Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда ВАХ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Кев хурас
  • Хот нўша вєрӑт
  • Мўң мўвевн хотӑт йипатыйт
  • Россия мўвтє мир кӑсупсы
  • Айат вәнтыйты ёх пӑта вўхӑт
  • Вәната ювум хуятӑт хущи яңхсўв

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Айат ёх армияя тәыйт
  • Кашӑң хәмит пирӑщ хӑннєхә рәпит

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Пурмӑсӑт ӑкӑтты хот вєрӑс
  • Ма хӑнты мир эвӑт
  • Хӑннєхуятӑт яма ат вәӑт
  • Хӑнты няврємӑт яма рўщ ясӑң тӑйӑт
  • Ванзетур кәрт ӑшкола оӑңӑн
  • ащкам сӑмуп имие

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Айат ёх кўтэн кӑссӑт
  • Арсыр якты-ариты тӑхет вєрўв
  • Этнотуризм – щит мосты вєр
  • Увӑс мирӑт Ассоциация тӑхи мирхот вәс
  • Писателят пиа вәйтантупсэт
  • Йиуп хӑншэт тывсӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Этнотуризм – щит мосты вєр
  • Хантыйский
  • Русский

Этнотуризм – щит мосты вєр

Тӑм йисн йиуп вєр тывӑс, щит па мўвӑт эвӑт тыв арсыр мир юхтый, ән шуши ёхўв вәты-хоты вєрӑт нух вантты па уша вєрты. Рўщ щирн щит этнотуризмӑн альщӑы. Щи вўраңӑн мўң увӑс хуятўв вух рәпитты щир тӑйӑт. 
Туризм вєр арсыр вәя: арсыр мўвӑтн яңхты хӑннєхуятӑт ӛрӑщты муй па йис вєрӑт оӑңӑн уша павӑтӑт, сыр-сыр хурамӑң вошӑт, кәртӑт, мўвӑт вантӑт. Па кашӑң мўвн вәты мир ўв вәупсы па культура щира мойң хуятӑта вантӑӑт. Юхи хӑщум оӑтн мир мўв-авӑт авӑты вєрӑт оӑңӑн тәса уша вєрты питсӑт. Мойң хуятӑт пӑта вәнтӑтн, ай кәртӑтн юханӑт, пусӑт, мӑңӑт кимӑн нємӑсыя хотӑт омӑсыйт. Юхтум мир щӑта рыпакӑӑт, вепӑсӑӑт, воньщўму-тӑт, тулхӑт ӑкӑтӑт. Вән вошӑт сый эвӑт щӑта рўтьщӑӑт. 
Чуэльско-Ветляховс-кой община ёх щи вєрӑт тумпи юхтум мойң хӑннєхуятӑта хӑнты мир вәупсы вантӑӑт па йис вєрӑт оӑңӑн путӑртӑт. ыв хӑнты щирн вой-хў вепӑсӑты вєр эщӑтсӑт. Хуйтат ӑңхаӑт, щир тӑйӑт товийн муй ўңӑн щив рыпакӑты юхӑтты па, муй щирн шуши хуятӑт вәӑт, ищиты муты арат хӑт вәнт кәртӑн вәты. Щимӑщ вєр тӑм йисн вән вошӑтн вәты ёхн мєт мосман тӑйы. 
Ветляхово кәртӑн мойң хуятӑт пӑта кӑт вән павӑрт хотңӑн (хәс хуят пӑта), кӑт ай вепӑсӑты ёх хотңӑн омӑсман вәӑт, певӑхот па нємасыя гараж-хот (мотор хопӑт па карты әхӑт тӑйты пӑта) вә. Тӑм Ветляхово тӑхи пәхӑрн омӑс. И пєлӑк эвӑт Ветляхово пус, мӑта ут Вән Аса ув. Па пєлӑкн па Касум ор, хута Касум юхан Вән Аса пит. Щит пӑта щир вә мойң мир хў веты Аса муй па Касум юхана тәтьяты, щит пӑта община ёх иса мотор хопӑт, хопӑт па па мосты щўңкӑт тӑйӑт. 
Сыры оӑтн тӑта Ветляхово кәрт вәс. Ваньщавӑт, Сўмӑтню, Тўкъякӑң, Понавӑт, Войтехово кәртӑң мир па тӑхета яңхты пурайн рўтьщӑты иса тыв хойясӑт.  
Мўң шуши хуятўва тӑмӑщ вєрӑт эщӑттыйн, мос увӑс мир вәупсы щиты вантӑты, муй щирн хӑнты ёхўв катра пурайн вәсӑт, ве-пӑсӑсӑт па емӑңхӑтӑт постӑсӑт. Тәп щи пурайн па мир хӑннєхуятӑт мўң мирев вәупсы тўң щирн уша вєрӑт.
 
Надежда Костылева, «Югра ыңуптӑты» тӑхи кәща нє
Хӑнты ясӑңа тулмащтӑс Надежда Вах  

 

Коренные жители пробуют себя в этнотуризме

Ничто так быстро не разрушает культуру, как бездействие по её сохранению. Этнотуризм – жизнеспособный выход для развития местной экономики и культуры коренного населения.

Туризм, а попросту путешествия, бывают разными: спортивными, экзотическими, историческими и так далее, но каким бы он ни был, все равно несет на себе элементы этничности данной территории. Для Ханты-Мансийского автономного округа самым предпочтительным является этнографический туризм и желающих заняться его развитием с каждым годом становится все больше. В последнее время стал популярным экологический туризм, когда туристы приезжают в домики, построенные в сельской местности на берегу реки или озера, вблизи лесов. Основной спектр услуг, предлагаемый в таком путешествии – это охота, рыбалка, сбор ягод и грибов и, естественно, купание в реке или озере. Люди, уставшие от суеты мегаполисов, с удовольствием погружаются в эту новую для них среду. Чуэльско-Ветляховская община предлагает пойти дальше и разнообразить отдых народным колоритом, дать гостям возможность окунуться в атмосферу древней Югры, лучше узнать ее историю, почувствовать себя настоящим охотником или рыбаком.

На примере многовекового опыта рыбалки и охоты коренных жителей Югры разрабатываются виды услуг для рыболовов-любителей в весенне-летнее время. Для всех желающих предоставляется возможность реального пребывания в условиях этнической среды с традиционным укладом жизни народа ханты. В мире набирает популярность джайлоо-туризм, суть которого заключается в предоставлении возможности пожить некоторое время  в самом настоящем хантыйском стойбище или на рыбацком стане где-нибудь очень далеко от цивилизации с минимальным набором продуктов и приспособлений для их приготовления. Здесь не будет никакой имитации или туристической декорации, вас привозят в старинное поселение Ветляхово, где рыбаки и охотники ведут свой традиционный уклад жизни. Все абсолютно реально – турист и этническая среда, со своими законами, устоями, традициями. Здесь можно увидеть хантыйскую избу, познакомиться с кухней и бытом обских угров, изучить этнические атрибуты охотников и рыбаков.

В Ветляхово создан единый инфраструктурный комплекс, в составе которого: два гостевых дома на 20 мест; две избы рыбака-охотника, баня, гараж для техники. Участок обладает уникальными особенностями. Он располагается на вытянутом вдоль реки острове. По одной границе участка в реку впадает протока Ветляховская, имеющая песчаные берега и впадающая в реку Большая Обь. Другая граница проходит в месте слияния рек Большой Оби и Казыма, что позволяет рассматривать варианты организации комплексного отдыха, в т.ч. экскурсионного прогулочного. Есть жители, которые будут счастливы, получить возможность посетить места своих предков. Например, тур по реке Обь наверняка заинтересует жителей Югры, выросших на рыбацких станах. Кроме этого, община предоставляет прокат техники, оборудования и снаряжения для рыбалки и активного отдыха. Ранее на этом острове было поселение Ветляхово. Именно в этом поселении (в силу того что пути зимой и летом проходили по кратчайшему водному маршруту с севера на юг и обратно) в старые времена останавливались на кратковременный отдых продовольственные обозы и жители близлежащих деревень Ванзеват, Сўмӑтнёлы, Полноват, Тугияны, Войтихово и др.

Разрабатывая экскурсионные маршруты по знакомству с укладом жизни обских угров очень важно давать верные сведения об истории и традициях коренного населения. Эти сведения помогут туристу получить целостную картину и избежать стереотипов и неправильного истолкования.

Председатель БООО «Спасение Югры» Надежда Костылева

Перевод на хантыйский язык Надежды Вах

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 19 (3439)
7.10.2015

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика