- Хантыйский
- Русский
Рәт сый вәшԯ ки – мир па хуԯӑԯ
Ай тӑхет потты тыԯӑщ 5-митн Общественной палатайн мир-хот вєрӑнтсы. Щӑта путӑр мӑнӑс, хуты-саты округевн государственной культурной политика ямсыева ԯэщӑтты мосԯ. Щи вєр ԯєрамттыя Ас-угорской мирңӑн ясӑң ԯыԯңуптӑты вєр нух вантсы.
Нет языка – нет народа
5 октября состоялось заседание Совета Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, посвященное вопросам реализации государственной культурной политики в округе и механизма реализации единой культурной политики на примере решения проблемы сохранения обско-угорских языков. В заседании приняли участие сотрудники разных департаментов, Института развития образования, Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, ЮГУ и представители коренных малочисленных народов Югры. Докладчики отметили, что в округе накоплен позитивный опыт в области сохранения языков и культуры аборигенных народов. В частности, для решения проблемы сохранения языков и традиционной культуры действует Научно-координационный совет. Планируется создание Реестра носителей родного языка и исполнителей фольклора коренных народов, данные которого внесут в электронный Реестр объектов нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Югры.
Председатель комиссии Общественной палаты ХМАО-Югры по культуре, межнациональным отношениям и вопросам коренных малочисленных народов Севера Екатерина Лоншакова обратила внимание, что для обсуждения взяли тему сохранения обско-угорских языков, чтобы легче было понять, как выстраивать новую стратегию государственной культурной политики в Югре на инновационной базе и межведомственном взаимодействии. «Если сегодня найдём подход к самой болевой проблеме округа – сохранению языков и культуры коренных народов, то поймем, как формировать стратегию культурной политики. Этот вопрос сегодня актуален, так как с исчезновением языка исчезает народ. Если найдем ключ решения этой проблемы, может быть, поймем алгоритмы действия и станем решать вопросы совместными усилиями», – думает она.
Начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера департамента образования и молодежной политики Ирина Лисютина заметила, хотя в округе делается многое для сохранения обско-угорских языков, данные переписей 2002 и 2010 годов свидетельствуют об уменьшении числа владеющих языками коренных народов. «Язык не сохранить только силами школы, нужно объединение всех ведомств. Необходимо формировать у ребенка потребность в изучении родного языка. Даже если поставим в школьную программу половину часов родного языка, ребенок не захочет на нём говорить, потому что язык нигде не поддерживается, на нём не говорят в семье. Ребёнок слышит родную речь только там, где семья ведёт традиционное хозяйство. Нельзя ребенку объяснить, как пасти оленей, используя русский язык», – сказала представитель департамента образования.
Президент общественной организации «Спасение Югры» Александр Новьюхов предложил в работу по сохранению родных языков активней вовлекать представителей коренных народов, а детям и молодежи создать мотивацию к изучению родного языка.
На заседании также он поднял проблему существования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре организаций и фондов, которые прямого отношения к коренным народам не имеют. Задачу этих псевдоорганизаций А. Новьюхов видит не в защите интересов коренного населения, а в получении ими грантовой поддержки. «Появились фонды, которые под эгидой коренных народов требуют бюджетное финансирование и представительские функции на всевозможных площадках. Их лозунги и лейтмотивы преподносятся как идеи аборигенных народов. При этом они указывают, что и каким образом делать этим народам. Вот в чем их опасность», – считает руководитель ОО «Спасение Югры».
Говоря о подготовке кадров из числа коренных малочисленных народов Югры, Екатерина Лоншакова в своём выступлении сказала: «Это же парадокс, что в ЮГУ не готовят преподавателей хантыйского и мансийского языков. Это немыслимо!». Заведующий кафедрой немецкого языка Сургутского государственного университета Александр Евласьев тоже выразил недоумение по этому поводу. «Это очень странно и непонятно, что на территории автономного округа нет вуза, который готовит учителей родного языка. Мы живём в национальном округе и это достаточное основание для того, чтобы такие дисциплины в качестве регионального компонента вводились в высших и средних учебных заведениях». Он считает, что практику подготовки учителей родного языка обско-угорских народов в ЮГУ нужно возобновить. А. Евласьев также обратил внимание, когда идет речь об обучении родным языкам, почему-то преподавание ограничивается только районами компактного проживания народов Севера. На его взгляд, языки малочисленных народов нужно преподавать и в городе. И чтобы не только обские угры, но и люди других национальностей могли изучать хантыйский и мансийский языки. А вузы готовили бы учителей не только из числа ханты и манси, но и всех желающих изучать обско-угорские языки.
Заведующий кафедрой филологического образования и журналистики Сургутского государственного университета Николай Ганущак поднял проблему литературы на родных языках: «Научное сообщество сегодня взволновано состоянием, в котором находится национальная литература в России. В 1970-2000-е годы были заложены ростки национальных литератур, и они активно развивались благодаря мощной поддержке государства. Имена Ювана Шесталова, Еремея Айпина, Юрия Вэллы как раз появились в то время и стали известны всей стране. За последние два десятилетия в национальной литературе не появилось ни одного имени».
Директор Института народов Севера Югорского государственного университета Татьяна Дятлова согласилась с предыдущими ораторами, что есть необходимость в подготовке учителей родного языка для сельских школ. Она сообщила, что разработан план мероприятий по возобновлению подготовки национальных кадров, которое в свое время прекратилось из-за сокращения числа бюджетных мест. Т. Дятлова обратилась с просьбой к членам Общественной палаты включить в Решение заседания обращение в департаменты образования и финансов о выделении дополнительного финансирования направлений, связанных с этнообразованием.
Председатель некоммерческой семейной (родовой) общины «Хунзи» Сергей Хунзи тоже не согласен с тем, что в Югорском государственном университете прекратили обучать учителей родного языка. Но большую часть своего выступления посвятил проблеме выделения квоты на вылов рыбы. По его словам, в Нижневартовском районе царит несправедливое отношение к ханты, манси и ненцам, поскольку городским жителям не выделяют квоты. Он полагает, необходимо изменить Правила рыболовства, чтобы всем аборигенам предоставлялась возможность добывать рыбу. «Не имеет значения, человек проживает в районе или в городе. Потому что наш народ должен везде обучать своих детей и внуков традиционным видам деятельности», – сказал глава общины.
Реональда Ользина