- Мансийский
- Русский
Ты гит-пыгыт пвлытн рӯпитаӈкве мингыт
Ань Ханты-Мансийск ӯс «Лылыӈ сюм» нампа ханищтахтын колт пуссын аквъёт атсткем нврамыт ханищтахтуӈкве ёхталгыт. Тн ктыл свсыр пормасыт нтгыт, йӣквгыт, сӈквылтапыл сӈквылтгыт ос мт тлат вргыт.
Кӯщаиг Ирина Александровна Кибкало паттувес. Млты тн Технолого-педагогический колледж ёт договор-нпак хассыт, ань акван-нтхатым рӯпитгыт.
Млал юи-выл нилыт курсыт ханищтахтын ст студентыт тн палтаныл практикат рӯпитасыт. Тот тн мнь ос яныгнув нврамыт ёт рӯпитаӈкве ханищтавсыт. Рущ щирыл ты врмаль «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» намаим лыс.
Ты мньлат гит-пыгыт колледжит юи-выл тл ханищтахтгыт. стланныл юи-плт тват округувт лнэ хотты мнь пвылн рӯпитаӈкве мингыт. Ты мньлат хтпат сосса мир лнэ-хӯлнэ врмальн ань с мощ ханищтавсыт. Нврамыт ёт школат манос мт ханищтап колт хумус рӯпитаӈкве, тн ань ёмщакв вганыл.
Тот тн ханты ос мньщи лтӈыл мощ ханищтавсыт. Сосса нврамыт мгыс урок врсыт. Тувыл нврамыт ёт тн ктыл свсыр пормасыт мщтырласыт, сӈквылтапыл сӈквылтаӈкве рталахтыгллсыт ос мт св рнэ врмальн ханищтавсыт.
Ань «Лылыӈ сюм» нампа ханищтап колт Ольга Норова, Ирина Белявская, Раиса Гаврильчик, Владимир Меров, Надежда Бушуева, Татьяна Хозяинова, Галина Молданова ос Любовь Федоркив рӯпитгыт.
Тн практикан ёхтум мньлат хтпатн свсыр врмаль щирыл нтсыт. Аквъёт ищхӣпыӈ ут хосыт рӯпата врсыт. Тувыл сосса мир ялпыӈ хталыт лыглам порат, с пуссын тув ялантасыт.
Ты колт ханищтахтын нврамыт тот йӣквсыт, ргысыт ос сӈквылтапыл сӈквылтасыт. Студентытын ты врмаль сака мӯстыс, тн щгтым ханищтахтуӈкве тув ёхталасыт. Ётыл, хунь пвылн рӯпитаӈкве мингыт, тнанылн сосса нврамыт ёт рӯпитаӈкве кӯпнитнувег паты.
Кӯщай н Ирина Кибкало лвыс: «Мн палтув ханты ос мньщи нврамыт коныпал мт щнь лтӈыл потыртан нврамыт с ёхталгыт. Тыт атст нврамытныл туп втахкем свит процент сосса нврамыт ханищтахтгыт.
Ань ЮНЕСКО мирхал организация 2022-2032 тлытт - м янытыл лнэ сосса мхум лтӈаныл ӯргалан тлыг лвсаныл. Ты тл «Лылыӈ сюм» колт рӯпитан хтпат йильпи проект щпитасыт.
Рущ щирыл ты врмаль «Язык народа моего» намтсаныл. Округувт лнэ мт щнь лтӈыл потыртан нврамыт с тув хасвсыт. Ты хосыт лтӈыт аквъёт лаль тотуӈкве патыянӯв».
Николай МЕРОВ
Студенты проходят практику и знакомятся с культурой народов ханты и манси
В детском этнокультурно-образовательном центре Ханты-Мансийска дополнительным обучением занято свыше 500 учеников в возрасте от 5 до 18 лет. Обучение детей проходит по 17 образовательным программам и 4 направлениям.
Директор образовательного учреждения Ирина Кибкало сообщила, в этом году в рамках заключённого договора о сотрудничестве, на протяжении двух недель семь студентов Технолого-педагогического колледжа проходили практику в этнокультурно-образовательном центре. Для практикантов был составлен план, сформированный на основе профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». И поскольку в будущем они будут преподавать в начальных классах общеобразовательных школ и учреждениях дополнительного образования Югры, основными направлениями практики стали культура, фольклор и традиции коренных малочисленных народов Севера.
В обучение студентов-выпускников входило также умение овладеть родным языком. Во время практики они посещали мастер-классы по традиционной культуре, знакомились с музыкальными инструментами народов ханты и манси. Учились преподавать уроки по родным языкам для детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Следует сказать, студенты колледжа, заканчивающие 4 курс, впервые узнали о том, что в этом образовательном учреждении дети разных национальностей изучают языки народов ханты и манси. Студенты-выпускники с большим интересом прошли здесь практику. Посещая занятия, они занимались не только педагогикой, воспитанием детей, но и погружались в традиционную культуру нашего региона.
В свою очередь педагоги учреждения с удовольствием оказывали всяческую помощь начинающим коллегам. Для них были подготовлены интересные задания, они знакомились и поработали с официальным сайтом, посетили мероприятия, посвящённые коренным народам ханты и манси. В подготовке праздников принимали участие и сами дети этнокультурно-образовательного учреждения.
Ирина Александровна отметила, что в образовательный центр могут прийти не только дети народов ханты и манси, но и других национальностей. Сегодня среди 500 обучающихся, только тридцать процентов ребят – это представители народов ханты и манси.
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2022 -2032 годы Международным десятилетием коренных народов. И в этом году в этнокультурно-образовательном центре стартовал просветительский проект «Язык народа моего», который направлен на позиционирование языка и культуры коренных малочисленных народов Севера, но в объединении с другими национальностями, которые проживают у нас в Югре.
Николай Меров