Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда ВАХ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Нётупсыйн мӑыйт
  • Йиуп о вўш эвӑт нётупсэт мӑты вєр йиуп щирн хӑншы
  • «Северный Форум» мирхота яңхсӑт
  • Пӑ мәш тӑйты ёх пӑты гимн ар
  • «ЮграТур – 2014» мирхот пўншсы
  • Юграйн ям лекщитты хотӑт
  • Вантупсы сухнӑс
  • Увӑс мир Ассамблея мирхот вәс
  • Нив миллиард шойт вух сухуптӑсы
  • «Луима сэрипос» газета 25 оа йис
  • «Ялпус Махум» ёх вән кӑсупсыйн кӑт пўш нух питсӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ кәща йиуп щирн пириты питы

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Вўэт пурвойн хуаыйт
  • Ӑңке-аще вєр еы тәэ
  • Шуши мир вєрӑт авӑты мос
  • Карым кәрт ӑшкола рәпата
  • Няврємӑт пила рәпит
  • Вәнт шушийн єнмум хӑнты эвие
  • Хурӑт хӑншты хә

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Йиуп вәйтантупсэт питӑт
  • «Торум Маа» емӑңхӑтӑ постӑс
  • Нуви сӑңхум вош – щит әхсӑт вәты вош
  • Тунты эвӑт пурмӑсӑт вєрсӑт
  • ўңӑтты хотн арсыр мирӑт вәйтантыйсӑт

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Театрӑн яма юнтты ёх каншсӑт…

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)

Вы здесь

Главная » Нуви сӑңхум вош – щит әхсӑт вәты вош
  • Хантыйский
  • Русский

Нуви сӑңхум вош – щит әхсӑт вәты вош

Народной единства емӑңхӑт – щит хән арсыр мир кўтэн әхсӑңа, ияха катасман вәӑт. Кашӑң мир ўв юкан культура па вәупсы щирӑт тӑй. Кашӑң мир пєы ям щирн вантты па па мирӑт пиа сӑмӑңа вәты рӑх. Щи оӑңӑн мўңева така нәмты мос.
Нуви сӑңхум вошн увӑс мир культура тӑхийн тӑм емӑңхӑта арсыр мирӑт ияха ӑктӑщсӑт. ыв кўтэн вантӑсӑт, муй щирн арсыр мирӑт мой вєрӑт: хӑнтэт, рущӑт, хӑтанят, кумыкӑт. Кумыкӑт Дагестан мўвн вәӑт. «Дагестан» нємпи оса тӑхи кәща хә Абдурахман Аджиев мойң хуятӑта путӑртӑс, муй щирн мўвен кумыкӑт мой поры вєрӑт. Икет уха папаха нємпи мил пунӑт, черкеска ики әмӑтсух, хә ернӑс, кащ, сопек (ичигӑт) әмӑтӑт, антупкеа кєши єхӑтӑт. Имет – хўв ернас (полша), ще вуй єпуп антупке, ухшам па тупли кўра әмӑтӑт. 
Венера Ардаширова башкир мир мой вєрӑт оӑңӑн ай павтӑс. Щӑта «Хазина» башкир мир якты-ариты тӑхи нєңӑт рәт ясӑңӑн ущхуь путӑр вантӑсӑт. «Вєрӑң няврємӑт» тӑхия яңхты пушхӑт хӑнтэт па вухаят ими муй ики тәты вєр вантӑсӑт. Щи мой вєр муты арат хӑт мӑн. Щив юхтум мир порєсӑт, якӑт, ариӑт, ар щирн кӑсӑт, мойупсэт мойӑӑт. 
Ювоӑңӑн рўщӑт ищи әмӑщ путӑр икия мӑнты муй па ими тәты вєр оӑңӑн путӑртсӑт. Емӑңхӑта юхтум хӑннєхуятӑт ияха катасман еңтая шәшсӑт, арӑт арисӑт, кўтэн арсыр вєрӑт оӑңӑн путрємӑсӑт, хур вўсӑт. 
Тӑмӑщ вәйтантупсэт мўңева шєңк мосӑт. ән мўң кашӑң тӑта вәты мир оӑңӑн аршӑк муты әмӑщ ай уша ат вєрсўв. Хән па мир культура, вәупсы оӑңӑн муты ушӑң ут вәты питўв ки, мєт әхсӑңа па кўтэвн нётӑсман вәўв.
 
Ирина Фирсова
Хӑнты ясӑңа тулмащтӑс Надежда Вах

 

Белоярский - город дружбы

День народного единства – это не только дань историческим традициям славного прошлого, но и праздник, призванный объединить людей многонациональной России, каждому человеку задуматься о своей ответственности за судьбу страны, популяризировать культурное наследие предков, стимулировать интерес к своим корням. Будущее есть только у такой страны, в которой народ помнит и уважает свое историческое прошлое.

Аджиев Абдурахман Ибрагимович – председатель городской некоммерческой общественной организации «Дагестан»:

«В преддверии Дня народного единства  в Центре культуры национального творчества прошло праздничное мероприятие, посвященное свадебным обрядам народов, проживающих в Белоярском районе. На празднике были представлены свадебные обряды народов ханты, татар русских, кумыков (дагестанцев).

Красочно и театрализовано прошли показы свадебных обрядов народов ханты, башкир. Представитель дагестанской диаспоры рассказал о свадебном обряде кумыков, одной из многочисленных национальностей, проживающих в стране гор – Дагестане. На обозрение гостей была представлена национальная одежда кумыков: у  мужчин - черкеска, папаха, кинжал на поясном ремне, рубашка, штаны и мягкие кожаные сапоги «ичиги»,у женщин –платье «полша»,серебряный пояс, платок и туфли.

Интересный был рассказ о свадебном обряде русских. В ходе праздника представители народов, населяющих Белоярский район, водили хоровод, делились впечатлениями, фотографировались. Подобные мероприятия повышают знания о самобытных национальных традициях, культуре, способствуют сближению народов. К таким мероприятиям необходимо привлекать как можно больше детей и молодежи. Человек, не знающий традиций своего народа, своей национальности, не будет чтить и уважать культуру других народов.

Надо отдать должное работникам центра национальной культуры, которые вносят большую лепту в это благородное дело – сближение народов. Они сумели наладить творческие, дружеские контакты с представителями разных народов, проживающих на территории района».

Сажида Фазыловна Рахимьянова – участник ансамбля «Хазина»:

«Белоярский – город дружбы» - это мероприятие, которое является прекрасной возможностью для знакомства с культурой и традициями разных народов. Если в прошедшие годы участники мероприятия представляли изделия декоративно-прикладного искусства, блюда национальной кухни, народные песни и танцы, то в этом году зрители узнали,  как проходит обряд сватовства у разных народов. Хотя свадебные обряды во многом схожи, но у каждого народа есть свое неповторимое, чего нет у других народов. Абдурахман Аджиев очень интересно рассказал о дагестанских свадебных обрядах, интересных моментах сватовства, представил дагестанский свадебный наряд жениха и невесты. Венера Ардаширова рассказала о башкирском сватовстве. Интересно было узнать о том, какие элементы обряда сохранились и в наши дни. Участники ансамбля «Хазина» показали сценку на родном языке. Венера Насырова, Танзия Мугасымова, Хана Упакова и Сажида Рахимьянова являются активными участниками таких мероприятий.

Светлана Макарова поделилась своими впечатлениями от увиденного, а также рассказала о некоторых особенностях сватовства русского народа.

Мероприятие закончилось хороводом дружбы, в котором приняли участие все участники. Каждый народ, услышав свою родную музыку, выходили в центр и под аплодисменты танцевали. Все участники были в ярких национальных нарядах, что добавило красочность данному мероприятию.

В нашем городе живут люди разных национальностей, поэтому такие мероприятия очень актуальны для жителей. Знание  своей культуры способствует толерантному отношению к культурам других народов».

Сохраняя и развивая свою культуру, этносы стремятся к более полному отражению в ней своей истории, своего виденья мира. За многие столетия северные народы накопили уникальное – язык, обряды, обычаи, традиции, фольклор, устойчивые взаимоотношения с природно-ресурсным потенциалом.

Участие в этом празднике могли принять все желающие. Конкурсантам необходимо было подготовить театрализованное представление на тему "Традиционный свадебный обряд", в котором должен был отражен этнический колорит матримониальной церемонии. Основу выступления должны были составлять образцы музыкально-песенного, инструментального и танцевального фольклора. На   празднике была представлена театрализованная постановка самобытного и уникального обряда народов ханты и манси, которую показали воспитанники студии детского творчества «Веранг няврэмат». Было отмечено, что свадебные торжества у обских угров длятся несколько дней, обязательно на свадьбе много поют, танцуют, проводят состязания по борьбе, стрельбе из лука и дарят подарки.

Последним был представлен свадебный обряд северных русских. Это яркое выступление построено на традициях песенного фольклора.

В завершение праздника участники и гости имели возможность поделиться своими впечатлениями о мероприятие. Именно в переходных обрядах, моде­лирующих жизнь социума, в таком как свадебный, отчетливо прояв­ляется регулирующий механизм, призванный к определению социального статуса и предписанию норм поведения и обязанностей в обществе. 

Для каждого человека очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её.

Ирина ФИРСОВА  

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 22 (3418)
19.11.2014

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика