- Хантыйский
- Русский
Вўєӊ ёхӑт кўтн єнмум нє
Вәйт ор тыӑщ 26-28 мит хӑтӑтн Югра мўвн Мегион вошн «Хӑтые» нємуп емӑӊхӑт мӑнӑс. Щи пурайн В-37 нємуп рәт щирн тӑйты мўв нє пиа вәйтантыйсум па нємасыя путрємӑсум. Тӑм хӑнты ими Любовь Николаевна Айпина хоттє ёха пиа Нижневартовской район Варьёган кәрт єпн вәнтӑн вә.
Я выросла среди оленных людей
С 26 по 28 августа в городе Мегионе проходил фестиваль коренных народов Югры «Солнышко». Во время этого праздника я познакомился и побеседовал с хантыйской мастерицей Любовью Николаевной Айпиной, которая в настоящее время проживает вместе с мужем на своих родовых угодьях возле посёлка Варьёган Нижневартовского района.
– Любовь Николаевна, расскажите в какой семье Вы родились?
– Я родилась и выросла в роду потомственных оленеводов Сардаковых. На том самом месте, где сейчас находится посёлок городского типа Новоаганск, раньше проживал многочисленный род Сардаковых. Все они были крепкими хозяевами и имели в своих личных хозяйствах много оленей. По словам моих ближайших родственников, они содержали в своих стадах около двух тысяч голов. Мой дедушка по отцовской линии – Сардаков Сидор Иванович был самым первым председателем рыболовецкой артели в посёлке Варьёган с 1930-го по 1945-ые годы.
– Расскажите о том времени, когда Вы пошли учиться в школу?
– Перед тем, как пойти в школу я забеспокоилась о том, что у меня не было никакой русской одежды. И тогда я обратилась к маме и сказала ей, что у меня нет никаких русских вещей, и как же я там буду ходить и учиться в школе. В свою очередь мама обратилась к моей крёстной и спросила её: «Нет ли у тебя какой-нибудь русской одежды? Дочь спрашивает её у меня, чтобы ей можно было ходить в школу». Они, конечно, в то время подшучивали надо мной и смеялись, но я все их разговоры воспринимала очень серьёзно.
Тогда крёстная мать нашла мне резиновые сапоги в заплатках, и я была очень счастлива, что теперь у меня есть своя обувь, в которой могу ходить в школу. В 1971 году я стала учиться в восьмилетней Варьёганской школе-интернате. По окончании школы вышла замуж. Но со временем всё-таки продолжила своё образование. Затем заочно отучилась в Санкт-Петербурге в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена по специальности «культурология».
– Любовь Николаевна, расскажите о том, как Вы шьёте национальную одежду?
– Если у женщины-ханты есть своя семья, то она, конечно, сама должна полностью обшивать её. Зимой я постоянно ношу женскую шубу-сах, которую шила целых три года. Для этого сначала подбирала оленьи шкуры одинаковой расцветки. Затем держала их в специальном растворе, после которого снимала мездру скребком. Потом мяла их своими руками до такой степени, чтобы они стали мягкими, как хорошо выделанная замша. Закончив все эти процедуры, принялась за выкройку и шитьё самой шубы-саха. Но, пожалуй, самая кропотливая работа – это всё-таки вырезание орнаментов и их накладка сверху на шубу. И всему этому меня, конечно же, научила в своё время моя мама. Она была очень искусной мастерицей. Я сегодня говорю своим снохам: «Вы знаете, что в настоящее время благодаря только моей маме, мы на празднике «День оленевода и охотника» выставляем на продажу различные хантыйские поделки из меха. Если бы она меня не научила с самого раннего детства этому шитью, то я бы сегодня и вас не смогла бы ничему научить!» Сегодня наша семья на любых праздниках постоянно продаёт сувениры, изготовленные своими руками. Некоторые люди завышают цены, а мы стараемся сбывать изделия традиционного быта по самой минимальной цене. Народу на наших праздниках бывает мало, поэтому продавать сувениры дорого нет никакой возможности. Если же цена на поделки небольшая, то гости, приезжающие к нам, с удовольствием их раскупают.
– Скажите, а в настоящее время Вы с мужем проживаете только на своём родовом угодье в лесу?
– Да, мы в настоящее время постоянно проживаем только на своём родовом угодье. Хочу сказать, что мы оба находимся на пенсии, занимаемся частным оленеводством и содержим около сорока оленей. Работы у нас в лесу всегда хватает, так что скучать никогда не приходится. Иногда мы вместе с мужем выезжаем на рыбалку. Но это лишь в том случае, если приходится ловить рыбу неводом. Заниматься рыбной ловлей всегда нравилось с самого раннего детства. Мой отец ещё в те далёкие советские времена считался рыбаком-передовиком в Ханты-Мансийском автономном округе.
– Скажите, Любовь Николаевна, что дают Вам лично такие праздники, как «День оленевода и охотника»?
– Такие праздники, как «День оленевода и охотника» проводятся только один раз в год. Люди приезжают сюда со всех близлежащих родовых угодий, они встречаются и общаются между собой, имеют возможность посостязаться в различных видах соревнований и обязательно принимают участие в оленьих гонках. Многие оленеводы продают на таких праздниках оленину, рыбу, а также разные сувениры, изготовленные своими руками. Считаю, что это наш самый лучший и единственный праздник!
Владимир Енов