- Хантыйский
- Русский
Ԯєр йиңԯӑт ванԯтӑсыйт
Сундучок из корня кедра
Издревле обские угры пользовались самодельной посудой, изготовленной из дерева, бересты и кости. К ним относятся и корневатики – сосуды, плетённые из корня кедра. 30 сентября в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» открылась выставка «Вязаный сундучок-корневатик», как раз посвящённая корневатикам. На экспозиции представлены экспонаты из коллекции фондов этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» и окружного музея «Природы и Человека».
Почему выставка носит такое название? Потому что фактура поверхности сосудов из корня кедра напоминает вязание. Корневатик – это коробка, плетённая из кедрового корня и прутьев черёмухи. Корень кедра для изготовления посуды ханты и манси выбрали не случайно – по сравнению с корнями других деревьев он эластичный и прочный. Следовательно, срок службы предметов из него продолжительный. Размеры сосудов различаются в зависимости от их назначения, есть большие как сундуки, а есть средние и мелкие. По форме они круглые и прямоугольные с выпуклыми стенками и крышками.
Коренные народы Югры корневатики использовали в быту для хранения сухих пищевых продуктов, предметов рукоделия, домашней утвари, шкур животных, ритуальных предметов, мелких инструментов, охотничьих принадлежностей. Эти сосуды легкие, поэтому ими удобно пользоваться во время кочевок, а благодаря плотному плетению и хорошей гигроскопичности материала, они были водонепроницаемыми. Поэтому кроме хранения утвари, корневатики использовали для нагрева воды.
Корень кедра заготовляли летом, при этом у одного дерева не обрезали слишком много корней, чтобы его не сгубить. Затем корень расщепляли на четыре-шесть частей, очищали и получали ленты для плетения. Для долгого хранения их скручивали в моток. Перед использованием заготовку вымачивали в воде, и ленты приобретали те же свойства, что и свежие корни кедра.
В качестве инструментов для обработки корня кедра и плетения используются станок, ножи и костяные либо металлические шила. Технология изготовления сосуда состоит из постепенного оплетения черёмухового прута лентами из корня кедра. Крышка коробки плетется отдельно и привязывается к нему ровдужными ремешками. А разный цвет посуды получается при окрашивании полосок корня кедра отваром из лиственницы.
На выставке в этнографическом музее «Торум Маа» представлены различные по размеру и форме сосуды, изготовленные в 1950-2000-е годы мастерами Сургутского, Нижневартовского, Берёзовского и Белоярского районов. Там же есть станок для обработки корня кедра, мотки лент из корня и черёмуховые прутья. Среди экспонатов самый большой по объёму корневатик датируется XIX веком. Он привезён со Средней Оби. По легенде в нём хранили изображение Богини Калтащ. Но со временем сосуд состарился, и его перевели в разряд хозяйственной посуды и в нём лежали меха и выделанные шкуры. Ещё одна достопримечательность выставки – корневатик для хранения сухих продуктов, сделанный руками мансийского скульптора и художника Петра Шешкина. Следующий экспонат, вызывающий интерес публики, – это плетёная тарелка для сухих продуктов. Чаще всего такие тарелки были распространены у восточных ханты.
К XX веку посуда промышленного изготовления вытеснила корневатики. По этой причине в настоящее время осталось незначительное число мастеров, умеющих их изготавливать. Плетение корневатиков – очень трудоёмкая работа, поэтому чаще всего её выполняли мужчины. Но среди женщин тоже есть мастерицы, которые занимаются ремеслом плетения коробок. Как пример, семинар по технологии плетения корневатиков в этнографическом музее «Торум Маа» (2015 год), где Полина и Тамара Казамкины, Ульяна Иуси из Варьёгана обучали мастеров плетению сосудов из корня кедра. И хотя таких умельцев сейчас единицы, по мнению научного сотрудника сектора научно-экспозиционных и выставочных работ музея «Торум Маа» Ирины Ксенофонтовой, технология плетения корневатиков окончательно не утрачена. Потому что кроме мастеров, есть этнографические описания и видеофильмы об изготовлении коробок из корня кедра. В свою очередь, для сохранения технологии изготовления корневатиков, музей и далее планирует проводить семинары по обучению этому ремеслу.
Реональда Ользина