- Хантыйский
- Русский
Әмӑщ рәпата тӑйӆум
Тӑм хӑнты нєӊев Надежда Николаевна Конева (Литва) юхи хӑщум оӆӑт пурайн Тюменской область мўв немщӑт культура хуща рәпитӆ. Ма ӆўв пиӆэӆа Тюмень вошн вәйтантыйӆсум па путрємӑсум.
Надежда Николаевна, муйсӑр тӑхийн нӑӊ сєма питсӑн па єнумсӑн?
Ма Касум нюӆн Ӆорвош районӑн хӑнты хоттєӆ ёх хуща сєма питсум па иса айтєӆн щи кәртӑн вәсум па єнумсум. Катра, вантэ, мин кўтэвн юӆн иса рәт ясӊевн путрємӑсўв. Щи пура оӆӑтн Касум нюӆн сыр-сыр мир хӑннєхуятӑт вәӆты-хоӆты щирӆаӆ ӆэщӑтсӑт. Ма нәмтємн, мўӊ ай кәртыевн сӑранӑт, хӑтанят па немщӑт ищи вәсӑт. Ар пєлӑк хӑнты ёх ищипа йис вўш эвӑӆт Касум нюӆн хўӆ па вой веӆпӑсӆуман ӆыв вәӆупсы хурасӆаӆ мсыева па тўӊщирӑӊа вєрсӑт. Мин ищиты айтєӆн мўӊев хӑнтэта ӆўӊӑтсўв. Тәп, хән ӑшколая мӑнсўв, иса щиты нәмӑсты пиньщӑсўв, муй щирн па хуты еӆӆы пєӆы машӑк рўщ ясӑӊа, культура вєрӑта, тәса ӆўӊӑтты па хӑншты щирӑта тўӊщирӑӊа мўӊ вәнӆтыйӆты вўянтӆўв. Щиты, мўӊ вєрум нумӑс щирӆўвн, кашӑӊ щимӑщ вәнӆтӑты вєр еӆӆы шєӊк ма щи тывӑс. Мосӑӊ, щи унтасн ӛхӑт 1983-мит оӆн ма А.М. Горький нємуп педагогической институт Омск вошн етшуптӑсум па немщӑт ясӑӊа няврємӑт вәнӆтӑты нєӊа йисум. Сырыя ма щи лупсум, хуты ай кәртӑн хӑнтэт кўтн вәсум па єнумсум. Кашӑӊ хӑннєхә мсыева вәйтӑӆ щи вєр, муй щирн 1990-мит оӆ вўшӑт эвӑӆт арсыр мир ёх иса ӆыв рәт ясӑӊӆаӆ муй па вәӆты-хоӆты щирӆаӆ нух аӆумты вєрӑт оӆӑӊӑн нәмӑсты питсӑт. Ма ищи нумӑсн юхӑтсыюм хӑнты мирев культура вєр еӆӆы тәты щирӑт эвӑӆт щи оӆӑтн, хән Ӆопхӑры вошев ӑшколайн пухӑт па эвет немщӑт ясӑӊа вәнӆтыйӆсум па еша ӛхӑтшӑк, хән ӑшколаев кәща нєӊа рәпитсум. Щи пурайн мўӊ кәртӑӊ нєӊӑт пиӆа иха хӑнты арӑт ариты тӑхи ӆэщӑтсўв па «Кунӑвт нєӊа» ӆўвеӆ нємӑтсўв. Щӑӆта щи вўш эвӑӆт арсыр кәртӑта, вошӑта мўӊ якты-ариты тӑхевн вәӆум нєӊӑт пиӆа ӊхты пиньщӑсўв. Имуӆты оӆн район вошевн вәсўв па сыр-сыр якты-ариты тӑхет кўтн нух питсўв. Щит пӑта ванӆтупсы ӆэщӑтум вән кәщаитн ӛхӑт шєӊк ишӑксыюв. Тӑмхӑтӆ вәнта мўӊ якты-ариты тӑхев мсыева вәӆ па еӆӆы мўӊ хӑнты мирев культура щирӑт тәса ванӆтӑӆ.
Еӆӆы па муй щирн нӑӊ вәӆты-хоӆты щирен ӆэщӑтсӑн?
Еӆӆы щимӑщ нумӑсн юхӑтсыюм, хуты Ӆопхӑры вош кўтуп ӑшколайн мкєм хўв щи рәпитсум па щит пӑта па тӑхийн рәпата мущатты мосӆ. Щиты ма 2005-мит оӆн Пуӆӊавӑт воша касӑӆсум па Ямал округ национальной культура Центр тӑхи хуща рәпата кӑншты питсум. Щи тӑхийн хӑнты мирӑт вәӆты-хоӆты щирӑт ӆавӑӆты хӑннєхә мосӑс.
Мосӆ лупты щимӑщ м вєрӑт оӆӑӊӑн, хуты сырыя па ин тӑмхӑтӆ вәнта Ямал мўвн увӑс хӑннєхуятӑт рәпитты тӑхетн шєӊк ма юрнӑт, сӑранӑт, хӑнтэт муй па селькупӑт йис путрӑт, як щирӑт па арӑт сӑмӑӊа тӑйӆыйт па еӆӆы тәӆыйт.
Мӑнєма ищиты мкєм ар оӆ мӑр әмӑщ вәс рәт мирєм кўтн вәӆты па иса кашӑӊ хӑтӆ мӑнты мӑр хӑнтэт кўтн рәпитты. Щи пурайн ма шєӊк ар сыр-сыр киникайт мўӊ культураев вєрӑт оӆӑӊӑн нємасыя ӆўӊӑтсум па ушӑӊа-сащӑӊа кашӑӊ вєр вєрсум.
Надежда Николаевна, мӑта оӆн нӑӊ тӑм Тюмень воша вәӆты юхӑтсӑн па м муй ӑнтә Тюменской область мўвн вәӆты немщӑт культура пиӆа тӑмхӑтӆ еӆӆы рәпитты?
Нӆ оӆ юхӆы пєӆа Тюмень воша вәӆты юхӑтсум. Сырыя па нәмӑссум, хуты тӑта ищиты рәт мирєм культура пиӆа рәпитты питӆум. Тӑм вош хуща щимӑщ рәпата ӑн вәйтсум. Катра, вантэ, ма ӑшколайн няврємӑт немӑщ ясӑӊа вәнӆтуман вәсум па щит пӑта немщӑт культура вєрӑт тәты тӑхийн ай кәща нєӊа павӑтсыюм. Тӑта араттєӆн иса нӆ оӆ вәӆӆум па рәпитӆум. Тӑм Тюменской область мўв национально-культурной немщӑт автономия кәща хә Артур Владимирович Кристель муй па ӆўв хущеӆа вәӆты ёх шєӊк ма па мосман мӑнєм тӑйӆӑт. Ма, вантэ, кашӑӊ вєр сӑмӑӊа па тәса ӆэщӑтӆум. Рәпатам щирн немщӑт вәӆты-хоӆты щирӑт тыв юхтыйӆты хӑннєхуятӑт пиӆа арсыр мирӑт еӆпийн мсыева ванӆтӑӆум, немӑщ ясӑӊӑн иса кашӑӊ якты-ариты тӑхи вєрӆўв. Щӑӆта сыр-сыр вәйтантупсэт пурайн ищи тәп ӆыв ясӊеӆн путӑртӆўв, стихӑт ӆўӊӑтӆўв муй ариӆўв.
Муй щирн Тюмень вошӑӊ хӑннєхуятӑт немӑщ ёх ясӊеӆ муй культураеӆ еӆӆы тәты вєрэӆ пєӆа вантӆӑт?
Тюменской область мўвн, вантэ, арсыр мирӑт вәӆӆӑт. Щит пӑта мўӊ хущева немӑщ мир культура вєрӑт ищи шєӊк сӑмӑӊа тӑйӆыйт.
Путӑр хӑншӑс:
Владимир Енов
Женщина-ханты, занимающаяся сохранением немецкой культуры
С моей собеседницей Надеждой Николаевной Коневой (Литвой) я встретился на Дне коренных народов Севера во Дворце национальных культур города Тюмени.
По её словам, она является жительницей Шурышкарского района и родилась в деревне Казым-Мысе, а большую часть своей сознательной жизни проживала в посёлке Лопхари. В этом посёлке Надежда Николаевна работала в школе учительницей немецкого языка. И уже в то время на родном хантыйском языке жители этого сельского поселения между собой очень редко общались. По мнению моей собеседницы, с малых лет они жили в своей культуре, всё для них было вполне естественным. И только в семьях разговаривали на родном языке. Их небольшая деревенька Казым-Мыс считалась в то время многонациональной. Но, в основном, там всё-таки больше проживали ханты, хотя было много и коми-зырян, а также жили две ссыльные немки и несколько татар. Местные жители, конечно, всегда считали себя представителями коренной народности ханты, которая испокон веков проживает на этой земле. Но по мере того, как они обучались в школе, то должны были лучше постичь русскую культуру, научиться говорить, читать и писать на русском языке. По словам Надежды Николаевны, благодаря только хорошей учёбе, ей удалось окончить в 1983 году Омский государственный педагогический институт им. А.М. Горького и стать учительницей немецкого языка в Лопхаринской восьмилетней школе - интернате.
– Надежда Николаевна, в какое время вам по-новому пришлось столкнуться со своей родной культурой?
– Я Вам говорила о том, что сама выросла в хантыйской культуре. Конечно, все хорошо знают о том, что ещё в 1990-ых годах был подъём национальной культуры. Я уже в то время часто задумывалась о культуре, работая в школе учительницей немецкого языка, а чуть позднее – директором. Тогда я и ещё несколько женщин-активисток создали в посёлке Лопхари свой фольклорный коллектив, который исполнял хантыйские народные песни. Мы тогда назвали его «Кунавт нэ» («Куноватская женщина»). Иногда с этим вновь созданным коллективом даже удавалось выезжать в районный центр на различные смотры или конкурсы. И на одном из таких смотров нам присудили призовое место среди других выступавших фольклорных коллективов. Все наши самодеятельные артисты, конечно, радовались своим первым успехам по продвижению родной хантыйской культуры.
– Мне известно, что вы ещё работали специалистом по хантыйской культуре в городе Салехарде, расскажите кратко об этом периоде вашей жизни?
– В 2005 году я решила переехать из посёлка Лопхари Шурышкарского района в город Салехард. Переехав в окружную столицу, подумала, что надо бы устроиться и поработать в своей родной культуре, так как к тому времени достаточно долго проработала в школе. В Салехарде меня приняли на работу в Окружной центр национальных культур (ОЦНК), где я стала работать специалистом по сохранению и развитию культуры народа ханты. Хочется сразу отметить, что в ОЦНК города Салехарда и в настоящее время прекрасно сохраняется и развивается культура ненцев, ханты, селькупов и коми-зырян. Я перечитала множество различной литературы и с огромным удовольствием в течение этих последних лет работала, сохраняя родную хантыйскую культуру.
– Скажите, Надежда Николаевна, в каком году вы переехали в город Тюмень, что даёт вам работа в немецкой культурной автономии Тюменской области?
– Я, конечно, переехала в город Тюмень с надеждой, что здесь буду работать тоже в хантыйской культуре. Но мест не оказалось. И мне, как специалисту по немецкому языку, предложили должность начальника отдела немецкой культуры. И вот уже в течение четырёх лет работаю в немецкой культурной автономии. У меня и раньше был большой интерес к изучению иностранных языков, а немецкий язык и в настоящее время мне пригодился. Председатель нашей региональной национально-культурной автономии немцев Тюменской области Артур Владимирович Кристель и этнические немцы-общественники приняли меня очень хорошо. Конечно, я стараюсь выполнять все требования администрации Дворца национальных культур «Строитель». По своей работе стараюсь организовывать и проводить мероприятия по сохранению и дальнейшему развитию немецкой культуры. Это те основные праздники немецкого народа, которые и вплоть до настоящего времени проводятся в их семьях. Особенно «Вайнах» («Рождество»), «Пасха», «Троица», а ещё и осенью – их праздник «Эрнте дан фест» («День благодарения Бога за урожай»). Все эти основные праздники, естественно, мы проводим для всех наших этнических немцев. Кроме этого, у нас есть и свой вокальный ансамбль «Квеле» («Источник»). Он существует у нас уже 12 лет. Участниками ансамбля являются люди в возрасте, поэтому чаще всего они исполняют народные песни. Но изредка во время некоторых выступлений коллектива встречаются и короткие танцы, которые являются украшением тех или иных песен.
– Скажите, а как принимают жители города Тюмень или гости какого-либо немецкого праздника выступления этнических немцев?
– У нас в Тюмени прекрасно сохраняется и развивается культура всех народов. И это, я думаю, очень хорошо. Мне нравится моя работа!
Беседовал Владимир Енов