- Хантыйский
- Русский
Вухаӆь юхан эвӑӆт Рябчиковӑт рәт ёх
Ван хӑтӆуп тыӆӑщ 6-мит хӑтӆӑн «Торум Маа» музей хотн Рябчиковӑт хоттєӆ ёх оӆӑӊӑн ванӆтупсы пўншсы. Щит «История страны в истории семьи» вєр щирн ӆэщӑтсы. Тӑм ванӆтупсыйн арсыр архивӑт эвӑӆт ӑктум нєпекӑт, музей пурмӑсӑт, хотӑӊ ёх кан хурӑт па пурмӑсӑт ванӆтӑсыйт.
Оӆӑӊ ясӑӊ музей кәща нєӊа Л. Алфёровая мӑсы. Ӆўв лупӑс:
- Мӑнєма шєӊк әмӑщ, хуты мўӊ округев вән мӑӊхӑтӆ еӆпийн тӑта ӑктӑщсўв. И вән ванӆтупсы па щи пўншӆўв, мӑта щирн шуши мирев оӆӑӊӑн путӑртӆўв. «Торум Маа» тӑхийн щит 20 муӆтас ванӆтупсы, хута мўӊ шуши мирӑт йис рәт оӆӑӊӑн путӑртӆўв па тӑта ванӆтӑӆўв. Ма нәмӑсӆум, тӑм вєрев еӆӆы тәты питӆэв, щи пӑта хуйтат рәтэӆ оӆӑӊӑн айт ӑкӑтӆӑт, тӑта нынан ӆавӑӆӆўв.
Йис пура вўш эвӑӆт шуши мир ас па юханӑт кимӑӆн кәртӆаӆ вєрсӑт. Щи унтасн ӆыв кўтэӆн ӊхсӑт, тынєссӑт, вой-хўӆ веӆпӑсӆӑсӑт па па арсыр мосты вєрӑт ӆэщӑтсӑт. Катра йис путӑр щирн, хән вән йиӊк вәс, хӑннєхуятӑт щи вән йиӊкӑн сора тәсыйт, Рябчиковӑт рәт ёх Вухаӆь юхан ӆєпн хӑщсӑт па кәрт вєрсӑт. Ӛхӑт, хән йиӊк ая йис, Вухаӆь юхан тывӑс. Ӆыв Кещ ӆор кәрт вєрсӑт, ӛхӑт па па пєлӑка касӑӆсӑт, щӑта Ващ кәрт ӆэщӑтсӑт. Щӑта щи вәӆты питсӑт па рәтэӆ айкємн вәна щи йис. Щи кәртӑн хӑнтэт, вухаӆят, рўщӑт вәӆты питсӑт па айкємн кәртэӆ Юрты Васькинские щирн нємӑтты питсэӆ.
Щи кәрт кӑрӑщ юхан хонӑӊӑн вәс, щӑта ар рӑп вәс. Па нумӑс вәӆ, хуты Рябчиковӑт опращ нєм рӑп ясӑӊ эвӑӆт тывӑс. Щӑӆта, хән мир нух хӑншсыйт, айкємн Рӑп эвӑӆт Рябчикова йисӑт.
Щимӑщ вән рәпата вєрты пӑта иса рәт ёх нух хӑншты ар ӛр мосӆ. Архивӑт хуща айкеӆӑт кӑншты, хӑннєхуятӑт кӑншты, ӆыв пиӆэӆа вәйтантыйӆты, путрємӑты. Щи оӆӑӊӑн «Торум Маа» тӑхийн рәпитты нє Н. Краснопеева путӑртӑс. Ӆўв ясӑӊӆаӆ щирн, рәпатайӆ 2006-мит оӆн оӆӊитсӑӆэ. Ипўш киникайн, хута репрессированной шуши ёх нємӑт хӑншман вәсӑт, опращӆаӆ нємӑт шиваӆӑсӆэ. Ӆўв нумӑсн юхӑтсы, щи оӆӑӊӑн мсыева уша вєрты. Щи оӆӑтн ФСБ итәх архивӑт пўншсыйт. Музей эвӑӆт щив пищма хӑншсӑт, ӆәӆн архива ат єсӑӆсы. Щӑта ӆўв вет хӑтӆ мӑр рәпитӑс па щи пурайн ӆўв Роман Егорович аӊщащеӆ па кӑт яйӊӑӆ Егор Егорович па Василий Егорович па па кәртӑӊ ёх оӆӑӊӑн уша вєрӑс.
«Торум Маа» тӑхийн рәпитты нє Р. Решетникова ащеӆ Герман Семёнович Рябчиков рәт оӆӑӊӑн уша вєрты питӑс. 1930-мит оӆӑтн вән щатьщащеӆ Кузьма Елисеевич Рябчиков Ёмвошн хуӆт пєӆы тәсы, ӆўв пухӑӆ, Раиса Германовна щатьщащеӆ, Семён Кузьмич ищи Ёмвошн пӑратсы. Герман ащеӆ щи пурайн ай вәс, щиты ащиӆы щи єнмӑс. Па ӛхӑт айкємн Рябчиков рәтӆаӆ оӆӑӊӑн еӆӆы айт кӑншты щи питӑс.
Н. Шабаршина щащеӆ Александра Егоровна Рябчикова Васькинской юртӑт эвӑӆт вәс. Ӆўв Ваньщавӑт кәрта имия вўсы. Щащеӆ кӑт пух тӑйс Илья па Тихон, ӆын Вуӆаӊ Отечественной ӆаӆь эвӑӆт юхи ӑн юхӑтсӑӊӑн. Ӛхӑт вән Илья пухӑӆ оӆӑӊӑн «Новости Югры» газетайн хӑншсы. Щи оӆӑӊӑн С. Нестерова путӑртӑс.
Экономической наукайт доктор хә В. Куриков Н.Е. Краснопеевая, Р.Г. Решетниковая, Н.В. Шабаршиная тӑмӑщ вән рәпата вєрмеӆ пӑта па рәт ёхӆаӆ ха ӑкӑтмеӆ пӑта м пәмащипа ясӊӑт лупӑс.
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Вах
Потомки хантыйского рода Рябчиковых с реки Вогулка
Так называется выставка, открытие которой состоялось 6 декабря в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа». На экспозиции были представлены копии материалов архивного фонда регионального управления ФСБ Российской Федерации по Тюменской области, предметы фондовой коллекции музея и семейные реликвии, фотографии, документальные материалы из частных архивов потомков хантыйского рода Рябчиковых.
Гостей выставки поприветствовала директор музея «Торум Маа» Людмила Алфёрова:
– Мне очень приятно, что мы в преддверии Дня рождения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры открываем очередную выставку, которая таит в себе богатство земли нашей – это люди. Это то наследие, которое мы получаем из поколения в поколение, и я горжусь, что наш музей «Торум Маа» уже столько лет реализуется самый главный, самый замечательный выставочный проект «История семьи в истории страны», потому что мы собираем судьбы в единую большую семью. Родословных у нас уже больше двадцати. И замечательно, что в некоторых людях они пересекаются и таким образом я считаю, что вместе с вами, дорогие земляки, благодаря усилиям наших сотрудников, благодаря энтузиастам, мы формируем историю нашего автономного округа. Я думаю, что эта работа будет продолжаться, потому что у нас есть ещё много замечательных династий, родов, которые обязательно должны остаться в истории нашего человечества. И поэтому, кто ещё работает над своими родословными, мы всех приглашаем к дальнейшему сотрудничеству.
Ведущая выставки Ирина Ксенофонтова рассказала, что с незапамятных времён люди селились вблизи водоёмов, вблизи рек, поскольку это и дорога, и ресурс пропитания. И река Вогулка, несущая свои воды на северо-востоке Берёзовского района, стала родной для большого рода Рябчиковых, поселившихся на берегах этой реки. Есть легенды, предания, что во время всемирного потопа, вода разнесла людей по разным местам. Предки рода Рябчиковых остановились на берегу реки Вогулки и основали поселение Кещ лор. Река со временем встала в свои берега. Реки, как известно, имеют свойства менять свои русла и, поднявшись, Вогулка стала подмывать берег и люди переселились на противоположный берег. И назвали своё селение Ващ корт (Узкая деревня). Но поскольку ханты, манси и русские переселенцы жили рядом, то на карте со временем появилось новое название – юрты Васькинские. Хотя основное название деревни было совсем другим.
Интересно ещё и происхождение фамилии рода Рябчиковых. Река Вогулка с очень крутыми обрывистыми берегами – любимое место ласточек, которые по-хантыйски называются «рап». Вот от названия птиц и произошла хантыйская фамилия Рябчиковы (Рапшикопат). Но многоразовые переписи, непонимание хантыйского языка переписчиками привело к тому, что в итоге из Рапчиковых получились Рябчиковы.
Составление родословных – это большая кропотливая работа, огромный по времени труд. Это работа в архивах, с информантами. Нужно быть связующим звеном всей огромной родословной. В родословной Рябчиковых восемь поколений, люди разъезжаются по разным географическим точкам, бывает, что между ветками начинает теряться родственная и информационная связь. Собрать воедино всех родственников, записать информацию, систематизировать и выложить в ту родовую сетку, которая представлена сегодня на выставке как самостоятельный выставочный объект – это большой многолетний труд.
Начала эту работу в 2006 году Наталья Краснопеева, сотрудник музея «Торум Маа». Когда открылись архивы ФСБ, у Натальи Евгеньевны появилась идея пообщаться с родственниками рода Рябчиковых и собрать полную родословную.
Вот что об этом рассказала Наталья Краснопеева:
– В 1999 году появилась книга со списками репрессированных и расстрелянных в 1937 году коренных жителей. Моя цель была найти дедушку Романа Егоровича Рябчикова. Фамилию дедушки нашла, при этом я для себя открыла, что там значатся ещё два его брата Егор Егорович и Василий Егорович Рябчиковы, а также бабушкин старший брат Николай Тихонович Новьюхов. И у меня появилась мысль съездить и поработать в архивах ФСБ. Мы составили письмо. Я поехала, работала там пять дней. Тяжело было читать тома, узнавать, что там происходило. Потом стала ездить уже по территориям. С первой публикацией «История семьи в истории страны» выступила в 2007 году на музейной конференции.
Сотрудница музея «Торум Маа» Раиса Решетникова описала родословную по материнской линии, а затем решила сделать и по отцовской. Её деду Кузьме Елисеевичу Рябчикову было 79 лет, когда он был расстрелян в Ханты-Мансийске в 1930-х годах. Его сына Семёна Кузьмича Рябчикова расстреляли, как сына шамана. Её отцу Герману Семёновичу Рябчикову ещё не было и года, когда это случилось, и он вырос уже без отца. Так она продолжила поиск своих родственников по отцовской линии Рябчиковых, и оказалось, что у них с Натальей Краснопеевой общие предки.
Жительница села Ванзевата Нина Шабаршина рассказала о своей бабушке Александре Егоровне Рябчиковой. Она была родом из юрт Васькинских, её сосватали в село Ванзеват. Судьба бабушки была интересной, но трудной, в Ванзевате её звали Вухаль юхан ими – женщина с реки Вогулки.
Сотрудница Окружного Дома народного творчества Светлана Нестерова продолжила рассказ о судьбе её первого сына – Ильи Семёновича. Он был призван на фронт, и от него не было никаких вестей. И 2006 году, когда были открыты архивы ФСБ в окружной газете «Новости Югры» появилась статья «Осетин из рода Молдановых», где описывается его военная судьба.
– Автор статьи пишет о нём в одном случае, как Илья Семёнович Молданов, а в другом, как Илья Иванович Молданов. Надо пояснить, что прабабушка Александра Егоровна два раза была замужем, и Илья – сын от первого брака. А уже потом на фронт ушёл Тихон – это сын от второго брака, он уже был Семёнович. Поэтому у двух сыновей, которые не вернулись с фронта два разных отчества, – говорит Светлана Нестерова.
Доктор экономических наук, профессор и внук Александры Егоровны Рябчиковой Владимир Куриков добавил, что у бабушки от первого брака было двое детей, она рано овдовела. И родители бабушки приехали за ней и увезли на малую родину. Через какое-то время уже родители покойного мужа приехали в деревню и уговорили её вернуться в Ванзеват, что, мол, есть ещё младший сын, они попросили её выйти за него замуж. Александра Егоровна решилась уехать с ними. И вот в результате она вышла замуж за второго сына.
– Я бабушку помню, она приезжала к нам в Полноват, я был тогда маленький. И она меня воспитывала: «Учись, Вова, хорошо, будешь большим начальником!» А у нас мама часто болела, постоянно находилась на лечении в больнице, поэтому бабушка приезжала и водилась с нами. У меня на всю жизнь остались тёплые воспоминания, как она нас воспитывала, – вспоминает Владимир Михайлович.
Он выразил благодарность Наталье Евгеньевне Краснопеевой, Раисе Германовне Решетниковой и Нине Васильевне Шабаршиной за то, что они провели очень большую работу по составлению родословной Рябчиковых.
– Благодаря этим корням, у нас такая большая семья. Я призываю молодёжь слушать своих бабушек, дедушек, изучать свои корни. Ведь через них мы узнаём о своём прошлом, исторических событиях, которые происходили у нас в округе. О нашей Югре много написано, у неё богатая история! – продолжил Владимир Куриков.
Надежда Вах