Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Хўӆ єнмӑӆтӑты вєр
  • Хәхӑтьӆяты, ӛращты тӑхет пўншсайт
  • Югра мўвн 27 щурӑс няврєм вәнӆтыйӆты оӆӑӊ пўш мӑнӆ
  • Ёмвош округев йиӆуп вєрӑт
  • Муй иты еӆӆы рәпитты вєр пириты мосԯ

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Оса тӑхет ма рәпитӆӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ӆаӆь пурайн єнумсӑт
  • Тэк кәрт ӑшкола вєрӑт
  • Рәт ӆєрӆаӆ ӑнт юрємӑӆӆэ
  • Веккеши нәмты питӆӑӆўв

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Арӑӊ‑якӑӊ эви
  • Йис арӑт кӑншӆўв ( еԯԯы путӑр)
  • «Регули 2020» вєр оӆӑӊӑн
  • «Таксар махум» – «Так ёх»
  • Айӆат ёх мӑӊ арӑта вәнӆтӑты ки – Пўпи якты хот еӆӆы вәӆты питӆ

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)

Вы здесь

Главная » Айӆат ёх мӑӊ арӑта вәнӆтӑты ки – Пўпи якты хот еӆӆы вәӆты питӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Айӆат ёх мӑӊ арӑта вәнӆтӑты ки – Пўпи якты хот еӆӆы вәӆты питӆ

Светлана Алек­сеев­на Попова ву­хаӆь мир вуаң учё­ной нє. Ӆўв ар оӆ мӑр Пўпи якты хот мӑӊ вєрӑт вәнӆтуман вәӆ. Учёной ими ун­тасн айӆат ёх пӑ­та вәнӆтӑты хӑрӑт, ӆўӊтупсэт ӆэщӑт­ӆыйт, хута мӑӊ арӑт ариты вєрӑт ванӆ­тӑӆыйт. 

Тӑм ванӑн «Мень­шиковские чте­ния» нємуп научно-прак­тической кон­­фе­­­­­рен­ция ӆўӊтуп­сэтн С.­А. Попова вухаӆь мир Пўпи якты хот оӆӑ­ӊӑн айкеӆ тәс.

Светлана Алексеевна, нӑӊ путрэн шєӊк әмӑщ хәӆӑнтты вәс. Пе­рио­дической Пўпи як хот щит муй? Хутыса щит ӆэщӑтӆы?

- Пўпи як хот – щит вуӆаӊ вухаӆь мир мӑӊ вєр. Йистєӆн тӑм мӑӊ вєр оӆӑӊӑн учёной ёх уша павӑтӆӑт. 1888-мит оӆн вухаӆь ёх Пўпи як­ты хот оӆӑӊӑн мадьяр учёной кӑтӊӑн А. Регули па Б. Мункачи нўх хӑнш­сӑӊӑн. Щӑӆта 1901-1906-мит оӆӑтн финской учё­ной А. Каннисто щит­ӆаӆ фонографа хӑншӑс. 


Вәӆупсыйн ма хәт Пўпи якты хотн вәсум. Мєт оӆӑӊмит 1994-мит оӆн Сўмӑтвош район Ӆэв кәртӑн вєрийӆсы. Щи пурайн ма Сўмӑтвош районӑн архив хуща ву­хаӆь мир арӑт па моньщӑт ӑкӑтман рә­питсум. Щӑта мўӊ мєт сырыя щи мӑӊ вєр тӑӆантєӆн аудио-видео щўӊкӑта нўх хӑншсўв. Щи пийн вет Пўпи якты хотн па вәсум, тәп щитӑт «спорадической» щирн – щит вой веӆты хуят Нӛрум вой мущатум пурайн якты хот ӆэщӑт­ман вәсӑт.


Тӑм ӆўӊтупсыйн ма «периодической» Пўпи якты хот оӆӑӊӑн айкеӆ тәсум, вантэ, ма щирємн щит оӆӑӊӑн шимӆ вәӆы. Учёной ики Валерий Ни­колаевич Чернецов ӆэ­щӑтум нєпекӆаӆ щирн, периодической мӑӊ Пўпи якты хот вєр тәп Ёмвошн (Вежакары вошн) вєрантсы. Ван­тэ, щӑта Ас па Ӆэв юханӊӑн хущи вухаӆят вәӆӆӑт. Еӆ­ӆы Пўпи якты хот оӆӑ­ӊӑн мєт тәса вәнӆ­тум вєр пийн уша вєр­­сум, хуты ищимӑщ мӑӊ­хӑтӆӑт Ломбовож, Верх­нее Ни­ль­дино па Яныг­па­вы вухаӆь кәртӑтн ӆэ­щӑ­тыйӆсы.


«Спорадической» па «периодической» Пў­пи якты хотӑт арсыр щи­рӑтн ванӆтӑӆыйт. «Спо­радической» якты хот – щит вой веӆты хуят Нӛрум вой мущатум пурайн ӆўв вәӆты хотэӆн якты хот эщӑтты вєр. Щитӆ 4-5 хӑтӆ мӑр мӑнӆ. «Периодической» ємӑӊ вєр – щит катра пурайн ӆапӑт оӆ мӑр ипўш Пў­пи якты хот ӑк­тӑ­щийӆ­сы па 49 хӑтӆ мӑр пойкщӑсы.
Тӑм мӑӊхӑтӆа иса рәт ёх ӑктӑщийӆсӑт. «Пе­риодической» мӑӊ вєра арсыр рәтӑт эвӑӆт вәӆты ёх юхтыйӆсӑт. Щи оӆӑӊӑн мӑнєма вәнӆата вум хуятӑт путӑртсӑт.

Юхи хӑщум оӆӑт окру­гевн Пўпи якты хот вәнӆтӑты хӑрӑт ӆэщӑтты питсыйт. Муя щи мӑӊ вєр йиӆпатсы?

- 1994-мит оӆ вўш эвӑӆт 2011-мит оӆ вәнты ма вантум Пўпи якты хо­­тӑтн мӑӊ арӑт ӑн ари­сыйт. Вантэ, ар пєлӑк йис ёхӆўв хўв пӑнта мӑнсӑт. Вой арӑт ариты хӑннєхә шимӆа йис. Щит пӑта мўӊ нумса юхӑтсўв, айӆат ёх кєши вәнӆтӑты хӑрӑт ӆэщӑтты, ӆәӆн ӆывеӆа вой арӑт ванӆ­тӑты. Мєт оӆӑӊмит щи­мӑщ вәнӆтӑты хӑр 2016-мит оӆн вєрсўв. Ма щирємн, щитӆ ӑн тывӑс. Вантэ, сырыя Пў­пи якты хота юхтум мира мӑӊ вєр оӆӑӊӑн айкеӆ тәты мосӑс, муй пӑта ӑктӑщсўв па муя Нӛрум вой мущатум пурайн мӑӊ арӑт ариты мосӆ. Щит пӑта еӆӆы ӆэщӑтум вәнӆтӑты хӑрӑтн айкємн айӆат ёх мӑӊ арӑта вәнӆтӑты питсўв.  


Имета вой арӑт ариты ӑн рӑхӆ. Щиты пухӑта па айӆат ёха арӑт оӆӑӊӑн ма тәп путӑртты вєритӆўм, муй щирн мӑӊ ар ариты – нюр ӑн рӑхӆ. Вой арӑт тәп икет ариты пӑкӆӑт. мӑӊ ясӊӑт тәса ариты К.Г. Адин па Р.В. Меров вәнӆтӑты нётсӑӊӑн. Тӑм­хӑтӆ Владимир Меров мӑӊ арӑт па якӑт ищи тәса вәӆԯэ. Щи вє­ра ай­ӆат ёх вәнӆтӑӆ. Щиты ай­кємн и ӛрн пухӆўв вой арӑт ариты вєра вәнӆ­тӑӆԯўв. Интӑм ӆыв пиӆэӆа ванттыйн, сӑм­ӆўв амӑтӆӑт, иӆампа Пўпи якты хот еӆӆы вәӆты питӆ. 
Вухаӆь мир вой арӑт ӆєрӑмтты мўӊева учё­ной ёх нётсӑт. Щиты финской учёной А. Кан­нисто вухаӆят эвӑӆт нўх хӑншум путрӑт па немецкой ясӑӊа ӆэ­щӑтум утӑт рўщ ясӑӊа тулмащтӑты Н.В. Лукина вохсўв. Щи путрӑт кӑт киникайӊӑна вєрсӑӆўв.


