- Мансийский
- Русский
Йильпи ищхӣпыӈ утыл вравв
Ань щпт щнэ телефоныт щар мт щирыл щпитавет, лумхлас нас потыртантэ коныпал тот свсыр тланэ вруӈкве врми. Та телефоныт ксыӈъмт сыресыр ищхӣпыӈ программал врапавет, та щирыл тн кӯпнитыг ос молях рӯпитгыт.
Пуссын ты йильпи накыт урыл РИЦ «Югра» колт информационный технология департаментыт рӯпитан кӯщай хум Павел Ципорин ос «Открытый регион» нампа лххал тотнэ центрыт кӯщаиг лнэ н Маргарита Козлова потыртасг.
Лххал тотнэ мхумн Павел Ципорин лвыс: «Мн Юграт лнэ мхумн ксыӈ тл матыр йильпи ищхӣпыӈ программат щпитв. влт мн электронный услугат телефонын врсанӯв.
Ань мхум тот 166 свсыр сервисыт хнтуӈкве врмгыт. Тувыл хумус тн рӯпитгыт, тот пуссын хӯлтым лы. Тват юил рӯпитгыт.
Млты тлт ат тла Госуслугат юил рӯпитым врвсыт, тох мхумн нмхотталь минуӈкве ат ри, сыресыр рнэ нпакыт пуссын акван-атым лгыт. Ань ищхӣпыӈ ут хосыт кӯщаит тнаныл тра ксалыяныл.
Свсыр проектыт халт нврамыт ханищтан программа щар мк рнг лы. Тот садикн ялантан нврамыт школаныл стланныл мус щнянылн-щанылн оценканыл ос заданияныл пуссын уральтаӈкве врмавет.
Тувыл лаль ёмщакв ханищтахтынныл мгыс с матыр нтмилыл хӯлтавет. 2021 тлт колледжит ханищтахтын гит-пыгыт тамле программан с хансавет, тувыл лаль институтыт ман университетыт с тув хӯлтуӈкве таӈхиянӯв.
Ты ханищтан проектув ты тлт сӯкыр тпост Россия янытыл «ПРОФИ-IT» нампа касылыт нх-патыс. Мн тот выл места висӯв.
Юграт лнэ св мхум Госуслуги приложение щирыл тланыл акваг тра-паттыяныл. Тн тот электронный дневник ос олн ойтнэ нтмилыт вылтыт лххал ловиньтгыт, лккарыт палт хасхатгыт. Тувыл тва мхум «Vika» нампа нейросеть тра рӯпитгыт, тот мт ищхипыӈ тлат ханищтгыт».
Павел Ципорин лвме щирыл, Юграт ищхӣпыӈ утыт сака ёмщакв рӯпитгыт, ань округувт 99,9% ӯсыт ос пвлыт янытт интернетыл врвсыт.
Ань ищхӣпыӈ ут щар моляхыг ос кӯстырыг ёхтын щирыл, рущ лтӈыл ке лвуӈкве «высокоскоростной интернет» 93-94% мт врим лы.
2019 тлт Хльӯс районт щар лн лнэ нила пвлыт с «оптоволокно» ёмас интернетыл врвсыт. Тувыл яныгпла хтпат свсыр врмалит вос вгыт ос нмхотьютын ул вос лпаллавет, тыимгыс пуссын ханищтавет.
Мнь таквс тпос вт хталт «Открытый регион» нампа центр рӯпитантэ псыл ат тлэ твлыс. Тн ань ущты щпитым «Цифровые сервисы в Югре» нампа проектаныл рӯпитаӈкве патыс.
Маргарита Козлова лвыс, ты проект хосыт тн Юграт лнэ мхум китыглаӈкв таӈхияныл, хумус ищхӣпыӈ программат рӯпитгыт ос тнки матыр йильпи щпитым сервис ньщгыт ке, вос лвгыт.
Ты проект кит тлаг щирыл уртым лы – акват мхум потыртгыт ос мтаныт хӯлтыглахтгыт. «Мхум потыртанныл порат матыр-ти ищхӣпыӈ тлат тра-паттавет, ос йильпи сервисыт хӯлтыглан порат, пуссын лаль номсахтгыт ос тлат мкыг врияныл», - тох ты Маргарита Сергеевна лвыс.
Нн ань «краудюгры.рф» хансым лтӈыт кинсн ос тот ннки лххал ловиньтн. Тувыл ты проектын яныг таквс тпос 16 хталэ мус матыр номт ювле хансуӈкве врмегн.
Тамара МЕРОВА
Цифровые сервисы в Югре
Сегодня мобильный телефон перестал быть просто средством связи, через него можно записаться к врачу, через электронные сервисы и приложения можно заказать необходимые справки и получить электронные услуги.
На площадке РИЦ «Югра» о новых цифровых сервисах в Югре рассказали директор департамента информационных технологий и цифрового развития Югры Павел Ципорин и директор автономного учреждения «Центр «Открытый регион» Маргарита Козлова.
На встрече с журналистами Павел Ципорин сказал: «Мы ежегодно вводим новые сервисы для наших югорчан, и начали мы с электронных услуг. Сейчас на портале уже 166 специальных сервисов, и они все доступны для получения необходимой информации в электронном формате. Часть из них осуществляется дистанционно. В прошлом году пять услуг были переведены в режим автоматизации, что экономит для жителей и чиновников время похода и приёма по государственным органам.
Среди масштабных проектов, разработанных для мобильных приложений, стала цифровая образовательная платформа. Она покрывает все уровни образования, то есть, начиная с детского садика вплоть до окончания школы. Система позволяет выдавать сервисы родителям индивидуальную траекторию обучения их детей. В 2021 году будем подключать колледжи, а в будущем и высшие учебные заведения. Отмечу, что этот проект в сентябре этого года занял почётное место на всероссийском конкурсе в сфере цифровизации регионов «ПРОФИ-IT».
Среди югорчан наиболее востребовано мобильное приложение Госуслуг, и где чаще используют электронный дневник, запись к врачу, некоторые социальные выплаты. Также пользуются сервисом нейросеть «Vika», который подсказывает, как легче получить электронные услуги».
По словам Павла Ципорина, интернет в Югре достаточно хорошо развит, к нему имеют доступ порядка 99,9 % жителей автономного округа. Если говорить о высокоскоростном использовании интернета, то порядка 93-94%, что тоже хороший показатель для региона, в котором есть труднодоступные населённые пункты. В 2019 году к оптоволокну подключили четыре самых удалённых поселения в Берёзовском районе.
Также для жителей старшего возраста проводятся обучающие курсы по работе с новыми цифровыми сервисами, в том числе и блок по информационной безопасности.
Свой 5-летний юбилей в этом году отмечает центр «Открытый регион», и в этом же году он запустил в работу Краудсорсинг-проект «Цифровые сервисы в Югре». Как сказала директор центра Маргарита Козлова, благодаря этому проекту, организаторы хотели бы узнать мнение югорчан и экспертного сообщества об удобстве использования существующих в Югре цифровых сервисов, а также идеи о создании новых сервисов. Работа проекта будет разделена на два блока – тематические обсуждения и генерация идей. «Обсуждения позволят обмениваться мнением на предмет оценки существующего положения дел, а цикл генераций идей предполагает ситуацию, где участники смогут предлагать собственные идеи по усовершенствованию или разработке новых сервисов», - уточнила Маргарита Сергеевна.
Площадка «краудюгры.рф» приглашает до 16 ноября всех югорчан принять участие в данном проекте.
Тамара МЕРОВА