происхождении этого легендарного Хранителя Пермских земель. Выяснилось, в эпосе коми-пермяков присутствует и княжна народа манси по имени Костэ.
Богатырь Кудым-Ош
Согласно старинным преданиям жил когда-то могучий богатырь Кудым-Ош – именно ему суждено было основать город-предшественник Кудымкара. Долгие годы скитался Кудым-Ош по землям и лесам в поисках подходящих угодий для его людей. И набрел как-то на выступ крутого высокого берега реки Иньвы. Тогда богатырь выкрикнул: «Быть тут моему городищу!» и переселился сюда со всем племенем. Считается, что в его честь и был назван город – Кудым-кар, то есть «поселение Кудыма».
Сын ведьмы и медведя
Отдельная легенда рассказывает о личности самого Кудым-Оша. По одной из версий он был сыном могучей колдуньи и медведя, по второй – его отцом был вождь рода иньвенских коми-пермяков. После смерти отца Кудым-Ош был избран новым вождем, получив соответствующие знаки отличия – жезл и четырехугольное изображение медведя, которое всегда носил на груди.
Ни в одном из древнейших племен коми-пермяков не найти было человека той же силы, что Кудым-Ош. Его невозможно было ранить топором, а если он все же получал ранение, то прижимался к земле и залечивал тем самым раны. Он мог вызывать бурю на реке, чтобы отогнать врагов от своего поселения.
В отличие от отца, Кудым-Оша интересовали не военные походы, а дальние торговые поездки, из которых он привозил выменянные на пушнину товары. Из одной такой поездки богатырь привез семена различных злаков и научил своих земляков выращивать хлеб. Им же были изготовлены первые железные орудия и придуманы лодки взамен плотам.
Согласно преданиям, прожил Кудым-Ош 150 лет, хотя смерть приходила за ним намного раньше, но зная, что он еще нужен своему народу, богатырь прогнал ее. Когда пришло время, Кудым-Ош сказал, что еще вернется на эту землю и повелел схоронить себя в долбленом гробу из кедра, опоясанном железными обручами.
Легенда о сватовстве Кудым-Оша
В сказаниях о Кудым-Оше есть сюжет о его сватовстве и женитьбе на мансийской княжне Костэ. Он отправился сватать княжну по совету местной колдуньи, у которой была тайная цель погубить его – она знала, что никто из женихов Костэ не вернулся назад живым.
Все они были казнены по приказу мансийского князя, едва увидев невесту, они отказывались от своих намерений. Их отпугивал ее уродливый вид.
Уже в походе слуга Кудым-Оша подслушал историю манси о том, почему у Костэ безобразный лик. И предупредил хозяина, сказав: "Когда ты войдешь к княжне, испугаешься того, что увидишь. Но не верь глазам, а слушай свое сердце, оно подскажет, что тебе делать".
Войдя к Костэ, Кудым-Ош увидел чудовище с тонким телом, с паучьими руками и ногами, поросшими густыми черными волосами, с мочками ушей, свисающими до плеч. Ужаснулся богатырь, но потом вспомнил слова слуги и взглянул в глаза Костэ, полные отчаяния, что никто и никогда ее не полюбит. Дрогнуло его сердце, обнял он княжну, спали с нее злые чары, и превратилась она в прекрасную девушку.
Есть и иная версия преображения княжны. Мать Костэ в ожидании для нее жениха натянула на дочь звериные шкуры и обмазала грязью. А вошедший Кудым-Ош так понравился Костэ, что она показала богатырю свое лицо.
Как бы то ни было, сыграли свадьбу Кудым-Ош и Костэ и положили начало роду иньвенских коми-пермяков.
Такие интересные предания есть в устном народном творчестве коми-пермяков. Арина, рассказывая о главном Хранителе Пермских земель, одновременно показывала его фигуру, тем самым ее доклад вызвал большой интерес у участников конференции. Для нас, представителей народа манси, ее доклад стал открытием. Было приятно узнать, что в эпосе коми-пермяков о происхождении их народа присутствует и мансийская княжна.
Валентина УЗЕЛЬ