- Хантыйский
- Русский
Рәт мўв пӑты нўрӑңа ювӑнтԯӑт
Основная причина конфликтов – земля
День оленеводов в Ханты-Мансийском автономном округе ведёт свою историю с 1930-х годов, когда после создания Казымского и Саранпаульского совхозов для поощрения труда оленеводов стали проводить олимпиады. Позже профессиональный праздник работников оленеводческой отрасли стал называться Днём оленеводов.
В городе Когалыме этот праздник проводится более десяти лет. Его организаторами являются ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», Союз оленеводов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и администрация Когалыма. Спонсором мероприятия выступает «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», которая в Югре осуществляет производственную деятельность на 50-ти территориях традиционного природопользования, где проживают 334 семьи (1134 человека) из числа коренных народов. О том, как живется коренным жителям в окружении объектов нефтегазового сектора, мы поговорили с президентом Союза оленеводов Югры Степаном Кечимовым.
– День оленеводов считается весенним праздником, в Ханты-Мансийском автономном округе он стал обыденным: проводится во всех муниципалитетах, районах и населенных пунктах, где есть олени и оленеводы. Это здорово! Это радует. В 1980-1990-е годы оленеводство в районах, где идет интенсивная добыча нефти и газа, было в упадке. В то время осталось очень мало оленей и оленеводы были в отчаянии, потому что жизнь была трудная. Тогда это был переходный период.
А сегодня в Когалыме проводим День оленевода, намечается заезд около 60-ти оленьих упряжек. Помимо когалымских аборигенов, приехали ямальские оленеводы на шести упряжках. Они живут недалеко от Ноябрьска в посёлке Ханымей. Три с лишним часа ехали сюда. Ямальцы знают, что каждый год в Когалыме проводится очень яркий праздник и за два месяца звонили в оргкомитет, официально записались на участие в мероприятии. Наши оленеводы не возражают, чтобы они участвовали в оленьих гонках и других национальных состязаниях.
– Из разговора с главным маркшейдером - начальником отдела главного маркшейдера АУП ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Константином Беляевым, который отвечает за взаимодействие с коренными жителями, сложилось впечатление, что в вашем регионе стойбищные ханты материально живут хорошо.
– Да. С коренными жителями у компании подписано экономическое соглашение. Поэтому они действительно не бедствуют. Раз идет промышленное освоение, эти люди в течение 10-20-ти лет заключают экономические соглашения с Сургутнефтегазом и «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Мало того, нефтяники нам национальные праздники проводят. Если взять сегодняшний праздник, спонсор – «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». В Сургутском районе благодаря Сургутнефтегазу и «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» проводятся все национальные праздники, именно они являются генеральными спонсорами.
С недропользователями мы идем навстречу друг другу на дружественной ноте, и в последние годы между нами нет ругани, конфликтных ситуаций. Если бы друг с другом не уживались, такие прекрасные праздники бы не проводили в Когалыме и других местах. Если конфликты бывают, тут же на месте стараемся их урегулировать.
– Каковы причины конфликтов?
– Причины, на мой взгляд, жизненно важные. Одна из них + ягельные пастбища. Или из-за рыболовных ручьев и стариц. Допустим, в данный момент у недропользователя есть лицензия на участок на 25 или 50 лет. А коренной житель живёт в этом месте, питается от этого озера, речки и ручья. Там его родовое поместье, оленьи пастбища и ягель. Он там всю жизнь живет, его отец, бабушка и дедушка жили. И не хотел бы, чтобы там появились нефтяники. В основном конфликты из-за земли. Наш народ без земли и оленей не может жить. В городе им тяжёло будет жить. Если даже человек переедет в национальный посёлок, уже не та жизнь у него будет. Поэтому он сегодня старается, чтобы у него были олени.
– Как часто хантов просят сменить место жительство в связи с тем, что на их угодьях будет осуществляться нефтедобыча?
– Не то чтобы часто, но это есть. Недропользователи объясняют, что не могут буровую переместить, потому что она должна стоять именно там. Если стойбище перемещают, то нефтяные компании стараются помочь с переселением и обустройством на новом месте. Есть такой пункт в экономическом соглашении.
Если взять когалымский регион, в последние годы поголовье оленей сильно растёт. Сейчас очень много молодежи стремится пасти оленей. К сожалению, кормовая база животных сокращается, и бывают конфликтные ситуации из-за пастбищ. Здесь в основном применяется каралевый метод содержания оленей. А с ним мы далеко не пойдем. Потому что каралевый метод – это нахождение зимой и летом почти на одном месте. Не столько олени ягель съедают, как его перетаптывают.
– Когалымские ханты, как казымские оленеводы, не кочуют на Ямал?
– Нет. Мы живем в кольце нефтяного катка. Нам некуда идти, ни вправо, ни влево. И наша земля здесь. В Казыме пока нет масштабного освоения, но к ним нефтяной каток идет – Сургутнефтегаз уже в 15-18-ти километрах от Нумто работает.
– Когда ехала в Когалым, обратила внимание, что грязный снег только по обочинам. Значит, добыча ведётся таким образом, что природа не загрязняется.
– Наверное, с вами соглашусь. Насколько я знаю, в последнее время нефтяники много внимания уделяют охране окружающей среды и на это выделяются денежные средства. Вижу, как осенью и весной работает техника по сбору разных отходов. Делаются соответствующие амбары. Весной даже вертолёт специально делает облёт вокруг нефтяных объектов, кустов и буровых. Это радует.
– От проблем связанных с нефтяниками хотелось бы перейти к другим вопросам. Знаю, что ханты в других муниципалитетах округа занимаются этнотуризмом. Когалымские оленеводы хотели бы принимать туристов на своих стойбищах?
– Многие хотят, но еще не готовы к этому, им не хватает юридических знаний и не знают, как оформить предпринимательство. Думаю, помаленьку будут это делать. Семья Людмилы Сергеевны Кечимовой недалеко от Когалыма сейчас строит базу с помощью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Там будут олени и этнотуризм. Сейчас для этого Людмила закупает оленей.
– Где жители стойбищ продают оленину, рыбу и дикоросы?
– В последнее время когалымские ханты стараются где-нибудь на дороге встать, или возле рынка стоят. В Русскинской есть национальное предприятие «Ханты ёх», многие туда сдают продукцию. Закупочные цены там даже если несправедливые, к ним идет дотация.
– В Когалыме на Дне оленеводов увидела, что многие стойбищные ханты имеют легковые машины и снегоходы. Даже квадроцикл видела. То есть кроме оленей они обеспечены различной современной транспортной техникой.
– Да. Мы живем в XXI веке и люди должны жить цивилизованно.
Реональда Ользина