- Хантыйский
- Русский
Няврэмӑт оӆӑӊӑн
Тӑм птрэм мўӊ йисэвн няврэмӑт энмм оӆӑӊӑн. Щи верӑт 60-мет тӑӆӑтн вусӑт. Ёх ӆаӆь юпийн ӆавӑрта вус. Колхосэв кўш «миллионер» нэм мщатмaн тӑйс, тyп ёхӆaӆ нюр миллионер хрпия ӑн вусӑт. Няврэмӑт вyн ёхӆaӆ пиӆа ищи рупитсӑт. Кашӑӊ хят ӑӊкеӆа-ащеӆа верытты кемн нётспа верӑс. Ӆўӊ хӑтӆӑн ким этӆaн ки, нэмӆт хят ӑн щaлэмантaӆ-сыемaнтaӆ: хӆыева аеӆ-вунэӆӑн рупитсӑт. Ай няврэмӆaӆ па пӑнтӑн тyӆӆaӆ. Ёӆн хя хӑйӆайт. Хӆыева хун няврэмиет садика яӊхсӑт.
Ёх хӆыева вунтӑн вусӑт. Хй хўӆ веӆпӑсӆӑс, хй трн сэврӑс. Колхосн хўӆ веӆпӑсӆӑты ёх планӑн миймaн тӑйсайт. Щирн кӑт вун хята йи хопн веӆпӑсӆӑты щир ӑнтм вус; норма-план ӆэщӑтты щир ӑнтм вус. Щи прайн мотор хопӑт ӑнта этсӑт, ёх сӑрaн хоп муй ай хоп ӆeпн яӊхсӑт. Ӆўӊӑн веӆпӑсӆӑты ёх еша туп иӆ ӆомтыӆӑт, иса рупитӆӑт. Хўв ӆты питӆӑт ки, ӆўӊ рўвӑӊ хӑтӆӑтн хўӆӑт яма хун йиӆӑт, мхты шӑкӆӑт – хӆ эпӆӑтӆӑт.
Щи прайн рыбакӑт нётты вўраӊӑн пиӆ щира план ӑн тӑйты няврэмӑт пӑнтӑн вун ёхн тутӆисайт. Туп ӆўӊа йиӆ, туп ӑшкола рупитты тӑхеӆ эӆты вӆыйӆ, няврэмлэӊкет ӑктмӆайт, ащиӆаӆн, яйӆаӆн, пиӆаӆн мхты вунта щи туӆайт. Тӑӆaӊ ӆўӊ мӑр щӑта хтты, пеӆӊа ӆaпӑтмaн, щи вeӆӆӑт, хӑшапн хоӆӆӑт. Сўсн ӑшколая мӑнты еӆпийн ёхи щи туӆайт.
Кашӑӊ хӑтӆ веӆпӑсӆӑтэӆ прайн аӆӑӊ нх киӆты мосӆ. Няврэмиет, aӆпа, тӑӊха, ӆомӆaӆ йиӆaйт па щиты щи нх сайкоптыйӆӆӑт па нётты мӑнӆӑт. Кўш вот, кўш ерт верыӆыйӆ, хоӆпӑт вaнтты иса мосӆ. Ӑӆ кепи ар aтма йиты хўӆ хӆта туӆaйт.
Вуншик няврэмӑт па колхосн трн хӑрн рyпитсӑт: хй ӆовн трн кyншӑс, хй копнайт ияха тaӆӆийс, хй па пай ёвӆӑс. ӆсӑт-хоӆсӑт ищи вунтӑн-трн хотн. Туп ертӑӊ хӑтӆӑтн ёхи тутӆисайт.
Мӑтты няврэм рупaтайӆы хӑщӑс ки, щи хӑннэху па хятн веӆпӑсӆӑты вохӆа, трн верты нётты вохӆа.
Ёӆн хӑщм ай ёх ӑӊкиӆаӆ, ёӆн хӑщм ёхӆaӆ пиӆн трн ӆыв тӑйты вой-хўӆӆаӆа версӑт. Юшеӆ хўв муй ван вус, ӆыв ищи сӑрaн хопн муй ай хопн яӊхсӑт – ӆовӑӆсӑт.
Тӑӆн ай ёх урокӆaӆ юпийн ӑӊкиӆaӆ пиӆн трн тaӆсӑт, тўтъюх тaӆсӑт, ӆовӑт-мисӑт омӆэпа йиӊк еньщты вўраӊӑн тутӆисӆaӆ-воштысӆaӆ, намыӆта ӆовн ёхи йиӊк тусӑт. Аӆӑӊ ӑшкола еӆпийн пхиет ӆов шӑнша нaвӑрмӑӆӑт, сора нык йиӊк еньщты ӆовӆaӆ тувемийӆaӆ. Щӑӆта ӑшколая мӑнӆӑт.
Ӆўӊ товийн па няврэмӑт колхосӑта варс морытты вохиӆисайт-тутӆисайт. Вун сӑрaн хоп тэӆыева веникн морытса, ӆэӆса па ёхи ӆовӑӆса. Тӑӆн щи витаминӑӊ ӆэттӑт мисӑта ӆапӑтсайт.
Эвиет мис пусты, ай мисӑт еньщӆтӑты, нащaм хирты ӑӊкиӆaӆа нётсӑт. Ӆўӊӑн па колхос мисӑт пусты щира вунта ӑӊкиӆaӆ пиӆа яӊхсӑт.
Щиты щи прaйн няврэмӑт энмсӑт-вуӆсӑт, ӑӊкиӆaӆа-aщиӆaӆа, колхоса вун нётспа версӑт.
Ар рупитсӑт, щиты вуӆты вунӑӆтыйӆсӑт. Вуна йиӆӑт, туп ай прайн верм верӆaӆ нмсӑн хӑщӆӑт. Еӆӆы щи верӆaӆ туӆӆaӆ-вуйтӆaӆӆaӆ. Щит ям щи.
Тӑм йис па щира йис. Щиты няврэмӑт рупитты питӆӑт ки, мхты хят нюхмӑӆ: «Нын муя няврэм рупитты пaртӆӑӆӆӑн? Ӑн рӑхӆ, ӆўв ай. Вуна йиӆ – питӆ рyпитты». Туп няврэм айтэӆн ӑн вyнӑӆтыйӆты ки рyпитты, вyна йиӆ – верӆ ӑн вуйтӆӑӆӆэ. Укщмты рyпата эӆты питӆ. Яна щи, ӆавӑрт рупaтая ӑн рӑхӆ няврэмӑт партыя. Кен рупaтайн, верытты кемеӆн, ат рупитӆӑт, еӆӆы вуӆты вунӑӆтыйӆӆӑт. Вуна йиӆӑт – щи верӆaӆ мосмӑӆӑт.
Ӆаӆь юпийн энмм ёх.
Ӆаӆь юпийн вуӆм ёх,
Ар рупата рупитыйсты,
Арсыр вер нын верыӆыйсты.
ӆмин иса муй ӑнт йиса
Аӆӊӑтн сора нх куртсайты,
Мисӑт пусты нын тусайты,
Хоӆап вaнтты, трн верты –
Иса щи нын вунӆтӑсайты.
Тӑӆaӊ ӆўӊ нын рупитсӑты,
Пеӆӊа войт ӆaпӑтсӑты,
Сх хӑшапн ӆлисӑты.
Тӑӆн ищи рупитсӑты:
Ӑшкола юпийн трн таӆты,
Тўтъюх тўты тэрмӑӆӑсты,
Вун пущкайн йиӊк тaӆсӑты,
Нащaм хирты веритсӑты,
Ӆовӆӑн-мисӆӑн еньщӑӆтӑсты,
Aрсыр верӑт рупитсӑты,
Щи верӑт ямӑт муй па ӑнта –
Нын нумсӑты: ин нын вун ёх.
Ма нумсэмн: вунӆтӑсайты
Aрсыр верӑт тўӊа верты,
Нмса пнты, еӆӆы тўты.
О детях послевоенных лет
Сегодняшний мой рассказ посвящён детям послевоенного времени. Всё, о чём пойдёт речь, происходило в 60-ых годах прошлого столетия. Послевоенные годы были тяжёлыми. Хоть тегинский колхоз и считался «миллионером», но люди, которые в нём трудились, были обычными гражданами.
Дети трудились вместе со взрослыми. Каждый ребёнок старался помочь своим родителям. Бывало, выйдешь в летнюю пору на улицу – никого не видно-не слышно, все трудятся. Маленьких детей тоже брали с собой. Дома никого не оставляли. Да и не все дети посещали детсад.
Сельчане всегда были при деле. Кто рыбу добывал, кто сено косил. У колхоза был свой план по вылову рыбы. Тогда ещё не было моторных лодок, поэтому рыбачили на лодках-бударках и на традиционной хантыйской лодке-калданке. Летом рыбакам некогда было спать, они всё время были на промысле. Ведь если не вовремя проверишь сети, вся рыба пропадёт.
В те годы в летнюю пору рыбаки брали с собой на рыбный промысел своих жён и детей. Как только начиналось лето, как только прозвенел последний звонок, семьи тут же собирались вместе: отцы, матери, тёти, дяди, дети – все вместе выезжали на промысел. Здесь они проводили целое лето, жили в шалашах. А осенью снова возвращались в посёлок.
Летом сон короткий. Детишкам-то, может быть, и хотелось бы поспать, но куда деваться – нужно было помогать взрослым. Хоть ветер, хоть дождь, но сети всегда нужно было проверять. Ведь испорченную рыбу невозможно было никуда сдать. Дети постарше помогали взрослым на покосе, кто косил, кто собирал сено, кто копны ставил. Жили на покосах в шалашах. Только в дождливую погоду перебирались в дома.
Если ребёнок оставался без работы, его брали на промысел.
Дети, оставленные дома, заготавливали сено возле дома, присматривали за домашней живностью. Кроме этого, проверяли сети, поставленные недалеко от дома.
Зимой после того, как были сделаны домашние задания, дети шли помогать родителям. Нужно было и сено привести, и дров заготовить, и лошадей, коров напоить. С раннего утра мальчишки вспрыгивали верхом на лошадей и мчались к проруби, чтобы напоить лошадей. Лишь после этого шли в школу.
Дети наравне со взрослыми заготавливали веники, которые в зимнюю пору были хорошим прикормом для коров.
Девочки помогали матерям на ферме: чистили коровники, поили телят, доили коров. Летом колхозные коровы были на свободном выпасе, поэтому девочки вместе с матерями уходили в лес, дойка происходила на природе.
Так дети и росли, всегда были хорошими помощниками взрослым. Они росли в труде, трудовое воспитание в будущем дало хорошие плоды – это поколение выросло трудолюбивым. Дети выросли и с благодарностью вспоминают своё детство.
Сейчас настали другие времена. Сегодня если дети работают, многие спрашивают: «Почему вы заставляете детей работать? Они же маленькие. Вот подрастут и начнут трудиться». Но ведь если ребёнка с детства не приучать к труду, то он вырастит лентяем. Почему вдруг стало стыдно работать, где это видано? Да, согласна, что нельзя детей нагружать тяжёлой работой, труд должен быть под силу ребёнку. Тогда он и вырастет трудолюбивым.
Сегодняшнее стихотворение я посвящаю детям послевоенного времени, которые в меру своих сил и способностей во всём помогали взрослым. Дети того времени не боялись никакой работы. Благодаря их непосильной помощи страна буквально за десятилетие восстановилась, окрепла. Это стихотворение – благодарность детям того поколения.
Зоя НОВЬЮХОВА
Перевод на русский язык Людмилы ГУРЬЕВОЙ