Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ульяна ДАНИЛО

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Хўӆ єнмӑӆтӑты вєр
  • Хәхӑтьӆяты, ӛращты тӑхет пўншсайт
  • Югра мўвн 27 щурӑс няврєм вәнӆтыйӆты оӆӑӊ пўш мӑнӆ
  • Ёмвош округев йиӆуп вєрӑт
  • Муй иты еӆӆы рәпитты вєр пириты мосԯ

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Оса тӑхет ма рәпитӆӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ӆаӆь пурайн єнумсӑт
  • Тэк кәрт ӑшкола вєрӑт
  • Рәт ӆєрӆаӆ ӑнт юрємӑӆӆэ
  • Веккеши нәмты питӆӑӆўв

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Арӑӊ‑якӑӊ эви
  • Йис арӑт кӑншӆўв ( еԯԯы путӑр)
  • «Регули 2020» вєр оӆӑӊӑн
  • «Таксар махум» – «Так ёх»
  • Айӆат ёх мӑӊ арӑта вәнӆтӑты ки – Пўпи якты хот еӆӆы вәӆты питӆ

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Йис арӑт кӑншӆўв ( еԯԯы путӑр)
  • Хантыйский
  • Русский

Йис арӑт кӑншӆўв ( еԯԯы путӑр)

Тӑм пўтар оӆӑӊ шәп «Хӑнты ясӑӊ» 16-мит номерӑн ӆўӊтаӆӑн. Ас потты тыӆӑщн 2019-мит оӆн Амня вошн вәӆты «Ильбигорс­кая» нє­муп община ёх йис ар сувӑт ӑкӑттэӆ кєша Югра мўв губернатор грант вухӑт ёша павӑтсӑт. Ӆыв йис арӑт, моньщӑт, путрӑт ӆӑӊхаӆӑт Касум мўвн нух ӑкӑтты па хӑншты.

Няӆмит кәртӑн вәсўв 

Тәрум ӆор вош мўвн нӆмит Татьяна Дмит­риевна па Александр Алякович Пяк ёх кәрта ӊхсўв. Сыры мўӊ Амня вошн тӑм кӑтӊӑн арӑт хӑншийӆсӑӆўв. Ин ӆын вўт кәртӑна юхӑтмевн нюр па вєр. 
Татьяна Дмитриевна Пяк (Вэлла) Парӑң ор кәртӑн 1960-мит он сєма питӑс. Русскинской вошн интернатн вәс, ӑшколайн щӑта 5-мит класс етшуптӑс. Щӑта ӑңкєӆн, ащеӆн юхи вўсы. Юӆн кӑтӊӑӆа нётты питӑс. Сўсн вәнтыман вәс. Имуӆтыйн 1978-мит оӆн ащеӆа нётман вўӆы хурты тӑхийн вәс. Щӑта Александр Алякович Пяк ӑӊкеӆ, ащеӆ вәсӊӑн па щирн тӑӊха ӆын вәртєсты ну­мӑс вєрсӑӊӑн. Щи пийн еша вәӆман ёх вәртӑсты щи юхӑтсӑт. Татьяна Дмитриевна щи вєр тӑ­миты нәмӑӆмӑсӆэ:

- Мойӊа юхтум ёх вет хӑтӆ мўӊ кәртэвн вәсӑт. Ма ӑӊкєм, ащєм хот эвӑӆт мӑнты ӑн ӆӑӊ­хасум. Ӑӊкєм лупӑс: «Мӑна». Ащєм нюр нє­мӑӆт ӑн лупӑс. Вантэ, хотємн ма атэӆт эви вәсум. Ма нәмӑссум, и муй вўрн нюр ӑн вәты хӑннєхә пиӆа мӑнӆум. Щирн ван хӑтӆуп ты­ӆӑщ камн тарум ищки.  

Ащємн мєт м хоптэтн кирсаюм. Ӑӊкємн хәум сӑхн па ищи арат вей тєӑн эщӑтсаюм. Итєм хурамса әмтыйты хӑн­шӑң м пўнӑң сӑх, итєм ай сӑх щит ар­сыр рәпатайн тӑйты щи­ра па хәмит утєм нє­масыя әхӑн хўв пӑнта ңхты пӑта вәс. 

Я-а, щи ма икєм пиӆа па ӆўв ащеӆ, ӑӊкеӆ пиӆа щи ӆєӆумсўв. Нәмӆєм, мӑ­нум мӑревн мўӊ шай па ӑн яньщийӆсўв. Вєра тарум ищки хӑтӆ вәс. Вўӆы мӑр мӑнӆўв, щив омӑсӆўв, вўӆыӆўв ӆант ӆєӆӑт, еша рўтьщӑӆӑт па еӆӆы наврӑӆӆўв. Атӑӆн кәртэӆа юхӑтсўв. Няврємӆам щащи щирн мӑнты ма вўрумсӑӆэ. Иса икєм пиӆа ха 1978-мит оӆ вўш эвӑӆт вәӆ­ӆумн. Щирн мўӊ хуӆыева нюки хотӑтн вәсўв. Ин мир х хот омӑсӆӑт. Веӆ­щи вәӆты питмємн еша ӆавӑрт вәс. Вантэ, па мўв, па ясӑӊ, вәтаӊ хуят ванӑн ӑн тӑйсум. Тӑта вәӆты питмємн юрн ясӑӊ вәнӆтӑсум. Икєм пиӆа вўӆы ӆавӑӆман, вой-хўӆ веӆпӑсӆуман вәсман. м арат оӆ мӑр Касум совхозн вўӆы тащӑтн, сўсн ӆаӊки веӆпӑсӆуман рәпитсумн. Нхийӆман Татьяна Дмитриевна лупӑс: «Амня вошн вух тӑйты хот ӆавӑӆман рә­питсум. Ин, вантэ, вух тӑйты тӑхет пушканӑӊ ёхн ӆавӑӆӆайт щирн па ма нюр тӑӆ ёшн вух кас­са хотӊӑн вантыйӆман вәсум». 


Т.Д. Пяк ая вәӆмаӆ вўш эвӑӆт юрн, хӑнты мир арӑт щащеӆ па аӊ­каӊ­кеӆ эвӑӆт хәӆӆяс. Мўӊ путӑртмевн ӆўв Вуӆаӊ Отечественной ӆаӆь оӆӑт оӆӑӊӑн нәмӑӆмӑс: 

- Аӊщащєм Тихон Ильич Покачев ӆаӆь ты­­­вумн вўӆы ӆавӑӆман Рус­­­скинс­кой вош пўӊӑӆн рә­питӑс. Сәрханӆ вош хо­нӑӊӑн вәӆум хӑнты хә ёх хуӆыева ӆаӆя тәсыйт. Ӆўв па ха рәпитум вет хә пиӆа кўрн Русскинской вош эвӑӆт Сәрханӆ вән­та шәшумсӑт. Ӆыв во­ша юхӑтмеӆн баржа хоп мӑнмаӆ. Щӑӆта вет хә пӑта баржа хоп па хән китӆа. Ӆыв июхӆы вошеӆа кєрӆӑсӑт. Щиты вош кўтн шәштэӆн ӆўӊ каврум, пєӆӊа. Ӛш кўтн мӑнмеӆн ӆыв пиӆаӆа вум хә Василий Рус­скин мәша вємӑс. Щи­ты ха мӑнты ёх и хәеӆ хән хӑйӆэӆ, айӆтыева хӑнтэӊ, кәртӑӊ мўва юхтуптыйӆсӑт. И хӑнты ики эвӑӆт суртые вохсӑт. Ин щитэӆ хурсӑт, ма ӆєсӑт-яньщсӑт па мә­шӑӊ хәеӆ кўртыя пи­тумн веӆщи вәӆты мў­веӆ вәнта шәшсӑт. Щӑӆ­та Русскинской воша юхӑтмеӆ пийн сурты мийӆюм икия тӑӆн июх­ӆы вўӆэӆ мӑсэӆ. Аӊ­ща­щєм Вуӆаӊ ӆаӆь оӆӑт мӑр иса тарма рәпитман ешащӑс. Ӆўв тўтъх эвӑтман вәс. Щӑӆта ӆў­ӊӑн па ӆоньщ питты вән­та хўӆ тухӆыман мир пиӆа кӑпӑртӑс. Тӑӆа тәп йиӆ имухты вәнтыты шәшумӆ. Ӆўв Вуӆаӊ ӆаӆьн мўӊ мўвев нух пит­ты кєша ар ӛр пунӑс. 


Щащєм Апакулы Вэл­ла няврємӆаӆ атэӆт єн­мӑӆсӑӆэ. Вантэ, Касум мўв восстание оӆӑт пу­райн хуӆыева ащєм рәт­найт рўщӑтн тәсыйт. Ӆыв юхи ӑн юхтыйӆсӑт. Тәпӆ вошн хутащ вєр­сайт. Ӆўв эвӑӆтаӆа кӑт упєӊӑӆ Анна Алиевна па Мария Алиевна Вэл­ла хӑщийӆсӑӊӑн. 
Щӑӆта ма щатьщащєм юрн Вэлла ики вәс. Ӆўв яйӆ па рўщӑтн юврая опращ нємӆ хӑншса. Щиты ӆўв Енгуха йис. Ӆыв хуӆыева Вэлла Алюв ики пухӑт вәсӑт. Щащєм хўв нәпӑт 80 оӆ вәнта вәс. 

Ветмит Таисия Аутовна па Вадим Теськович кәрта ӊхсўв     

Таисия Аутовна Пяк, юрн щирн нємӆ Этю, Тәрум ӆор вош пўӊӑӆн вўӆєӊ кәртӑн 1959-мит оӆн сєма питӑс. Ащеӆ – Авта Тугиевич Вылла, ӑӊкеӆ – Эмма Андреев­на Логаны. Оӆӑӊ мит классӆаӆ Таисия Аутовна Тәрум ӆор вошн 1969-мит оӆн етшуптӑсӆэ, еӆӆы Амня вошн вәнӆ­тыӆӑс. Щи пийн юӆн вәнт кәртӑн ӑӊкеӆа, ащеӆа нётман вәс. Няв­рємӆаӆ ащи Вадим Тесь­кович пиӆа ха 1978-мит оӆн мӑнсӑӊӑн. Ӆын Касум совхозн вой-­хўӆ веӆпӑсӆуман рә­пит­сӑӊӑн. Ӛхӑт 1988-мит оӆн вўӆы ӆавӑӆты 12-мит таща вўянтсӑӊӑн. Щӑӆта 2003-мит оӆ вўш эвӑӆт Тәрум ӆор вошн кўлуп хотн рәпитӆ. Имеӊӑн-икеӊӑн эвєӊ хот, пухӑӊ хот єнмӑӆсӑӊӑн.   


Таисия Аутовна тәса ёнтӑсты хошӆ. Ӆўв мо­лупщет, вейт, хӑншӑӊ сӑхӑт вєрӆ. Тӑм каркам ими вєртутӆы омӑсты ӑн пӑкӆ. Ӆўв кәртӑӆн вәӆ­мев мӑр иса мўӊты вант­ман тӑйсӑӆэ, ищкийн аӆ потӆаюв, сӑмӆўв аӆ вохӆайт. Таисия Аутов­на путӑртсӑӆэ, муй вўрн юрн мир вәӆӆӑт оӆ мӑр па муйсӑр вєрӑт ӆэщӑтӆӑт. Щӑӆта йис вєрӑт оӆӑӊӑн ай павтӑс:

- Тыӆӑщ ампӑӆ вана йирсӑӆэ ки, ищка йиӆ (щит хән тыӆӑщ пўӊӑӆн ванӑн хәс), хӑтӆ пос ӆәмтӑс ки, ищка йиӆ (щит хӑтӆ мухӑӆая ӆоньщ пәсӑӊ хурас сух). Щӑӆта, кәккәк пӑӆӑӊ мӑриты пийн увӑтӆ ки, щирн воньщумут ма єнумӆ. Тўтъх сэвӑртыйн х пўл атэӆта хўва рӑкӑнӆ ки, щи кәрта хуят юхӑтӆ. Тәп йира рӑкнум х пўл нух вўты ӑн рӑхӆ, пӑнтӑн йиты хӑннєхәя атум питӆ. И пўш щимӑщ вєр вәс. И ими хўв мўва икия мӑнӑс. Имуӆтыйн тўтъх сэвӑртӑӆ са х пўлӑӆ хўва ӆоньща рӑк­нӑс. Ӆўв щи х пўлые аӆємӑсӆэ па лупийӆ: «Ма хотєм эвӑӆт хўв мўвн вәӆӆум, хуйтєм юхӑтӆ». Атӑӆн овӆ пўншумса, яйӆ юхи ӆуӊємӑс. Тәп вєра мәшн хойса па аӆӑӊая ӑнтәма йис. Щимӑщ йис вєр вәс. Щӑӆта хуят кәр­та юхӑтты еӆпийн ӆоньщ шюлиты вєр тӑйӆ. Кӑ­ти ов кўншӑӆ ки, мӑттэ хӑннєхә кәртэна юхӑтӆ. 

Вўӆэт ма вәӆэӆ, муй­сӑр тәрум питӆ. То­вийн авиет пўрсӑх­тӑӆӑт ки, мєлка йиӆ. Ӆўӊӑн вўӆэт оӊӑтӆаӆ мўва нєртӆӑӆаӆ ки, рт питӆ. Тӑӆн авиет ӆуӊӆаӆ нюӆыӆӑт ки, ӆоньща йиӆ. Вўӆы пўнӆ атма лакӑнӆ ки, мәшӑӊ. Щӑӆта тухӆӑӊ войт м тәрума йиты еӆпийн сыйӊ сыйт вєрӆӑт, ам­тӑтьӆяӆӑт. Тәрум рта йиты еӆпийн тохтӑӊ вєра сыйӊа ўвты вєр тӑйӆ. 

Еӆӆы Вадим Теськович пиӆа путӑртсум. Ӆўв йис юрн мир путрӑт, моньщӑт ма вәӆӆэ. Тыту Нича, Ванту оӆӑӊӑн путӑртӑс. В. Пяк путрӑт ай няврємӑт ӆўӊӑтты кєша киникая вєрты мосӆ.   
Вадим Теськович Пяк, юрн щирн нємӆ Ни­ӆи, Тәрум ӆор вошн 1955-мит оӆн сєма питӑс. Ӑӊкеӆ Вэлла Нен­ку­лы Хєтта мўвн сєма пи­тӑс па єнмӑс. Ащеӆ Тес­ку Камчавич Парӑӊ ӆорн сєма питӑс па єн­мӑс. Ӆўв Амня вошн ӑш­кола етшуптӑс, еӆӆы Тюмень вошн тўт вєрӑ­та вәнӆтыӆӑс. Армия пийн юӆн мўвӑӆн Касум совхозн рәпитӑс. Ин имеӆ па няврємӆаӆ пиӆа Тәрум ӆор вош пўӊӑӆн кан вўӆыӆаӆ тӑйман вәӆ. 
Тӑм путӑр еӆӆы «Хӑн­ты ясӑӊ» газетайн 18-мит номерн ӆўӊтаты. 

Елена Федотова, Амня вош  
Хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Ульяна Молданова  
  

В поисках мелодий древней Югры

В ноябре 2019 года община коренных малочисленных народов Севера «Ильбигорская» выиграла грант Губернатора Югры на реализацию проекта «Мелодии Древней Югры». Одна из целей проекта – собрать старинные песни, сказания, предания и выпустить диски, чтобы каждый желающий смог познакомиться с фольклором народов Югры.  Первая экспедиция – в деревню Нумто, в поисках сказаний и песен лесных ненцев. Отправились за материалом Тарлин Дмитрий и Елена Федотова.  Это была незабываемая поездка.

 

Четвертая встреча – Пяк Татьяна Дмитриевна и Александр Алякович

Мы уже записывали Татьяну Дмитриевну и Александра Аляковича, но в домашней обстановке они открылись для нас по-новому.

Александр Алякович, в первую очередь,  как исполнитель песен, а Татьяна Дмитриевна, как веселая рассказчица. И словами тут не передать, тут слушать надо.

Татьяна Дмитриевна Пяк (Вылла) родилась 17 сентября 1960 года на стойбище близ озера Пякуто. Примерно в 200 км. от села Русскинские, родители работали в копзверопромхозе.

Татьяна Дмитриевна с детства говорит на сургутском диалекте хантыйского языка, ненецкий выучила, когда замуж вышла и переехала жить в деревню Нумто к мужу, и потом уже освоила и казымский диалект хантыйского языка.

Русский язык выучила в нулевом классе в школе п. Ярмаково (старый Тромаган), здесь отучилась всего один год. Потом 5 классов окончила в Русскинкских. Стала отцу помогать – охотилась, добывала белок. Два года проработала на рации у брата.

В 1978 году помогала отцу на забойном цехе, её увидели родители Пяк Александра Аляковича, и Татьяна им понравилась, через несколько дней приехали свататься на оленьих упряжках.  Татьяна Дмитриевна вспоминает: « Я не хотела ехать, они пять дней были там. Потом мать говорит: "Езжай!". Отец ничего не говорил. Я же единственная дочь. Я думаю, как с незнакомым человеком поеду? Это был декабрь месяц, стоял мороз 45 градусов.  Мне самую лучшую упряжку запрягли. Вещи мои загрузили.  И все вместе поехали. Мы не останавливались, мороз сильный, даже чай не пили. Голодные, замерзшие, только руки и ноги стучала все время. Остановимся, олени пять минут передохнут и опять едем.  70-80 километров на оленях, без дороги. Всю дорогу замело, пока они  пять дней у нас были. День ехали, в  3 часа ночи приехали. Я какая невеста? Вся обмороженная, вся в пузырях. Тогда бабушка Сашина встретила меня хорошо, мясо свежее, чай  горячий. С 1978 года тут живу, уже 41 год. Тогда избушек ни у кого не было, все  в чумах жили. Сейчас 30 лет уже как избушки появились. Мне трудно сначала было, все незнакомое, тем более язык незнакомый, отец хоть и ненец, с хантами жил и по-хантыйски разговаривал,  только с братьями на ненецком языке. Я уже тут язык выучила, через несколько лет ненкой совсем стала»

С мужем пасли оленей, рыбачили. Семь лет работали в совхозе в стадах, потом в Казыме прачкой, няней в детском саду, немного сторожем. Три года работала охотником-любителем, белок в совхоз сдавала.  Вырастили пять детей. Смеясь, Татьяна Дмитриевна говорит: «Сейчас вот ОМОН охраняет банки, с пистолетами, оружием. А я  голыми руками две сберкассы охраняла, когда сторожем ночью в совхозной конторе работала» .

Песни знала с раннего детства, слушала бабушку, потом запоминала песни земляков. В её исполнении имеются песни на ненецком и на хантыйском языке, на разных диалектах.

Рассказала нам  Татьяна Дмитриевна и про годы войны: «Дедушка Покачев Тихон Ильич из д. Русскинские. Война началась, он работал пастухом на стойбище. Тех, кто поближе к городу жили, увезли на войну. Они ,пять человек, пришли в Сургут из Русскинских.  Но они опоздали, баржа уже уехала. Им сказали: «Раз опоздали, вернитесь обратно, работайте теперь. Из-за пяти человек баржу не отправим». Идут обратно,  лето, комары, вода, не у всех сапоги есть, в нюки веях. Ближайший поселок Тромаган.  Один с ними был Русскин Вася, что ли. Идти уже не может. Сколько шли, силы закончились. Человека же не оставят, наверно, плохо питался. И полога нет спать, дымокур делают, так спят. Пришли на стойбище к одному ханты, у него несколько голов оленей. Дедушка попросил: "Дайте нам одного оленя, зимнего олененка, мы свежей кровью друга покормим, нам еще до Кочевых надо идти!" Хант дал зимнего телёнка. Они один день были, мужика все кормили, поили кровью. Мясо взяли с собой, по дороге, где жарили, где сырое ели. В Русскинские дошли, сказали, чтобы им работу дали, так как на катер опоздали. Дрова готовили, даже бабушки кололи. Тогда пароходы работали на дровах. Они очень много дров пилили, все в Сургут по Оби увозили. Потом зимой рассчитались впятером с  мужиком за оленя, что-то собрали, отдали. Всю войну работал дед, все отправляли на фронт – рыбу, уток, дрова»

Бабушка Апакулы Вылла (Пяк) (отца мать) без дедушки была, его в 1936 году во время восстания забрали. У неё было четыре сына. В хозяйстве только несколько оленей. За счёт оленей и выжили.

Восстание когда было, дед (отца отец Апышоп Вылла) ушёл на лыжах в соседний чум. Русские там уже были и его арестовали. Это было в сторону озера Пякуто. Он неграмотный, по-русски не говорил, наверно, даже не понял, зачем его увозят куда-то. Ни писем, ничего не было. Говорят, потом в Тобольске расстреляли. У него остались сестры Енгух Мария и Анна.

Мой дедушкаи Енгух сам от одного дедушки Алю сыновья. Он дедушкино имя сказал, когда русские поймали. Сказал – Енгух – белая голова. Они так его и записали. А так его звали Александр Вылла. Дедушка Апышоп в восстании не участвовал. А так он говорить не мог по-русски, объяснить ничего не мог. А бабушка долго прожила до 80 лет. Отец возил рыбаков, а потом стал пастухом в промхозе на Пякуто.

 

Пятая  встреча – Таисия Аутовна и Вадим Теськович Пяк

Таисия Аутовна Пяк родилась в 1959 году на стойбище близ озера Нумто. Ненецкое имя Этю.

Родители Таисии Аутовны – мама Логаны Эмма Андреевна, папа Аута Тугиевич Вылла. Начальную школу Таисия Аутовна окончила в Нумто в 1969 году, после школу в Нумто расформировали.  С 1969 по 1975 училась в Казымской школе- интернате. После школы вернулась в родное стойбище, стала помогать родителям. Поженились с Вадимом Теськовичем в 1978 году. Работали рыбаками – охотниками в совхозе «Камский», затем с 1988 года в  оленеводстве, в 12 бригаде. С 2003 года работает техслужащей в клубе д. Нумто. Воспитали шесть детей (Эля, Тима, Люба,  Зоя, Костя, Эмма).

Таисия Аутовна большая мастерица, она шьет из меха, из сукна, работает с бисером. Очень скромная и  трудолюбивая.  Все время заботилась о нас, чтобы не мерзли, не голодали. Таисия Аутовна рассказала нам о календаре лесных ненцев, познакомила с приметами, с поверьями. Например,  луна   собачку возле себя привязала – к похолоданию (звезда рядом), солнышко рукавицы одело с утра – к похолоданию (это когда с двух сторон у солнца радуга).  Если кукушка после грозы закричит, то ягод много будет. Много примет, связанных с приездом гостей. Таисия Аутовна рассказывает: «Если дрова колешь и щепка отлетит и воткнется в снег – к гостям. Ее нельзя убирать, пусть так и будет. Если уберешь, с тем, кто едет к тебе, может что-то помешать. Рассказывают, что одна девушка была сосватана далеко от дома, никто к ней не приезжал. Однажды она колола дрова, щепка воткнулась в снег. Она ее схватила и говорит: «Кто ко мне приедет?» А вечером открылась дверь, и в избушку ввалился раненый брат. До утра не дожил, умер.  Также к приезду гостей трещит снег, когда его домой заносишь. Обычно заносишь снег – тишина, а если вдруг треск раздастся – точно гости к вам едут!!!  Кошка дверь царапает – к гостям.  Олени хорошо смену погоду чувствуют. Олени в марте или в апреле зафыркают – это к теплу. А осенью по рогам определяют – если теленок первый рога снимет, то тепло будет. А если важенка первая – холодно, рано снег выпадет. Летом, в жару, олени рогами землю бьют, к непогоде, дождю. Зимой олени перед снегом копытки лижут, как бы снег чуют. Если олень долго линяет – он больной, слабый.  Птицы погоды чувствуют.  Перед хорошей погодой начинают галдеть, шуметь, чирикать. Перед плохой погодой гагара воет, даже кричит будто»

Никогда раньше с Вадимом Теськовичем я не общалась, поэтому не ожидала встретить в его лице такого рассказчика.  Вадим Теськович – знаток героического эпоса. И рассказывает он его так необычно, что сначала даже не знаешь – серьезно он говорит, или немного посмеиваясь, шутит. Но потом его сказания так увлекают! Совершенно новый мир открылся– мир сильных людей, удивительных шаманов. Словно попадаешь во время «правления» шаманов – несколько историй нам поведал Вадим Теськович про НичуЛяминского (Тыты Нича-кедровый кремень), бродягу Ванту, участника войны Неньянка.   Хорошо знает Вадим Теськович и о печальных событиях казымского восстания.  Как же хочется выпустить книгу для детей и подростков с героическим эпосом, рассказанным Вадимом Теськовичем.

Родился Пяк В.Т. в 1955 году в д. Нумто . Мама у Вадима Теськовича родилась на Хетте –Ненкулы Даниловна (Тыты) Вылла. Отец родился на озере Пякуто, Пяк Теску Камчатович. У Вадима ненецкое имяНиԓыту (по-ненецки значит «дед»). А имя Вадим дали в честь русского строителя, который работал в Нумто. После окончания начальной школы в деревне Нумто, стал учиться в Казыме, с 1966 по 1971 г. Затем 1 год проработал киномехаником в д. Нумто.  Поступил в Тюмень на электромонтера. Затем ушел в армию.

 Полгода был в Московском учебном центре, затем отправили служить на Бам. Строили в механизационной бригаде в Тынде 1,5 года. В 1976 году вернулся домой. В 1978 году женился на Таисии Аутовне Пяк. Стали работать в совхозе «Казымский», в оленеводстве, в 12 бригаде.  Сейчас пасет своих оленей  на Катучее, от Нумто 15 км.

Елена Федотова, п. Казым

Перевод на хантыйский язык Ульяна Данило

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 17 (3557)
2.09.2020

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика