Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ульяна Данило

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Нӑртамԯы щаврамтум ёх оԯӑңӑн нәмты
  • Финно-угорской хӑтԯӑт оԯңитсыйт
  • Рәт сый вәшԯ ки – мир па хуԯӑԯ
  • Югорской университет 15 о постӑс
  • Округевн хотӑт йипатыйт
  • Каш вєрты хот омӑссы

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округев кәщайт мирхот
  • И ӛрн, и нумӑсн рәпитты питԯӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Няврємӑта йиԯуп киникайңӑн мойԯӑс
  • Касум ики путрӑт
  • «Н. Пирогов» Ваньщавӑт кәртӑн вәс

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Ям пурмӑсӑт пӑты кӑсупсыйн нух питсӑт
  • «Хӑтԯ» театр 15 тӑа йис
  • Пўпи якты хот
  • Тӑԯн ԯўвеԯа вєра ищки
  • Ԯаԯясты па вой веԯты мир оԯӑңӑн ванԯтупсы
  • Ԯєр йиңԯӑт ванԯтӑсыйт

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Мари мирарӑт па путрӑт хәԯӑнтсўв

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Пўпи якты хот
Пўпи якты хот Касум вошн
Пўпи якты хот Касум вошн
  • Хантыйский
  • Русский

Пўпи якты хот

Тӑм ванӑн Ёмвошн «Пўпи якты хот» арӑт, якӑт вәты ёх ӑктӑщийсӑт. Ёмвош эвӑт Тимофей Молданов, Касум эвӑт Андрей па Татьяна Ерныховңӑн, Яков Тарлин па Михаил Молданов, Сәрхан мўв эвӑт Сергей Кечимов, Семён па Любовь Айпинңӑн, Данил па Эльвира Покачевңӑн па Геннадий Рынков вәсӑт. ыв нәмӑссӑт па путӑртсӑт, муй иты еы айат ёх емӑң арӑта па якӑта вәнтӑты.

Исторической наукайт кандидат ики Тимофей Молданов лупӑс:
– Касум мўвн «Пўпи якты хот» арӑт па якӑт Пётр Иванович Сенгепов, Данил Николаевич Тарлин па па хуятӑт яма вәсӑт. Ин щи вән хуятԯўв ӑнтәмӑт. Щиты 1991-мит он Нуви сӑңхум районӑн Хаюп шәп сӑңхум кәртӑн «Пўпи якты хот» вєрӑнтсўв. Щи оӑтн арӑң-моньщӑң хуят ар вәс. Иса Югра мўв арсыр вошӑт эвӑт щирн «Пў-пи якты хота» нәптэ вәна ювум ёх ӑктыйсўв. Щиты Хаюп шәп сӑңхум кәртӑн «Пўпи якты хот» иса ямсыева тӑрмӑщ эщӑтыйсэв. Щи емӑңхӑтӑт пу-райн кәщая икет кўтн Яков Иванович Сенгепов па имет эвӑт Татьяна Тихоновна Тебетева вәсңӑн. ын иса мўңты памӑтман тӑйсӑн, муйсӑр арӑт па ўңӑтупӑт па хән вєрты. ын, вантэ, вән хуятңӑн па ар «Пўпи якты хотн» вәсңӑн па яма вәсӑн, муй иты тәса вєр тәты. ыв ариюм ара щи пурайн ма нух хӑншийсӑам. Ин Сәрхан хӑнтэт «Пўпи якты хот» 1985-мит он нух хӑншман вәум емӑң арӑт вәнтӑты кєша нынана мӑўв. Щиты айтыева ариты па якты вєрӑт ияха ӑкӑтман ки, еы тәса Вой якты вєрев тыв. Вантэ, Сәрхан хӑнтэт «Пўпи якты хот» еша па щирн вєрӑт. Щӑта юхи хӑщты пурайн мєңкӑт юхӑттэн ыв кўлащӑт па Касумн щи вєр ӑнтәм. Щимӑщ кӑт сыр ай суртӑт вәӑт.   
ўңӑтупӑта ма няв-рємӑт вәнтӑум, ывеа вєра әмӑщ. Щӑта щит вєра ущхуь вантты. Тәп ма пӑум, ўңӑтупӑт вәнтӑты мӑревн арўв а вәтшӑԯўв. Щи пӑта ин арӑт ай ёх пиа вәнтӑты мос. Вой  ущхўь арӑт ариттыйн хәӑнтты хуят па мос. 
Еы Аган мўв хӑнты ики Семён Айпин лупӑс:
– Ма ая вәмємн нәмєм, хуят Нёрум вой тә ки, нємасыя як хот эщӑтыйса. Щӑта катра «Пўпи якты хот» арӑт па якӑт вәты хӑннєхә ар вәс. Ӛхӑт интернатӑн вәты питмємн йис хӑнты ясңєм вәтшӑсєм па щиты арўв юрємӑсўв. Щӑта мўң ернасўв ӑн тӑийсӑўв. Щиты рәт мирев йис ясӑң па нумӑс мўң эвӑтэва нух вәшумса.  
«Пўпи якты хот» пурайн сай ясӑңӑн путӑртты мос. Ма нәптєм ёх щи вєрӑт еша вәӑ па йипа єнумты нартуп хуятӑт щимӑщ суртӑта вәнтӑты мос. Вантэ, Пўпи кашӑң тӑхи юкӑн нєм тӑй. Щи пӑта ин йис вєрӑт нух нәмӑмӑты мос. Щӑта ар сувӑт нумӑсн вәӑт, тәп ариты ясӑң ӑн тӑйўв. Аган мўвн ин «Пўпи якты хот» арӑт яма вәты хӑннєхә ӑнтәм. Ма Александр пухєм ӑңха йис арӑт па якӑт вәнтӑты. Тӑм ванӑн этноакадемия вєр пиа Тимофей Молданов Мегион воша юхтыйман мўң ай няврємўв яма хәӑнтсӑт па вантсӑт. Щӑта ӛхӑт хӑт нив оуп ай хиыем хӑнты ар ариман шәший, муй хәӑс, щит щи арємӑс. Щи пӑта няврємӑт рўтьщӑты пурайн «Пўпи якты хот» арӑт па якӑт вәнтӑты мос. 
Касум мўв хә Яков Тарлин ястӑс: 
– Ин айат ёх арсыр арӑт хәӑнтӑт. Ма нәмӑстємн, мос Вой арӑт яма нух хӑншты па ай ёх хӑнты мир йис арӑт ат хәӑнтӑт. Иса ванӑн тӑйман, хәнты ищимурт няума арӑт питӑт.  
Тӑми вәйман тӑйӑн: «Этноакадемия обских угров» нємуп вєр 2016-мит йиуп тыӑщ вўш эвӑт «Торум Маа» нємпи йис пурмӑсӑт шавиты тӑхийн рәпитты ёх па хӑнты учёной ики Тимофей Молда-нов вєрты питсэ. «Пўпи якты хот» вєрӑт тӑм ут мухты Сәрхан районӑн па Касум вошн няврємӑт вәнтӑӑт. 
 
Ульяна Молданова

Медвежьи игрища

В Ханты-Мансийске прошла встреча носителей репертуара «Медвежьих игрищ», прибывших из города Ханты-Мансийска Тимофей Молданов, из села Казыма Андрей и Татьяна Ерныховы, Яков Тарлин и Михаил Молданов, а также представители сургутских ханты Сергей Кечимов, Семён и Любовь Айпины, Данил и Эльвира Покачевы и Геннадий Рынков. Знатоки проведения «Медвежьих игрищ» размышляли, как лучше передать молодому поколению этот важный праздник обско-угорских народов. 

Кандидат исторических наук Тимофей Молданов сказал:

– На казымской земле репертуар «Медвежьих игрищ» хорошо знали Пётр Иванович Сенгепов, Данил Николаевич Тарлин и другие. Так, «Медвежьи игрища» были проведены в 1991 году в Белоярском районе в деревне Юильске. Отрадно, что в те годы было достаточно носителей и знатоков проведения этого обрядового праздника. Мы в то время в Юильск привезли со всех муниципалитетов Югры специалистов, знающих песни, танцы из «Медвежьих игрищ». Благодаря носителям культуры, праздник был проведён в полном варианте. На этом торжестве, посвящённому медведю, сценарием игрищ управлял Яков Иванович Сенгепов, а из женщин эту роль выполняла Татьяна Тихоновна Тебетева – это очень уважаемые люди, они были духовными лидерами народа и присутствовали раньше на многочисленных «Медвежьих игрищах». Нас, молодёжь, они во всём направляли, учили, мы беспрекословно слушались их. Вариант «Медвежьих игрищ» в Юильске 1991 года мною полностью был записан на аудио и видео. Сейчас я с вами хочу поделиться аудиозаписью «Медвежьих игрищ» 1985 года, которые прошли на сургутской земле. Если молодёжь начнёт прослушивать записи этих священных песен, они обязательно запоют. На генетическом уровне  молодые люди владеют песенным и танцевальным репертуаром «Медвежьих игрищ». У молодёжи нужно разбудить память предков. «Медвежьи игрища» у обско-угорских народов практически одинаковые, но есть и локальные особенности. Например, у сургутских ханты в последний день  игрищ приходят Менки-великаны, которые борются с духами-покровителями. У казымских ханты этот элемент отсутствует. Такие вот особенности и мелкие различия встречаются и с другими локальными группами ханты и манси.

Также я обучаю сценкам из «Медвежьих игрищ» молодёжь. Это востребовано зрителями, это смешно и забавно. Но есть и опасность потери песенного репертуара «Медвежьих игрищ», потому что для того чтобы исполнять песни этого праздника нужен и слушатель. Есть необходимость с ребятами учить песенный цикл «Медвежьих игрищ».

Далее с нами пообщался аганский ханты Семён Александрович Айпин:

– Я помню в детстве, если кто-то добывал лесного зверя, то обязательно  проводили обряд медведю, съезжались ханты с разных территорий. В те годы знатоков «Медвежьих песен» было много. Мы детьми слушали дедовы сказы, песни о священных местах и о празднике медведя. Затем по достижению семи лет я попал в школу-интернат, и постепенно с памяти были стёрты все песни и сказки на хантыйском языке. Во время «Медвежьих игрищ» присутствующие между собой общались на своеобразном потайном языке, это связано с тем, чтобы дух добытого медведя не мог понять, о чём люди между собой говорят. Так, например, люди, присаживаясь за стол, чтобы есть варёную медвежатину, приглашали гостей такими словами: «Идите есть ягоду!» В настоящее время на Агане молодёжь не владеет репертуаром «Медвежьих игрищ». Сегодня для нас проект «Этноакадемия обских угров» очень важен. У нас есть надежда передать древнюю культуру подрастающему поколению. У меня сын Александр с огромным желанием разучивает «медвежьи песни». В Мегион приезжал руководитель проекта «Этноакадемия обских угров» Тимофей Молданов, дети внимательно смотрели сценки из «Медвежьих игрищ», слушали песни в его исполнении. Вернувшись домой, наш восьмилетний внук запел «медвежьи песни». В каникулярное время необходимо детей обучать репертуару этого праздника. 

Знаток мужских хантыйских танцев Яков Тарлин отметил:      

– Сейчас молодёжь активно слушает современную музыку. Нужно «медвежьи песни» записать на электронные носители, и молодёжь их будет также слушать. Если священные песни будут постоянно у них на слуху, то они вскоре сами запоют.      

Для справки:

Образовательный проект «Этноакадемия обских угров» этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» стартовал в январе 2016 года с целью возрождения и сохранения обрядовой традиции коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Медвежий праздник». Руководитель проекта – кандидат исторических наук Тимофей Молданов. Обучение проходит в Сургутском районе и в селе Казыме Белоярского района.

Ульяна Данило

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 20 (3464)
19.10.2016

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика