- Хантыйский
- Русский
Юрн мир ар сув хәмӑсум
Увертюра снежного края
У Севера есть своя история. Каждая история жива памятью. Памятью, которая в самом народе, его делах, песнях, легендах, национальных промыслах, музыкальных инструментах. Нет ни одного, даже самого малого народа, который не имел бы свою культуру, поэтому в жизни обских угров сохранились яркие краски одежды, самобытный уклад жизни, личные песни, голосистый тумран и любовь к заснеженным просторам.
В Сургутском районе проживают более 3 000 человек коренной национальности. Именно сургутские ханты сегодня в большей степени сохранили язык и культуру. Ханты и манси отличаются исключительной музыкальностью. Каждый человек имеет как минимум две личные именные песни: детскую, подаренную ребенку матерью вскоре после рождения, и взрослую, сочиненную им к совершеннолетию, а некоторые имеют также именной инструментальный наигрыш. Эти обереги, призванные охранять и приносить счастье, сопровождают их владельцев всю жизнь. Сохраняя многие традиционные праздники и обряды, коренное население знакомит всех земляков с богатейшей древней культурой. В конце мая в Сургутском районе в сельском поселении Русскинская на территории «Музея Природы и Человека им. Ядрошникова А.П.» прошёл II районный открытый фестиваль фольклора и ремёсел народов Севера «Увертюра снежного края». Знакомство началось с блюд традиционной кухни. Местные женщины Ольга Покачева и Анжела Ермакова угощали гостей ароматной ухой, кровяным хлебом и свежеприготовленной утятиной, жареной рыбой. Представительницы села Сытомино Мария Яковлевна Сенгепова, Евдокия Ивановна и Дарья Ивановна Лозямовы предложили отведать участникам фестиваля сладкую, северную ягоду – морошку, хе из щуки, копченая утятина с оленьим жиром. Перед тем как всех собравшихся угостить блюдами хантыйской кухни женщины провели обряд поклонения огню. Затем рукодельницы Сургутского района продемонстрировали декоративно-прикладное искусство, Раиса Степановна Миронова представила детскую малицу, сшитую из лисьего меха огненно-рыжего цвета. На выставке красовались изделия из бисера с древними орнаментами земли Югорской. Также своим умением поразил Сергей Васильевич Кечимов, он за день смастерил вёсла для хантыйской лодки облас. Я с удовольствием прогуливалась и рассматривала импровизированную выставку изделий под открытым небом. И вдруг напев ненецкой песни наполнил всё пространство. Я поспешила к сцене, где пожилая женщина в ненецкой национальной одежде Октябрина Петровна Сенгепова исполняла фольклорную песню. Отрадно, что благодаря самобытным исполнителям сквозь века сохранились и дошли к нам в первозданном виде личные песни и фольклор коренных народов Югры. Фестиваль отвлек нас от повседневной суеты и окунул на миг в звуки бубна, голос тайги и тайны времени. Среди выступающих было много детишек, мне удалось пообщаться с одной из девочек.
- Здравствуй, расскажи немного о себе.
- Меня зовут Ксюша Покачева, мне 6 лет. Живу я в селе Русскинская. Мои родители Ольга Ивановна и Павел Александрович Покачевы.
- Ксюша, ты сегодня будешь выступать?
- Да, я сегодня буду исполнять древний хантыйский женский танец. Ещё я спою песню на родном языке о маленьком кулике, который живёт на болотце. Эту песенку для меня придумала мама, поэтому я люблю её исполнять.
Отметим, что Ксюша Покачева с удовольствием поёт детские хантыйские песни и танцует. Девочка с гордостью подчеркивает, что она умеет говорить на хантыйском языке. Осмелюсь сделать вывод, как и много веков назад язык и культура обскихугров сегодня успешно передается подрастающему поколению. В фестивале приняли участие национальные коллективы и самобытные мастера Сургутского района. Народные художественные промыслы и ремесла в каждой точке исторического процесса имеют черты, которые отвечают современным условиям жизни обско-угорского народа.
Ульяна Данило