- Хантыйский
- Русский
орвош хӑнтэт вәупсы оӑңӑн айке вєрӑс
Лыпӑт хойты тыӑщн Мужи вошн орвош районӑн Ямал мўв уватн вәты хӑнтэт, сӑранӑт па рўщӑт кўтн V-мит пўш арсыр єтутӑң-пурмӑсӑң вантупсы мӑнӑс.
Жизнь и проблемы шурышкарских ханты
2 сентября в селе Мужи Шурышкарского района проходила V Обская юбилейная сельскохозяйственная ярмарка. Не глядя на ненастную осеннюю погоду, на выставку-продажу приехало множество её участников и гостей.
Как раз в день открытия этой ярмарки я сумел встретиться с заместителем начальника Управления по вопросам сельского хозяйства и делам народов Севера администрации муниципального образования Шурышкарского района Ниной Владимировной Озеловой и побеседовать с ней о жизни и проблемах шурышкарских ханты.
— Нина Владимировна, в какой семье Вы родились, где обучались, когда стали работать в администрации Шурышкарского района?
— Я родилась возле озера Варчато у подножия Уральских гор в оленеводческой семье. Училась в посёлке Восяхово, получила в 1996 году высшее образование и стала работать в родной школе учителем хантыйского языка, а чуть позже — русского языка и литературы вплоть до 2000 года. Уже в 2001 году меня пригласили на работу в районную администрацию.
— Расскажите о жизни коренных жителей Шурышкарского района — ханты, как они живут, какие проблемы их в настоящее время беспокоят?
— В настоящее время на территории Шурышкарского района, равной 62 тысячам квадратных километров, проживает 10 тысяч человек. Пять тысяч относятся к коренным народам Севера. Среди них семь манси, около двухсот ненцев и все остальные — это ханты. В настоящее время наибольшая часть молодых людей из числа народа ханты остаются жить после окончания своей учёбы в городах по всему Ямало-Ненецкому, Ханты-Мансийскому автономным округам и, конечно, в различных посёлках и городах по всей нашей необъятной России. Всего же наших шурышкарских ханты должно насчитываться порядка 10 тысяч человек, если не больше. А вообще это самая крупная группа ханты, до сих пор хорошо сохранившая свой родной язык, культуру, традиции, обычаи, национальную одежду, хотя в последние годы тоже очень многое бесследно уходит. Нарушен привычный для народа ханты традиционный уклад жизни и его уже ничем не заменишь и не восстановишь.
— Сколько, примерно, шурышкарских ханты в настоящее время проживает во всех маленьких деревнях-гортах или посёлках и ведёт традиционный уклад жизни, то есть занимается рыболовством, охотой, оленеводством и сбором дикоросов?
— На сегодняшний день только более пятисот человек из числа народа ханты занимаются такими традиционными видами жизнедеятельности, как: охота, рыболовство, сбор дикоросов и оленеводство.
— С какими наболевшими вопросами обращаются к вам, как к районному начальству, жители из периферии?
— Проблем, я думаю, как и у всех достаточно большое количество. У наших оленеводов — это, конечно, снабжение брезентом, сукном, а также печками-буржуйками для отопления чума. Кроме того, в настоящее время всем нужны генераторы для электричества. У каждого человека есть сотовый телефон, Интернет, телевидение, а для их использования просто-напросто необходимы электрогенераторы. Оленеводы в нашем Шурышкарском районе относятся к двум совхозам «Горковский» и «Мужевский». Всего же у нас насчитывается 10 оленеводческих бригад: четыре — в Горках, а шесть в Мужах. Поголовье всех стад составляет 15 тысяч оленей. Причём, половина из них — совхозные, а другая половина — частные. Средняя заработная плата оленевода составляет всего 20 тысяч рублей. Многие родители даже не хотят, чтобы их сыновья или дочери оставались в оленеводстве. Только поэтому в последнее время наша молодёжь не имеет никакого стремления вести традиционный уклад жизни. И оленеводов остаётся очень мало. И ещё одна очень существенная проблема: некоторые молодые люди, оставаясь в традиционной среде, никак не могут найти себе вторую половину. Девушки-ханты не хотят жить той жизнью, какой жили их мамы и бабушки. Мужчине одному всегда тяжело заниматься рыболовством, охотой или оленеводством. Кто его будет обшивать, обстирывать, кто будет содержать его жильё в тепле, кто же ему поесть приготовит, если он возвращается всегда голодный и уставший после рыбной ловли, охоты или выпаса оленьего стада? Поэтому мы на всех наших традиционных праздниках стараемся познакомить молодых людей, чтобы они создавали свои семьи. И, конечно, наши старания не пропадают и часто создаются крепкие новые пары, как среди рыбаков, так и оленеводов.
— Нина Владимировна, скажите, а в каком возрасте в настоящее время уходят на пенсию рыбаки-охотники и оленеводы, если они всю жизнь проработали в традиционных видах хозяйственной деятельности?
— Те люди, кто ведёт традиционный уклад жизни, всегда выходят на пенсию раньше других. Женщины оформляются в 45 лет, а мужчины — в 50 лет. Но при всём этом, по законам Российской Федерации, всегда учитывается их полный стаж работы 25 лет.
— Например, состарились рыбаки или оленеводы, вышли на пенсию, а как в таком случае для них разрешается вопрос с жильём?
— В связи с этим у нас есть Постановление Губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, что рыбаки-охотники и оленеводы поставлены в отдельную очередь на получение жилья. А недавно вышел другой закон по ЯНАО, что инвалиды, старые люди и ветераны из числа рыбаков, охотников, оленеводов в самую первую очередь смогут получить субсидию на приобретения жилья там, где они захотят жить.