- Хантыйский
- Русский
Пўпи якты хот
Тӑм ванӑн Ёмвошн «Пўпи якты хот» арӑт, якӑт вәты ёх ӑктӑщийсӑт. Ёмвош эвӑт Тимофей Молданов, Касум эвӑт Андрей па Татьяна Ерныховңӑн, Яков Тарлин па Михаил Молданов, Сәрхан мўв эвӑт Сергей Кечимов, Семён па Любовь Айпинңӑн, Данил па Эльвира Покачевңӑн па Геннадий Рынков вәсӑт. ыв нәмӑссӑт па путӑртсӑт, муй иты еы айат ёх емӑң арӑта па якӑта вәнтӑты.
Медвежьи игрища
В Ханты-Мансийске прошла встреча носителей репертуара «Медвежьих игрищ», прибывших из города Ханты-Мансийска Тимофей Молданов, из села Казыма Андрей и Татьяна Ерныховы, Яков Тарлин и Михаил Молданов, а также представители сургутских ханты Сергей Кечимов, Семён и Любовь Айпины, Данил и Эльвира Покачевы и Геннадий Рынков. Знатоки проведения «Медвежьих игрищ» размышляли, как лучше передать молодому поколению этот важный праздник обско-угорских народов.
Кандидат исторических наук Тимофей Молданов сказал:
– На казымской земле репертуар «Медвежьих игрищ» хорошо знали Пётр Иванович Сенгепов, Данил Николаевич Тарлин и другие. Так, «Медвежьи игрища» были проведены в 1991 году в Белоярском районе в деревне Юильске. Отрадно, что в те годы было достаточно носителей и знатоков проведения этого обрядового праздника. Мы в то время в Юильск привезли со всех муниципалитетов Югры специалистов, знающих песни, танцы из «Медвежьих игрищ». Благодаря носителям культуры, праздник был проведён в полном варианте. На этом торжестве, посвящённому медведю, сценарием игрищ управлял Яков Иванович Сенгепов, а из женщин эту роль выполняла Татьяна Тихоновна Тебетева – это очень уважаемые люди, они были духовными лидерами народа и присутствовали раньше на многочисленных «Медвежьих игрищах». Нас, молодёжь, они во всём направляли, учили, мы беспрекословно слушались их. Вариант «Медвежьих игрищ» в Юильске 1991 года мною полностью был записан на аудио и видео. Сейчас я с вами хочу поделиться аудиозаписью «Медвежьих игрищ» 1985 года, которые прошли на сургутской земле. Если молодёжь начнёт прослушивать записи этих священных песен, они обязательно запоют. На генетическом уровне молодые люди владеют песенным и танцевальным репертуаром «Медвежьих игрищ». У молодёжи нужно разбудить память предков. «Медвежьи игрища» у обско-угорских народов практически одинаковые, но есть и локальные особенности. Например, у сургутских ханты в последний день игрищ приходят Менки-великаны, которые борются с духами-покровителями. У казымских ханты этот элемент отсутствует. Такие вот особенности и мелкие различия встречаются и с другими локальными группами ханты и манси.
Также я обучаю сценкам из «Медвежьих игрищ» молодёжь. Это востребовано зрителями, это смешно и забавно. Но есть и опасность потери песенного репертуара «Медвежьих игрищ», потому что для того чтобы исполнять песни этого праздника нужен и слушатель. Есть необходимость с ребятами учить песенный цикл «Медвежьих игрищ».
Далее с нами пообщался аганский ханты Семён Александрович Айпин:
– Я помню в детстве, если кто-то добывал лесного зверя, то обязательно проводили обряд медведю, съезжались ханты с разных территорий. В те годы знатоков «Медвежьих песен» было много. Мы детьми слушали дедовы сказы, песни о священных местах и о празднике медведя. Затем по достижению семи лет я попал в школу-интернат, и постепенно с памяти были стёрты все песни и сказки на хантыйском языке. Во время «Медвежьих игрищ» присутствующие между собой общались на своеобразном потайном языке, это связано с тем, чтобы дух добытого медведя не мог понять, о чём люди между собой говорят. Так, например, люди, присаживаясь за стол, чтобы есть варёную медвежатину, приглашали гостей такими словами: «Идите есть ягоду!» В настоящее время на Агане молодёжь не владеет репертуаром «Медвежьих игрищ». Сегодня для нас проект «Этноакадемия обских угров» очень важен. У нас есть надежда передать древнюю культуру подрастающему поколению. У меня сын Александр с огромным желанием разучивает «медвежьи песни». В Мегион приезжал руководитель проекта «Этноакадемия обских угров» Тимофей Молданов, дети внимательно смотрели сценки из «Медвежьих игрищ», слушали песни в его исполнении. Вернувшись домой, наш восьмилетний внук запел «медвежьи песни». В каникулярное время необходимо детей обучать репертуару этого праздника.
Знаток мужских хантыйских танцев Яков Тарлин отметил:
– Сейчас молодёжь активно слушает современную музыку. Нужно «медвежьи песни» записать на электронные носители, и молодёжь их будет также слушать. Если священные песни будут постоянно у них на слуху, то они вскоре сами запоют.
Для справки:
Образовательный проект «Этноакадемия обских угров» этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» стартовал в январе 2016 года с целью возрождения и сохранения обрядовой традиции коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Медвежий праздник». Руководитель проекта – кандидат исторических наук Тимофей Молданов. Обучение проходит в Сургутском районе и в селе Казыме Белоярского района.
Ульяна Данило