- Хантыйский
- Русский
Тарум опращӑт тӑйты нє
Лыпат хойты тыӆӑщ 17-мит хӑтӆӑн Касум кәртӑӊ нє, «Касум ёх» йис вәӆупсы ӆавӑӆты тӑхи кәща, кәртӑӊ «Югра ӆыӆӊуптӑты» тӑхи кәща нє Елена Терентьевна Федотова 50 оӆа йис. Тӑм ванӑн ӆўв мўӊ редакцияева мойӊа юхтыӆӑс, мўӊ ӆўв пиӆэӆа путӑртсўв па вәӆупсэӆ оӆӑӊӑн иньщӑссўв.
- Елена Терентьевна, еша нӑӊ опращӆӑн оӆӑӊӑн путӑрта.
- Ма Касум кәртӑн сєма питсум, тәп ма ащєм Терентий Алексеевич Федотов Поӆнавӑт кәрт эвӑӆт вәс, ӆўв ащеӆ Рӑсан кәрт эвӑӆт, ӑӊкеӆ – Нум Тўкъякӑӊ кәрт Себуров рәт эвӑӆт вәс. Вән щатьщащєм Ксенофонт Гаврилович Себуров ван хӑтӆуп тыӆӑщ 1937-мит оӆн 15 кәртӑӊ ёх пиӆа хӑняя Пўпи якты хот вєрӑнтӑс, щи вєр пӑта милиция ёх хуӆыева вўсӑт, тәп кӑт-хәӆум хуят єсӑӆсыйт, хӑщум ёх, ӆыв кўтэӆн щатьщащєм, Ас хӑӆты тыӆӑщн нартамӆы щаврамсыйт. Шєӊк пӑӆтап пура вәс.
Ащєм Пуӆӊавӑт вошн зооветтехникум етшуптумаӆ пийн сыры Ванзетур, щӑӆта Касум колхоза рәпитты китсы. Рәпатаеӆ щирн ванкўтӆы Сўмӑтвоша район кәща хота ӊхиӆӑс.
Щӑта ӑӊкєм Софья Дмитриевна Шаркевич пиӆа вәтаӊа йис, ӆўв щӑта вух ӆўӊӑтты па ортты нєӊа рәпитӑс. Ӑӊкєм Тюменской область Голышмановской район Усть-Ламенка кәрт эвӑӆт вәс. Хәнты Россия мўвев хон ики хӑтӆ єтты пєлӑк мўвӑт ӑӆ щирн мӑс, ӆәӆн щӑта айӆтыева кәртӑт ат тывсӑт.
Ма опращӆам Витебск вош пўӊӑӆн вәсӑт, щи вєр оӆӑӊӑн уша вєрмаӆн ӆыв ищи щив мӑнсӑт. Мєт сыры Локти, щӑӆта Новолокти кәртӑн шушмащсӑт. Вән аӊщащєм ар хот вой тӑйс, турн ӆєтут омсӑс, нюки эвӑӆт муӆты вєрты заводӆ тӑйсӑӆэ. Ӆўв тащӑӊ икия вәс, щирн советской лащ вєрум пурайн ӆўв тащӑӊ хә иты нартамӆы тыв, Увӑс мўвева, китсы. Нялинской кәрт пўӊӑӆн ӑӆ вущкӑсы, ӆыв сыры мўв хотн вәсӑт, щӑӆта Нялинской кәртӑн. Дмитрий Шаркевич ӆўв пухӆ, ма аӊщащєм Усть-Ламенка кәртӑн вәс. 1952-мит оӆн реабилитировайтум пийн вән аӊщащєм щив кєрӆӑс. Щи белорусской рәтӆам ариты, якты, стихӑт хӑншты, етнхотӑт аӆьты вєрӑт пєӆы сӑмӑӊӑт вәсӑт. Ма щирємн, мӑнєма ма тарум опращӆам эвӑӆт ар ӛр хӑщӑс.
Мўӊ семьяевн хәӆум няврєм вәс, упєм, ям па ма. Ӆапӑт оӆа вмємн ӑӊкєм ӑнтәма йис, ма пӑтєма вән шәк вәс. Ащевн єнмӑӆсыюв, ӆўӊӑн аӊкаӊкев хуща Усть-Ламенка кәрта рўтьщӑты ӊхийӆсўв.
- Касум ӑшколайн вәнӆтыйӆмаӆн муйсӑр урок мєт мосман тӑйсӑн?
- Ма ар киника ӆўӊӑтсум, щирн рўщ ясӑӊ па литература урокӊӑн сӑмӑӊа тӑйсум. Ӑшкола етшуптумєм пийн Ёмвошн педучилищайн ай няврємӑт тӑйты вєра вәнӆтыйӆсум. Щӑӆта хәт оӆ заочной щирн Тәпӑӆ вошн Д.И. Менделеев пединститут хуща вәнӆтыйӆсум, рўщ ясӑӊа па литературая вәнӆтӑты нєӊа йисум. Рәт Касум кәртєма кєрӆӑсум, тӑта КАШ (Касум антропологической ӑшколайн) рәпитты оӆӊитсум. Щӑта «Рўщ мир йис вәӆупсы» урок тәсум, щи пийн айӆтыева хӑнты мирєм йис вәӆупсы оӆӑӊӑн уша вєрты питсум.
Щи пурайн Ольга Александровна Кравченкойн (Молдановайн) арсыр вєрӑта вәнӆтӑсыюм. Ӆўв унтасӑӆн хӑнты йис вәӆупсыя кєрӆӑсум. Ин хуӆна ӆўвеӆ м нумӑсн нәмман тӑйӆум.
- Нӑӊ «Нумсӑӊ ёх» рўтьщӑты тӑхийн рәпитсӑн, щи вєр оӆӑӊӑн путӑрта.
- 24 оӆ юхӆы тӑм тӑхи тывӑс. Щит мєт мосты тӑхи. Щӑта няврємӑт айтєӆн шуши мир йис вәӆупсы, вєрӑт, шўкщӑты па па вєрӑт оӆӑӊӑн уша вєрӆӑт. Щит пӑта щив арсыр учёной ёх, вєрӑнтты ёх, ариты-якты ёх вохсўв.
Тӑм тӑхия ӊхум няврємӑт ин вәна йисӑт па арсыр тӑхетн рәпитӆӑт, хуйтат шуши мир театрӑн, хуйтӑт ариты-якты вєр еӆӆы тәӆӑт, ӆыв хуӆыева шуши мир йис вєрӑт тӑм йис вәӆупсыя тәӆӑт.
Мўӊ, вантэ, няврємӆўв пиӆа Вўтвош, Тәрумӆор вош па па ай кәртӑта ӊхийӆсўв. Итәх хуятӑт еӆӆы рәт вўт кәртӆаӆа кєрӆӑсӑт па вўӆы тащ ӆавӑӆты, хўӆ па вой веӆпӑсӆӑты питсӑт – щит ищи м! Вәна вмаӆн ӆыв сӑмӑӊа вєрӑт вәйтсӑт – щит мўӊ патэва вән амӑт.
- «Касум» нємпи йис вәӆупсы ӆавӑӆты тӑхи рәпата оӆӑӊӑн путӑрта.
- Мўӊ ин тӑм йис йиӆуп щирн рәпата ӆэщӑтты питсўв, щит пӑта арсыр вухӑӊ кӑсупсэтн кӑсты питсўв. Ин «Моньщ ӛш» вєр ӆэщӑтӆўв, А.А. Ерныхов пухӑт Пўпи якхот вой арӑта вәнӆтӑты питӆ. М.В. Кабакова «Дом сновидений» вєр ӆэщӑтӆ. Щи тумпи «Тӑӆаӊ ёш, тӑӆаӊ кўр» вєр ӆэщӑтман хуятӑт мосты пурайн лекщитты турнӑт ӑкӑтты вәнӆтӑӆўв. Хуӆна ар нумӑс тӑйӆўв.
- Елена Терентьевна, нәптэн ветъяӊа щи вмаӆ, ищи арат еӆӆы вәӆа! Тарум опращӆӑн партум щирн, аӆюм щирн тўӊ ӛш хўват шәша! Рўщ па хӑнты йис вәӆупсы еӆӆы тўва!
Путӑртӑс: Людмила Лонгортова
От предков унаследовала силу
Так в разговоре с нами, вспоминая предков, сказала Елена Терентьевна Федотова. 17 сентября она отметила полувековой юбилей. Вот уже несколько лет она возглавляет Центр историко-культурного наследия «Касум ёх», является депутатом сельского поселения Казыма, председателем сельского отделения общественной организации коренных малочисленных народов «Спасение Югры».
По случаю юбилея мы пригласили её в редакцию, где за чашкой чая побеседовали с ней о её происхождении, жизни и планах на будущее.
– Елена Терентьевна, расскажите о своих корнях.
– Я родилась в селе Казыме, а вот отец Терентий Алексеевич Федотов родом из села Полновата, в свою очередь его отец из деревни Рязаны, а мать, в девичестве Себурова – из Верхних Тугиян, этих деревень уже давно нет. По рассказам родителей, в далёкие 30-е годы с отцом матери, моим дедушкой Ксенофонтом Гавриловичем Себуровым случилась страшная история. Он в декабре 1937 года с дедом Гришкиным добыл медведя и втайне от властей провёл Медвежьи игрища, на которых присутствовали 15 человек – все были схвачены, видимо, кто-то об этом доложил властям. Тогда ведь шла тотальная борьба с любым инакомыслием, шаманизмом, бытованием традиционных верований. Все эти 15 человек, из них две женщины – были сильными людьми, как бы сейчас сказали, лидерами общественного мнения, к ним прислушивались. Двоих или троих позже отпустили, а остальных 8-9 января 1938 года расстреляли здесь, в Ханты-Мансийске. Страшные времена репрессий, коснулась всей моей семьи.
Семья Федотовых была многодетной, чтобы прокормить детей, дедушка забил телёнка, а этого делать категорически нельзя было. Трёх братьев Федотовых тут же арестовали и отправили в Тобольск, позже отпустили, оттуда они возвращались пешком, по дороге один из братьев умер.
Даже мать отца Анастасия Ксенофонтовна Федотова (Себурова) пострадала за то, что её угостили бидоном картошки люди, которым она сплела сети. С этим бидоном она возвращалась коротким путём через картофельное поле, где её уличили, якобы, в том, что она с этого поля выкопала картошку, составили протокол и отправили в Тобольск. Примерно через год вернулась, но уже с подорванным здоровьем. В Полновате она вышла замуж, родила восемь детей, когда моему отцу было всего три годика, её не стало. Из такой многодетной семьи только мой отец дожил до 77 лет, остальные кто в младенчестве, кто в детстве умерли.
Отец учился на ветеринара в Салехардском зооветтехникуме. Вспоминал, что однажды на теплоходе по пути в Салехард тяжело заболел, слёг с высокой температурой, попал в районную больницу села Берёзово, где его выходили, с благодарностью вспоминал врачей.
Уже после окончания техникума дипломированным специалистом был направлен в посёлок Ванзетур, где отработал три года. Затем отправили в совхоз «Казымский». Село Казым тогда относилось к Берёзовскому району, поэтому отцу часто по работе приходилось с отчётами ездить в райцентр. Там в администрации он познакомился с нашей мамой Софьей Дмитриевной Шаркевич – она работала бухгалтером. Родом она была из деревни Усть-Ламенки Голышмановского района Тюменской области.
История её предков следующая. Когда ещё в далёкие царские времена на востоке Российской империи для обживания территории давали наделы земли. Предки жили под Витебском, они, узнав про это, двинулись с обозами на восток, осваивали и обживали новые земли. Сначала поселились в деревне Локти, но они пришлись не по душе ужу живущим там сибирякам, поэтому чуть подальше, под современным Ишимом, основали деревню Новолокти. Поскольку были крепкими хозяйственниками, то, со временем стали зажиточными – прадед Варфоломей Евдокимович Шаркевич открыл кожевенный завод. Во время коллективизации его раскулачили и с семьёй выслали сюда, на Севера, высадили на пустырь возле деревни Нялино, где сначала они жили в землянках, а уже позже переехали в Нялино.
Когда в 1952 прадеда реабилитировали, то он вернулся к своему брату в деревню Усть-Ламенку. У прадеда было четыре сына, мой дед и его брат вернулись в родную деревню, один жил в Ханты-Мансийске, один из братьев Герасим Варфоломеевич Шаркевич в 1942 году погиб на фронтах Великой Отечественной войны, его имя есть на обелиске в парке Победы города Ханты-Мансийска.
Белорусские предки были творчески одарёнными людьми – музицировали, пели в хорах, танцевали. Дедушка сам прекрасно пел, сочинял стихи, играл в театре. Его племянники унаследовали гены – тоже творческие люди.
Ужасное время было – всех и вся подозревали. Репрессии, раскулачивание коснулись всей моей семьи, как подумаешь, так страшно становится.
А с другой стороны часто думаю, какие у меня сильные и крепкие родственники с обеих сторон. Я чувствую, что мне от них досталась сила.
Нас у родителей было трое детей – сестра, брат и я – третий ребёнок. Все мы родились в селе Казыме, на некоторое время переезжали в город Белоярский, потом снова вернулись в Казым. Вся моя жизнь связана с этим селом. Мне было семь лет, когда не стало мамы, нас растил отец, а на лето мы уезжали к бабушке в деревню Усть-Ламенку. А в 1990-х годах мы перевезли к себе старенькую бабушку. Часто во снах возвращаюсь в деревню к бабушке. Но всё равно вся моя жизнь связана с этой землёй, с Югрой, с которою волею судеб укоренились мои предки. К сожалению, я не говорю на хантыйском языке, поскольку родители дома общались по-русски, хантыйскую речь слышала только, когда отец общался со своим отцом и родственниками. С нами жил дедушка, который прекрасно говорил на родном языке.
– Какие учебные предметы в школе у Вас были любимыми? Какой путь вы выбрали для себя после окончания школы?
– В детстве я много читала, порой под одеялом с фонариком, за что ругались взрослые, поэтому любила русский язык и литературу. Мы были активными пионерами, комсомольцами, хотя уже это движение распадалось. Тем не менее мы выросли патриотичным поколением – интересовались Великой Отечественной войной, восхищались её юными героями, часто спрашивали себя, а мы бы смогли так? Мы преклонялись перед ними, перед их подвигами.
После школы поступила в Ханты-Мансийское педучилище на воспитателя детского сада. Практику проходила в родном селе.
После четырёх лет в педучилище, Ольга Александровна Кравченко (Молданова) – мой наставник, спросила, а дальше куда? Поскольку я мечтала стать учителем русского языка и литературы, то она предложила мне заочно учиться в Тобольском педагогическом институте им. Д.И. Менделеева. Как раз подобралась группа ребят-односельчан: её сын Сергей, её племянник Сергей, Галя Бокова. Все вместе в июне мы поехали на установочную сессию в Тобольск, успешно поступили и учились шесть лет, поэтому годы юности связаны с этим прекрасным городом. Училась и работала, преподавала предмет «Русская культура», поскольку я больше о ней знала. С хантыйской культурой я познакомилась лишь в 18 лет. В школе мы организовывали День национальной культуры, учащиеся делились на группы и занимались исследованием хантыйской, ненецкой и коми-зырянской культуры. В конце дня каждая группа представляла свою культуру, таким образом они сами многое для себя открывали.
С учащимися школы ездили по деревням, оленеводческим бригадам, таким образом они погружались в традиционную жизнь, особенно это было интересно поселковым ребятишкам. Вместе с ними я сама постепенно погружалась в культуру своих хантыйских предков, ломался мой русский менталитет, познавала особенности менталитета и характера своего народа.
Потом появилось этностойбище «Нумсанг ёх» («Думающие люди»), в этом году нам исполняется уже 24 года. Здесь дети тоже погружаются в родную культуру, знакомятся с жизнью других народов. Это погружение очень нужно современным детям для понимания мудрости предков. После этих экспедиций я поняла, чтобы поселковому мальчишке понять эту жизнь и стать так называемым лесным человеком, ему нужно минимум пожить неделю в условиях стойбища. Мы ездили несколько лет, так, со временем стали одной большой семьёй. Пусть они по жизни пошли своей дорогой, но эта жизнь, лес, быт, культура наложили отпечаток на всю их дальнейшую жизнь. Кто-то из воспитанников вернулся на стойбище, в деревни, в оленеводство, а кто-то продолжил пропагандировать родной язык и культуру в посёлках, городах.
Сначала мы интересуемся у школьников, о чём они хотят узнать, чему научиться. Потом приглашаем носителей культуры и языка, мастеров, фольклористов, различных учёных, режиссёров, актёров и т.д. Мастер по металлу Леонид Рязанцев учил ребят работать с металлом, другие мастера обучали работе с керамикой, берестой, корнем кедра, мальчишки осваивали национальные боевые искусства и т.д. Кроме этого, мы учим детей писать проекты, с которыми заявляемся на различные конкурсы. Так, у ребят формируется проектное мышление.
Многие из воспитанников говорят, что благодаря этностойбищу им удалось повидать другие регионы России и зарубежные страны. Ребят особенно потряс театральный фестиваль финно-угорских народов «Майтул», там все между собой говорили на родных языках, а наши дети в основном только понимали хантыйскую, ненецкую и коми-зырянскую речь, им стало стыдно, поэтому они стали просить уроки родного языка.
Также мы с Ольгой Александровной Кравченко возили детей в США, Германию. Я считаю, что ребёнок должен увидеть весь мир, но желать вернуться на Родину – это идеально. Увидев самое лучшее, он должен привнести это в свою страну. Держать их взаперти в родном гнёздышке – это неправильно.
Одни из воспитанников нашли себя в городах, кто-то вернулся к себе в деревни, кто-то в оленеводство и привносит в архаичную жизнь оленеводов что-то новое, прогрессивное – это радует.
Есть, конечно, несколько ребят, которые ищут себя, не работают, находятся в поисках работы. Когда-то мне Ольга Александровна Кравченко объясняла, что самим нужно создавать рабочие места, так и я сегодня безработным ребятам доказываю эту истину.
Вот сейчас на территории села Казыма создаём «Ресурсный центр в сфере сохранения родного языка и культуры». Для этого необходимо больше создавать некоммерческих организаций, которые бы заявлялись с проектами по благоустройству территорий, оживить работы национальных общин, небольших деревень, привлечь больше инвестиций на территорию. Сейчас ездим по деревням и обучаем людей написанию проектов, составлению отчётов и т.д. Дело идёт к тому, чтобы создать Окружной Ресурсный центр.
– Расскажите о работе Центра историко-культурного центра «Касум ёх».
– Наша главная задача – сохранение и популяризация в современных реалиях истории и архаичной культуры народов, проживающих на нашей территории, а это ханты, ненцы и коми-зыряне. В селе Казыме мы все развиваемся комплексно, музей не может развиваться сам по себе. Мы сотрудничаем со старожилами села, носителями культуры, мастерами, общинниками, предпринимателями – все вместе проводим различные мероприятия.
Андрей Александрович Ерныхов обучает молодёжь проведению Медвежьих игрищ, разучивает с мальчиками и юношами священные песни.
У нас появилась небольшая ярмарочная площадь, но нужны мастерские, потому что мы хотим сохранить и передать особенности работы с «казымской берестой», мехом, плетением циновок, т.е. всего, что связано с оленеводческим бытом. Некоторые товары выставляем в нашем интерне-магазине.
Марина Викторовна Кабакова сейчас работает с проектом «Дом сновидений», где будут исследоваться сны, ведь по ним можно многое понять, увидеть, словить тревогу, а потом отвести её от себя и т.д.
Со времён пандемии у нас стали популярны оздоровительные туры. Рассказываем и показываем, какими травами издревле лечились коренные народы Югры.
Мы учим собирать травы, в какое время их нужно собирать, объясняем, для чего они предназначены. Этот тур называется «Таланг ёш, таланг кур» («Крепких рук, крепких ног»). Здесь мы пробуем с гостями испечь хлеб в традиционной глиняной печи, чтобы они почувствовали аромат этого душистого хлеба.
У эстонцев мы видели проект «Прочти книгу другу» – это когда два человека читают друг другу книгу, пересказывают и таким образом знакомятся, общаются и раскрываются друг другу. Мы же хотим назвать проект «Фольклорные тропы». Суть проекта в том, что гость с экскурсоводом или жителем села может вместе пойти в лес, поскольку он хорошо ориентируется в этом лесу, то целый день будут вместе собирать ягоды, грибы, кедровую шишку, беседуя друг с другом, рассказывают о себе, т.е. люди раскрываются друг другу, как книги. Или, например, мужчина-ханты покажет, как он рыбу добывает, проверяет слопцы, приготовит уху и т.д. Здесь важно общение.
– Елена Терентьевна, Вы – очень активный человек, а как Вы отдыхаете?
– Люблю путешествовать, познавать мир, жизнь и быт других народов. В прошлом году мы с нашими волонтёрами ездили на родину моих предков по матери – в Голышманово, попутно мы прошли там учёбу, посмотрели, как там реализуются проекты, побывали в разных деревушках, посетили музеи.
Люблю бывать в лесу, собирать ягоды, грибы, шишку – это для меня лучший отдых, а, как известно, лучший отдых – это смена деятельности.
Люблю рукодельничать, работать с берестой, корой, мехом и т.д. – это тоже отвлекает от умственной деятельности.
– Елена Терентьевна, поздравляем Вас от редакции с юбилеем, желаем Вам оставаться такой же активной в деле сохранения родных языков и культуры, новых творческих проектов и их реализации! Крепкого сибирского здоровья и семейного благополучия!
Беседовала Людмила Гурьева