- Хантыйский
- Русский
Увӑс хӑнтэт ӆєтутӑт
Ёмвошн «Торум Маа» хуща васы мӑнты тыӆӑщн 6-мит хӑтӆӑн «Увӑс хӑнтэт ӆєтутӑт» ванӆтупсы пўншса. Йис ёхӆўв ӆєтутӑт тӑмхӑтӆ вәнта мўӊева вєра мосӆӑт. Кашӑӊ мир хуща ӆєтутӑт мухты ма кӑӆ, мӑта мўвн ӆўв вәӆ, муйсӑр веӆпӑсӑт ӆўв тӑйӆ, муйсӑр вой-хўӆ веӆпӑсӆӑӆ. Щӑӆта па арсыр мир ӆєтут пӑсанӑн омӑстыйн ищи сыр-сыр рӑхӆа вєрӑт уша вєрты пищ вәӆ. И пӑсанӑн омӑстэвн, и пӑсанӑн ӆєтэвн мўӊева ма кӑӆ, мӑта мўв эвӑӆт тӑм хӑннєхә. Йис ёхӆўв лєтут вош хӑра питум хӑнтэта ӆєты ищи әмӑщ. Вән вошн вәӆты хӑнтэта мўӊ юханӆўв тӑйты хўӆ тӑмхӑтӆ вәнта мосӆ, мўӊ мўвев тӑйты вўӆыӆўв нюхи тӑмхӑтӆ вәнта мосӆ.
Тӑм ванӆтупсы пўншум тӑхийн ванӆтӑсы, муй вўрн хӑнтэт ӆєтутӑт ӑкӑтӆӑт, вой-хўӆ веӆӆӑт муй ёша павтум ӆєтутӑт шавиӆӑт, пӑсан хуща омӑсӆӑт па ӆєӆӑт. Щӑта тунты эвӑӆт, х эвӑӆт вєрум анӑт-сәнӑт, ӆыйт па сыр-сыр пурмӑсӑт ванӆтӑӆыйт.
Ванӆтупсы пўншум тӑхийн хӑнты йис вєрӑт ма вәты кӑтӊӑн Е. А. Нёмысова па З.Н. Лозямова юхтум ёх ещаӆт путӑртсӑӊӑн хӑнты ӆєтутӑт оӆӑӊӑн, муйсӑр пищӑт вәӆӆӑт кашӑӊ хӑнтэт вәӆты мўв сўӊӑн.
Хӑнтэта мєт мәстӑӆӑт хўӆ па нюхи эвӑӆт вєрты ӆєтутӑт. Хўӆ – щит мєт мосты ӆєтут, араӆ пєлӑк хӑнтэт хўӆ такӆы вәӆты пищеӆ ӑнтә, щи пӑта этнограф ёх хӑншӆӑт, мӑтты хӑнтэт – щит «хўӆ ӆєты ёх».
Музей кәща ӆӑӊкӑр ими Эрика Сургутскова ёх ещаӆт м вўща ясӑӊ путӑртмаӆн лупӑс:
- Тӑмхӑтӆ тӑм ӆєтут ванӆтупсыя вєра ар ёх юхӑтсӑт, ӆєтут вєрӑт мирн вєра вана тӑйӆайт.
Увӑс мирев йис ӆєтутӑт мўӊ музей хотэвн вєра вана тӑйӆӑӆўв, музей пўншум оӆӑӊ хӑтӆӑт эвӑӆт вана тӑйӆӑӆўв. Мӑнєма иса пўш Зоя Никифировна ясӊӑт нумӑса питӆӑт. Ӆўв иса пўш путӑр тӑйс, щит Собянина 1 рєп хуща вәӆтэвн, мӑтты мўӊ рєпев – йиӆуп нянь рўвӑӊ вәӆты рєп, кашӑӊ хӑннєхә щи оӆӑӊӑн вәӆӆэ, кашӑӊ хӑннєхә щи вєр әмща тӑйӆӑӆӆэ. Тӑмхӑтӆ ӆєтут ванӆтупсы мўӊ па тӑхийн вєрсўв, тӑм вош хотэвн щи нянь кәрев тўтыеӆ, йиӆуп нянев каврум рўвиеӆ ин па тӑта ат сащӆӑт, хән мўӊ йис ёх ӆєтут оӆӑӊӑн путӑртты питӆўв.
Музей хуща научной сотрудника рәпитты ими Ирина Ксенофонтова лупӑс:
- Ванттыйн, хўӆ нхӑсты – щит ай вєр, сємӆаӆ нух вўя па щи, ма ки вантты, вєр ки ма вәты, хўӆ нхӑсты вєр ар пищ тӑйӆ.
Еӆӆы па ӆўв путӑртӑс хӑнтэт мӑӊ вєрӑт оӆӑӊӑн, хӑнтэт вой-хўӆ хурӑӊ ӊхты ӆәӊхӑт оӆӑӊӑн. Арсыр юханӑтн мўв-йиӊк ӆавӑӆты ӆәӊхӑт арсыр мӑӊ хурн вәӆӆӑт. Щи пӑта итәх тӑхетн хутӑӊ нюхи ӆєты ӑн рӑхӆ, щит Ас мўвн, тәх тӑхетн па шош веӆты ӑн рӑхӆ, щит Касум мўвн. Араӆ пєлӑк мўвн тохтӑӊ мӑӊа тӑйӆа па тохтӑӊ нюхи ӆєты ӑн рӑхӆ. Па тӑхетн па пасыр войт мӑӊа тӑйӆайт. Ӆәӊхӑт хўӆ хурн ищи вәӆӆӑт. Щи пӑта тәх тӑхетн имета ӑн рӑхӆ сорт, сәх хўӆ нхӑсты, паннэ ӆєты.
Киникайт хуща хӑншман вәӆ, мӑтты араӆ пєлӑк мӑӊ вєрӑт – щит имет пӑта вәӆты вєрӑт. Йина щи, щимӑщ сайӆӑты вєрӑт вәӆӆӑт. Тәп икета ищи ӆавӆӑсман вәӆты мосӆ. Икета ӑн рӑхӆ кўрӑӊ вой тәп уӊӑӆа пунты – кўрӑӊ войн пәрумӆа, ӑн рӑхӆ няӆум тый ӆєты – няӆмиты питӆ, па па ар вєрӑт ӑн рӑхӆ вєрты. Икета тәх ӆєтут емӑӆты вєрӑт, щит иса пўш вәнт хуща па йиӊк хуща ӆавӆӑсман вәӆтэӆ пӑта. Анӑт-сәнӑт кўтн хӑнтэта ищи ӆавӆӑсман вәӆты мосӆ. Кеши тый эвӑӆт ӆєты, анӑт пиӆа юнтты, анӑтн сыйӆӑты ӑн рӑхӆ па па арсыр вєрӑт вәӆӆӑт.
Ванӆтупсы пўншум хӑтӆӑн мойӊ ёх ӆєтут пурмӑсӑт вантсӑт, уша вєрсӑт, муй вўрн ӆєтут кавӑртӆа. Щи киньща па тӑм хӑтӆ ӆыв арсыр хӑнты ӆєтут пўлыет уӊӑӆа пуныйӆсӑт. Надежда Коновалова тӑмхӑтӆ пӑта шәмӑх вєрӑс, па ёх щи шәмӑх пўлыет мира ортсӑӆӆэ. Зоя Никифоровна кӑӆэӊ палум нянь вєрӑс, ищи ёха ортсӑӆӆэ. Ванӆтупсы пўншум тӑхия «Панорама» ресторан эвӑӆт шеф-повар Виктор Поус юхтыӆӑс, ӆўв ёха ванӆтӑс па ортӑс брускетта нємуп ӆєтут, щи ӆєтутӑт ӆўв хӑнтэт йис ӆєтутӑт пєӆа вантман вєрӑс.
Тӑм ванӆтупсы тыӆӑщ мӑр рәпитты питӆ.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
«Кухня северных ханты»
Так называлась новая выставочная экспозиция, которая состоялась 6 октября в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» города Ханты-Мансийска. Традиционная пища – это одна из важнейших составляющих материальной культуры народов. Через посредство пищевых традиций выявляется связь пищи с природной средой, хозяйственной деятельностью, с приготовлением и принятием пищи связаны определённые этические нормы. Традиционная пища, являясь элементом этнической идентичности, одна из наиболее устойчивых элементов культуры, которая сохраняется даже в современной городской среде.
Экспозиционное пространство выставки наполнено простыми, но конструктивно выверенными материальными предметами для сбора, приготовления и принятия пищи. В основном – это берестяные и деревянные блюда, чаши, ложки, черпаки и прочая кухонная утварь.
На открытии выставки носители хантыйской культуры Евдокия Нёмысова и Зоя Лозямова поделились с гостями своими знаниями о кулинарных особенностях, приёмах обработки продуктов питания, соблюдающимися на территориях проживания локальных групп ханты.
Как известно, основными продуктами питания коренных народов Югры являются рыба и мясо, причём рыба, в большинстве локальных групп занимает лидирующее место, поэтому этнографы относили ханты и манси к «рыбоядцам».
Заместитель директора музея Эрика Сургутскова в приветственной речи обратила внимание на то, что тема, связанная с пищей собрала большое количество заинтересованных людей. Она отметила: «Традиционная кухня обских угров сопровождает нас с первого дня открытия нашего музея, и я вспоминаю слова Зои Никифоровны Лозямовой, когда она говорила, что каждый день над горой нашей, на улице Собянина 1, которую все знают и любят, постоянно стоял запах хлеба. Сегодня мы впервые немного отдалены от этого запаха хлеба, от печи, которая своим огнём привлекала людей. Надеюсь, сегодня они будут сопровождать нас и во время нашего разговора о традиционной пищевой культуре».
Научный сотрудник музея Ирина Ксенофонтова рассказала: «Даже почистить рыбу, кажется, что это самый элементарный процесс, считается, что очистить рыбу можно только против чешуи, но и здесь множество нюансов». Далее она поведала присутствующим о запретах, связанных с религиозными представлениями, которые имеют локальную специфику. В одних группах ханты табуируются одни промысловые животные, в других другие. Например, на Оби нельзя убивать лебедя, на Казыме табуируется утка кряква, во многих группах нельзя убивать и есть мясо гагары и т.д. Определённые запреты существуют по отношению к таким рыбам, как щука, осётр, налим.
В литературе обычно пишется о том, что запреты по отношению к пище в основном касались женщин. Да, такие запреты существуют, и они в большинстве своём связаны с физиологическими особенностями женщин. Однако существовали пищевые запреты и по отношению к мужчинам. Например, мужчинам нельзя есть нижнюю часть конечностей лося – лось затопчет, нельзя есть кончик языка – болтливым будет и т.д. В большинстве своём запреты по отношению к мужчинам касались правил поведения в лесу и на рыбалке. В традиционной культуре ханты существуют и определенные правила поведения по отношению к бытовой утвари, связанной с приёмом пищи. Например, нельзя есть с ножа, нельзя греметь посудой и т.д.
В день открытия выставки гости музея смогли познакомиться не только с экспонатами, с рассказами о способах приготовления пищи, но также могли попробовать на вкус некоторые традиционные хантыйские блюда. От мастера Надежды Коноваловой на суд присутствующих было предложено рыбное блюдо «Шомах», от Зои Лозямовой – кровяные лепёшки, замешанные на крови оленя. Подарком для гостей музея стал мастер-класс от шеф-повара ресторана «Панорама» Виктора Поуса, продемонстрировавшего приготовление им брускетов, в основу рецепта которой легли традиции хантыйской кухни.
Выставка будет работать в течение месяца.
Пётр Молданов