- Хантыйский
- Русский
Урай вошӑң сорни ёшпи ёх
Урайские мастерицы
Недавно, побывав в городе Урай, нам удалось пообщаться с директором филиала окружного центра ремёсел Верой Владимировной Васильевой. Она рассказала о том, как появился их центр, как работает сегодня.
Урайский филиал окружного центра ремёсел был открыт на базе общественной организации в 1997 году. Здесь до сих пор работают мастера, которые стояли у истоков создания центра. Одна из них Галина Михайловна Клитенко, которая на сегодня является лауреатом премии губернатора «Мастер Югры».
Цели и задачи центра ремесел – это возрождение и сохранение народных промыслов. Первое, что было сделано в центре – это мастера освоили южно-хантыйскую вышивку, сейчас уже имеется довольно приличная коллекция вышитых изделий.
Следующее направление работы мастеров – это традиционное вязание, в настоящее время уже собрана большая коллекция вязаных изделий.
В 2005 году мастера начали собирать коллекцию бисерных украшений. Мастерам было интересно восстановить украшения, которые женщины носили в 18-19 вв. Мастера чётко подразделяют на локальные группы ханты и манси, т.е. мы вычленяем локальные особенности северных, восточных, южных локальных групп обских угров, они очень сильно разняться.
Последние два года мастера заняты изучением одежды с использованием металлических отливов. Большой материал был найден в тобольском музее. Много интересно в этом плане мы обнаружили в п. Угут Сургутского района. Сейчас в окружной столице мастерица Элеонора Митрофанова занялась литьем этих отливов. Этому она обучилась на семинаре, который в 2013 году в Ханты-Мансийске на базе музея «Торум маа» проводил мастер Леонид Рязанцев. Вообще, литье, бисер, традиционная одежда – это совместная, коллективная работа с окружным Центром ремёсел. В настоящее время по архивным документам Тобольского музея реконструирован халат, сах, две женские рубахи, детская рубаха с металлическим отливом, несколько украшений, налобные украшения, накосники с использованием бисера и металла.
Мы собрали реконструкции рукавиц с использованием бисера, вышивки в технике ткань по ткани. Также была собрана коллекция традиционной обуви. Эти работы были представлены в окружном центре ремёсел, а также на всероссийских выставках. Часть работ была представлена в Сочи, вывозилась во Францию.
Говоря о планах, Вера Владимировна отметила, что думают сделать большую коллекцию кафтанов, украшенных бисером и металлическими отливами. В этом году запланированы экспедиции по Кондинскому и Белоярскому районах. Хотя Кондинский район считается обрусевшим, но мастерам интересно провести аналогию, узнать, что привнесено русскими, что осталось от традиционного. Бренд Кондинского района на сегодня – это южно-мансийская вышивка. Двенадцать лет назад ее освоила наш мастер Виктория Шашкова, ею она заинтересовалась, когда была отправлена по работе в Тобольский музей и архив. Именно она по схемам, зарисовкам стала пробовать возрождать вышивку. Вышивка на Салыме и Конде очень схожая. Сегодня у нее уже большая коллекция вышитых женских и мужских рубах, платков, штанов и др. Позже мастера стилизовали вышивку, сейчас уже они используют вышивальную машинку.
Далее Вера Владимировна заметила: «Если говорить об особенностях хантыйской и мансийской вышивки, то тут можно сказать, что в хантыйской вышивке используется больше цветов, поэтому она получается более яркой, больше используют растительные мотивы. А в мансийской вышивке используются два цвета – тёмно-синий и коричневый, а рисунок более геометрический. Если в мансийской рубаке вышивка только до середины, то в хантыйская рубаха вышита до самого верха. Мансийская вышивка более скромная. Т.е. мансийская рубаха в отличие от хантыйской выглядела более скромной. В старину ткань для рубахи ткали из крапивы. В то время ткацкий станок был небольшой – всего 40-42 сантиметра.
Кроме этого, сотрудники урайского центра ремёсел пытались восстановить технологию изготовления крапивного полотна. Информацией об этом поделился основатель музея в селе Половинка Хомяков Анатолий Николаевич. Для этого сотрудники глубокой осенью собирали крапиву, вымачивали при определённой температуре, получился небольшой клубок крапивных ниток. Мастера собираются продолжить работу в этом направлении.
На сегодня вышитая одежда – это показатель территории Кондинского района. Выезжая на различные мероприятия, всем стразу становиться понятно, что мастера представляют Югру.
Поинтересовались у директора, насколько активно они принимают участия в различных мероприятиях. Вера Владимировна отметила, что принимают участие во всех городских мероприятиях. Как правило, на большие мероприятия заказывают сувенирную продукцию. Для изготовления сувениров заказывают оленьи шкуры в Казыме, бересту по весне заготавливают сами. Мастера центра проводят мастер-классы для населения, в том числе и детского. По проекту «Мудрость и мастерство» работают с гражданами пожилого возраста, которые с удовольствием работают с бисером, тканью, берестой.
Людмила СПИРЯКОВА