- Хантыйский
- Русский
Пәмащипа, тынӑӊ ёх!
Кашӑӊ оӆ ай тӑхет потты тыӆӑщ оӆӊиттыйн мўӊ мўвевн няврємӑт вәнӆтӑты ёх мӑӊхӑтӆ постӑӆы. 2023-мит оӆн вәнӆтӑты ёх оӆа аӆьщӑсы. «Няврємӑт вәнӆтӑты ёх – щит мєт вуӆаӊ хуятӑт, ӆыв унтасэӆн мўвтєӆ мир вәӆупсы еӆӆы мӑнӆ», – лупӑс австралийской лекщитты нє, путрӑт хӑншты ими Хелен Калдикотт.
«Ӆыӆӑӊ союм» хущи мутрайӊ, рәпата пєӆы сӑмӑӊ ёх рәпитӆӑт, ӆыв рәпатаеӆ мосман тӑйӆӑт, вєрӆаӆ тәса вәйтӆӑт. Ӆыв унтасэӆн Ёмвошн вәӆты няврємӑт хӑнты па вухаӆь ясӑӊӊӑна вәнӆтӑӆыйт, шуши мирӑт культура оӆӑӊӑн уша павӑтӆӑт.
Тӑм ванӑн «Ӆыӆӑӊ союм» хущи рәпитты ёх ха ӑктӑщийӆсӑт, нәмӑӆмӑсӑт, муйсӑр хуятӑтн ӆыв хәнты вәнӆтӑсыйт, муй пӑта ӆыв няврємӑт вәнӆтӑты вєр пирисӑт.
Ольга Норова, кәща ӆӑӊкӑр нє:
– Санкт-Петербург вошн А.И. Герцен нємпи педагогической университетн вәнӆтыйӆмємн ма Диана Васильевна Герасимова пиӆа вәтаӊа йисум. Ӆўв эвӑӆтэӆа ма оӆӑӊмит пўш вухаӆь ясӑӊ оӆӑӊӑн нумсӑӊ вєрӑт уша павӑтсум. Вәнӆтум нєӊєм – хурамӑӊ, м, мир пєӆа сӑмӑӊ ими. Ма айтєӆн вухаӆь ясӑӊ хәӆӆум, сыры рәт ёхӆам кўтэӆн рәт ясӑӊӑн путӑртсӑт, щирн рәт мирєм йис вєрӑт мосман тӑйӆӑӆам. Интӑм ай пушхиет ищи вухаӆь ясӑӊа вәнӆтӑӆӆам.
Владимир Меров, няврємӑт ӆуӊӑӆтупӑт аӆьты вәнӆтӑты хә:
– Ма вәнӆтӑты хәма Дмитрий Георгиевич Агеев вәс. Ӆўв мӑнєм нарӑсты вәнӆтӑс, ӆуӊӑӆтупӑт ванӆтӑты хәя йиты нётӑс, тәс ӛша китсӑӆэ. Интӑм ма няврємӑт пиӆа рәпитӆум, ищимӑщ вєрӑта ӆывты вәнӆтӑӆум.
Ирина Белявская, няврємӑт ёнтӑсты, шўкщӑты вәнӆтӑты нє:
– Ма вәнӆтӑты нєӊєм – щит ма ӑӊкєм Евдокия Александровна Белявская, ӆўв мӑнєм математикая вәнӆтӑсӆэ, классэвн ух нєӊа вәс. Ӑӊкєм тәса ёнтӑсты, шўкщӑты, арсыр хӑнты пурмӑсӑт вєрты хошӑс. Ӑӊкєм унтасн ма рәт мирєм йис вєрӑт ма вәӆӆам. Ӆўв тарум, хӑрщи па вещкат нєӊа вәс. Мўӊ геометрия хўват экзаменӑт иса «4» па «5» посӑтн мӑсӆўв. Ӆўв оӆӊӑӆн няврємӑт путӑртсӑт: «Ӆўв мойпӑр па вәнӆтӑӆ!». Ма ӑӊкємн тәс ӛша китсыюм, няврємӑт вәнӆтӑты нєӊа йисум.
Татьяна Афанасьева, методист:
– Ма вәнӆтӑты нєӊєм ӑӊкєм вәӆ – щит Любовь Васильевна Кокорчук. Ӆўв мӑнєм иса вєрӑта вәнӆтӑӆ, ин вәнты ӆўвеӆ хәӆӑнтӆум, кашӑӊ мосты вєрн нётӆ.
Олеся Исаченко, методист:
– Ма тәс ӛша рўщ ясӑӊа вәнӆтӑты нєӊємн китсаюм, щит вухаӆь нє Надежда Ивановна Слинкина. Ӆўв мӑнєм ма путӑртты, тәса хӑншты вәнӆтӑсӆэ. Надежда Ивановна мўӊева путӑртӑс, хутыса кашӑӊ вєр ма вєрты мосӆ. Ма ищи филолога йисум. Ин вәнты ӆўв пиӆэӆа ӆәхсӑӊа вәӆӆум. Рәт кәртєма ӊхтємн ипўша ӆўв хущеӆа мойӊа ӆуӊӆум.
Светлана Астапович, ёнтӑсты вәнӆтӑты нє:
– Вәнӆтӑты нєӊєм Галина Иосифовна Попова классэвн ух нєӊа вәс, рўщ ясӑӊа па литературая мўӊев вәнӆтӑс. Ӆўв унтасӑӆн рўщ ясӑӊ ма вәӆєм. Ӆўв ром вәс, нємӑӆт пурайн ӑн ўвӑс. Галина Иосифовна хоттєӆ ёхӆаӆ няврємӑт вәнӆтӑты хуятӑта вәӆӆӑт, интӑм ӆўв хиӆнєӊӑӆ ӑшкола кәщая вәӆ.
Наталья Осницкая, секретарь:
– Ма иса пурайн ӆӑӊхасум рўщ ясӑӊа па литературая вәнӆтӑты нє Любовь Васильевна Васильева иты йиты. Ӆўв ма па тәса кашӑӊ вєр оӆӑӊӑн мўӊева путӑртыӆӑс, кашӑӊ няврєм мосман тӑйсӑӆэ.
Игорь Сиренко, няврємӑт нарӑсты вәнӆтӑты хә:
– Мӑнєма нарӑсты хә Дмитрий Бобренёв шєӊк нётӑс, ӆўв унтасӑӆн ма аранжировщика па нарӑсты хәя йисум.
Валентина Шишкина, хурӑт хӑншты вәнӆтӑты нє:
– Ма оӆӑӊмит вәнӆтӑты нєӊєм Надежда Тихоновна Актаева мєт ма нәмӆєм. Классэвн иса пурайн шитама омӑссўв, урокӆаӆн стихӑт, путрупсэт, ущхуӆь путӑр шәпиет хӑншсўв, ай кинишкайт вєрсўв. Щи пурайн вәнӆтум вєрӆам ин вәнты мӑнєма нётӆӑт.
Ольга Давыдова, сӑк кӑрӑтты вәнӆтӑты нє:
– Вәнӆтӑты нєӊєм – Любовь Леонидовна Зырянова, ӆўв Ёмвошн технолого-педагогической колледжӑн рәпитӆ. Щит м, сӑмӑӊ ими, ин вәнты ӆўв пиӆэӆа ӆәхсӑӊа вәӆӆум.
Вуӆаӊ хә Конфуций хәнты хӑншӑс: «Вәнӆтӑты хуят па няврєм иха єнумӆӑт…». Щимӑщ вәнӆтӑты хуятӆўв унтасн мўӊ вәӆупсэвн тәс ӛш пўншсўв, вән пәмащипа нынана, мўӊев вәнӆтум ёх!
Ирина Белявская хӑншум путӑр
хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс:
Надежда Рагимова
Поклон вам, наши учителя!
«Высшее искусство учителя -
пробуждать радость в творческом
самовыражении и познании».
Альберт Эйнштейн
Каждый год в первых числах октября в нашей стране празднуют День учителя. 2023 год знаменателен тем, что он назван «Годом педагога и наставника». «Учителя – самые ответственные и важные члены общества, потому что их профессиональные усилия влияют на судьбу мира», – говорила Хелен Калдикотт, австралийский врач, писательница.
В детском этнокультурно-образовательном центре города Ханты-Мансийска работают мудрые и творческие педагоги. Благодаря труду преподавателей, ребята в столице округа изучают культуру обско-угорских народов, родные языки (хантыйский и мансийский).
Учителя центра состоялись как личности, как люди просвещённые, знающие свое дело, любящие свою профессию.
В День учителя в дружеском кругу, общаясь друг с другом, сотрудники вспоминали своих педагогов-наставников, которые повлияли на их жизненный путь, на выбор профессии.
Воспоминания были добрыми, было ясно, что каждый чтит своего учителя.
Ольга Мартыновна Норова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
– В Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена города Санкт-Петербурга мне повстречалась Диана Васильевна Герасимова, преподаватель мансийского языка, от которой я впервые узнала теорию родного языка, изучила грамматику. Мой преподаватель – яркий, добрый, внимательный к студентам и людям человек. Основы языка я знала с детства, в нашей семье все говорили на мансийском языке. В родной деревне все ходили в гости, я слышала речь тётушек, дядей, росла в традиционной культуре. Теперь я сама обучаю маленьких детей культуре и теоретическим основам мансийского языка.
Владимир Савельевич Меров, педагог по театральной деятельности:
– Моим наставником и учителем стал Дмитрий Георгиевич Агеев, он помог раскрыться моим артистическим и музыкальным способностям, научил меня азам театрального искусства, дал правильное направление в жизнь. Теперь я работаю педагогом с детьми, развиваю их музыкальные и танцевальные таланты по традиционной культуре народа манси.
Ирина Борисовна Белявская, педагог по краеведению:
– Моим наставником в жизни является моя мама – учитель математики Евдокия Александровна Белявская, она была моим классным руководителем. Мама – носитель традиционной культуры народа ханты, мастерица. Благодаря маме я знаю культуру народа ханты. Она была требовательной, настойчивой и справедливой. Геометрию сдавали почти всем классом без подготовки на пятёрки и четвёрки. Про неё ученики говорили: «Она и медведя научит!» Мама определила мою судьбу в профессии – я стала учителем начальных классов, а затем педагогом дополнительного образования.
Татьяна Владимировна Афанасьева, методист:
– Моим наставником по жизни является моя мама –Любовь Васильевна Кокорчук, она у меня как путеводная звезда, всегда выслушает и поймёт. До сих пор мама – моя опора в жизни.
Олеся Николаевна Исаченко, методист:
– Моим наставником является мой учитель русского языка и литературы Надежда Ивановна Слинкина – носитель культуры народа манси, она научила меня красиво строить речь, грамотно писать. Надежда Ивановна располагала к себе, мы доверяли ей, а она нам давала советы. Неслучайно, что по специальности я – учитель филологии. До сих пор дружу со своим учителем, бывая летом в родном селе, захожу к ней в гости.
Светлана Михайловна Астапович, педагог по декоративно-прикладному творчеству:
– Моим педагогом была Галина Иосифовна Попова – наш классный руководитель, учитель русского языка и литературы. Благодаря её вкладу в нас, в частности, в меня, знания русского языка у меня на твёрдую четвёрку. Она была спокойной, никогда не повышала голос. Галина Иосифовна – основатель династии педагогов, теперь её внучка директор школы.
Наталья Васильевна Осницкая, секретарь:
– Моим учителем, на которого я равнялась, была Любовь Васильевна Васильева – учитель русского языка и литературы. Она умела доходчиво объяснять свой предмет, я увидела в ней настоящего профессионала. Любовь Васильевна уважительно относилась к каждому ученику. Мне она однажды сказала: «У тебя большой потенциал, верь в себя, у тебя всё получится!» И вот, по первой специальности я – филолог.
Игорь Иванович Сиренко, музыкальный руководитель:
– На меня большое влияние оказал Дмитрий Бобренёв – музыкант, благодаря ему я стал аранжировщиком и музыкантом, состоялся как личность.
Валентина Петровна Шишкина, педагог художественного творчества:
– Мне запомнилась моя первая учительница Надежда Тихоновна Актаева. В классе всегда была тишина, нет, мы её не боялись, она увлекала ребят творческой деятельностью, мы всегда на её уроках что-то изобретали, писали стихи, пословицы, поговорки, создавали книжки-малышки. Творческие навыки, полученные от первого учителя, использую до сих пор.
Ольга Сергеевна Давыдова, педагог по бисероплетению:
– Мой наставник – Любовь Леонидовна Зырянова, преподаватель Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа. Добрая, тихая, никогда не повышала голос, до сих пор с ней дружны, каждый год поздравляем её с праздниками.
Как писал великий Конфуций: «Учитель и ученик растут вместе...». Благодаря таким учителям-наставникам, каждый из нас получил путёвку в жизнь, низкий поклон вам, дорогие наши Учителя!
Ирина Белявская,
методист детского этнокультурно-образовательного центра
Перевод на хантыйский язык Надежды Рагимовой