Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Вәнтӑт оԯӑңӑн вән мирхот
  • Мўвтєԯ кӑсупсы вєрты ӛр вәԯ
  • Емӑӊхӑтӆ яма мӑнӑс

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Мир нўшайт тўңматўв
  • Округ кәщайт мирхот
  • әңх нәмман, Вәрт нәмман вәаты
  • Пирєсты вєр нух вантсы
  • Няврємӑт оӑңӑн нәмӑсты мос

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Вәтӑ хўват – рәпитӑс
  • Хошум ўң хӑтӑт
  • Пушхӑта щӑта әмӑщ вәс
  • Хӑншӑң йиңӑ ёнтты ими
  • Хӑнтэт вантман тӑйыйт
  • Яң вєр тӑаңа вәты кєша
  • Рәт мўв пӑты нўрӑңа ювӑнтԯӑт

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Вес вой вәйтум тӑхи
  • Нивх хәя мўвев сӑма рӑхӑс

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Рәт ясңӑт вәнԯтӑты оԯӑңӑн
  • Рәт ясңе тӑйэ

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Рәт ясңӑт вәнԯтӑты оԯӑңӑн
  • Хантыйский
  • Русский

Рәт ясңӑт вәнԯтӑты оԯӑңӑн

Образования департамент нєпекӑт эвӑԯт уша вәԯ,  Ёмвош округ-Юграйн 2015-2016-мит оԯңанӑн 28-мит ӑшколаятн няврємӑт рәт ясӑң па литература, краеведение, Ёмвош округ история, география па экология, шуши мирӑт культура, вой хўԯ веԯпӑсԯӑты вєр, Увӑс мир пурмӑсӑт вєрты вєр па ӛрӑңа йиты щир вәнԯтӑԯӑт.

Хӑнты, вухаԯь, юрн мирӑт рәт ясӑң па ли-тература Нуви сӑңхум, Сўмӑтвош, Нефтеюганс-кой, Нижневартовской, Сәрханԯ, Кондинской, Октябрьской па Ёмвош районӑтн 1662-кєм эви-пух вәнԯтӑԯӑт. Сў-мӑтвош, Нуви сӑңхум, Нижневартовской, Октябрьской па Ёмвош районӑтн 291-кєм ай пушӑх яң хотӑтн щи ясңӑтн путӑртты вәнԯ-тӑԯыйт. Щит тумпи Ёмвошн, Сўмӑтвош па Кондинской районңӑн хущи вет дополни-тельной образования нємуп хотӑт вәԯԯӑт, хута 322-кєм ай ёх ищи ԯыв миреԯ ясӑң па вәԯупсы уша павӑтԯӑт. Тӑԯаңтєԯн хӑнты ясӑңа ай ёх 19-кєм ӑшколайн, кӑт допобразования нємуп хотн па ԯапӑт няврємӑт ԯавӑԯты хотн вәнԯтӑԯыйт. Вухаԯь ясӑң ԯапӑт ӑшколайн, и допобразования хотн па хәԯум ай пушхӑт хотн уша павӑтԯы. Юрн ясӑң и ӑшколайн вәнԯтӑԯы. Мосԯ лупты, Нуви сӑңхум район ӑшколайт тухӑԯпи па мўвӑтн рәт ясӑң урокӑт етшуптӑты юпийн вәԯԯяԯӑт.  
2015-мит оԯн Ёмвош округӑн «Концепция по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера» нємуп нєпек єтӑс. Щит вўраңӑн 2015-2020-мит оԯӑта план нєпек хӑншсы. Щи ут нумӑсн шуши мир ясңӑт вәнԯтӑты пӑты арсыр кӑсупсэт па олимпиадайт вєрԯыйт. Щӑԯта йиԯуп щирн ясңӑт вәнԯтӑты утӑт ԯэщатԯыйт па учителят ищи йиԯуп щирн рә-питты вәнԯтӑԯыйт.
Кашӑң оԯ Ёмвошн рәт ясңуп олимпиада вәԯ-ԯяԯ. Тәняԯ йиԯуп шу-ши няврємӑт вәнԯтӑты хуятӑт па учебникӑт хӑншты ёх мирхота ӑктӑщийԯсӑт. Щӑта ԯыв путӑртсӑт, муй пӑты ԯывеԯа ԯавӑрт рәпитты вәԯ. Институт народов Севера кәщая вәԯум ими Диана Герасимова щи оԯӑңӑн тӑмиты нәмӑсԯ: 
– Учебникӑт вєртыя мосԯ, авторской тӑхи хәԯум хуят эвӑԯт вєр-ты, щит методист, няврємӑт вәнԯтӑты хуят па вән нєпекӑң хӑннєхә. Учитель ӑш-колайн рәпитԯ па яма вәԯԯэ, муйсӑр стандартӑт вәԯԯӑт па муй нәпӑт вўш эвӑԯт муйсӑр утӑта няврємӑт вәнԯтӑты рӑхԯ. Ученыйт нємхәнты ӑшколайн ӑн рәпитсӑт, ԯывеԯа атэԯт хуятн учебникӑт хӑншты ԯавӑрт. Щит пӑты щимӑщ хуятӑт нєпекӑт хӑнштыя ищи мосԯӑт, ԯыв грамматика вєр яма вәԯӑт. Хән хәԯум хуят и киника вәтща вєрты питԯӑт, аԯпа, щи пурайн щитӑт яма тывты питԯӑт. 
Тәп ма ӑн ԯӑңхаԯум, ԯәԯн арсыр ясңӑтн щитӑт и хураспия аԯ вєрсыйт. Интум Ас-угорской институтн рәпитты ёх щиты вєрӑнтԯӑт. Щит ювра вєр. Вухаԯь ясңуп учебник хӑнты ясӑң киника кинь-щи па щира хӑншты мосԯ. Вантэ, мўң ясӑңԯўв пасырӑт, щит пӑты хӑнты щирн щит вєрты ӑн мосԯ. 
Педагогической наукайт кандидат Евдокия Немысова: 
– Эвет па пухӑт ӑшколайт хущи рәт ясӑң шимԯ щос вәнԯтӑԯӑт, 8-11-мит классӑтн няв-рємӑт щи ут иса уша ӑн павӑтԯӑт. Ԯапӑт мӑр и щос вўш ямсыева ясӑң вәнԯтӑты щир ӑнтәм, щит пӑты рәт ясӑңӑн моньщӑт па шуши ёх хӑншум кини-кайт ԯўңӑтты ԯыв кәс ӑн тӑйԯӑт. Тәп еша рәт ясӑңӑн путӑртты вәнԯԯӑт.
Рәт ясӑңа вәнԯтӑты нє Валентина Вахрушева (Кондинской район): 
– Интум йиԯуп федеральной нєпекӑт вў-раңӑн шуши мир ясңӑт урокӑт хуԯатум юпийн вєрԯыйт. Ма щирємн, щиты вєрты ӑн рӑхԯ. Вантэ, хӑтԯ кўтуп юпийн няврємӑт вева йиԯӑт па ԯывеԯа вәнԯтыйԯты ԯавӑрт. Щит пӑты ԯыв рәт ясӑң ушӑңа ӑн уша павӑтԯӑт. Щи урок кашӑң ԯапӑт и щос мӑр вәԯԯяԯ, щит пӑты няврєм урока юхӑтԯ па ӑн нәмԯӑԯԯэ, муй сыры вәнԯтӑс. 
Рәт ясӑңа вәнԯтӑты нє Софья Каксина (Ну-ви сӑңхум район): 
– Мухӑлая ӑшколайт хущи сыры иты вєрты мосԯ, ԯәԯн няврємӑт рәт ясӑң урокӑт пурайн ат вәнԯтӑсӑт. Щӑԯта щи вєр хәԯум щос ат вәс: ай ӑшколайн – кӑт щос, и щос – 10-11-мит классӑтн. Муй пӑты па кәртӑтн рәт ясӑң урокӑт хӑтԯ кўтуп юпийн вєрԯы? Ма нәмӑсԯум, образования департамент ёха щи вєр тўңматты оԯӑңӑн вән кәщайта лупты мосԯ. 
 
Реональда 
Ользина
 

Родной язык должен быть в урочное время

По данным департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автномного округа – Югры в 2015-2016 учебном году в 28 школах преподается десять предметов этнокультурного содержания: родной язык и литература, краеведение, география и экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, история Югры, культура народов Севера, охотоведение и рыболовство, национальные виды спорта и национальное творчество.

Родной язык и литературу (хантыйский, мансийский и ненецкий) изучают в Белоярском, Берёзовском, Нефтеюганском, Нижневартовском, Сургутском, Кондинском, Октябрьском и Ханты-Мансийском районах 1662 учащихся. В десяти детских садах Берёзовского, Белоярского, Нижневартовского, Октябрьского и Ханты-Мансийского районов 291 ребёнок обучают говорить на родном языке. Кроме того, работает пять учреждений дополнительного образования детей  (Ханты-Мансийск, Берёзовский и Кондинский районы), где обучается 322 человека. В целом хантыйский язык преподаётся в 19-ти школах, двух центрах дополнительного образования и семи детских садах. Мансийский язык изучают в семи школах, одном центре допобразования и трёх детских садах. Ненецкому языку обучают лишь в одной школе. Необходимо отметить, кроме трёх школ Белоярского района родной язык изучается во внеурочное время.  

В 2015 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра принята Концепция по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера. Утверждён и план мероприятий по её реализации на период 2015-2020 годов. Дорожная карта Концепции в частности включает проведение мероприятий образовательного, просветительского, научно-методического характера для сохранения родных языков; организацию конкурсов и олимпиад, проектов среди детей и молодёжи; создание экспериментальных разработок по методологии и технологии преподавания предметов этнокультурного содержания и разработку программ и модулей для педагогических работников в образовательных учреждениях с этнокультурным компонентом.

Ежегодно в Ханты-Мансийске проводится региональный этап олимпиады школьников Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера. В прошлом году в рамках олимпиады  прошло заседание членов Рабочей группы по созданию примерных программ и вариативных модулей обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Среди них были учителя и специалисты по родным языкам из разных муниципалитетов округа. Они высказали наболевшие проблемы по вопросам преподавания, подготовки учебных пособий и программ на родных языках. В частности бывший директор Института народов Севера Диана Герасимова считает:

–  Для разработки учебников должны быть созданы авторские коллективы. В идеале должен быть союз из трёх человек: методиста, практика-учителя и ученого. Учитель-практик преподаёт в школе, поэтому хорошо знает программу преподавания, стандарты и с какого возраста идёт усложнение материала, знает и возможности школьников. У учителя свой учебник в голове и свои наработки. Учёные никогда не работали в школе, им в одиночку написать учебник очень сложно. Но в авторском коллективе он должен быть, потому что хорошо знает основы грамматики. Тогда, наверно, хорошие бы учебники появились.

Я категорически против использования шаблонов при их создании учебников. К сожалению, это сейчас практикуется в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок: пишут шаблон по хантыйскому языку и по нему предлагают составить учебник мансийского языка. Это неправильный подход. Должен создаваться целевой учебник. Стандарты в образовании есть, но учебник мансийского языка должен отличаться от учебника хантыйского языка. У нас разные языки и грамматика, разное количество фонем и падежей. Поэтому нельзя мансийские учебники делать по хантыйскому шаблону.

Кандидат педагогических наук Евдокия Нёмысова:

–  В школах очень мало часов отведено на преподавание родного языка, в 8-11-х классах родной язык не изучают. За один час в неделю ребята не могут хорошо выучить язык и читать на уроках произведения наших писателей и образцы фольклора. Они лишь могут немного научиться говорить на родном языке.

Учитель родного языка Валентина Вахрушева (Кондинский район):

– Считаю, что урок есть урок, внеурочное занятие –  это другое дело. Сейчас по новым федеральным образовательным стандартам изучение родных языков поставили вне уроков. Во внеурочное время ребенок материал не усваивает, потому что у него в голове и так много информации от предыдущих уроков. Еще мы к нему приходим с родным языком. Урок родного языка всего лишь один час в неделю проходит. Поэтому когда на следующий урок приходим, ребенок не помнит, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

Учитель родного языка Софья Каксина (Белоярский район):

–  Нужно чтобы как раньше во всех школах родной язык преподавался в урочное время. И везде было бы по три часа: в начальной школе –  два часа и один час в 10-11 классах. Почему у нас в Казыме родной язык преподаётся по три часа, как нужно? Почему в остальных школах изучают во внеурочное время? Считаю, что департаменту образования надо этот вопрос поднять перед вышестоящими органами.

Реональда Ользина

Рубрика: 
Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
Номер Ханты Ясанг: 
№ 18 (3462)
21.09.2016

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика