- Хантыйский
- Русский
Хӑншӑң сэвум вей тыйты хош
Йис тєӑн Ас хӑнты имет хӑншӑң сэвум вейт, посӑт па порӑхшәпӑт тыйӑт. Ас мўв хӑнтэт ин тӑмхӑт вәнта тыйты вєре тӑйэ.
Потомственная вязальщица
Вязание чулков с хантыйским орнаментом распространенно у обских ханты на Большой и Малой Оби. Вязание из шерстяной пряжи сохранилось и сегодня. В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре часто проводятся семинары, мастер-классы по традиционному вязанию обских угров. Также на просторах интернета можно за скромную цену приобрести хантыйские орнаментированные чулки и варежки. Из традиционных видов вязаной одежды сохранились чулки и варежки. Обские женщины на протяжении многих лет сохраняют традиционные методы вязания. Каждая мастерица знает с детства огромное количество орнаментов, которые сама ещё и обыгрывает в каждой вещи. Узоры на варежках и чулках столь же значимы, как все орнаменты в традиционном искусстве.
Сегодня я вам хочу рассказать о потомственной вязальщице Снегур (Молдановой) Наталье. Родилась она 4 июня 1964 года в селе Ванзевате Белоярского (Берёзовского) района ныне в многодетной хантыйской семье. Глава семейства Ксенофонт Прокопьевич — потомственный рыбак-охотник, мать — Екатерина Ивановна — домохозяйка. Отметим, что чета Молдановых воспитала тринадцать детей. Екатерина Ивановна награждена орденом «Мать-героиня».
Наталья Снегур вязанию хантыйских орнаментированных чулков научилась у своей мамы Екатерины Ивановны, которая была отменной рукодельницей. Мать семейства обшивала и обвязывала всех детишек. Семья никогда ни в чём не испытывала нужду, потому что много трудилась. Отец многодетной семьи, живя на Оби, был удачливым рыбаком и охотником.
Наталья, окончив 8 классов в селе Ванзевате, учёбу продолжила в Полноватской средней школе. Затем по направлению рыбацкого колхоза «Победа» поехала учиться на бухгалтера в Анапскую школу по подготовке руководящих кадров. Далее вернулась в родной Ванзеват и много лет проработала экономистом, а потом и бухгалтером в колхозе. Воспитала троих сыновей. Старшие сыновья уже обзавелись семьями. Младший сын Юра — студент, учится в Белоярском политехническом колледже.
Я поинтересовалась у мастерицы:
— Наталья, что вы первый раз связали?
— В 7 лет я пошла в первый класс, в школе у нас был кружок «умелые ручки». Там я и подкрепила свои знания по вязанию. Татьяна Григорьевна Ледкова показала, как набирать петли, как вязать лицевые и изнаночные петли. А первое, что я связала — это шарф. Было столько восторга, я сама связала! Позже в возрасте 13 лет я в подарок матери связала хантыйские чулки «Сэвум вей». Тогда они казались мне самыми красивыми, самыми оригинальными, и я очень гордилась тем, что они понравились маме.
— Наталья, кого вы считаете вашими наставниками?
— Моими наставниками стали народные мастерицы из села Ванзевата Нина Семёновна и Екатерина Дмитриевна Молдановы, Матрёна Егоровна Яркина, Евгения Петровна Русмиленко. Эти рукодельницы научили меня хантыйскому вязанию. Хантыйские орнаменты, резинку обязательный «обережный» узор-крест и о других тонкостях мастерства мне рассказала и показала Евдокия Егоровна Молданова. Конечно же, главными наставниками я считаю свою маму Екатерину Ивановну и бабушку Матрёну Ивановну. У меня мама очень хорошо вязала. Пожилые женщины, увидев чулки связанные мной, говорят, что у меня в вязании виден почерк моей матери. Сегодня вязание хантыйских чулков — ханшан сэвум вей — моё любимое занятие. Для меня это способ творческого самовыражения. Я очень хотела научиться вязать хантыйские чулки, как у моей бабушки. У меня всё получилось, вывязываю узоры, вяжу резинку, с которой и начинается вязание чулка. Теперь я с уверенностью и знанием дела могу сказать — я умею вязать Сэвум вей! В среднем чулки вяжу три дня. А когда начинала вязать чулки, то за неделю только получались.
— Наталья Ксенофонтовна, пользуются ли спросом традиционные вязаные вещи?
— Да, люди заказывают, покупают. Сегодня спрос на чулки без пятки и мыска, молодёжи такие вещи нравятся. Также заказывают участники фольклорных коллективов для выступления.
Отметим, что в связанных Натальей Ксенофонтовной хантыйских чулках красуются многие женщины. Её работы можно увидеть на различных выставках декаративно-прикладного искусства. Своё мастерство она передаёт невесткам и внучкам, которые дорожат особым «почерком» в вязании своей семьи. Кроме этого мастерица плетёт из бисера хантыйские нагрудные украшения «Турлопс» и портмоне с хантыйских узорами, шьёт традиционные хантыйские платья. Есть желание научиться шить из налимьей кожи.