- Хантыйский
- Русский
Шуши мир ясңӑт оԯӑңӑн путӑртсӑт
Тӑм ванӑн Ёмвошн шуши мир ассамблея депутатӑт 51-мит мирхота ӑктӑщийԯсӑт. Вуԯаң нўшайт тўңматты щив хӑнты мир поэтесса М.К. Волдина, хӑнты мир ученой Е.А. Немысова, вухаԯь мир поэт А.С. Тарханов, хур хӑншты хә Г.С. Райшев, округ общественной палатайн рәпитты нє Е.В. Лоншакова, Югорской государственной университетн вәнԯтӑты нє Д.В. Герасимова па па ёх вохсыйт.
О проблеме сохранения обско-угорских языков
25 апреля в Ханты-Мансийске состоялось 51 заседание ассамблеи коренных малочисленных народов Севера. На заседании присутствовали хантыйская поэтесса М.К. Волдина, исследователь хантыйского языка Е.А. Немысова, мансийский поэт А.С. Тарханов, хантыйский художник Г.С. Райшев, член общественной палаты Ханты-Мансийского округа Е.В. Лоншакова, преподаватель Югорского государственного университета Д.В. Герасимова и другие.
Заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры О.И. Белоножкина рассказала о предложении Правительства округа внести изменения в статью 1 Устава округа, касающееся включения в Устав названия региона «Югра». Присутствующие высказали свое мнение против введения данного названия в Устав. М.К. Волдина сказала: «Мы гордимся тем, что живем в Ханты-Мансийском автономном округе. Из этого названия люди знают, что здесь живут коренные народы Севера ханты и манси. Они испокон веков населяли эти земли. Поэтому нет необходимости включать в Устав название «Югра».
Начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера Департамента образования и молодежной политики округа И.Б. Лисютина рассказала о реализации закона «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в 2015 году. По ее словам, по результатам статистики 2010 года, количество владеющих хантыйским языком упало с 70 процентов до 18,6 процентов. Пожилые носители языка умирают, молодое поколение не говорит на родном языке.
Как сказала И. Лисютина, в 2015 году на заседании правительства автономного округа была принята концепция по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре. Цель этого документа: создание условий для изучения и преподавания родного языка, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера – ханты, манси, ненцев.
Ежегодно представителями департамента проводится олимпиада по хантыйскому и мансийскому языкам для учащихся округа. Как сказала Ирина Борисовна, тексты и задания для олимпиады тщательно подготавливаются специалистами департамента. «Мы ищем инновационные моменты, чтобы привлечь детей к участию в конкурсах. Следует отметить, что олимпиада по родным языкам включена в перечень премий Президента России, это стимул для детей», – говорит И. Лисютина.
Департамент образования и молодежной политики округа сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным университетом им. А.И. Герцена. В настоящее время с округа 23 человека обучается в данном университете на разных факультетах. В Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже дети обучаются хантыйскому и мансийскому языкам. Как сказала Ирина Борисовна, сейчас ведется работа по подготовке кадров в Югорском государственном университете. «Студенты, окончившие высшие учебные заведения и затем устроившиеся на работу в национальные школы округа, получат гранты в размере 200 тыс. рублей, а затем все молодые специалисты получат по 100 тыс. рублей от муниципалитетов», – отметила И. Лисютина.
Е.В. Лоншакова считает, что обучение родному языку идет от семьи, от рода. Язык нужно сохранять не только в местах традиционного природопользования, но и в селах и городах. На стойбищах дети итак говорят на родном языке, а вот в городах и селах язык утрачивается. «Нужно разработать систему, в которой обучение родному языку начнется с 3-х лет. Нужно разработать нормы – мелкогрупповое обучение. Югорский государственный университет должен готовить кадры, чтобы он имел полномочия для реализации программы «Подготовка преподавателей». Необходимо сохранить все диалекты и говоры хантыйского языка: казымский, тегинский, среднеобской, сургутский, ваховский, шурышкарский. Считаю необходимым создание банка данных носителей различных диалектов», – сказала Е. Лоншакова.
Если в советские годы была система по обучению родным языкам, этому было отдано определенное количество часов во всех национальных школах, то сейчас этого нет, где-то дети учат родной язык факультативно, где-то один час в неделю. С болью в сердце об этом на заседании говорила Е.А. Немысова. «С 2002 года не издано ни одного учебника по хантыйскому языку, только азбука и занимательная грамматика», – говорит Евдокия Андреевна.
И. Лисютина ответила, что учебники не издаются из-за того, что они могут издаваться только на тех языках, которые включены в федеральный перечень, а туда могут попасть только республики. Именно поэтому здесь можно издавать только пособия.
Чтобы сохранить наш язык, необходимо приложить общие усилия, увеличивать количество часов для обучения детей, при этом начать изучать язык дети должны с детского сада.
Надежда Рагимова