Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Мария ВАХ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Хәхӑты кӑсупсы мӑнӑс
  • Шуши мирӑт нётупсы оӑңӑн
  • Пенсия вєрӑт оӑңӑн путӑртсӑт
  • Вәнтӑты вєрӑт тәты йиуп кәща
  • Атум мәш оӑңӑн

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Югра мўвн шуши мир рўтьщӑты хӑрӑт яма эщӑтыйт
  • Политика тәты вєра вәнтӑсыйт
  • Округ кәща нє шуши мир кўтн

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Хә хуят рәпатая вәнтыӑс
  • Әмӑщ кӑсупсэт вєрӑнтсыйт
  • Ёмвошӑң няврємӑта шуши мир ӛрӑщты вєрӑт вантӑсыйт
  • Шульгин яйңӑн «Хӑнты ясӑң» газетайн рәпитсӑңӑн
  • Вуся ясынг Ленинград эвылт
  • Хопием тюл-тюл, әпием пул-пул…

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Вухаь нє хӑнты мир вєрӑт авӑман тӑй
  • Вухаь мир поэт хә ӑнтәма йис
  • Маина Афанасьевна Лапина иса нәмты питԯэв!
  • Шуши мирӑт мой вєр оӑңӑн
  • Касум кәрт ёх оӑңӑн хӑншӑс
  • Әмӑщ кӑтңӑн
  • аңа ас хонӑңӑн әмӑщ емӑңхӑт вәс
  • Тӑм ими унтасн орвош хӑнтэт арӑт оӑңӑн уша вєрсўв
  • Няврэмӑт эты арӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Шуши мирӑт мой вєр оӑңӑн
М. Рябова ухшам пунты вєр ванӆтӑӆ
М. Рябова ухшам пунты вєр ванӆтӑӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Шуши мирӑт мой вєр оӑңӑн

Вәйт ор тыӑщ нямит хӑтӑн Ёмвошн «Мўв-авӑт па Хӑннєхә» нємпи пурмӑсӑт авӑты хотн вәйтантупсы вәс, хута ухшам пунты оӑңӑн путӑр мӑнӑс. Щи тумпи «Звон танцующей судьбы» нємпи вантупсы вєрсы. Щӑта шуши мирӑт мой вєр уша вєрты па пурмӑсӑт шиваӑты рӑхӑс.

Щи вантупсы музейн рәпитты нє Ирина Кобыльцова пўншӑс. ўв тӑм ванӑн айат вєрантты хуятӑт пиа рәпитты оңит. Тӑм вантупсы пўншты ўвеа хӑнты учёной нє Татьяна Молданова па арсыр якӑт вәты хуят Маргарита Рябова нётсӑңӑн.
Т. Молданова путӑртӑс, муй щирн катра пурайн хӑнтэт, вухалят па юрнӑт ушхамӑт нух пунсӑт па хутыса тӑмхӑт пунман тӑйӑт. ўв исторической наукайт кандидат Надежда Васильевна Лукина хӑншум хурӑт вантӑс па лупӑс, хуты Ас муй юхан хонаңӑн хӑнты нєңӑт ухшамӑт ыв щирен пунман тӑйсӑт. Вухаят па мутыкєм и щирн ухшам нух пунсӑт. Ным эв юхан вухаят ухшам пунтэԯн йира ӑ шӑнша утыйсӑа. Әмӑщ нух вантты па уша вєрты вәс, муй щирн хӑнты, вухаь имет па курд, осетин, туркмен, бедуин па Индия мўв нєңӑт ухшамӑт пунӑт. Щи вєр оӑңӑн уша вєрты ёх лупӑт, хуты увӑс мир имет нўм мўв нєңӑт иты ухшамӑт тӑйӑт.
М. Рябова юхтум хуятӑта вантӑс, муй щирн Ванщавӑт рәт кәртӑн нєңӑт арсыр вєрӑт вєрты пурайн ухшамӑт пуныйсӑт. Хән ӑ ухшам пунман яңхсӑт, муй па йир вєрты, пўпи як хот пурайн, муй щирн ємӑсӑт.
Щӑта увӑс мир мой вєр вантупсыя мӑнсўв. Мой пурайн мєт әмӑщ вәс нє пиԯа вантты. Муй арат тӑԯа йис, щит уша ювӑнтӑс пурмӑсӑт вантты юпийн, щи хӑтԯӑн нє арсыр хирӑт, намтӑт, ԯон похԯӑт, вой сух пулӑт ванԯтӑс. Ԯәмӑт-сухӑт ԯўвеԯа муй па хотӑң ёхԯаԯ пӑты ёнтум утӑт эвӑԯт уша йиԯ, ԯўв тәс па хурамӑң хуят муй ӑнтә. Ияха мӑнты вєр ӑңки-ащийн артаԯӑсы, итәх пурайн нє муй па хә хуят щи оԯӑңӑн нємӑԯт ӑн па вәйтсӑңӑн. Пиԯ хуят артаԯӑты пӑты навӑртнє кавӑртты пўта мосӑс вана йиты, щи кӑтңӑн нялыйн щитӑт амӑртсӑңӑн па нялэңӑн ияха ат хойсӑңӑн, щиты ки тывӑԯ, ԯын шєңк уяңа вәԯты питԯӑңӑн. Катра йисн нєпек юкана мой юхие тӑйсы, щит ԯэваса нємхуята ӑнт аԯьсы. Щит эвӑԯт уша йис, нє пӑты муй арат вўԯы мӑсы. Хӑнты па вухаԯь мой еша па щирн вєрантсы. Хӑнты хущи ӑңки-ащи муй па ван рәт ёх кўтэԯн путрємӑсӑт, вухаԯь мир хущи нємасыя аԯюм хуятӑт. Нє хуят рәтӑт кашащьсӑт ки, щи пурайн ԯыв мойлупсыйн катԯуптӑсыйт.
Щи юпийн хот ԯыпийн хӑшап йирты мосӑс. Пӑсан омӑстыйн, веԯщи хә хуят єтӑс. Щит вєрсы, вєнш ӑн шиваԯӑты пӑты. Ики хот ёха нє хуят вєнш, ёшңӑн, кўрңӑн лӑп хӑнятман тӑйты мосӑс.
Мой поры нє муй па хә хуят хотн ԯэщӑтты вєрӑтсӑт. Щи вєр итәх пурайн и-кӑт тӑԯ ԯавӑԯты мосӑс, вантэ, хәя щи мӑр ими рәта вўԯы муй па вой мӑты. Нє итәх пурайн ԯоԯумԯы. Щи пурайн вой па хә такӆы хӑщԯы. Щит ки тывӑс, нє па хә хуят хәԯум пўш нохӑр юх мухаԯая ԯӑрисӑңӑн, ԯын щи унтасн так щирн вәԯты питԯӑңӑн. Муԯты арат оԯ мӑнты юпийн тәп нє ӑңки-ащи пиӆа яма йиԯӑт.
Увӑс мир кўтн мой поры ихурасуп вәс. Нє щи хӑтԯӑн нємасыя хурамӑң ернӑс ԯәмтӑс. Ԯын имєңа-икєңа ԯуңӑтсыйңӑн, хән нє икеԯн ухшамн пунӑӆтӑсы. Щи пӑты вой нух хурсы. Нє сухӑн ләмӑттыйн, ԯўв вән хоԯԯупа питыԯӑс. Ԯўвеԯа хәԯум ернас ԯәмӑтсы, хәԯум муй па вет ухшам пунсы. Тӑԯ тәрумн — сӑх па вей.
Мария Вах

Хӑнты ясӑңа тулмащтӑс Раиса Решетникова

 

О свадебных обрядах обских угров

4 августа в Музее «Природы и Человека» прошла этнографическая выставка «Звон танцующей судьбы», где рассказывалось о свадебных обрядах обских угров.
Открыла выставку Ирина Копыльцова – хранитель этнографической коллекции. На сегодняшний день она начинает работать с молодыми мастерами. Именно она при поддержке хантыйского учёного-этнографа Татьяны Молдановой и хантыйского хореографа Маргариты Рябовой открыла эту выставку. Татьяна Александровна рассказала о том, как носили платки народы ханты, манси и лесные ненцы в прошлом и как носят сегодня. Показывая рисунки доктора исторических наук Надежды Васильевны Лукиной, она заметила, что хантыйские женщины, жившие по разным рекам, завязывали платки по-разному. У манси же менее разнообразные способы ношения платка. Нижнесосьвенские манси, покрывая голову платком, делали вперед уголочки и нигде его не завязывали, нередко они просто закидывали платок за спину, как накидку. Достаточно интересно провести параллели с ношением платка у ханты и манси с такими народами мира, как: курды, осетины, туркмены, бедуины, индийцы. Одним словом, все исследователи находят южные черты в ношении платка у северных народов. Достаточно интересным фактом является то, что ни у одного северного народа нет платка как просто женского головного убора. Ношение платка всегда имеет сакральный смысл.

Маргарита Фёдоровна Рябова показала, как носили платки женщины из её родного села Ванзевата в повседневной жизни и во время священных обрядов.
Интересной была и выставка, посвященная свадебным обрядам обских угров. Главным украшением свадьбы являлась невеста, возраст которой определялся периодом, когда у неё уже имелась сумка для рукоделия «тучанг», в которой были игольница, наперстки, связка нитей из оленьих сухожилий, ткани, разноцветные лоскутки, шкурки и многое другое. По одежде, сшитой для себя и своих близких родственников, определялась мастерство невесты, её вкус и её понятие «красоты». Сам брак решался родителями, а невеста и жених до свадьбы могли и вовсе не видеться. Очень интересным является выбор подходящего жениха. Подходя к кипящему котлу с лягушками, молодые должны были их выловить и встретиться ложками, чтобы быть счастливыми супругами.

Своеобразным документом на свадьбе являлся свадебный посох, в котором содержалась вся строгость уговора о женитьбе. Он свидетельствовал о том, что калым за невесту в виде оленей был отдан. У хантов и манси немного различались обряды сватовства. Так, у хантов переговоры вели родственники жениха мужчины или родители, а у манси – специально нанятый сват мужчина или женщина. Получив согласие на брак, сваты обязательно вручали подарок невесте и её родителям.
После достижения соглашения о браке использовался полог невесты, который являлся некой занавеской. Его вешали специально во время застолья, на котором жених впервые появляется в доме родителей невесты. Всё это делалось для того, чтобы соблюсти обычай избегания. Все оголенные части тела невесты: лицо, ноги, руки должны были быть спрятаны от родственников мужского пола по линии мужа.
Свадебный пир мог проходить в доме жениха или невесты. Но сватовство и свадьба могли не совпасть по времени. Иногда свадьбу могли сыграть только после того, как жених выплатит калым, а это могло занять не один год. В таком случае невесту могли похитить. В большинстве случаев невеста была согласна на похищение. Нет калыма – нет и преданного. Для этого молодые три раза обходили вокруг кедра – дерева, которое являлось символом крепкого брака. Спустя несколько лет после побега происходило примирение с  родителями невесты.
Несмотря на отличавшиеся детали свадеб северных народов, у них было и что-то общее. Так, невеста надевала специальное платье, сшитое для праздника, а также новые украшения. Брак считался заключенным после того, как жених надевал на невесту знак замужней женщины для обряда «избегания» – платок. Одним из признаков заключения брака был обряд жертвоприношения. Обычно в жертву приносили несколько оленей или корову. А во время одевания невесты ей полагалось плакать. На неё одевали три платья и покрывали голову тремя-пятью платками. Если была зима, то обязательным атрибутом  была меховая шуба-сах и праздничная меховая обувь.

Мария Вах

Юхтум мойң ёха әмӑщ вантты вәс
Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 16 (3484)
23.08.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика