- Хантыйский
- Русский
Нарӑсты хә юкана хурӑт хӑншты хәя йис
Хотел быть музыкантом - стал художником
Хотя бы там (в мире Райшева) мы все сохраним себя.
Как люди. Как народы. Как истинные обские угры…
Мир Райшева беспределен. Он не имеет ни начала, ни конца.
Это есть мир неосознанный, не постигнутый,
До конца не признанный, и не оцененный современниками.
«Геннадий Райшев: Грани творчества», 2000
Эпиграфом к статье служат слова Еремея Айпина, сказанные им на 65-летнем юбилее члена-корреспондента Российской Академии художеств и заслуженного художника России Геннадия Райшева. В этом году у Геннадия Степановича произошло еще одно событие – 20-летие работы Галереи-мастерской Г.С. Райшева. По этому случаю 24 ноября в Доме-музее народного художника СССР В.А. Игошева открылась выставка-дарение «Геннадий Райшев. Из творческого наследия». Нужно отметить, практика дарения имеет свою историю, и она началась в 1996 году, когда в Музее Природы и Человека был создан филиал Галереи-мастерской Г.С. Райшева. Тогда художник передал в дар 134 произведения живописи и графики. С этого времени началось формирование фонда Галереи-мастерской, а передача в дар картин стала ежегодной традицией.
На нынешней юбилейной выставке экспонируется около 70-ти живописных работ из ста полотен и мемориальных предметов, предназначенных для дарения. Часть произведений взята из коллекции Галереи-мастерской, часть привезена из Карпинска, Тюмени и Екатеринбурга. Среди них есть картины, которые уже экспонировались на выставках, изданы в печатных изданиях, но есть и новые работы. Хронология картин занимает период 1980-2000-е годы. После закрытия выставки картины передадут в фонд Государственного художественного музея.
На торжественном открытии выставки-дарения директор художественного музея Югры Светлана Зонина сказала: «Галерея-мастерская Г.С. Райшева 20 лет проводит огромную работу, организовывая выставки и проекты, неся эту добрую миссию. Галерея – это культурный объект, где самым главным и уникальным является сам художник. Геннадий Степанович всегда говорит, что он еще не создал свою главную работу. Когда она появится – вопрос не решаемый. Потому что творчество – это постоянный диалог художника с жизнью, это самовыражение и уникальный талант, который ему дан свыше».
Искусствовед, член Ассоциации искусствоведов Наталья Федорова, говоря о творчестве Геннадия Райшева, заметила:
– Мы уже привыкли к райшевским выставкам. Но для нас сегодня это совершенно особая выставка – юбилейная и выставка-дар. Достаточно сложно было отобрать работы, чтобы подарить целую выставку. Для этой экспозиции мы взяли полотна разных периодов: часть картин показываем впервые, часть – совсем новые. В целом они дают срез творчества Г. Райшева. Эту выставку можно брать и возить в другие города, потому что здесь есть всё: хантыйская и русская фольклорная составляющая, природа и космология. Поэтому для Галереи-мастерской это историческая выставка.
Когда-то в детстве бабушка провидчески сказала: «Геша будет художником». Но Геннадий думал иначе:
– Я не хотел быть художником. Хотел стать музыкантом, когда впервые увидел скрипку и захотел на ней играть. В ту пору в нашу деревню Сивохребт приехал человек со скрипкой и когда начал играть, я понял, что он унёс меня куда-то в музыкальную бесконечную даль. Но в деревне не было консерватории, поэтому не пришлось стать музыкантом. Итак, для меня музыка – это первое. Насколько умею выразить музыку на холсте – это второе.
Помня о детской мечте художника, организаторы выставки пригласили на открытие ансамбль скрипачей, который исполнил для него несколько произведений. После официального открытия выставки-дарения Геннадий Райшев и Наталья Федорова для посетителей провели экскурсию по залу, рассказывая о времени, месте создания полотен и комментируя сюжеты картин. Геннадий Степанович упомянул, что однажды был в Угуте. Там художник увидел картины на темном фоне и вспомнил: «Нико Пиросмани писал на темном фоне. И делал это неслучайно. Потому что темное пространство высвечивает предметы, они становятся совершенно реальными и в то же время существуют в космическом пространстве. Даже если сюжеты бытовые, они все равно находятся в космическом пространстве. То, что потом в живописи я пошел по пути от темного фона к светлому фону, дало возможность проявить взгляд на большое пространство. Это созвучно с музыкой. Так что, выставка-дарение – символическая и одновременно жизненно-бытовая».
Наталья Федорова обратила внимание посетителей экспозиции, что на афише выставки воспроизведена картина, созданная художником в 2002 году:
– В этом году Геннадий Райшев создал знаменитый триптих «Человек и космос». Это был период, когда он вплотную подошел к поискам космологических композиций. И геометрический знак, который в обско-угорском орнаменте символизирует фигуру человека, вынесен в одной картине на земной шар, подчеркивая этим большое космическое пространство. Тут надо вспомнить картины Василия Кандинского. Шары Райшева – это шары Кандинского. Но Геннадий Райшев ничего у него не брал, они встретились в живописи сами по себе.
В заключение отметим, экскурсия завершилась фотосессией художника с гостями вечера. А юбилейная выставка будет работать до 15 января 2017 года.