- Хантыйский
- Русский
Йис арӑт кӑншӆўв ( еԯԯы путӑр)
Тӑм пўтар оӆӑӊ шәп «Хӑнты ясӑӊ» 16-мит номерӑн ӆўӊтаӆӑн. Ас потты тыӆӑщн 2019-мит оӆн Амня вошн вәӆты «Ильбигорская» нємуп община ёх йис ар сувӑт ӑкӑттэӆ кєша Югра мўв губернатор грант вухӑт ёша павӑтсӑт. Ӆыв йис арӑт, моньщӑт, путрӑт ӆӑӊхаӆӑт Касум мўвн нух ӑкӑтты па хӑншты.
Няӆмит кәртӑн вәсўв
Тәрум ӆор вош мўвн нӆмит Татьяна Дмитриевна па Александр Алякович Пяк ёх кәрта ӊхсўв. Сыры мўӊ Амня вошн тӑм кӑтӊӑн арӑт хӑншийӆсӑӆўв. Ин ӆын вўт кәртӑна юхӑтмевн нюр па вєр.
Татьяна Дмитриевна Пяк (Вэлла) Парӑң ор кәртӑн 1960-мит он сєма питӑс. Русскинской вошн интернатн вәс, ӑшколайн щӑта 5-мит класс етшуптӑс. Щӑта ӑңкєӆн, ащеӆн юхи вўсы. Юӆн кӑтӊӑӆа нётты питӑс. Сўсн вәнтыман вәс. Имуӆтыйн 1978-мит оӆн ащеӆа нётман вўӆы хурты тӑхийн вәс. Щӑта Александр Алякович Пяк ӑӊкеӆ, ащеӆ вәсӊӑн па щирн тӑӊха ӆын вәртєсты нумӑс вєрсӑӊӑн. Щи пийн еша вәӆман ёх вәртӑсты щи юхӑтсӑт. Татьяна Дмитриевна щи вєр тӑмиты нәмӑӆмӑсӆэ:
- Мойӊа юхтум ёх вет хӑтӆ мўӊ кәртэвн вәсӑт. Ма ӑӊкєм, ащєм хот эвӑӆт мӑнты ӑн ӆӑӊхасум. Ӑӊкєм лупӑс: «Мӑна». Ащєм нюр нємӑӆт ӑн лупӑс. Вантэ, хотємн ма атэӆт эви вәсум. Ма нәмӑссум, и муй вўрн нюр ӑн вәты хӑннєхә пиӆа мӑнӆум. Щирн ван хӑтӆуп тыӆӑщ камн тарум ищки.
Ащємн мєт м хоптэтн кирсаюм. Ӑӊкємн хәум сӑхн па ищи арат вей тєӑн эщӑтсаюм. Итєм хурамса әмтыйты хӑншӑң м пўнӑң сӑх, итєм ай сӑх щит арсыр рәпатайн тӑйты щира па хәмит утєм нємасыя әхӑн хўв пӑнта ңхты пӑта вәс.
Я-а, щи ма икєм пиӆа па ӆўв ащеӆ, ӑӊкеӆ пиӆа щи ӆєӆумсўв. Нәмӆєм, мӑнум мӑревн мўӊ шай па ӑн яньщийӆсўв. Вєра тарум ищки хӑтӆ вәс. Вўӆы мӑр мӑнӆўв, щив омӑсӆўв, вўӆыӆўв ӆант ӆєӆӑт, еша рўтьщӑӆӑт па еӆӆы наврӑӆӆўв. Атӑӆн кәртэӆа юхӑтсўв. Няврємӆам щащи щирн мӑнты ма вўрумсӑӆэ. Иса икєм пиӆа ха 1978-мит оӆ вўш эвӑӆт вәӆӆумн. Щирн мўӊ хуӆыева нюки хотӑтн вәсўв. Ин мир х хот омӑсӆӑт. Веӆщи вәӆты питмємн еша ӆавӑрт вәс. Вантэ, па мўв, па ясӑӊ, вәтаӊ хуят ванӑн ӑн тӑйсум. Тӑта вәӆты питмємн юрн ясӑӊ вәнӆтӑсум. Икєм пиӆа вўӆы ӆавӑӆман, вой-хўӆ веӆпӑсӆуман вәсман. м арат оӆ мӑр Касум совхозн вўӆы тащӑтн, сўсн ӆаӊки веӆпӑсӆуман рәпитсумн. Нхийӆман Татьяна Дмитриевна лупӑс: «Амня вошн вух тӑйты хот ӆавӑӆман рәпитсум. Ин, вантэ, вух тӑйты тӑхет пушканӑӊ ёхн ӆавӑӆӆайт щирн па ма нюр тӑӆ ёшн вух касса хотӊӑн вантыйӆман вәсум».
Т.Д. Пяк ая вәӆмаӆ вўш эвӑӆт юрн, хӑнты мир арӑт щащеӆ па аӊкаӊкеӆ эвӑӆт хәӆӆяс. Мўӊ путӑртмевн ӆўв Вуӆаӊ Отечественной ӆаӆь оӆӑт оӆӑӊӑн нәмӑӆмӑс:
- Аӊщащєм Тихон Ильич Покачев ӆаӆь тывумн вўӆы ӆавӑӆман Русскинской вош пўӊӑӆн рәпитӑс. Сәрханӆ вош хонӑӊӑн вәӆум хӑнты хә ёх хуӆыева ӆаӆя тәсыйт. Ӆўв па ха рәпитум вет хә пиӆа кўрн Русскинской вош эвӑӆт Сәрханӆ вәнта шәшумсӑт. Ӆыв воша юхӑтмеӆн баржа хоп мӑнмаӆ. Щӑӆта вет хә пӑта баржа хоп па хән китӆа. Ӆыв июхӆы вошеӆа кєрӆӑсӑт. Щиты вош кўтн шәштэӆн ӆўӊ каврум, пєӆӊа. Ӛш кўтн мӑнмеӆн ӆыв пиӆаӆа вум хә Василий Русскин мәша вємӑс. Щиты ха мӑнты ёх и хәеӆ хән хӑйӆэӆ, айӆтыева хӑнтэӊ, кәртӑӊ мўва юхтуптыйӆсӑт. И хӑнты ики эвӑӆт суртые вохсӑт. Ин щитэӆ хурсӑт, ма ӆєсӑт-яньщсӑт па мәшӑӊ хәеӆ кўртыя питумн веӆщи вәӆты мўвеӆ вәнта шәшсӑт. Щӑӆта Русскинской воша юхӑтмеӆ пийн сурты мийӆюм икия тӑӆн июхӆы вўӆэӆ мӑсэӆ. Аӊщащєм Вуӆаӊ ӆаӆь оӆӑт мӑр иса тарма рәпитман ешащӑс. Ӆўв тўтъх эвӑтман вәс. Щӑӆта ӆўӊӑн па ӆоньщ питты вәнта хўӆ тухӆыман мир пиӆа кӑпӑртӑс. Тӑӆа тәп йиӆ имухты вәнтыты шәшумӆ. Ӆўв Вуӆаӊ ӆаӆьн мўӊ мўвев нух питты кєша ар ӛр пунӑс.
Щащєм Апакулы Вэлла няврємӆаӆ атэӆт єнмӑӆсӑӆэ. Вантэ, Касум мўв восстание оӆӑт пурайн хуӆыева ащєм рәтнайт рўщӑтн тәсыйт. Ӆыв юхи ӑн юхтыйӆсӑт. Тәпӆ вошн хутащ вєрсайт. Ӆўв эвӑӆтаӆа кӑт упєӊӑӆ Анна Алиевна па Мария Алиевна Вэлла хӑщийӆсӑӊӑн.
Щӑӆта ма щатьщащєм юрн Вэлла ики вәс. Ӆўв яйӆ па рўщӑтн юврая опращ нємӆ хӑншса. Щиты ӆўв Енгуха йис. Ӆыв хуӆыева Вэлла Алюв ики пухӑт вәсӑт. Щащєм хўв нәпӑт 80 оӆ вәнта вәс.
Ветмит Таисия Аутовна па Вадим Теськович кәрта ӊхсўв
Таисия Аутовна Пяк, юрн щирн нємӆ Этю, Тәрум ӆор вош пўӊӑӆн вўӆєӊ кәртӑн 1959-мит оӆн сєма питӑс. Ащеӆ – Авта Тугиевич Вылла, ӑӊкеӆ – Эмма Андреевна Логаны. Оӆӑӊ мит классӆаӆ Таисия Аутовна Тәрум ӆор вошн 1969-мит оӆн етшуптӑсӆэ, еӆӆы Амня вошн вәнӆтыӆӑс. Щи пийн юӆн вәнт кәртӑн ӑӊкеӆа, ащеӆа нётман вәс. Няврємӆаӆ ащи Вадим Теськович пиӆа ха 1978-мит оӆн мӑнсӑӊӑн. Ӆын Касум совхозн вой-хўӆ веӆпӑсӆуман рәпитсӑӊӑн. Ӛхӑт 1988-мит оӆн вўӆы ӆавӑӆты 12-мит таща вўянтсӑӊӑн. Щӑӆта 2003-мит оӆ вўш эвӑӆт Тәрум ӆор вошн кўлуп хотн рәпитӆ. Имеӊӑн-икеӊӑн эвєӊ хот, пухӑӊ хот єнмӑӆсӑӊӑн.
Таисия Аутовна тәса ёнтӑсты хошӆ. Ӆўв молупщет, вейт, хӑншӑӊ сӑхӑт вєрӆ. Тӑм каркам ими вєртутӆы омӑсты ӑн пӑкӆ. Ӆўв кәртӑӆн вәӆмев мӑр иса мўӊты вантман тӑйсӑӆэ, ищкийн аӆ потӆаюв, сӑмӆўв аӆ вохӆайт. Таисия Аутовна путӑртсӑӆэ, муй вўрн юрн мир вәӆӆӑт оӆ мӑр па муйсӑр вєрӑт ӆэщӑтӆӑт. Щӑӆта йис вєрӑт оӆӑӊӑн ай павтӑс:
- Тыӆӑщ ампӑӆ вана йирсӑӆэ ки, ищка йиӆ (щит хән тыӆӑщ пўӊӑӆн ванӑн хәс), хӑтӆ пос ӆәмтӑс ки, ищка йиӆ (щит хӑтӆ мухӑӆая ӆоньщ пәсӑӊ хурас сух). Щӑӆта, кәккәк пӑӆӑӊ мӑриты пийн увӑтӆ ки, щирн воньщумут ма єнумӆ. Тўтъх сэвӑртыйн х пўл атэӆта хўва рӑкӑнӆ ки, щи кәрта хуят юхӑтӆ. Тәп йира рӑкнум х пўл нух вўты ӑн рӑхӆ, пӑнтӑн йиты хӑннєхәя атум питӆ. И пўш щимӑщ вєр вәс. И ими хўв мўва икия мӑнӑс. Имуӆтыйн тўтъх сэвӑртӑӆ са х пўлӑӆ хўва ӆоньща рӑкнӑс. Ӆўв щи х пўлые аӆємӑсӆэ па лупийӆ: «Ма хотєм эвӑӆт хўв мўвн вәӆӆум, хуйтєм юхӑтӆ». Атӑӆн овӆ пўншумса, яйӆ юхи ӆуӊємӑс. Тәп вєра мәшн хойса па аӆӑӊая ӑнтәма йис. Щимӑщ йис вєр вәс. Щӑӆта хуят кәрта юхӑтты еӆпийн ӆоньщ шюлиты вєр тӑйӆ. Кӑти ов кўншӑӆ ки, мӑттэ хӑннєхә кәртэна юхӑтӆ.
Вўӆэт ма вәӆэӆ, муйсӑр тәрум питӆ. Товийн авиет пўрсӑхтӑӆӑт ки, мєлка йиӆ. Ӆўӊӑн вўӆэт оӊӑтӆаӆ мўва нєртӆӑӆаӆ ки, рт питӆ. Тӑӆн авиет ӆуӊӆаӆ нюӆыӆӑт ки, ӆоньща йиӆ. Вўӆы пўнӆ атма лакӑнӆ ки, мәшӑӊ. Щӑӆта тухӆӑӊ войт м тәрума йиты еӆпийн сыйӊ сыйт вєрӆӑт, амтӑтьӆяӆӑт. Тәрум рта йиты еӆпийн тохтӑӊ вєра сыйӊа ўвты вєр тӑйӆ.
Еӆӆы Вадим Теськович пиӆа путӑртсум. Ӆўв йис юрн мир путрӑт, моньщӑт ма вәӆӆэ. Тыту Нича, Ванту оӆӑӊӑн путӑртӑс. В. Пяк путрӑт ай няврємӑт ӆўӊӑтты кєша киникая вєрты мосӆ.
Вадим Теськович Пяк, юрн щирн нємӆ Ниӆи, Тәрум ӆор вошн 1955-мит оӆн сєма питӑс. Ӑӊкеӆ Вэлла Ненкулы Хєтта мўвн сєма питӑс па єнмӑс. Ащеӆ Теску Камчавич Парӑӊ ӆорн сєма питӑс па єнмӑс. Ӆўв Амня вошн ӑшкола етшуптӑс, еӆӆы Тюмень вошн тўт вєрӑта вәнӆтыӆӑс. Армия пийн юӆн мўвӑӆн Касум совхозн рәпитӑс. Ин имеӆ па няврємӆаӆ пиӆа Тәрум ӆор вош пўӊӑӆн кан вўӆыӆаӆ тӑйман вәӆ.
Тӑм путӑр еӆӆы «Хӑнты ясӑӊ» газетайн 18-мит номерн ӆўӊтаты.
Елена Федотова, Амня вош
Хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Ульяна Молданова
В поисках мелодий древней Югры
В ноябре 2019 года община коренных малочисленных народов Севера «Ильбигорская» выиграла грант Губернатора Югры на реализацию проекта «Мелодии Древней Югры». Одна из целей проекта – собрать старинные песни, сказания, предания и выпустить диски, чтобы каждый желающий смог познакомиться с фольклором народов Югры. Первая экспедиция – в деревню Нумто, в поисках сказаний и песен лесных ненцев. Отправились за материалом Тарлин Дмитрий и Елена Федотова. Это была незабываемая поездка.
Четвертая встреча – Пяк Татьяна Дмитриевна и Александр Алякович
Мы уже записывали Татьяну Дмитриевну и Александра Аляковича, но в домашней обстановке они открылись для нас по-новому.
Александр Алякович, в первую очередь, как исполнитель песен, а Татьяна Дмитриевна, как веселая рассказчица. И словами тут не передать, тут слушать надо.
Татьяна Дмитриевна Пяк (Вылла) родилась 17 сентября 1960 года на стойбище близ озера Пякуто. Примерно в 200 км. от села Русскинские, родители работали в копзверопромхозе.
Татьяна Дмитриевна с детства говорит на сургутском диалекте хантыйского языка, ненецкий выучила, когда замуж вышла и переехала жить в деревню Нумто к мужу, и потом уже освоила и казымский диалект хантыйского языка.
Русский язык выучила в нулевом классе в школе п. Ярмаково (старый Тромаган), здесь отучилась всего один год. Потом 5 классов окончила в Русскинкских. Стала отцу помогать – охотилась, добывала белок. Два года проработала на рации у брата.
В 1978 году помогала отцу на забойном цехе, её увидели родители Пяк Александра Аляковича, и Татьяна им понравилась, через несколько дней приехали свататься на оленьих упряжках. Татьяна Дмитриевна вспоминает: « Я не хотела ехать, они пять дней были там. Потом мать говорит: "Езжай!". Отец ничего не говорил. Я же единственная дочь. Я думаю, как с незнакомым человеком поеду? Это был декабрь месяц, стоял мороз 45 градусов. Мне самую лучшую упряжку запрягли. Вещи мои загрузили. И все вместе поехали. Мы не останавливались, мороз сильный, даже чай не пили. Голодные, замерзшие, только руки и ноги стучала все время. Остановимся, олени пять минут передохнут и опять едем. 70-80 километров на оленях, без дороги. Всю дорогу замело, пока они пять дней у нас были. День ехали, в 3 часа ночи приехали. Я какая невеста? Вся обмороженная, вся в пузырях. Тогда бабушка Сашина встретила меня хорошо, мясо свежее, чай горячий. С 1978 года тут живу, уже 41 год. Тогда избушек ни у кого не было, все в чумах жили. Сейчас 30 лет уже как избушки появились. Мне трудно сначала было, все незнакомое, тем более язык незнакомый, отец хоть и ненец, с хантами жил и по-хантыйски разговаривал, только с братьями на ненецком языке. Я уже тут язык выучила, через несколько лет ненкой совсем стала»
С мужем пасли оленей, рыбачили. Семь лет работали в совхозе в стадах, потом в Казыме прачкой, няней в детском саду, немного сторожем. Три года работала охотником-любителем, белок в совхоз сдавала. Вырастили пять детей. Смеясь, Татьяна Дмитриевна говорит: «Сейчас вот ОМОН охраняет банки, с пистолетами, оружием. А я голыми руками две сберкассы охраняла, когда сторожем ночью в совхозной конторе работала» .
Песни знала с раннего детства, слушала бабушку, потом запоминала песни земляков. В её исполнении имеются песни на ненецком и на хантыйском языке, на разных диалектах.
Рассказала нам Татьяна Дмитриевна и про годы войны: «Дедушка Покачев Тихон Ильич из д. Русскинские. Война началась, он работал пастухом на стойбище. Тех, кто поближе к городу жили, увезли на войну. Они ,пять человек, пришли в Сургут из Русскинских. Но они опоздали, баржа уже уехала. Им сказали: «Раз опоздали, вернитесь обратно, работайте теперь. Из-за пяти человек баржу не отправим». Идут обратно, лето, комары, вода, не у всех сапоги есть, в нюки веях. Ближайший поселок Тромаган. Один с ними был Русскин Вася, что ли. Идти уже не может. Сколько шли, силы закончились. Человека же не оставят, наверно, плохо питался. И полога нет спать, дымокур делают, так спят. Пришли на стойбище к одному ханты, у него несколько голов оленей. Дедушка попросил: "Дайте нам одного оленя, зимнего олененка, мы свежей кровью друга покормим, нам еще до Кочевых надо идти!" Хант дал зимнего телёнка. Они один день были, мужика все кормили, поили кровью. Мясо взяли с собой, по дороге, где жарили, где сырое ели. В Русскинские дошли, сказали, чтобы им работу дали, так как на катер опоздали. Дрова готовили, даже бабушки кололи. Тогда пароходы работали на дровах. Они очень много дров пилили, все в Сургут по Оби увозили. Потом зимой рассчитались впятером с мужиком за оленя, что-то собрали, отдали. Всю войну работал дед, все отправляли на фронт – рыбу, уток, дрова»
Бабушка Апакулы Вылла (Пяк) (отца мать) без дедушки была, его в 1936 году во время восстания забрали. У неё было четыре сына. В хозяйстве только несколько оленей. За счёт оленей и выжили.
Восстание когда было, дед (отца отец Апышоп Вылла) ушёл на лыжах в соседний чум. Русские там уже были и его арестовали. Это было в сторону озера Пякуто. Он неграмотный, по-русски не говорил, наверно, даже не понял, зачем его увозят куда-то. Ни писем, ничего не было. Говорят, потом в Тобольске расстреляли. У него остались сестры Енгух Мария и Анна.
Мой дедушкаи Енгух сам от одного дедушки Алю сыновья. Он дедушкино имя сказал, когда русские поймали. Сказал – Енгух – белая голова. Они так его и записали. А так его звали Александр Вылла. Дедушка Апышоп в восстании не участвовал. А так он говорить не мог по-русски, объяснить ничего не мог. А бабушка долго прожила до 80 лет. Отец возил рыбаков, а потом стал пастухом в промхозе на Пякуто.
Пятая встреча – Таисия Аутовна и Вадим Теськович Пяк
Таисия Аутовна Пяк родилась в 1959 году на стойбище близ озера Нумто. Ненецкое имя Этю.
Родители Таисии Аутовны – мама Логаны Эмма Андреевна, папа Аута Тугиевич Вылла. Начальную школу Таисия Аутовна окончила в Нумто в 1969 году, после школу в Нумто расформировали. С 1969 по 1975 училась в Казымской школе- интернате. После школы вернулась в родное стойбище, стала помогать родителям. Поженились с Вадимом Теськовичем в 1978 году. Работали рыбаками – охотниками в совхозе «Камский», затем с 1988 года в оленеводстве, в 12 бригаде. С 2003 года работает техслужащей в клубе д. Нумто. Воспитали шесть детей (Эля, Тима, Люба, Зоя, Костя, Эмма).
Таисия Аутовна большая мастерица, она шьет из меха, из сукна, работает с бисером. Очень скромная и трудолюбивая. Все время заботилась о нас, чтобы не мерзли, не голодали. Таисия Аутовна рассказала нам о календаре лесных ненцев, познакомила с приметами, с поверьями. Например, луна собачку возле себя привязала – к похолоданию (звезда рядом), солнышко рукавицы одело с утра – к похолоданию (это когда с двух сторон у солнца радуга). Если кукушка после грозы закричит, то ягод много будет. Много примет, связанных с приездом гостей. Таисия Аутовна рассказывает: «Если дрова колешь и щепка отлетит и воткнется в снег – к гостям. Ее нельзя убирать, пусть так и будет. Если уберешь, с тем, кто едет к тебе, может что-то помешать. Рассказывают, что одна девушка была сосватана далеко от дома, никто к ней не приезжал. Однажды она колола дрова, щепка воткнулась в снег. Она ее схватила и говорит: «Кто ко мне приедет?» А вечером открылась дверь, и в избушку ввалился раненый брат. До утра не дожил, умер. Также к приезду гостей трещит снег, когда его домой заносишь. Обычно заносишь снег – тишина, а если вдруг треск раздастся – точно гости к вам едут!!! Кошка дверь царапает – к гостям. Олени хорошо смену погоду чувствуют. Олени в марте или в апреле зафыркают – это к теплу. А осенью по рогам определяют – если теленок первый рога снимет, то тепло будет. А если важенка первая – холодно, рано снег выпадет. Летом, в жару, олени рогами землю бьют, к непогоде, дождю. Зимой олени перед снегом копытки лижут, как бы снег чуют. Если олень долго линяет – он больной, слабый. Птицы погоды чувствуют. Перед хорошей погодой начинают галдеть, шуметь, чирикать. Перед плохой погодой гагара воет, даже кричит будто»
Никогда раньше с Вадимом Теськовичем я не общалась, поэтому не ожидала встретить в его лице такого рассказчика. Вадим Теськович – знаток героического эпоса. И рассказывает он его так необычно, что сначала даже не знаешь – серьезно он говорит, или немного посмеиваясь, шутит. Но потом его сказания так увлекают! Совершенно новый мир открылся– мир сильных людей, удивительных шаманов. Словно попадаешь во время «правления» шаманов – несколько историй нам поведал Вадим Теськович про НичуЛяминского (Тыты Нича-кедровый кремень), бродягу Ванту, участника войны Неньянка. Хорошо знает Вадим Теськович и о печальных событиях казымского восстания. Как же хочется выпустить книгу для детей и подростков с героическим эпосом, рассказанным Вадимом Теськовичем.
Родился Пяк В.Т. в 1955 году в д. Нумто . Мама у Вадима Теськовича родилась на Хетте –Ненкулы Даниловна (Тыты) Вылла. Отец родился на озере Пякуто, Пяк Теску Камчатович. У Вадима ненецкое имяНиԓыту (по-ненецки значит «дед»). А имя Вадим дали в честь русского строителя, который работал в Нумто. После окончания начальной школы в деревне Нумто, стал учиться в Казыме, с 1966 по 1971 г. Затем 1 год проработал киномехаником в д. Нумто. Поступил в Тюмень на электромонтера. Затем ушел в армию.
Полгода был в Московском учебном центре, затем отправили служить на Бам. Строили в механизационной бригаде в Тынде 1,5 года. В 1976 году вернулся домой. В 1978 году женился на Таисии Аутовне Пяк. Стали работать в совхозе «Казымский», в оленеводстве, в 12 бригаде. Сейчас пасет своих оленей на Катучее, от Нумто 15 км.
Елена Федотова, п. Казым
Перевод на хантыйский язык Ульяна Данило