- Мансийский
- Русский
Тн щнь лтӈаныл
Ань соссаӈ мир нврамыт ханищтаӈкв трвитыӈ тн щнь лтӈаныл ат вганыл ёмас ос рнэ ханищтан нпакс тим. Нпакыт хансавет кос ос нврамыт та нпакыт щирыл ханищтахтуӈкв ат врмгыт школа мгыс т щар ат ртмгыт.
Ты урыл Касум пвылшкола кӯщай квапотыртас, тав наме Татьяна Павловна Чагина. Касум пвылнтав 2009 тлтёхтыс тра школа кӯщаиг рӯпитаӈкв патыс. Тот рӯпитантэ ань атыт тлыг ты мтыс. Ты лы-плт тав Сургутский район Русскинские пвыл школат кӯщаиг лыс тувылтав ты пвылнттвес Рӯпитан тланэ акванте ловиньтаӈкв, налыман тлт авшколат рӯпиты
Ань ты школат 215 нврам ханищтахты 177 – ты ханты ос рн нврамыт св саран нврам Тват щняныл щаныл слы ӯрим слыӈ колт яласгыт таимгыс гияныл-пыганыл ханищтахтынныл порат интернатт лгыт Тувыл Юильск ос Нумто пвлыгнылнврамыттувтотавет. Ты мнь пвлыг сака лы мт лг школатот тим
Ш к о л а н ы л Татьяна Павловна такви мнавн суссылтастэ. Та яныг кол-капай 2008 тлт ӯнттыма Мнтот щар ксыӈ кабинетн щалтсасӯв. Ханты лтыӈ ханищтан кабинет, музей колнаке татем пӯмщиг вримаг. Щар маныр рви ханты, рн ос саран мирыт пс пормасаныл маснутаныл, алыщлапаныл пуссын тув атым лгыт Ань школат 80 хтпа рӯпиты, тн халанылт 44 хтпа – ты пуссын ханты ман рн хтпат. Ань пвылт яныгмам мхум лаль ханищтахтуӈкв ялгыт те, рӯпитаӈкв ювле ювыт. 53 хтпа – ты тн пвлыӈ мхманыл.
Ань 39 хтпа нврамыт ханищтгыт. Тва предметыт ханищтан мгыс учитель ат твылхаты. Тит тл ювле хультум порат мт хн лтыӈ, история ос рущ лтыӈ ханищтан мгыс специалист хтпат тув вввсыт. Акватэ Омск ӯсныл,мтанэ Самара ӯсныл ёхтысг. Мт хн лтӈын нврамыт ань Ирина Александровна Молданован ханищтавет. Ты ги Санкт-Петербург ӯст ханищтахтас. Та мт мир лтӈе татем ёмащакв вгтэ туристыт ёхталанныл порат тав лтыӈ акваг толмащлы.
Ханты нврамыт ань выл классныл щнь лтӈыл потыртаӈкв ханищтавет. Тн янгыщ потыртаӈкв ат хсгыт. Акв-тит нврам туп, мтаныт рущ лтӈыл потыртгыт. щаныл- щняныл пуссын тнти лтӈаныл вганыл, слы ӯрим тнти щмьяӈ тгыл тлэ-туве врт лгыт. Ос матрыг нвраманыл ёт рущ л т ӈ ы н х а н и щ т ы яныл. Ос лтыӈ внэ нврамыт ханты лтӈыл потыртаӈкв ссамтгыт.
Ханты лтыӈ ханищтан н мнавн лвыс, нврамыт таимгыс лтӈаныл ханищтаӈкв ат ксащгыт, тн пуссын лвгыт – ханты лтыӈ тнанылн щар ат ри, нмхуньт тнанылн ат рмыглы.
Ты пвыл школа, рущит лвнныл щирыл, «экспериментальный площадкаг» лваве. Мнь нврамыт хталъят мус ханищтахтгыт, тувыл тн ётаныл ат щс мус воспитателит рӯпитгыт. Акв колнакт нёлолов хуйнэ м щпитым лы. рыӈ хотты нврам сака вгтал паты, тав мощ хуюӈкв тот врми.
Тва ханищтан мхум ёт потыртамув порат тн тох лвсыт, ты кӯщай ква рӯпитаӈкв вылтахтаме порат школаныл щар ёмащакв рӯпитаӈкв патыс. Ксыӈ тл щар матыр йильпи мебелил, мт матыр рнэ утыл та ёвтавет. Рӯпитаӈкв пӯмыщ, тн тох лвгыт.
Проблемы обучения детей родному языку
Чагина Т.П. директором Казымской средней школы работает пятый год. Общий педагогический стаж более 40 лет. По ее словам, эта школа является экспериментальной площадкой, т.к. 75 % учащихся – это дети коренных народов, ханты и ненцев. В план обучения детей включены такие предметы, как изучение родного языка и литературы, есть другие дополнительные занятия. Предпрофильная подготовка идет через национальный центр. На базе музея летом работает этно-оздоровительный лагерь.
Дети начальных классов находятся в школе с 8 утра до 5 вечера, для них есть игровая и спальная комнаты. Много детей на учебу привозят из Нумто и Юильска, из родовых угодий. Эти дети все живут в интернате, родители их забирают только на летние и зимние каникулы. В последние годы дети из семей ханты и ненцев практически не говорят на родном языке. Учить его по современным учебникам тяжело. В школе работает Галина Обатина, педагог с большим стажем. Она сама автор многих учебников и программ, благодаря этому обучение родному языку в школе ведется.
Автор В. Узель