- Хантыйский
- Русский
Увӑс мирев сӑкӑӊ пурмӑсӑт
Ёмвошн Мўв-авӑт па Хӑннєхә музей хуща Ас нопӑтты тыӆӑщн 6-мит хӑтӆӑн «Увӑс мирев сӑкӑӊ пурмӑсӑт» ванӆтупсы пўншса.
Щи вєр вєрты нумӑс пунӑс па щи нумсӑӆ щира ванӆтупсы Наталья Тучкова ӆэщӑтӑс, ӆўв музейн история па этнография отделн рәпитӆ, щит исторической наукайт доктор, этнограф, хӑнтэт, вухаӆь ёх па самодийской мир вәӆупсы наука щира тәӆӆэ.
Тӑм ванӆтупсы ар хуятн вана вўсы. Щит хуты мўӊ Ёмвошн мєт оӆӑӊ пўш сӑкӑӊ пурмӑсӑт ха ӑкӑтсӑт, щи пурмӑсӑт увӑс мир кўтн мєт «сӑкӑӊ» мирӑтн, сӑкӑт мєт сӑмӑӊ тӑйты ёхн вєрсайт. Щит хӑнтэт, вухаӆь па туӊкус ёх.
Тӑм ванӆтупсы Мўв-авӑт па Ханнєхә музей, Томской областной краеведческой музей хуща шавиман тӑйты пурмӑсӑт эвӑӆт ӆэщӑтса, тәх ёх кан пурмӑсӑт па тӑта вәӆӆӑт.
Ванӆтупсы Вера Кондратьева «вєнш» тӑйӆ. Щит ариты нє, ӆўв хӑнты па вухаӆь мир «Хӑтӆ» нємуп театӑрн рәпитӆ. Ванӆтупсы хот йитн иса тӑхетн Вераен хурӑт, щи хурӑтн ӆўв хӑнты па вухаӆь ёх сӑкӑӊ пурмӑсӑт ӆәмӑтман ӆоӆь муй па омӑсӆ.
Тӑм ванӆтупсы пўншум мӑӊ кан хӑтӆӑн тыв юхӑтман вәсӑт шуши мир йис вәӆупсы наука щира тәты ёх, ар тӑхетн рәпитты хӑнтэт па вухаӆь хуятӑт па сыр-сыр мир, няврємӑт па вән хӑннєхәйт, мӑта ёха сӑкӑӊ пурмӑсӑт пєӆа вантты вєра әмӑщ.
Мєт оӆӑӊ Мўв-авӑт па Хӑннєхә музей кәща Глеб Чечевин ясӑӊ вўс, ӆўв м вўща ясӑӊ юхтум ёха лупӑс. Ӆўв пеӆн округ Дума депутат Оксана Михеева путӑр тӑйс. Ӆўв ясӊӑӆн, кашӑӊ хӑннєхә тӑм хурамӑӊ пурмӑсӑт вәӆты тӑхийн м нумӑсн ат вәӆ, м сӑмн ат вәӆ. Хӑнты па вухаӆь мир эвӑӆт этнографӊӑн, наука кандидатӊӑн Татьяна Волдина па Татьяна Молданова путӑртсӑӊӑн.
Татьяна Молданова ёха ванӆтӑс, мӑта пурмӑсӑт мєт хурамӑӊа па мєт йис щирн вєрман вәӆӆӑт. Щит хўты хӑтӆ суй этты пєлӑкн вәӆум хӑнтэт пурмӑсӑт, тӑм йисн щи хӑнтэт йис вәӆупсы иса пўш шакнӑс.
Па ӆўв туӊкус ёх нюки эвӑӆт вєрум пурмӑсӑт оӆӑӊăн путӑртӑс, муй вўрн щи утӑт сӑкн ёнтман вәӆӆӑт.
Еӆӆы Наталья Тучкова путӑртӑс, муй тӑхийн мєт оӆӑӊ сӑк вєрты питса па муй тӑхийн мєт оӆӑӊ сӑкӑӊ пурмӑсӑт тывсӑт.
Юхтум ёх уша вєрсӑт, хән па муй тӑхийн карты лыс тывӑс, па муй тӑхийн щи карты лысӑт эвӑӆт сӑкӑт вєрты питсайт. Ӆўв путӑртум ясӑӊӑн, аӆпа, мєт оӆӑӊ мўӊ увӑс мўвева юхтум сӑкӑт − щит Венеция вошн вєрум венецианской сӑкӑт. на щит муй ăнтә, щи оӆӑӊӑн уша вєрты пищ вәӆ, хән мўӊ химия наука щира вантӆэв, муйсӑр мўв эвӑӆт щи сӑкӑт вєрсайт. Мӑта мирӊӑн па муй щирн щи сӑкӑт мўӊ увӑс мўвева юхӑтсӑт, щи оӆӑӊӑн ищи и нумӑса учёной ёх хуӆна ӑн питсӑт.
Хӑнты па вухаӆь ёх тўрлопсӑт тӑйӆӑт, мєт оӆӑӊ щи хурасуп тўрлопсӑт йис Египет мўвн тывсӑт. Щӑта щи утӑт ләӊх вєрӑт, мӑӊ вєрӑт пӑта вєрӑнтыйӆсайт.
Щӑӆта па Наталья Тучкова хўв мӑр путӑртӑс туӊкус ёх сӑкӑӊ пурмӑсӑт оӆӑӊӑн, щи ёх тунгусо-маньчжурской мир ясӑӊӑн путӑртӆӑт. Щи мўв мир нюр па щира нюки пурмӑсӑта сӑк ёнтӆӑт, ванттэнӑн, хӑнты па вухаӆь ёх пурмӑсӑт вєра па хураспет. Ищимурт тыв юхтум учёной ёх шиваӆӑсӑт, тәх тӑхетн туӊкус ёх па хӑтӆ суй этты увӑс мўвн вәӆум хӑнтэт нюр и щира сӑк нәй суха муй па нюкия ёнтӆӑт.
Тӑм вєрӑт путӑртум пийн, мӑта ёх ӆӑӊхас, «Мўвтєӆ мир сӑкӑӊ пурмӑсӑт» кина вантсӑт. Щӑта ма ванӆтӑсы, муй вўрн арсыр мир сӑкӑт ӆыв пурмӑсӆаӆа ёнтӆӑт, муй вўрн сӑк кӑрӑтӆӑт.
Тӑм ванӆтупсы вантум пийн лупты мосӆ, тыв тўвум пурмӑсӑт мухты па кина мухты мўӊева ма кăӆ, муй мурта мир сӑка ӆӑӊхаӆӑт, муй мурта щи ай сӑк путалэт хӑннєхә сăма рӑхсӑт, муй вўрн щи сӑкӑт ӆыв пурмӑсӆаӆа ёнтӆӑт па сӑк эвӑӆт пурмӑсӑт кӑрӑтӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Выставка «Бисер в культуре народов Сибири»
В «Музее Природы и Человека» города Ханты-Мансийска шестого мая состоялось открытие выставки «Бисер в культуре народов Сибири». Инициатор выставки – Наталья Тучкова, старший научный сотрудник отдела истории и этнографии, доктор исторических наук, этнограф, специалист по обско-угорским и самодийским народам.
Выставка вызвала большой интерес посетителей, это, прежде всего, связано с тем, что впервые в Ханты-Мансийске были экспонированы разнообразные изделия наиболее «бисерных» народов Севера. Таковыми являются ханты, манси и эвенки. В основе выставки изделия из фондов «Музея Природы и Человека», Томского областного краеведческого музея и частных коллекций. «Лицом» выставочного проекта выступила певица, артистка театра обско-угорских народов «Солнце» Вера Кондратьева. Стены экспозиционного зала украшены фотографиями Веры, которая демонстрирует на себе бисерные изделия обских угров.
На торжественном открытии выставки присутствовали исследователи культуры обско-угорских народов, национальная интеллигенция и все те, кто в той или иной мере увлекается плетением и вышивкой бисером, как взрослые, так и дети.
С приветственным словом перед гостями выступил директор «Музея Природы и Человека» Глеб Чечевин. Затем – депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Оксана Михеева пожелала всем присутствующим хорошего настроения, эстетического удовольствия от просмотра экспонатов. От имени обских угров со словами приветствия выступили этнографы, кандидаты исторических наук Татьяна Волдина и Татьяна Молданова. В частности, Татьяна Молданова обратила внимание присутствующих на уникальные экспонаты, которые были представлены на данной выставке, это, прежде всего, бисерные изделия южных групп хантов, культура которых в настоящее время полностью исчезла, а также отметила уникальные радужные изделия эвенков, декорированные бисером.
Экскурсия по выставке была проведена Натальей Тучковой, она подробно остановилась на истории возникновения бисера и бисерных изделий. Слушатели узнали, где и когда появилось стекло и где впервые зафиксированы бусы и бисер. По мнению экскурсовода, вероятнее всего, впервые бусы и бисер на северные территории мог поступать из Венеции, то есть это мог быть широко известный венецианский бисер. Для уточнения данной гипотезы необходимы специальные химические исследования бисера. Единого мнения о путях проникновения бисера на Север и, в частности к обским уграм, в настоящее время также не существует.
У обских угров широко распространены нашейные украшения турлопас. Данный вид украшения впервые фиксируется в Древнем Египте, где он был связан с особыми мировоззренческими представлениями.
Далее Наталья Тучкова очень подробно остановилась на специфике использования бисера эвенками, которые являются представителями тунгусо-маньчжурской языковой группы. Особенности декорирования экспонатов были продемонстрированы наглядно. В то же время специалисты обратили внимание на то, что при всем имеющемся существенном отличии технологий нанесения бисера на изделия у обских угров и эвенков наблюдаются и некоторые общие элементы, это касается южных хантов и эвенков.
Кроме того, для желающих был продемонстрирован фильм «Бисер у разных народов мира». Посетители выставки могли наглядно увидеть, как разные народы использовали бисер для украшения своих изделий.
Таким образом, мы видим, что весь комплекс подобранных экспонатов и фильм позволил с разных сторон осветить любовь людей к стеклу и любовь к украшению себя мелкими изделиями из него, то есть бисеринками, нанизанными на нить или пришитыми к одежде.
Пётр Молданов