Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

  • лмхлас мтэ рыл лы, мтн кинсаве
  • Враян хтпат касыланыл
  • Ты урыл вглӯв ос акваг номв
  • Сосса мир ōлупса янытлаӈкве нврамыт ханищтыянэ
  • Мāн мā-витанув сака нтнэт!
  • Ты сараныт мньщи нныл лаль лмыгтасыт
  • Анкватэ втихал кстыглытэ
  • Мньщи мйт
  • Ӯсма сагнэ мāньщи н
  • Сосса нврамыт ханищтан кол
  • М-витув ӯргалым лн
  • Мāньщи рыг Москват хӯнтлысӯв
  • Хотаӈ мртым мн тыламлантэ кастыл пӯрлахтасыт
  • Мт хн мт лӯим мирыт пӯмщалавсыт
  • Пēс йис потрыт пслгум (Хӯл совыт пслын н)
  • Оматэ с  втат самын патыс
  • Тэлинэ пилыт такви янмалты
  • Мāньщи лāтыӈ лы нотэ
  • Хоса лх яласаӈкв ри
  • Мирув вылтыт потырты
  • Тав мньщи хумн пӯмащипа лтыӈ кты
  • Тӯя хталанув та ёхтысыт
  • Вр ӯргалылӯв
  • Хльӯст лгыт ос вōрн акваг ялантгыт
  • Хнтлам хумыт кстыглавет
  • Мньщи лтӈыл потыр хассӯв
  • Трум манхурип хтал ври, мньщи н вгтэ
  • Яныг ӯст нпакыт урыл потыртавес
  • пав-ащйкав Мувыӈтес пвылныл лыс
  • Яныгмам пвлн внтлас
  • «Султум» нампа нпак хӯрум лтӈыл тратаве
  • Мнти лтӈувтыл акваг потыртв
  • ги нпак хаснэ хтпат урыл потыр хансыс
  • Нрытын акваг ялантв
  • Нврамыт мгыс рущ канит вргум
  • Рӯтаныл номияныл
  • Ты лӈх хосыт мир тнутыл тотвсыт
  • Мньщи н намхталт янытлылӯв!
  • Врна тотыглым гирищ
  • Нврамыт щаквщуӈкве ханищтавет

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Ты сараныт мньщи нныл лаль лмыгтасыт
  • Мансийский
  • Русский

Ты сараныт мньщи нныл лаль лмыгтасыт

Пермь мт лнэ сараныт тох лвавет – коми-пермя­ки. Тн лтӈа­ныл мощ мт хурипа, удмуртыт ёт потыртанныл порат халанылт ёмащакв торгамтахтгыт. Ты мир хотыл нглыс, сака пс потыр лы.

Тӯяг Хан­ты-Мансийск ӯст лум нврамыт мгыс кон­фе­ренцият ты потыр акв ги потыртастэ, на­ме Арина Баталова. Тав ханищтан нтэ ёт Пермь ӯсныл ёхталас. Потре сака пӯмыщ лыс. Потрт тав «Кудым-Ош» нампа Нй-тыраныл урыл по­тыртас.

Яныг ӯсаныл хумус ӯнттувес

Пс потранылт тох по­тыртаве, тн лнэ мнылт яныг похатур лыс, на­ме Кудым. Тав такви м­тэ вуянтым свсыр мт яласас, мтэ-витэ ялыс. Аквмат порат Иньва нам­па  втан ёхтыс, тот та­тем нильтаӈ врах лыс. Нумыл ӈкватас, м­тэ мув­лахи сака нтнэ, т­кыщ та рӈхувлас: «Ты мт мир луӈкв паты». Та псныл тот яныг ӯс ӯнттувес, лваве – Кудымкар. 

Кудым-Ош оматэ ве­сар нг лыс, тятэ ос пу­ппщиныл нглум кна­щиг лыс. ще тимыг мтме порат пыг яныгмас. Мхманылн тав с кна­щиг та  ӯнттувес. Ктт сув пувим м янытыл мыг­тас, сыплувн ос пуппщи хуритэ тагатым ньщистэ. 
Мхум лвыгласыт, тав сака яныг р ньщис. Ма­тыр лль вруӈкв та­вн нмхотьют ат вр­мыс. Нюлми ньщи те, нюлмитныл м тармыл хуи, нюлмитэ тра та пусми. 

Хотты мир тн нупы­ланыл хнтлуӈкв ювыт те, тав яныг вт вруӈкв врмыс,  хумплыӈыг мтапи, та хнтлын утыт хот-рохтгыт, тра сысы та огыт.

Тав мт мир ёт ты­на­лахтуӈкв сака ксащас. лы мн ялантас, тув св вруй сов тоты, матыр пор­масн тот пнтыянэ, юв тотыянэ. Аквнакт нньпум самыт такви лнэ мтн тотыс, мхманэ нньпум ӯнттуӈкв ос янмалтаӈкв ханищтасанэ. Хпыт ос трныл свсыр рнэ пор­мас вруӈкв тав пус­сын хсыс. 

Мньщи ги нг тотыстэ

Пс потранылт потыр­та­ве, тн ӯса­нылт сака лль номт ōщнэ н олыс, хум акваг ёл-стыстэ. Та­кос ӯрхаты, хунь Кудым щама-алаве. 

Аквмат порат ты н та­вн лвыс, мньщи кнащ ги ньщи, таве нг вос тотытэ. Ос такви тай вгтэ, мньщи кнащ тав гитэ хйталан хумыт пус­сын щама–алыянэ. 

Тн ги ксаланныл порат, матрыг пуссын юв­ле ми­нуӈкв молямлгыт, таимгыс кнащ хот-кант­маяве ос тнаныл щама та юныгтыянэ.

Тув миннтэ порат Ку­дым акв мньщи хтпан потыртавес, та ги сака нттал. Хумыт тавныл хот-рохтгыт, нг тотуӈкв щар ат ксащияныл. лаль тав лввес, самагтыл ги хунь ксалытэ, ул вос рохты, такви сыме вос хӯнтлы, тнт тах тра–паты. 
Мньщи кнащ колн та ёхтыс, юв щалтыс. Сунсы, ги ӯнлы, смыл атуп к­тагтыл-лглагтыл – щар нимсарква хурипа. Па­ляге вӈнаге мус ханг. Хум щар хот-рохтыс, ос такви та лтӈыт номиянэ. Илттыг ги тав нупылэ ӈкватас, самагт самвит нглыс. Хум мньщи ги сынумтастэ, я-ты, ги татем нтнэг та мтапас. Наме Костэ лыс, нг та тотыстэ.

Мт потрыт ты урыл ос тох потыртаве. Костэ ги щнн намыл пӈкыл сартыглавес, вруй совыл лап-мнигтлвес, ёхталан хумыт таве нг ул вос выганыл. Ос Кудым хум юв-щалтме юи-плт, ги вильттыл вруй сов мощ хот-вистэ, хумн вос ксалаве. 

Тох врыс, тн акван-минасг, нв­раманн самын патсыт, ос коми-пермяк нампа сараныт та нг­лысыт.  

Лвгыт, тав 150 тл лыс. Св щёс хотталь латы тотыглавес. Ос такви мирн рнтэ мгыс лаль лнэ р хнтыглас. Акв­мат порат лвыс, тав хотталь те щалты, ӯльпа йӣвныл хпыл вос враве, хпе тр лквыл лап вос ртаве. Ос мирн, коми-пермякытн, нтнэ мгыс хуньт такви ювле тах ёхты. 

ги сгувес

Арина ты урыл по­тыртаме порат Кудым-Ош хуритэ суссылтастэ, такви врме. Нврамытн ос конференцият лум мхумн тав ты урыл хо­са титыглавес. Тав ётэ ёхталам ханищтан н Арина сака сгыстэ. 

гик­ве ханищтахтуӈкв сака ксащи, щнь лтӈе ха­нищтытэ. Сараныт тамле ты пс йис потыр ньщгыт. 

Аман сль, мньщи нквел ты мир нглыс. Пс потыр те потыртаве, ул сль тох ты лыс.

Валентина УЗЕЛЬ

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Аудиозапись выполнена на средства госпрограммы ХМАО-Югры «Развитие гражданского общества»
< previous
> next

Происхождение коми-пермяков от мансийской княжны

В этом году в детской научно-практической конференции «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее», прошедшей в Ханты-Мансийске, приняли участие более семидесяти детей. География участников была обширной. Но хотелось бы остановиться на одном интересном докладе, его подготовила школьница из города Перми Арина Баталова. Тема ее выступления «Войлочная скульптура «Кудым-Ош» была посвящена одному из главных героев коми-пермяцкого эпоса.

По словам Арины, ее давно интересует устное народное творчество коми-пермяков, поэтому эта работа выросла в целый проект. Главный герой эпоса коми-пермяков – Кудым-Ош, человек-медведь, вождь, сильный и мудрый старец, который помогал их народу, обладал большой силой и сверхъестественными способностями, мог колдовать, вызывал бури на реке и разговаривал с медведями. По преданиям, он был высоким, сильным, могучим, на себе носил шкуру медведя. Имел седые волосы и бороду, в руках держал посох.

Именно по этому описанию, Арина сделала фигуру Кудым-Оша путем валяния шерсти и представила на данной конференции. Также девочка рассказала легенду о происхождении этого легендарного Хранителя Пермских земель. Выяснилось, в эпосе коми-пермяков присутствует и княжна народа манси по имени Костэ.

Богатырь Кудым-Ош

Согласно старинным преданиям жил когда-то могучий богатырь Кудым-Ош – именно ему суждено было основать город-предшественник Кудымкара. Долгие годы скитался Кудым-Ош по землям и лесам в поисках подходящих угодий для его людей. И набрел как-то на выступ крутого высокого берега реки Иньвы. Тогда богатырь выкрикнул: «Быть тут моему городищу!» и переселился сюда со всем племенем. Считается, что в его честь и был назван город – Кудым-кар, то есть «поселение Кудыма». 

Сын ведьмы и медведя

Отдельная легенда рассказывает о личности самого Кудым-Оша. По одной из версий он был сыном могучей колдуньи и медведя, по второй – его отцом был вождь рода иньвенских коми-пермяков. После смерти отца Кудым-Ош был избран новым вождем, получив соответствующие знаки отличия – жезл и четырехугольное изображение медведя, которое всегда носил на груди. 

Ни в одном из древнейших племен коми-пермяков не найти было человека той же силы, что Кудым-Ош. Его невозможно было ранить топором, а если он все же получал ранение, то прижимался к земле и залечивал тем самым раны. Он мог вызывать бурю на реке, чтобы отогнать врагов от своего поселения. 

В отличие от отца, Кудым-Оша интересовали не военные походы, а дальние торговые поездки, из которых он привозил выменянные на пушнину товары. Из одной такой поездки богатырь привез семена различных злаков и научил своих земляков выращивать хлеб. Им же были изготовлены первые железные орудия и придуманы лодки взамен плотам.

Согласно преданиям, прожил Кудым-Ош 150 лет, хотя смерть приходила за ним намного раньше, но зная, что он еще нужен своему народу, богатырь прогнал ее. Когда пришло время, Кудым-Ош сказал, что еще вернется на эту землю и повелел схоронить себя в долбленом гробу из кедра, опоясанном железными обручами.

Легенда о сватовстве Кудым-Оша

В сказаниях о Кудым-Оше есть сюжет о его сватовстве и женитьбе на мансийской княжне Костэ. Он отправился сватать княжну по совету местной колдуньи, у которой была тайная цель погубить его – она знала, что никто из женихов Костэ не вернулся назад живым.

Все они были казнены по приказу мансийского князя, едва увидев невесту, они отказывались от своих намерений. Их отпугивал ее уродливый вид.

Уже в походе слуга Кудым-Оша подслушал историю манси о том, почему у Костэ безобразный лик. И предупредил хозяина, сказав: "Когда ты войдешь к княжне, испугаешься того, что увидишь. Но не верь глазам, а слушай свое сердце, оно подскажет, что тебе делать".

Войдя к Костэ, Кудым-Ош увидел чудовище с тонким телом, с паучьими руками и ногами, поросшими густыми черными волосами, с мочками ушей, свисающими до плеч. Ужаснулся богатырь, но потом вспомнил слова слуги и взглянул в глаза Костэ, полные отчаяния, что никто и никогда ее не полюбит. Дрогнуло его сердце, обнял он княжну, спали с нее злые чары, и превратилась она в прекрасную девушку.

Есть и иная версия преображения княжны. Мать Костэ в ожидании для нее жениха натянула на дочь звериные шкуры и обмазала грязью. А вошедший Кудым-Ош так понравился Костэ, что она  показала богатырю свое лицо.

Как бы то ни было, сыграли свадьбу Кудым-Ош и Костэ и положили начало роду иньвенских коми-пермяков.

Такие интересные предания есть в устном народном творчестве коми-пермяков. Арина, рассказывая о главном Хранителе Пермских земель, одновременно показывала его фигуру, тем самым ее доклад вызвал большой интерес у участников конференции. Для нас, представителей народа манси, ее доклад стал открытием. Было приятно узнать, что в эпосе коми-пермяков о происхождении их народа присутствует и мансийская княжна.

Валентина УЗЕЛЬ

Номер Луима сэрипос: 
Спецпроект
5.12.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика