- Хантыйский
- Русский
Йиуп хӑншэт тывсӑт
Орнаментированный мир Евдокии Белявской
Так называлась авторская выставка хантыйской мастерицы по декоративно-прикладному искусству обских угров Евдокии Белявской, которая открылась 25 сентября 2015 года в выставочном зале Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа».
Зная мастерицу заочно, а сегодня впервые познакомившись с ней лично, я поняла, насколько правда то, что о ней говорят другие.
Евдокия Александровна – человек, от которого исходит удивительная энергия тепла, света и беспредельной доброты. У неё нет звания «Народный мастер России», но она всю свою жизнь посвятила декоративно-прикладному искусству обских угров. Е.А. Белявская (Ерныхова) является самобытным мастером, владеющим техниками работы с ровдугой, бисером, берестой, мехом и тканью. Работая учителем математики Саранпаульской национальной школы, методически разработала и внедрила в обучающий процесс свои знания, полученные ещё в детстве. Настоящая выставка тому подтверждение – летняя обувь, женские платья, хантыйские рубахи, пихтовые коробушки, нагрудные украшения, сах – шуба из оленьего меха – это лишь небольшая часть экспонатов, изготовленных руками хантыйской мастерицы.
Родилась Евдокия Александровна в июле 1932 года, и эта дата рождения не точная. Дело в том, что, по словам матери, она родилась во время прилёта первых лебедей, когда в лесу ещё лежал снег. Отец, Александр Григорьевич Ерныхов, оленевод и охотник, зарегистрировал дочь по прибытию в поселок из родовых угодий, расположённых на реке Амня. Мать – Евдокия Петровна – славилась на Казыме одной из лучших мастериц, и не удивительно, что маленькая Дуся очень рано взяла в руки иголку и начала пробовать шить. А первая кукла-акань была сшита ею в четырёхлетнем возрасте.
Первые шаги к сегодняшнему уровню мастерства зародились у моей героини ещё в школьные годы, так, свой первый хантыйский халат Евдокия сшила в 6 классе. Шитьё её всегда успокаивало, сосредотачивало, ведь школьницей она была активной.
По окончании семилетки молодая девушка поступает в ханты-мансийское педучилище. О рукоделии ей пришлось на время забыть, и как говорит сама Евдокия Александровна: «Нужно было хорошо учиться». Поэтому, всё свое свободное время Евдокия проводила в библиотеке. Но её руки так и тянулись к иголке, учась в педучилище, она сшила ещё одно красивое орнаментированное платье.
По окончании педучилища хантыйская девушка едет в Ленинград, где пробует поступить на физико-математический факультет государственного педагогического института им. А.И. Герцена. В приёмной комиссии девушку озадачили, предупредив, что после училища гораздо проще поступить на филфак, нежели на физмат. Дело в том, что в то время программа педучилища была довольно упрощенной, Евдокия даже не знала о существовании математического предмета тригонометрии. И вот наступила пора вступительных экзаменов. По словам Евдокии Александровны, математику сдавало человек 30. В результате, работу выполнили лишь двое: Мария Вагатова и Евдокия Ерныхова. Таким образом, комиссии становится ясно, что абитуриентка Ерныхова вполне может справиться на физико-математическом факультете.
За пять лет обучения в пединституте хантыйская девушка ни разу не выезжала на каникулы. Дело в том, что семья Ерныховым была многодетной, лишних денег у семьи не водилось, поэтому о каникулах в кругу родных юной Дусе приходилось лишь мечтать. Её успокаивало и в некоторой степени приближало к отчему дому хантыйское рукоделье. За время учёбы в Ленинграде Евдокия сшила в подарок матери и сестрам три платья, которые так им понравились, что они, в буквальном смысле, износили их до дыр.
Вернувшись в родные края дипломированным специалистом, Евдокия Александровна более 36 лет проработала учителем алгебры в мансийском посёлке Саранпауль Берёзовского района. Наряду с этим вела кружковую работу по декоративно-прикладному творчеству обских угров. Её логический склад ума привёл к мысли о математической составляющей хантыйских орнаментов: «Все искусство народа ханты пронизано математикой. Однажды я пришла к выводу, что любое хантыйское изделие – это и есть математика. Даже покрой самого женского платья – это тоже математика. Во времена моего детства редко кто пользовался ножницами, чтобы скроить платье, бабушка брала обыкновенный нож, делала надрезы на ткани и рвала на части. Выходит, что платье полностью состоит из прямоугольников. Конечно, орнаменты, они везде и всюду», – рассказывает мастерица.
За время работы с детьми Евдокией Александровной было издано несколько книг: «Уроки Евдокии Ерныховой», методическое пособие «Этнотворческая лаборатория» и схематичный альбом «Нестандартное плетение бисером». Именно ей принадлежит открытие, доказавшее, что геометрический орнамент народов ханты и манси, в основе которого лежит маленький квадрат, составляет богатство общемирового орнаментального искусства.
Сегодня в копилке самобытной мастерицы более ста авторских орнаментов. И они по праву пользуются спросом среди мастериц прикладного творчества.
Кроме того, Евдокия Александровна привнесла новшества и в бисероплетение. Так, если раньше существовало многонитное плетение изделий, то она заменила данный вид искусства на более упрощённый вариант, но усложнила тем, что можно выплетать как 45, так и 90, 145-градусные углы. Это дало возможность плести не только нагрудные украшения, но и современные изделия, такие как кошельки, косметички, и даже нетрадиционный галстук, который может носить и мужчина, и женщина.
В1967 году Белявская Евдокия Александровна стала «Лучшим математиком округа», а за многолетний педагогический труд ей присвоено звание «Отличник народного образования РСФСР». Несмотря на преклонный возраст, а сегодня Евдокии Александровне исполнилось 83 года, ясности ума и выдающейся памяти позавидует любой подросток. Студенты Технолого-педагогического колледжа с большим интересом слушали Евдокию Александровну. Несомненно, они почерпнули тот позитивный настрой, с которым самобытная мастерица и сегодня идет по жизни.
Пожелаем Евдокии Александровне долголетия, внимания и заботы со стороны родных и близких ей людей. Надеемся, что её математический склад ума ещё не раз подарит нам новые открытия в области декоративно-прикладного искусства.
Ирина Самсонова/