- Хантыйский
- Русский
Шуши мирӑт мой вєр оӑңӑн
Вәйт ор тыӑщ нямит хӑтӑн Ёмвошн «Мўв-авӑт па Хӑннєхә» нємпи пурмӑсӑт авӑты хотн вәйтантупсы вәс, хута ухшам пунты оӑңӑн путӑр мӑнӑс. Щи тумпи «Звон танцующей судьбы» нємпи вантупсы вєрсы. Щӑта шуши мирӑт мой вєр уша вєрты па пурмӑсӑт шиваӑты рӑхӑс.
Хӑнты ясӑңа тулмащтӑс Раиса Решетникова
О свадебных обрядах обских угров
4 августа в Музее «Природы и Человека» прошла этнографическая выставка «Звон танцующей судьбы», где рассказывалось о свадебных обрядах обских угров.
Открыла выставку Ирина Копыльцова – хранитель этнографической коллекции. На сегодняшний день она начинает работать с молодыми мастерами. Именно она при поддержке хантыйского учёного-этнографа Татьяны Молдановой и хантыйского хореографа Маргариты Рябовой открыла эту выставку. Татьяна Александровна рассказала о том, как носили платки народы ханты, манси и лесные ненцы в прошлом и как носят сегодня. Показывая рисунки доктора исторических наук Надежды Васильевны Лукиной, она заметила, что хантыйские женщины, жившие по разным рекам, завязывали платки по-разному. У манси же менее разнообразные способы ношения платка. Нижнесосьвенские манси, покрывая голову платком, делали вперед уголочки и нигде его не завязывали, нередко они просто закидывали платок за спину, как накидку. Достаточно интересно провести параллели с ношением платка у ханты и манси с такими народами мира, как: курды, осетины, туркмены, бедуины, индийцы. Одним словом, все исследователи находят южные черты в ношении платка у северных народов. Достаточно интересным фактом является то, что ни у одного северного народа нет платка как просто женского головного убора. Ношение платка всегда имеет сакральный смысл.
Маргарита Фёдоровна Рябова показала, как носили платки женщины из её родного села Ванзевата в повседневной жизни и во время священных обрядов.
Интересной была и выставка, посвященная свадебным обрядам обских угров. Главным украшением свадьбы являлась невеста, возраст которой определялся периодом, когда у неё уже имелась сумка для рукоделия «тучанг», в которой были игольница, наперстки, связка нитей из оленьих сухожилий, ткани, разноцветные лоскутки, шкурки и многое другое. По одежде, сшитой для себя и своих близких родственников, определялась мастерство невесты, её вкус и её понятие «красоты». Сам брак решался родителями, а невеста и жених до свадьбы могли и вовсе не видеться. Очень интересным является выбор подходящего жениха. Подходя к кипящему котлу с лягушками, молодые должны были их выловить и встретиться ложками, чтобы быть счастливыми супругами.
Своеобразным документом на свадьбе являлся свадебный посох, в котором содержалась вся строгость уговора о женитьбе. Он свидетельствовал о том, что калым за невесту в виде оленей был отдан. У хантов и манси немного различались обряды сватовства. Так, у хантов переговоры вели родственники жениха мужчины или родители, а у манси – специально нанятый сват мужчина или женщина. Получив согласие на брак, сваты обязательно вручали подарок невесте и её родителям.
После достижения соглашения о браке использовался полог невесты, который являлся некой занавеской. Его вешали специально во время застолья, на котором жених впервые появляется в доме родителей невесты. Всё это делалось для того, чтобы соблюсти обычай избегания. Все оголенные части тела невесты: лицо, ноги, руки должны были быть спрятаны от родственников мужского пола по линии мужа.
Свадебный пир мог проходить в доме жениха или невесты. Но сватовство и свадьба могли не совпасть по времени. Иногда свадьбу могли сыграть только после того, как жених выплатит калым, а это могло занять не один год. В таком случае невесту могли похитить. В большинстве случаев невеста была согласна на похищение. Нет калыма – нет и преданного. Для этого молодые три раза обходили вокруг кедра – дерева, которое являлось символом крепкого брака. Спустя несколько лет после побега происходило примирение с родителями невесты.
Несмотря на отличавшиеся детали свадеб северных народов, у них было и что-то общее. Так, невеста надевала специальное платье, сшитое для праздника, а также новые украшения. Брак считался заключенным после того, как жених надевал на невесту знак замужней женщины для обряда «избегания» – платок. Одним из признаков заключения брака был обряд жертвоприношения. Обычно в жертву приносили несколько оленей или корову. А во время одевания невесты ей полагалось плакать. На неё одевали три платья и покрывали голову тремя-пятью платками. Если была зима, то обязательным атрибутом была меховая шуба-сах и праздничная меховая обувь.
Мария Вах