- Хантыйский
- Русский
Тромъёган кимӑн вәты мир оӑңӑн
Хранящие память о народе священной реки Тромъёган
Туризм в Югре развивается быстрыми темпами, открываются новые маршруты, впечатляют новые интересные места. Если вам предложат отправиться в командировку или туристическую поездку по Сургутскому району, считайте, что крупно повезло. Сургутский район - один из самых больших в Ханты-Мансийском автономном округе с древним названием Югра. Кстати, в январе 2014 года район отметил своё 90-летие со дня образования.
«Вода, вода. Кругом вода» - слова этой незатейливой песенки приходят на память, когда рассматриваешь из иллюминатора самолёта уходящие за линию горизонта многочисленные реки и речушки, большие и малые озёра, болота. Все они уникальны, имеют свой неповторимый характер, свою динамику, живописный облик. И становится понятно, почему коренные жители называют округ Югрой - «уг» в переводе на русский означает – вода, «ра» - народ.
В древних сказаниях аборигенов есть несколько вариантов происхождения Земли: «Сначала была только вода, не было видно земли, она находилась глубоко под водой». Однако на воде всё же плавал торфяной клочок, и на нём размещался домик, в котором жили муж и жена: Откуда они появились, непонятно. И была у них водоплавающая птица гагара (в другом варианте птицу называли лулы). Птица по просьбе мужа и жены достаёт из-под воды крохотный кусок земли, прикрепляя его на уголок домика. Земля постепенно начинает расти и растёт кругом так, как расширяются круги от упавшего в воду предмета». Возможно, в сказании речь идёт о земле Югорской, возможно, и о земле Сургутской.
За сказаниями да сказками об уникальной природе, самобытной культуре и быте обских угров, издавна привлекавших сюда путешественников и исследователей, незаметно прошло время в пути до сельского поселения Русскинская, что в 130 километрах на север от города Сургут.
Национальная деревня расположилась на высоком песчаном яру берега священной реки Тромъёган – «Божья река». Но тром-аганские ханты реку называют «Торум явэн» - «торум» - бог, «явэн» - река, а о себе они говорят «торэм явэн ёх» - божьей реки народ. Основная часть коренных жителей и сегодня ведёт традиционный образ жизни: занимаются выловом рыбы, оленеводством, заготовкой пушнины, охотой на дичь и сбором дикоросов.
Информация о деревне Русскинская появилась в первой половине прошлого столетия. Известно, что изначально на этом месте свои чумы ставила семья ханты Ивана Русскина, отсюда и пошло название стойбищного поселения. В начале 50-х годов ХХ века, выполняя сталинское постановление «О сселении и оседании коренного населения», для аборигенов начали строить жильё, магазины (в народе магазин называли мыр-лавка), красные чумы с библиотекой, бани, пекарни и прочее, но ханты по-прежнему предпочитали жить в чумах.
На самом же деле компания по сселению коренного населения началась гораздо раньше. В 1941 году Сургутская районная газета «Колхозник» впервые информирует своих читателей о колхозниках Тром-Аганской рыбоартели, которые переходят на оседлый образ жизни, о заготовке для них леса для строительства 40 домов. И всё же, в соответствии с документами, хранящимися в архивном отделе администрации города Сургута и Сургутского района, датой основания деревни считается 1949 год. 12 июня 2014 года жители национальной деревни Русскинская отпраздновали 65-летие со дня образования.
Деревня Русскинская сегодня совсем не та, что была еще несколько лет назад. Таких жизненных зарисовок, как на картине Владимира Игошева «Четыре поколения», уже не встретишь, не топят сегодня хлебную печь «нянь кер», не витает над деревней хлебный дух «нянь апэль». Во дворах домов не ставят свайных хозяйственных амбаров «лабазов». Всё это и многое другое сегодня можно увидеть, посетив Русскинской музей Природы и Человека имени Александра Павловича Ядрошникова, являющийся уже не первый год визитной карточкой района. Данное утверждение неголословное: по итогам акции «Семь чудес Тюменской области», организованной ГТРК «Регион-Тюмень» и проводимой в рамках 65-летия образования области, большинством голосов второе место было отдано Русскинскому музею - одному из самых удивительных деревенских музеев на территории Сургутского района. Его история насчитывает немногим более двадцати лет. Смею утверждать, все эти годы не было такого человека, который остался равнодушен к такому многообразию и богатству экспозиционного материала. Более того, удовлетворение гарантированно начинаешь получать с первых шагов по территории района и от соприкосновения с уникальной и многогранной материальной культурой тром-аганских ханты.
История создания Русскинской достопримечательности до банальности проста – это увлечение таксидермией тогда ещё молодого охотоведа Русскинского промохототделения Александра Ядрошникова, приехавшего в деревню в 1966 году по распределению Иркутского пушно-мехового техникума. В начале 70-е годов он попробовал изготовить муляж птицы, позже чучела животных – получилось, как говорится, затянуло.
«Не дарите внукам печали, подарите им землю, непорочную, как вначале» - что ещё можно добавить к этим прекрасным словам на плакате, висящего у входа в музей и раскрывающего всю сущность Русскинского музея Природы и Человека имени Александра Павловича Ядрошникова.
У хантыйского художника Геннадия Райшева есть работа, которая называется «На празднике». На переднем плане река, по которой едут-едут люди с Агана, едут с Югана, едут с Ваха, Казыма, едут со всех сторон нашей Югорской земли на Большой праздник. Автор собрал много людей – и все стоят рядом, и все вместе, совсем как на Слёте оленеводов, рыбаков и охотников, традиционно проводимом в деревне Русскинская. К этому событию коренное население готовится весь год. Уехать, не побывав на празднике, всё равно, что быть у воды и не напиться.
Вот уже не первый год в двадцатых числах марта сотни людей из Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска, Когалыма, Фёдоровского и других близ лежащих территорий устремляются в деревню Русскинская. Традиция проведения Слётов зародилась ещё в начале 70-х годов прошлого столетия. В этот день, невзирая на погоду, в центральной части посёлка, как говорится, яблоку упасть некуда. С самого утра и до позднего вечера царит атмосфера настоящего национального праздника. Для одних приехать на него - это экзотика во всех её проявлениях: попробовать варёную оленину, уху «кочам йинк», приготовленную на костре. Для других - это возможность встретиться с близкими, друзьями, поговорить о прошедшем сезоне и о планах на следующий, а если повезёт, то присмотреть невесту или даже посватать. Для третьих - продать рыбу, шкуры оленей, белки, лисицы, дикоросы, сувенирную продукцию и, конечно же, покрасоваться в новом сахе, расшитом бисером.
Много национальных забав можно наблюдать на Слёте. Все они неизменно привлекают немало участников и гостей. Это и метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, национальная борьба, бой мешками на бревне. Но наиболее заметными, прямо скажем, далеко не забавными, а по-спортивному жесткими стали оленьи гонки: одиночная езда на нартах, парная езда; соревнования упряжек, стоя на нартах, стоя на одной ноге. Жаль, что ушли в историю соревнования, где вместо нарт использовались оленьи шкуры, называемые «амдёр». Спортивный азарт, где кто-то побеждает, а кто-то, увы, проигрывает, подогревается перспективой получения ценных призов.
Ярко и красочно проходят концерты самодеятельных артистов, приезжающих из Тром-Агана, Лянтора, Когалыма, Фёдоровского. Конечно же, неизменный и желанный участник - ансамбль «Вонт нэ» Русскинского Центра национальной культуры, где хранятся вековые секреты древнего народа Югорской земли. Народный самодеятельный коллектив «Вонт нэ» ««Таёжница») образован в 1988 году, когда Лидия Ивановна Сопочина, первый директор ЦНК, объединила самобытных мастериц и музыкантов для сбора и сохранения хантыйского фольклора и предметов декоративно-прикладного творчества. Благодаря помощи жителей стойбищ возрождались утраченные элементы обрядов и праздников, пополнялся концертный репертуар, привлекалась молодежь. Они заложили традицию – быть в гуще событий не только односельчанам, но всем жителям Сургутского района и даже округа.
С 1993 года была открыта новая страница биографии «Вонт нэ», связанная с именем Николенко Зои Павловны – профессионального музыканта. Руководитель видит основную задачу в сохранении на сцене самобытного хантыйского фольклора, ориентируя его местные исполнительские традиции, что ещё больше подчеркивает этническое начало коллектива. Артисты «Вонт нэ» сами занимаются поиском и сбором народных обрядовых песен, танцев, сказок, сказаний. В начале своего пути концертный репертуар ансамбля включал только аутентичный фольклор, сложно воспринимаемый со сцены. Сегодня руководитель ищет средства и формы достойного представления национального искусства для современного зрителя, специалистов и профессионалов.
Особенно бережно участники ансамбля сохраняют национальные традиции: сами шьют костюмы, при отделке платьев, поясов, украшений используют узоры и крой, присущие только тром-аганской локальной группе восточных ханты Сургутского района. С 2003 года в состав фольклорного ансамбля «Вонт нэ» входит детская группа. Дети вместе со взрослыми изучают фольклорные песни восточных ханты, исполняют танцевальные элементы из «Медвежьих игрищ», участвуют в инсценировках хантыйских сказок с использованием традиционных кукол, масок, берестяной посуды, сделанных самими детьми.
Национальную деревню Русскинскую можно сравнивать с книгой. Листая страницы, каждый найдет здесь что-то для себя. Разумеется, её не стоит открывать впопыхах, чтобы поставить галочку – прочитал. Это книга, к которой хочется возвращаться ещё и ещё раз. А прочитав, не торопиться убирать на полку.
Владимир ДОМРАЧЕВ
Перевод на хантыйский язык Надежды Вах