Ӛхӑт уша вєрсўв, ху­ты А. Каннисто ӑнтә тәп нєпека вой арӑт хӑн­шиӆӑс, фонограф щўӊка щитӑт ищи вє­рӑс. Тӑм щўӊк ӆўв 1906-мит оӆн вухаӆь мир хуща тәтӆяс­ӆэ. Восковой валика нўх хӑншум арӑт Кутус нємпи нарӑсты па ари­ты вєрӑт тәты институт хуща шавиман тӑйӆыйт. Мўӊ щӑта рәпитты кә­щайт пиӆа путӑртсўв па вєра амӑтсўв, хән уша вєрсўв, хуты мӑӊ арӑт восковой валикӑт эвӑӆт электронной щўӊка нўх хӑншсыйт. Ӛхӑтшӑк мўӊева вой арӑт пиӆа диск китсы. Интӑм щи диск хўват айӆат ёх вой арӑт ариты вәнӆтӑӆӆўв. 


Щи тумпи мадьяр мир учёной кӑтӊӑн А. Ре­гули па Б. Мункачи хӑншум мӑӊ арӑт, мӑта утӑт Е.И. Ромбандеева тулмащтӑс, вәнӆтӑты хӑрӑтн ищи ванӆтӑԯӆўв.
Вухаӆь мир Пўпи як­ты хотн вет вуӆаӊ мӑӊ ар ариӆы. Мосӆ ястӑты, арсыр тӑхетн вәӆты ву­халят тӑм арӑт ӆыв щи­рӑӆн ариӆӑт. Пўпи як хот пурайн кашӑӊ хӑтӆ мєт сыры икет «Аӆӑӊ ар» ариӆӑт. Щи пийн хӑтӆ мӑр вой арӑт (каяӊ арӑт), «Нях арӑт» «Вусы ёвӑӆты ар» як-ар, хәймас ар па па арӑт, ущхўӆь ет­­нхотӑт ванӆтӑӆӑт. Щи оӆӑӊӑн айӆат ёха айкеӆ щи тәӆўв, щи вєра ӆыв вәнӆтӑӆӆўв.

Мӑта айӆат ёх мӑӊ вєра вәнӆтӑӆӑты? Айӆат хә ӆуват па рәт ясӑӊ тӑйты вєр вәты мосӆ?

- 14 оӆ ӆуват вўш эвӑӆт айӆат ёх вохӆўв. Рәт ясӑӊ оӆӑӊӑн путӑртты ӆавӑрт. Вантэ, ин йиӆуп вәӆупсыйн вєра шимӑӆ хӑннєхә рәт ясӑӊ тӑйӆ. Ӛмӑщ, хуты вой ар ари­ты пурайн айӆат ёх сӑм­ӆаӆ ӆыпеӆ эвӑӆт ӑӊки ясӑӊ сащӆ. Ӆыв нюр вән ёхӆаӆ иты тәса ӆоӆьӆӑт па таранӆуман мӑӊ арӑт ариӆӑт. 
Кашӑӊ вой арн ӑӆ ясӑӊ ӑнтәм, и ясӑӊ пийн па мутрайӊ ясӑӊ мӑнӆ. Щит пӑта ариты вєр еӆпийн ма айӆат ёха йис путрӑт, моньщӑт, катра вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртӆум, ӆәӆн ӆыв мӑӊ ар вєккеша нумса пунсӑт па тәса уша вєрсӑт, муй оӆӑӊӑн ариӆӑт.


2016-2019-мит оӆӑтн мўӊ нивӑӆ щимӑщ вәнӆ­­тӑты хӑра ӑктӑ­щийӆ­­­сўв. Айӆат ёх ӑн­тә тәп пўпи арӑт, дра­­ма­ти­ческой арӑт ищи вәнӆ­тӑсӑт. Щи тумпийн пойкщӑты вєр пӑта сувӑт, муйт ищи­ты ӆэщӑтты пӑкӆӑт. Вантэ, кашӑӊ пўпи якӑт як­ты хӑннєхәя ищи ма вә­ты мосӆ щимӑщ як вєрты хурасӑт. Еӆӆы вәӆупсыйн ӆыв вет мӑӊ ар тәса вәнӆтӑӆӑт ки, ешӑ вәӆ – ӆыв, вәнӆата вум хуятӑт иты па ай ёхӆаӆ щи вєра вәнӆтӑты пищ мущатӆӑт.

Мӑнум ӆўӊӑн «Мань ускве» хӑра мєт оӆӑӊ пўш Ивдельской район Лозьва юхан айӆат эвет па пу­хӑт юхтыйӆсӑт. Щи оӆӑ­ӊӑн еша айкеӆ тўва.

Мўӊ вєра амӑтсўв, хән рўтьщӑты хӑрэва Ив­дельской мўв Ушма кәрт эвӑӆт айӆат ёх юхӑтсӑт. Щит нявлак па сӑмӑӊ, рәт ясӑӊ тәса тӑйты эвет-пу­хӑт. Кўтэԯн ӆыв тәп ву­хаӆь ясӑӊӑн путӑртсӑт. Ӛмӑщ, хуты карты кеӆ хўват ищи вухаӆь ясӑӊӑн путӑртӆӑт па ясӊӑт хӑнш­ӆӑт. Щи пӑта мӑӊ арӑт вәнӆтӑты ӆывеӆа кєн­шӑк вәс. Саранпауль, Ӆэв па Ломбовож кәртӑт эвӑӆт айӆат ёх ӆыв пиӆэ­ӆа вантман, имухты «Ту­лыглап» пӑта – (щит сыр-сыр ӑӆ хӑннєхә вәӆ­ты-хоӆты щирӑт муй вєрӑт иса итӑӆн-итӑӆн айӆтые иӆєм вєр пийн имухты кимит вєрӑт м­сыева ванӆтӑӆыйт, нє­масыя  такӑн няхӆыйт муй ар щирн хурасӑӊа аӆьӆыйт) сўвӑт, тўнты вєншӑт па муйт ӆэщӑтты оӆӊитсӑт. 
Лозьва юхан хонӑӊ эвӑӆт юхтум айӆат ёх щит нюр пуӆяӊ вухаӆят. Ӆыв нюмша па вўр х хурасуп няврємӑт. Итәх щосн, мўӊ ай ёхӆўв ӆыв оӆӊеӆн юврая ястӑӆӑт ки, юхӆы нємӑӆт атум ясӑӊ ӑнтәм, тәп еша нях мулӑӊа вантӆӑт. Ёхӆўва єӆєм йиӆ, щирн еӆӆы ювра ясӊӑт ӑн па лупийӆӆӑт. 

Мўӊ хуӆыева увӑс ву­хаӆят, тәп итәх вєрн ар хураспет. Ма хўв мӑр нәмӑссум, ар ху­расупԯаԯ муйсӑр пос хўват уша вєрты мосӆ? Якӑт пєӆа вантман уша вєр­сєм, ар пєлӑк Ляпин юхан сыгвинской вуха­ӆят вўӆэт ӆавӑӆты ёх. Щит пӑта ӆыв якӑтн хӑт­ты вєрԯаԯ вўӆэт тӑй­ты вєр эвӑӆт вўсӑт, шӑӊ­капӑт. Итәх хӑтты вєра ванттыйн нюр тынь­щӑӊ ёвӑӆӆӑт, па пўш вант­тыйн вўӆы катӑӆӆӑт.

Ма нумӑсн юхӑтӆаюм, вухаӆят – щи мурта хўв нумсуп мир. Йистєӆн Пўпи якты хот вой арӑта вән ёхӆаӆн айӆат ёх вәнӆтӑсыйт. Интӑм щитӑт научной нєпека нўх хӑншман вәӆӆӑт. Шәк вєр питӆ, хән йис ёхӆўв мӑӊ вєрӑт хуӆт рємӑӆӆўв, хән вухаӆь мир вой арӑт ариты вєр вәтшӑӆўв. Щит пӑта интӑм мўӊева и нумӑсн, и ӛрн иха катӆӑсман йис щирӑт ӆєрамтты па щитӆаӆ вәнӆтӑты мосӆ. Вантэ, щит йис вєрӑт вәты вєр – щит мєт вән мир тащ па уй, ищи вєра вухаӆь айӆат ёх па няврємӑт вәнӆтӑты мосӆ.

Ар пєлӑк Лозьва юхан хонӑӊӑн вәӆты вухаӆят – вой веӆпӑсӆӑты ёх. Ӆыв пєӆаӆа вантман имухты уша вєрты рӑхӆ, вой веӆты хә ӆўхӊӑн ӆәмӑтман вәнта шәшӆ, пушканӑӆ шӑншӑӆн. Мосты пурайн пушканӆ вўӆӆэ па єсӑӆ. Тӑм ёх хӑтты вєрӑт ӆєпӑт па айӆта. Як тӑӆантєӆн щит ӆухн мӑнты ӛш. Щит вєра әмӑщ вєр. Як мухты уша павӑтты рӑхӆ, мӑта юхан эвӑӆт хӑннєхә вәӆ.

Светлана Попова пиӆа путӑртӑс
Валентина Узель
Хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс:
Ирина Самсонова

Обучить ребят исполнению святых песен – значит сохранить Медвежьи игрища

Светлана Алексеевна Попова – один из ведущих ученых из народа манси, изучающих сегодня сакральный праздник Медвежьи игрища. В последние годы под ее руководством проводятся обучающие семинары для юношей-манси, где они приобретают навыки исполнения песен медвежьей обрядности. Почему возникла такая необходимость, об этом Светлана Алексеевна нам рассказала во время конференции «Меншиковские чтения», где она прочитала доклад о периодическом Медвежьем празднике.

 

– Светлана Алексеевна, с интересом прослушала Ваш доклад. Почему именно периодический Медвежий праздник? В чем его особенность?

– Праздник Медвежьи игрища – это огромный пласт древнейшей культуры народа манси. Этим вопросом ученые интересуются на протяжении нескольких столетий. Еще в конце 19 века (1888г.) песни с Медвежьего праздника манси были записаны венгерскими учеными А. Регули и Б. Мункачи, в начале 20 века (1901-1906 гг) их записал на фонограф финский ученый А. Каннисто.

Мне посчастливилось побывать на шести Медвежьих игрищах. Самые первые прошли в п. Сосьва Березовского района в 1994 году. Тогда я работала руководителем Берёзовского фольклорного архива народа манси, здесь мы впервые записали весь праздник на аудио и видео-кассеты. Потом было ещё 5 праздников, но все они были спорадические, т.е. проводились послучаю добычи медведя.

Сегодня я в своем докладе остановилась на периодических Медвежьих обрядах, поскольку считаю, что этот вопрос, на сегодня, мало изучен. По информации известного ученого-угроведа Валерия Николаевича Чернецова, периодический праздник проводился только в Вежакарах, где проживает группа усть сосьвинских или обских манси. Но по мере углубления в вопрос по духовной культуре своего народа я обнаружила, что и в других группах манси проводились периодические Медвежьи обряды. Например, в Ломбовоже – Торев йикв (сыгвинские манси), а в д. Верхнее Нильдинов честь Норколыӈойк’и (сосьвинские манси), а также в д. Яныгпавыл (верхнесосьвинские манси) куда привозили имт’у Полум Торум’а – все они имеют отношение к Медвежьим периодическим праздникам.

Спорадический и периодический Медвежий праздник отличаются по разным признакам, например, первый проводится по случаю конкретно добытого зверя, празднуется в течение 4-5 дней; второй – в прошлом проводился с периодичностью семь лет подряд с перерывом также на семь лет, празднование длилось в течение 49 дней. На этот праздник медведя не добывали, так как праздник посвящался мифологическому предку в образе медведя. Его имта –‘шкура с головой на вытянутых передних лапах’ постоянно находится в яныгкол’е ‘главном доме’. Спорадический праздник носит родовой характер, сюда в основном собираются члены одного рода, а периодический считается праздником фратрии Пор, которая объединяет много родов. Мне также посчастливилось общаться со знающими эти праздники людьми, которые и поделились со мной своими знаниями, за что я им очень благодарна.

– На протяжении последних нескольких лет, в округе проводятся обучающие семинары по мансийским Медвежьим игрищам. Почему возникла такая необходимость?

– На всех Медвежьих игрищах, на которых я присутствовала с 1994-2011 гг., отсутствовало песнопение. Это произошло, потому что среди старшего поколения не осталось мастеров песенного искусства. Тогда мы решили обучать нашу талантливую молодежь, юношей и подростков. Первый семинар мы провели в 2016 году, на мой взгляд, он не получился. Тогда слушатели даже представления не имели, о чём идёт речь. Пришлось им рассказывать – что такое Медвежий праздник и почему его надо проводить, о чём говорится в песнях и какие сценки-тулыглап’ы на нём показывают. На следующих семинарах речь шла уже непосредственно о песнях, постепенно ребята начали обучаться.

Для женщин Медвежьи песни – это закрытая тема, я могу организовать мальчишек, дать слова и проверить, как они их выучили, а исполнять их мне не положено. Ими могут заниматься только мужчины. Поэтому главными моими помощниками были мужчины. Как правильно произносить и выговаривать песенные слова их обучали наставники: К.Г. Адин и Р.В. Меров, которые бессменно присутствовали на всех семинарах. Непосредственно исполнительскому мастерству молодёжь обучает Владимир Меров. Он учит их петь, показывает движения, характерные во время исполнения песен. Общими усилиями мы добились, что ребята наши запели.

Сейчас, глядя на них со стороны, радуешься, с каким достоинством они их исполняют, как они двигаются. У них ещё не было практики исполнения на самом празднике. На сегодня я могу сказать, пусть не совсем ещё уверенно, что ребята смогли бы исполнять святые песни на игрищах. И мы сами бы его провели, потому что мы это можем, и у нас сейчас есть те, кто может петь.

К слову сказать, всего этого могло и не быть, т.к. мансийские медвежьи песни были утрачены, их уже не помнили, и исполнять было некому. Нам помогли учёные, сначала мы попросили Н.В. Лукину перевести на русский язык тексты песен, записанные у манси финским ученым А. Каннисто и переведённые на немецкий язык. На основании её переводов мы опубликовали две книги с текстами медвежьих и драматических песен.

Потом нам стало известно, что А. Каннисто не только записал тексты на бумагу, но и на фонограф, который он привёз к манси из Финляндии в 1906 году. Записи песен на восковые валики сохранились в музыкальном институте Кутус, куда мы и обратились. К нашей великой радости песни с валиков уже были перенесены на электронные носители, и дирекция института прислала мне диск с их записями. Вот по этому финскому диску мы и обучаем наших ребят. В нашей работе мы используем и медвежьи песни, записанные венгерскими учёными А. Регули и Б. Мункачи в переводе Е.И. Ромбандеевой с мансийского языка, но они, к сожалению, даны без музыкального сопровождения.

Всего на мансийском празднике пять основных песен, их многочисленность складывается из разных вариантов одной и той же песни, различающиеся территориальностью, т.е. одну и ту же песню на разных территориях проживания манси поют по-своему. К ним относятся: цикл медвежьих песен спуска и наказов отца; песни пробуждения и провода на сон; песни об охотниках на медведя; песни провода медведя на небо. Все эти аспекты мы рассказываем нашим ребятам, они должны это знать.

– Каких ребят вы обучаете исполнению этих песен? Учитываете ли возраст и знание мансийского языка?

– Возраст мы обязательно учитываем. Не берем юношей младше 14 лет. Что касается знания родного языка, к сожалению, сегодня это огромная проблема, потому что практически нет ребят, которые бы хорошо знали свой язык. Но самое интересное, что по мере погружения в песенный мир в них пробуждаются гены и чувство родного языка, это надо видеть. Когда они начинают исполнять песни, они преображаются, проникаются энергией этих песен, становятся другими. Они даже встают в соответствующую традиционную позу и покачиваются как настоящие исполнители.

Мы им помогаем раскрываться. Каждая песня идет строго канонически, все слова в строгой последовательности. В них нет лишних слов. Для понимания смысла слова, я рассказываю им мифы, сказки, обряды и ритуалы. Мы раскладываем каждое слово отдельно, поскольку в каждом из них заложен символ, знак, на то они и святые песни, передающие сакральные знания от поколения к поколению.

Ребятам надо все это объяснить, они должны знать, о чем поют. Не каждому удаётся запеть, но они начинают понимать их значение и важность для народа, и это тоже немало. Я считаю, это результат. Всего за это время (2016-2019) было восемь семинаров. Молодые люди многому научились: петь не только медвежьи, но и драматические песни, изготавливать атрибутику, общаться на тайном медвежьем языке и т.д.. Но если в скором времени они выучат все пять песен, то в дальнейшем они сами смогут обучать других ребят.

– Летом прошлого года в «Мань ускве» впервые были лозьвинские ребята из Ивдельского района. Расскажите немного о них.

– Для нас было большим счастьем, когда к нам приехали ребята с поселка Ушма Ивдельского района Свердловской области. Они особые, все прекрасно знают язык, между собой общаются только на родном языке, даже СМСки друг другу шлют на мансийском языке. На своем примере они показали другим ребятам, что зная язык, выучить эти песни нетрудно. На этой же смене были юноши не только с Саранпауля, но и из Сосьвы, Ломбовожа. Глядя на лозьвинских ребят, они увлечённо и с большим удовольствием самостоятельно начали делать атрибуты для сценок-тулыглап’ов, разучивать песни, хотя многие из них присутствовали впервые. Все хотели выступить и показать, на что они способны, это было удивительно.

Что касается лозьвинских ребят, они настоящие манси. В них заложена природная скромность, в разговор вступали, если их спрашивали, вели себя очень деликатно. К примеру, кто-нибудь скажет при них что-нибудь не то, а они в ответ просто улыбнутся, и тот человек понимает, что выдал какой-то ляп.

Несмотря, что мы представители одной группы – северные манси, но у нас есть различия, например, в танцах. Я долго не могла понять, в чем отличие. Смотрела на их танцы, и только потом поняла разницу. Ляпинские / сыгвинские манси в основном оленеводы. И мужские танцы у них все связаны именно с оленеводством, некоторые движения напоминают бросок аркана, у них глубокие приседания, движения более резкие.

А лозьвинские занимаются в основном охотой. Вот идет охотник на лыжах, поднимает ружье, стреляет. Все медленно и плавно, без приседаний и кружения. Весь танец – это движение на лыжах. По движениям в танце можно понять род его занятия, а из названия – с какой он территории. Например: Тагт аги йикв (танец девушки из Сосьвы), Сакв аги йикв (танец девушки с Ляпина) или Вораян хум йикв (танец охотника) или Лусум хум йикв (танец мужчины с Лозьвы).

Я всегда поражаюсь глубокой мудрости и уму народа манси. Песни с Медвежьего праздника передавались устно из поколения в поколение веками, тысячелетиями. Сейчас они сохранены в научных источниках. Самое страшное будет, если их забудут окончательно, потеряется огромный пласт духовной культуры манси, каждый раз, возвращающий нас к истокам этнической истории. Мы этого не должны допустить. У нас есть еще время – всё это богатство сохранить и передать дальше, новым поколениям манси.

Беседовала Валентина Узель

Перевод на хантыйский язык Ирины Самсоновой

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 17 (3557)
2.09.2020

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика