Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Югра мўвевн йиуп пос вєра
  • Еӆы вәупсы ӛш-пӑнт
  • Арсыр мир ясңӑт
  • Вәнтыйты вєрӑт оӑңӑн
  • Емӑңхӑт постӑсы
  • Нух питум ёх мойӑсыйт
  • Вәнт кәртӑт вәӆупсы вєрӑт
  • Мўвӑт-йиңкӑт авӑты щирӑт
  • Ишӑк нєпекӑтн катуптӑсыйт
  • Мир ямӑӆты ёх емӑңхӑтӆ пиӆа!
  • Йис вәупсы щирн

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Вәӆупсы йиӆуп щирн мӑнӆ
  • Ю вантман артаӑсы, мӑта хуятн ёнтсы
  • Ваньщавӑт кәрт нє
  • Ным Няръёх кәртӑң еккар хот
  • Мир ямӑтуман вәс
  • Каркам хӑнты хӑннєхә вәс
  • Нєм йипа лупса
  • Няврєма тәс ӛша питсӑт
  • Ай тохтура рәпит

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Киникайт ўңӑтты хот оӆӑңӑн
  • Йис ёх хӑншӑң ӛш хўват
  • Вурщӑк ўң тәс

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Хӑнты ясӑң алфавит оӑңӑн путӑртсы

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 11 (3671)

Вы здесь

Главная » Ю вантман артаӑсы, мӑта хуятн ёнтсы
Р.С. Канева (Каксина)
Р.С. Канева (Каксина)
  • Хантыйский
  • Русский

Ю вантман артаӑсы, мӑта хуятн ёнтсы

Раиса Семёновна Канева (Каксина) Нуви сӑңхум районӑн Касум вош хущи музейн рәпит. 2014-мит он, хән щив яңхсум, ўв путӑртӑс, хутысаты 1990-мит оӑтн авӑрт вәты вәс. Щӑта вєртут вєрум ӑңке оӑңӑн ай павтӑс, ўв 2015-мит он ӑнтәма йис. Р. Канева ищи пурмӑс вєр: ернасӑт па пўркайт ёнтӑ, тый. «Тӑм щос ернас ваньщӑссум па пӑнт таты сух вўсум. Ёнтты мос. Интум щӑшкан сух нюр хӑр сух хурасуп, щи пӑта юӑт тәса ӑн тывӑт», — лупӑс Раиса Семёновна.

Тыӑщ вух юкана вой сух мийясы
 
Ма 1981-мит он Тәпӑ вошн зооветтехникум хуща вух ўңӑтты нєңа вәнтыйсум. 2001-мит о вәнта совхозӑн бухгалтера рәпитсум. Техникум юпийн кӑтєм о экономиста вәсум, ӛхӑт щи тӑхи лӑп тәхӑрсы па вух ўңӑтты нєңа йисум. Щи рәпатаем эвӑт йира мӑнсум. Вантэ, 1990-мит оӑтн тыӑщ вух юкана вухсар сухн па вўы нюхийн мийясыюв. Итәх пурайн тыӑщ вух араттыя вет вўы вўйясўв. Ӛхӑт икєм пиа (па кәртӑң мир ищиты вєрсӑт) Свердловск па Нуви сӑңхум вошңӑна вой сух тыныты яңхсўв. Щӑта рәтўв эвӑт вўэт ияха ӑкӑтўв па вўы нюхи Понавӑтн, Нуви сӑңхумн мира тынысўв. Совхозӑн нєпек вўўв, хуты вой сухӑт тыӑщ вух юкана вўсўв. Тӑмиты ыўв єтӑтӑсўв. Икєм тўтӑң әхӑн рәпитӑс, ищи 2001-мит он совхоз эвӑт йира мӑнӑс па Тәпӑ воша, Ишима пурмӑс тәтьюман әхӑн яңхӑс.
2001-мит о вўш эвӑт ня тӑ тынєсты нєңа рәпитсум. Мєт оӑңӑн тыӑщ вухєм ямарат вәс, тынӑт нәам вәна йисӑт па вухєм па щи ая йис. Аршӑк вух ёша павӑтты пӑта 2005-мит он музея мӑнсум. Ӑнт хән, шаь вәс, ма нєпекӑң нєңа вәнтыйсум, ӛхӑт ӑ рәпатнека йисум. Ин рўтьщӑты мӑнсум, няврємам нух єнумсӑт. Муй юн вєрты? Щи пӑта интум вәнты тӑта рәпитум.
 
Ӑңкєм — вухсар єнмӑты па вєртутӑң нє вәс
 
Ӑңкєм Нина Макаровна Каксина 1935-мит он сєма питӑс, ащєм 28-кєм о юхы ӑнтәма йис. Сыры мўң Хўорн вәсўв, ӑңкєм щӑта вухсар єнмӑты нєңа вәс. Ӛхӑт совхозӑн рәпитӑс, щӑсаты рўтьщӑты мӑнӑс па рўтьщуман няврємӑт авӑты хотн нянечкая вәс. Хән мўң єнумсўв, ӑңкев-ащев иса рәпатайн вәсңӑн. Зверофермайн шєңк авӑрт рәпата вәс. Ӑңкєм аӑңсахӑт рәпатая мӑн, щи тӑхи вәнты хәумкєм километра арат вәс. Юн сємы аңкаңкев тӑйсўв па мўң — вет няврєм. Хӑт кўтупн ӑңкєм сора кеши юхи юхӑт мўңев па аңкаңкев апӑтты, щӑта йипа рәпатая навӑр. Тӑмӑщ вәупсы ўв тӑйс, щи пӑта пирща ювман шӑншӑ кӑшаң вәс.
Ӑңкєм «Народный мастер России» нєм тӑйс, ўв тунты пурмӑсӑт тәса вєрӑс па, муй хӑнты имет вєрты хошсӑт, ўв иса вєрӑс. Сыры ӑңкиўв ар няврєм тӑйман рәпатая яңхты па ёнтӑсты алємӑсӑт. Ики вәнтый, ўвеа вей па молупщи мос, няврємӑта пўрка ёнтты мос. Ӑңкєм рәпитты па ёнтӑсты алємӑс, ўв лупӑс: «Щи мурта ай пурайн ёнтӑсты ӑңхасўв, кӑрасин лампа тўтн ёнтӑссўв. Карты кәр ов пєлки пўнэн, щӑта щиты омӑсӑн па ёнтӑсӑн». Интӑм нуви тўт є, мўң ӛрн ёнтӑсты ки омӑсўв, муты ёнтўв. Муй щирн интӑм вәўв, мўң иса ән ёнтӑсты ӑн алємӑсўв, няврємўв ән няркўрты яңхсӑт.
 
Пӑнта ващӑт вәсӑт, 
юа ӑн кӑсӑт
 
Ма нәмӑсум, народной мастер тӑйты нєңӑта арсыр пурмӑс хошты мос вєрты. Интум итәхӑт хӑнши эвӑтӑт, хир ёнтӑт па народной мастера йиӑт. Вєртутӑң нєңӑта хӑнты ернас пӑнтӑт ӑңкиўв иты тәса ёнтты мос, ән юа еша еңтайт па е таман ат вәсӑт. Нәмӑтн, муй щирн сыры имет ернас ёнтсӑт? Ёнтӑсўй пиа. Ёнтӑсўй ыв ёшан нюр юнтӑс, ыв пӑнта ващиет вәсӑт. Интум итәх нєңӑт хущи пӑнта лупсӑхӑт. Сыры имет щиты ёнтсӑт — йинтуп вўс ӑн кӑӑс. Ӑңкиўв па щащиўв ернасӑт иса па хураспет тӑм йис ернасӑт киньщи, щитан юа ӑн па кӑсӑт. Пўрка па сӑх хән ёнтсӑт, ищи юа ӑн кӑсӑт. Щи йисн ю пєы вантман имухты артаӑсы, хуйн щи пурмӑс ёнтсы. 
 
Йинтуп ващ ат вә
 
Ӑңкєм иса лупӑс: «Пӑнт татыя атэт йинтуп тӑйты мос. Хӑнши ёнттыя кимит йинтуп мос, пўрка ёнттыя ищи янас йинтуп мос». Щи пӑта вєртутӑң имет тўтчаң хиран тєыева арсыр йинтуп тӑйсӑт. Вантэ, ващ вой сух ки ёнтӑн па кў йинтуп вўӑн, мосӑң, пўн сухен тохнємӑ. Хән пӑнт таӑн, мос вантты, ән сухум щӑшкан пиа ихураспеңӑн ат вәсңӑн. Па ващ йинтупн щит ёнтты мос. Ма иса вантум, муй щирн пурмӑс вєрты нєңӑт ёнтӑсӑт. Касум нєңӑт кўтн ар хуят ернаса пӑнт таӑт, итәхӑт яма таӑт, па хуятӑт ӑ щив ютэ. Мосӑң, щӑшкан сух атум, щи пӑта. Сыры пӑнт таты сух кў вәс.
 
Понавӑт имет нюр аканят
 
Катрайн Касум нєңӑт шєңк сӑк ӑн кӑрӑтсӑт. Мўң хущава пўнӑң сух эвӑт пурмӑс ёнтсы. Понавӑт па Тўкъякӑң имет вєра ям ернасӑт ёнтсӑт па сӑк кӑрӑтсӑт. Ӑңкєм Понавӑтн вәты щӑшкан сӑхӑң нєңӑт оӑңӑн лупӑс: «Нюр сӑкӑң аканят, нюр хӑншӑң аканят иты яңхӑт». Щиты щи. ыв вєра хурамӑңа хӑнши ёнтӑт. Мўң хущава вой сух вәс па пўркайт, хӑншӑң сӑхӑт ёнтсўв. Ӛхӑт щӑшкан сӑхӑт, нирӑт ёнтты питсўв па сэвӑң вейт тыйты. Щи мода Понавӑт эвӑт юхтум ут. Ӑңкєм вей ӑн тыйс, ўв лупӑс, сыры Понавӑт нєңӑт ывеа сэвӑң вейт па щӑшкан сӑх тынысӑт муй мойӑсӑт.
 
Сыры йис вєрӑт нух 
амӑты мосӑс
 
Тӑм йисн йипа пўркайт па тўтчаң хирӑт ёнтты питсыйт. Сыры мосӑс щит вєрты, хән мир мурта пўнӑң сух тӑйсӑт. Интум айат ёха дерматин эвӑт пурмӑс ёнтўв. Ин хуьща вўы сух вўты? Нємхута ӑн вўӑн. Хән Хўорн вәсўв, ар пўнӑң сух па вой сух вәс. Интум пўнӑң сух юн тӑйты пӑтап, хӑхӑт вой вә. Ӑңкєм тўтчаң хирӑт интум щи войт веты утӑт унтасн нух шавиман тӑйўв.
Сыры мўң хуыева молупщийн па вейн яңхсўв, пўнӑң сухӑт упасн тӑйсӑўв. Вєра рўвӑң хӑтӑн мир суха ким таӑӑ па хӑр тӑхия тахӑа. Камн вєра ищки, нәмєм, ищи пўнӑң сухӑт упасӑт эвӑт ким таяыйт па оньща вўщкӑыйт. Щи пӑта хӑхӑт войн ӑн єсыйт.

Мастериц различали по швам

Раиса Семеновна Канева (Каксина) – сотрудник этнографического выставочного зала села Казым Белоярского района. Мы с ней встречались во время командировки в это село в 2014 году. Она рассказала о жизни в тяжелые перестроечные 1990-е годы, маме-мастерице и лауреате премии губернатора Югры, которая, к сожалению, умерла в 2015 году. Р. Канева тоже шьет платья и бурки, вяжет. «До уровня мастерицы мне еще очень долго. Сейчас скроила платье, и ткань для полосок выбрала. Надо шить. Сейчас ткань как марля, она как мережка распускается. Поэтому стежок равно не ложится, как надо», — сказала Раиса Семеновна.

Зарплату получали лисьими шкурами

Окончила Тобольский зооветтехникум на бухгалтера в 1981 году.

До 2001 года работала бухгалтером в совхозе. После техникума года два работала экономистом, потом должность сократили, и перешла работать бухгалтером. Ушла оттуда, так как в 1990-х годах зарплата была маленькая, деньгами не давали, мы брали лисьими шкурами и оленьими тушами. Иногда по пять туш брали, чтобы зарплату выбрать. Мы даже с мужем, и не только мы, люди тоже ездили в Свердловск и Белый Яр продать шкуры. Туши оленьи у родственников собирали, потом по заявке или знакомым продавали в Полновате и Белоярском. В совхозе брали справки, что действительно шкуры взяли в счёт зарплаты. На шкуре была совхозная печать. Потому что нас проверяли, что мы их не украли. Вот так выживали. Муж работал водителем, тоже в 2001 году ушёл из совхоза и ездил в рейсы в Тобольск и Ишим.

С 2001 года четыре года работала продавцом. Вроде зарплата показалась нормальная, но цены растут и опять зарплата оказалась маленькой. В магазине же работаешь от выручки. В 2005 году перешла работать в музей. Конечно, жалко было, что я получила образование и поменяла профессию из-за зарплаты. В бюджетных организациях заработок выше. В совхозе у бухгалтера была зарплата 1,5 тысячи рублей, а перешла сюда — было 3-4 тысячи. Конечно, выбрала ту профессию, где зарплата выше. Ушла на пенсию, дети выросли, что делать дома? До сегодняшнего дня здесь и работаю.

Мама – зверовод и народный мастер

Мама Нина Макаровна Каксина с 1935 года рождения, отца 28 лет как нет с нами. Мы раньше жили в Хуллоре, она работала там звероводом. Потом в совхозе работала, ушла оттуда на пенсию и на пенсии работала нянечкой в детском саду. Когда мы росли, родители всегда были на работе. У нас была еще слепая бабушка и нас маленьких пятеро. На звероферме был адский труд. Мама утром уйдет на работу, до зверофермы было примерно три километра. Во время обеда прибежит домой, чтобы детей и бабушку накормить, и опять бежит обратно. Зарплата не скажешь, чтобы была большая за такой труд. Вот такая была у нее жизнь и к старости у мамы спина болела.

Мама — народный мастер России, изготавливала изделия из бересты. Все, что хантыйская женщина умеет делать, она все делала. Раньше наши матери, имея кучу детей, бегали на работу и шить успевали. Муж в лесу охотится, ему нужны кисы и малица, детям надо шить бурки. Мама все успевала шить, она рассказывала: «До такой степени в детстве хотели шить, даже при лампе шили. Не говоря уже про лампу, дверцу печи откроешь и шьешь, и светло, и тепло». Сейчас лампочки есть, а мы, если силой сядем, что-нибудь сошьем. Вот так как мы сейчас живем, наши дети бы ходили босиком, мы не успевали бы их обшивать.

Полоски были узкие, стежки незаметные

Я считаю, что народный мастер все должен уметь делать. Не так как сейчас, вырезала национальный узор, сумку сшила и стала народным мастером. Для хантыйского платья мастеру надо уметь шить полоски так, как наши мамы шили и надо уметь иголку ставить правильно. Надо шить так, чтобы стежок был немножко круглый и натянутый. Помните, как женщины раньше шили платья? С наперстком. Напёрсток в их руках играл. И полоски у них получались кругленькие и тоненькие. А сейчас у некоторых мастериц стежки плоские, будто наживулены. А раньше, по маминым платьям вижу, шили так, что отверстие от иголки даже не было видно. Хантыйские платья наших матерей и бабушек отличаются от современных платьев, у них стежки не были видны. Бурки и сахи они шили так, что стежки тоже были незаметны. Мастериц тогда различали по швам.

Иголка должна быть тоненькая

Мама всегда говорила: «Для шитья полосок надо иметь отдельную иголку. Для шитья узоров нужна другая иголка, для бурок надо третью иголку». Поэтому у мастериц в мешке для рукоделия всегда было много разных иголок. Потому что многое зависит от толщины шкуры. Если, например, кожа тонкая, а иголку возьмешь толстую, мех может порваться. Точно также, когда шьешь полоску, надо смотреть, чтобы нитка по цвету совпадала с тканью полоски и нужно шить тоненькой иголкой. Я всегда смотрю, как мастерицы шьют. Среди казымских женщин многие полоски на платья шьют, некоторые хорошо шьют, некоторые неважно. Может, это еще зависит от ткани, потому что  раньше ситец для полосок был толстый.

Полноватские женщины как куклы

Раньше казымские женщины бисероплетением сильно не занимались, у нас в основном шили изделия из шкур. А вот полноватские и тугиянские очень хорошо шили платья и плели из бисера. Моя мама про полноватских женщин в халатах говорила: «Словно бисерные куклы, узорчатые куклы ходят в халатах с орнаментами». Так и есть. Они славились тем, что орнаменты хорошо шили. А у нас были меха. Только бурки и сахи с орнаментами шили. Уже потом начали шить платья, тапочки и вязать чулки. Эта мода пришла к нам из Полновата. Мама не вязала чулки, она говорила, что раньше полноватские нас снабжали чулками и платьями.

Раньше нужно было возрождать традиции

Сейчас традиционные ремесла возвращаются: начали бурки и мешки для рукоделия шить. А эту традиционность надо было искать еще раньше, когда у людей в достатке были оленьи шкуры, можно было бурки без проблем сшить. Сейчас молодежи шьем из дерматина. Всё говорят, что это нетрадиционное. А где сейчас оленьи шкуры возьмешь? Нигде не возьмешь.

Когда мы в Хуллоре жили, столько было мехов и оленьих шкур. Сейчас дома держать меха сложно, моль появилась. У мамы было несколько мешочков для рукоделия, мы их оберегаем средствами от моли. Раньше все мы в малицах и кисах ходили, меховые вещи в сараях и лабазах держали. В жаркие дни вытаскивали их на улицу, а в деревне же кругом трава, бросали на траву, сушили и потом на другую сторону переворачивали. В самый крепкий мороз, помню, тоже из лабаза вытаскивали и во дворе раскладывали. Поэтому раньше вся меховая одежда сохранялась, моль не съедала.

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 12 (3480)
21.06.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика