Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Рӯпатаныл пхын ке ктавн, тув хансн
  • лнэ кол
  • Лккарыт палт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Приян врмаль ста враве
  • Врт лнэ хантыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Нврамыт ханищтам хтпа
  • Тн щнь лтӈаныл
  • Вртур тпос 9 хталэ –м янытыл лнэ соссаӈ мирыт хталаныл!
  • Пвлыӈ нврамыт ханищтан кол
  • Вс птлуптан пора ты ёхты
  • Пусумлахтын ос ӯщлахтын м
  • Соссаӈ мхум
  • Нврамыт ханищтан мньщи нкве
  • Кульпаст «Рахтынья» община рӯпиты

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Соссаӈ мир ялпыӈ хтал
  • Мхум маттем та мӯйлысыт
  • Нрн ялнэ пӯмащ

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Мньлат хтпат акван-атхатыгласыт

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Яныг ӯсн лмыгтам ква

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)

Вы здесь

Главная » Тн щнь лтӈаныл
  • Мансийский
  • Русский

Тн щнь лтӈаныл

Ань соссаӈ мир нврамыт ханищтаӈкв трвитыӈ тн щнь лтӈаныл ат вганыл ёмас ос рнэ ханищтан нпакс тим. Нпакыт хансавет кос ос нврамыт та нпакыт щирыл ханищтахтуӈкв ат врмгыт школа мгыс т щар ат ртмгыт.

Ты урыл Касум пвылшкола кӯщай квапотыртас, тав наме Татьяна Павловна Чагина. Касум пвылнтав 2009 тлтёхтыс тра школа кӯщаиг рӯпитаӈкв патыс. Тот рӯпитантэ ань атыт тлыг ты мтыс. Ты лы-плт тав Сургутский район Русскинские пвыл школат кӯщаиг лыс тувылтав ты пвылнттвес Рӯпитан тланэ акванте ловиньтаӈкв, налыман тлт авшколат рӯпиты

Ань ты школат 215 нврам ханищтахты 177 – ты ханты ос рн нврамыт св саран нврам Тват щняныл щаныл слы ӯрим слыӈ колт яласгыт таимгыс гияныл-пыганыл ханищтахтынныл порат интернатт лгыт Тувыл Юильск ос Нумто пвлыгнылнврамыттувтотавет. Ты мнь пвлыг сака лы мт лг школатот тим

Ш к о л а н ы л  Татьяна Павловна такви мнавн суссылтастэ. Та яныг кол-капай 2008 тлт ӯнттыма Мнтот щар ксыӈ кабинетн щалтсасӯв. Ханты лтыӈ ханищтан кабинет, музей колнаке татем пӯмщиг вримаг. Щар маныр рви ханты, рн ос саран мирыт пс пормасаныл маснутаныл, алыщлапаныл пуссын тув атым лгыт Ань школат 80 хтпа рӯпиты, тн халанылт 44 хтпа – ты пуссын ханты ман рн хтпат. Ань пвылт яныгмам мхум лаль ханищтахтуӈкв ялгыт те, рӯпитаӈкв ювле ювыт. 53 хтпа – ты тн пвлыӈ мхманыл.

Ань 39 хтпа нврамыт ханищтгыт. Тва предметыт ханищтан мгыс учитель ат твылхаты. Тит тл ювле хультум порат мт хн лтыӈ, история ос рущ лтыӈ ханищтан мгыс специалист хтпат тув вввсыт. Акватэ Омск ӯсныл,мтанэ Самара ӯсныл ёхтысг. Мт хн лтӈын нврамыт ань Ирина Александровна Молданован ханищтавет. Ты ги Санкт-Петербург ӯст ханищтахтас. Та мт мир лтӈе татем ёмащакв вгтэ туристыт ёхталанныл порат тав лтыӈ акваг толмащлы.

Ханты нврамыт ань выл классныл щнь лтӈыл потыртаӈкв ханищтавет. Тн янгыщ потыртаӈкв ат хсгыт. Акв-тит нврам туп, мтаныт рущ лтӈыл потыртгыт. щаныл- щняныл пуссын тнти лтӈаныл вганыл, слы ӯрим тнти щмьяӈ тгыл тлэ-туве врт лгыт. Ос матрыг нвраманыл ёт рущ л  т ӈ ы н х а н и щ т ы яныл. Ос лтыӈ внэ нврамыт ханты лтӈыл потыртаӈкв ссамтгыт.

Ханты лтыӈ ханищтан н мнавн лвыс, нврамыт таимгыс лтӈаныл ханищтаӈкв ат ксащгыт, тн пуссын лвгыт – ханты лтыӈ тнанылн щар ат ри, нмхуньт тнанылн ат рмыглы.

Ты пвыл школа, рущит лвнныл щирыл, «экспериментальный площадкаг» лваве. Мнь нврамыт хталъят мус ханищтахтгыт, тувыл тн ётаныл ат щс мус воспитателит рӯпитгыт. Акв колнакт нёлолов хуйнэ м щпитым лы. рыӈ хотты нврам сака вгтал паты, тав мощ хуюӈкв тот врми.

Тва ханищтан мхум ёт потыртамув порат тн тох лвсыт, ты кӯщай ква рӯпитаӈкв вылтахтаме порат школаныл щар ёмащакв рӯпитаӈкв патыс. Ксыӈ тл щар матыр йильпи мебелил, мт матыр рнэ утыл та ёвтавет. Рӯпитаӈкв пӯмыщ, тн тох лвгыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы обучения детей родному языку

 

Чагина Т.П. директором Казымской средней школы работает пятый год. Общий педагогический стаж более 40 лет. По ее словам, эта школа является экспериментальной площадкой, т.к. 75 % учащихся – это дети коренных народов, ханты и ненцев. В план обучения детей включены такие предметы, как изучение родного языка и литературы, есть другие дополнительные занятия. Предпрофильная подготовка идет через национальный центр. На базе музея летом  работает этно-оздоровительный  лагерь.

Дети начальных классов находятся в школе с 8 утра до 5 вечера, для них есть игровая и спальная комнаты. Много детей на учебу привозят из Нумто и Юильска, из родовых угодий. Эти дети все живут в интернате, родители их забирают только на летние и зимние каникулы. В последние годы дети из семей ханты и ненцев практически не говорят на родном языке. Учить его по современным учебникам тяжело. В школе работает Галина Обатина, педагог с большим стажем. Она сама автор многих учебников и программ, благодаря этому обучение родному языку в школе ведется.

Автор В. Узель

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 16 (1058)
9.09.2013

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика