- Мансийский
- Русский
выл лтыӈ маньнэ сувн яктгыт ос ктгыт
Хантыт ос мньщит пӯри врнэ наканыл урыл мн лаль потыртв. Ань тув рмыглан пормасыт ос тнаныл врнэ хтпат ёт вйхатв. «Трум Маа» музейт маньнэ сув ксаласлӯв, тавтыл св мхум пӯмщалахтасыт. Ань таве врнэ мгыс музейн Андрей Николаевич Ачимов ввиньтлвес. влт мщтыр хум такви урт мощ потыртаӈкве ввыслӯв ос тувыл сув вылтыт китыгласлӯв. Тав лавыс:
– Ам Сургутский район Угут пвылт вт сграпнал тпос 17 хталт 1961 тлт самын патсум, пвыл ляпат овтнэ Малый Юган хосыт Ачимово вр пвылквет лв. пав Пётр Михайлович Ачимов такви слыянэ янмалтым лыс, тувыл коллективизация квлтапаптым порат мнь пвылт лнэ щмьят Угут пвылн колхозт рӯпитаӈкве тотвсыт. Тват слыяныл ёт-тотыгласаныл кос ос пвылт посымпӯт ат врнныл паттат слыт врн та хйтсыт.
тям комсомольский тлат щирыл рӯпитас, тувыл вит тармыл яласан порат катерыл яласас. Ханты-Мансийскат зверовод-хтпаг ханищтахтас ос 1964 тлт щмьяӈ тгыл вр пвылн внтлыс. Та псыл тав хӯл алыщлан ос враян хтпат лыс.
Омам Прасковья Николаевна Лянтина ще, тыи ам ащйкам, юн лувыт, мисыт ос плят янмалтасыт. Тнт трвит пора лыс, тнки хӯл алыщласыт ос враясыт. Тувыл ктн-паттум утаныл матарыг пнтсаныл манос тыналым олн слсыт. Мн, врт яныгмам нврамыт, тох та янмалтавесӯв. Та сыс щнь лтӈыл потыртаӈкве ос пс накыт вӈкве ханищтавесӯв.
– Андрей Николаевич, ань маньнэ сув урыл маныр вгын, хотьют наныӈ потыртлыс, ннки хотьютын мӯйлуптлсын-а?
– выл щёс тамле сув урыл Николай Чалтымов потыртлыс, мн рувт тав сыре-сыр мйтыт, пс потрыт ос ргыт внэ хтпаг лыс. Акв хотты ргум ргт та мовиньт, мт ргыт лумхлас лупсатэ пуссын тра-паттылӯв. Акв ргт «кот китли» маньнэ сув урыл ргаве. Тыи н киснэ хум влт сув ври, та йивт таквинтэ хӯлтыглан мгыс тув рнэ псыт якты.
Ам ань тыт врум сувумт амки акв рӯтыг лнэ колтглув псэ тув яктыслум, мн Юган, Тром-Аган рувт лнэ хантыт хӯрум яныг рӯт щирыл лв – тыи Витуй, Янгуй ос Вртлнут. Тувыл щмьят манах каӈк, пщи, увщи, йигрищ ньщгыт, с тув хӯлтавет.
«Тонья» тыр урыл пс ргыт с маньнэ сув урыл ргаве. Тот с сыресыр хӯлтыглан накыт тав акв йӣв тармыл пслыс ос нл пхвтыс, тувыл лтыӈ молях тотыглам хтпа та мн ктыглас.
Маньнэ сув влт ги щн ктн виве, тав матыр-ти хӯлтыглым псыт сунсыянэ ос тнаныл торгамтан юи-плт такви мхманн лвиянэ. Тувыл щмьянылн рӯтэ ос пыг тланэ мӯстгыт ке, тн ты маньнэ сув тнки палтаныл хультуптыяныл ос хоса ман вти хйталан мхум ӯргыт, вйхатгыт ос пӯри та вргыт.
Акв пс потрыт номилум, гин тамле ктым сув щн витн вущкасас. Тыи кит колтглыӈ мхум тнки халанылт халмалтахтым лсыт. Яныгпла хтпат сув тотнэ хумн ктн ювле миӈкве врмысаныл кос, тыт ти, аман тув мус та кантлысыт. Ам ты пс потыр хт-ти китыглым кинсылум ос мкыг лаль потыртылум тах.
Маньнэ сув ги таквинтн хультуптытэ, нмхотьютын ат мыгтэ, ётыл нг-хумыг пыгн яныгман порат суссылтытн ос тав такви тамле хурип сув тах ври. Ты накт мн мт лупсал лв, пс наканув хот-ёрувлаӈкве патсанӯв. гиягум ӯсн луӈкве внтлысг ос пыгум тпоскем ӯст рӯпиты ос мтыт тпост врт лы. Тн щнь лтӈув вганыл, апганум ат потыртгыт, ос матыр щаквщуӈкве лщалт ханищтыянум тах.
Тамара МЕРОВА
Свадебный посох в культуре обских угров
На научно-практическом семинаре, организованном этнографическим музеем «Торум Маа» и посвящённому свадебным традициям и свадебной атрибутике обских угров, был представлен очень интересный предмет – свадебный посох. Рассказать о нём и показать мастер-класс по его изготовлению был приглашен Андрей Николаевич Ачимов. Мы попросили его рассказать о себе и поинтересовались необычным предметом. Он рассказал:
– Я приехал из Сургутского района, живу недалеко от посёлка Угут, на реке Малый Юган в небольшой деревне Ачимово. Родился в Угуте 17 декабря 1961 года. Всю жизнь занимаюсь охотой и рыбалкой. Дедушка Пётр Михайлович Ачимов когда-то был оленеводом, держал оленей. Со времени объявления коллективизации всех жителей небольших хантыйских поселений переселили в более крупные посёлки, некоторые семьи переехали с оленями. Но животные постепенно одичали и потихоньку ушли в лес.
Отца по комсомольской линии направили работать сначала помощником капитана, потом он стал капитаном и пару сезонов он водил небольшой катер. Позднее его отправили учиться в Ханты-Мансийск на зверовода. Закончил учёбу, начал работать в Угуте, а потом в 1964-м году с семьёй уехали в лес на своё стойбище. Вот с тех пор мы там и живём.
Мама Прасковья Николаевна, по девичьей фамилии Лянтина. Дед по материнской линии скотину держал, лошадей, коров, овец. Жили напротив Сургута, занимались рыбалкой и охотой. Тогда же тяжёлые времена были, они рыбу ловили, дичь добывали и сдавали в заготовконтору. Там им давали продовольственные карточки на сахар, на крупы. Иногда обменивали эти карточки на другие товары. Так вот и жили.
– Андрей Николаевич, расскажите нам о свадебном посохе невесты, когда и от кого Вы о нём впервые услышали и сами пользовались ли им?
– Впервые о посохе я услышал от Николая Чалтымова. В нашей местности он был знатоком хантыйских легенд и сказок, а ещё и исполнителем песен. Были у него шуточные и очень серьёзные песни. В одном из таких как раз говорится именно о посохе невесты. Так называемое «Кот китли», то есть «отправление слов», где жених изготовляет посох со знаками и отправляет семье девушки.
В легенде «О Богатыре Тонья» тоже упоминается посох невесты. Там знаки были вырезаны на дереве, и чтоб прочесть письмо посылали туда гонца. Первый посох я увидел на святилище, он был чуть длиннее этого. Там посох воевода, узоры другие острые, строгое повторение идёт.
Вот сейчас я на своём посохе изобразил полностью, с какого роду-племени, чем занимаюсь. Наши ханты, проживающие на Югане и Тром-Агане, относятся к роду Бобра, Лося и Медведя. Сколько братьев, сестёр старших и младших всех указывают на посохе. Семья невесты, а главный там отец, если приняли и оставили у себя посох, значит, через какое-то время жених со сватами мог ехать со всеми дарами к невесте и жениться.
В одной легенде говорится, что посох невесты отец бросает в воду. Это о чём говорит, что два рода враждует между собой, они могли бы обратно дать, чтобы культурно отказаться, а здесь нет. Я эту легенду где-нибудь в записях хочу полностью найти и прочитать, поспрашивать ещё старожилов об этой легенде.
Посох оставляют в семье невесты. Возможно, эти орнаменты или узоры покажут сыновьям. Они уже сами изготовят свой посох, где укажут, свое занятие.
В современной жизни всё это уже кануло в лету, традиции не соблюдаются. Люди создают семьи по-другому, мы с супругой по знакомству поженились, ведём традиционный образ жизни, рыбачим и охотимся. Вырастили двух сыновей и двух дочерей, старший сын, спасая человека на воде, погиб, одна дочь работает в Сургуте, другая учится. Младший сын после вахты приезжает к нам и живет традиционным образом жизни. Мои дети разговаривают на родном языке, но внуки уже нет, они только по-русски, хотя мы приучаем их к нашей культуре и языку. Если занимаюсь заготовкой изделий, то они, находясь рядом, спрашивают, интересуются, и я рад их научить держать нож в руке, чтобы они что-нибудь построгали или попилили. Так и мы в свое время от взрослых перенимали опыт мастерства.
Тамара МЕРОВА