- Хантыйский
- Русский
Сето мир арӑт еӆӆы тәӆыйт
м арат оӆ юхӆы Выборг вошн финно-угорской па самодийской мирӑт вән мӑӊхӑтӆӑн сето мир «Tsirgukoso» («Пушхиет») нємпи ариты тӑхи няврємӑт хурамӑӊа арисӑт. Щи тӑхи кәща нє Елена Юкувна Вариксоо пиӆа вәйтантыйӆсум па путӑртсум.
- Елена, мєт сыры нӑӊ оӆӊенӑн еша путӑрта.
– Ма лыпӑт хойты тыӆӑщ 14-мит хӑтӆӑн 1993-мит оӆн Псковской область Печорской район Изборск кәртӑн сєма питсум. Щӑта 2011-мит оӆн лицей етшуптӑсум. Щӑӆта ипўӆяӊ Сигово кәртӑн «Музей-усадьба народа сето» хуща рәпитсум па Псковской государственной университетн менеджмента вәнӆтыйӆсум. Щи тӑхи 2016-мит оӆн етшуптӑсєм.
Щӑӆта «Музей истории города Печоры» хуща рәпитсум па еӆӆы Псковской университетн исторической факультетн вәнӆтыйӆсум, щит 2020-мит оӆн етшуптӑсєм.
2019-мит оӆ вўш эвӑӆт Печорской лингвистической гимназияйн няврємӑт сето ясӑӊа вәнӆтӑӆум па ариты тӑхи тәӆум.
- Няврємӑт ариты тӑхеӆ оӆӑӊӑн еша путӑрта.
– Тӑм вән мӑӊхӑтӆӑн нӑӊ «Tsirgukoso» («Пушхиет») нємпи ариты тӑхев няврємӑт арӑт хәӆӑнтсӑн. Щит 2003-мит оӆн Печоры вошӑӊ ясӊӑт вәнӆтӑты лицей хуща ӆэщӑтман вәс. Щив ӑнтә тәп сето няврємӑт ӊхӆӑт, па мирӑт эвет-пухӑт ищи сето ясӑӊ вәнӆтуман ариты вәнӆтыйӆӆӑт. Мўӊ ансамблева 10-17 оӆӑт ӆуват няврємӑт ӊхӆӑт. Мўӊ хущева ищи щимӑщ нўша вәӆ – рәт ясӊев айӆтыева вәтшӑӆўв. Юӆн кўтэӆн путӑртӆӑт ки, няврємӑт рәт ясӑӊ тӑйӆӑт.
Лыпӑт хойты тыӆӑщ 2020-мит оӆ вўш эвӑӆт сето ясӑӊ вәнӆтӑты пӑта йиӆуп учебникӑт єтсӑт. Шєӊк ӆӑӊхаӆўв, ӆәӆн няврємӑта рәт ясӊеӆ әмӑщ вәнӆтӑты ат вәс па тӑм оӆ мӑр рәт ясӑӊ ӑн вәты няврємӑт путӑртты питсӑт.
- Муйсӑр арӑт нын ариӆӑты?
– Хәнты сето ёх Псковской область хўват ӊхсӑт па йис арӑт ӑкӑтсӑт. Ин мўӊ щитӑт ариӆўв. Ищиты сето мир па хон пєлӑк Эстония мўвн вәӆӆӑт, итәх пурайн мўӊ щив фестивалята ӊхийӆӆўв па уша вєрӆўв, муй щирн ӆыв вәӆӆӑт, муй щирн йис вәӆупсэв еӆӆы тәӆӑт, муйсӑр арӑт ӆыв ариӆӑт.
Мўӊ ансамблев Псковской область хўват па Россия мўвев арсыр вән мӑӊхӑтӆӑта ӊхӆўв.
- Псковской область кәщайт вухн нётӆӑт?
– Па муй. Мўӊ хущева кӑтсот муӆтас сето мир вәӆ. Псковской область кәщайт нємасыя «Развитие культуры народа сето» поступсы ӆэщӑтсӑт. Щи поступсы хўват сето мир йис вәӆупсы, ясӑӊ ӆавӑӆты вєрӑта вухн нётӆыйт. Мўӊ няврємӑӊ ариты тӑхева ищи вухн нётӆӑт арсыр мӑӊхӑтӆӑта ӊхты.
- Сето мир ӆәмӑтсухӑт ёнтӆӑты?
– Ин мўӊ ӆәмӑтсухӆўв – щит хәнты вән аӊкаӊкиӆўв, щащиӆўв ёнтсӑт, щитӑт 150 муӆтас оӆа щи йисӑт. Вантэ, ма рнасєм XIX-мит нәпӑтн ёнтман вәс. Тӑм ванӑн мўӊ па хон пєлӑк Эстония мўва ӊхсўв, щӑта 13 щурӑскєм сето мир вәӆӆӑт, ӆыв хуӆна щӑшкан вєрӆӑт. Ин Сигово кәртӑн вәӆты «Музей-усадьба народа сето» тӑхи рәпатнекӑт щи вєр ӆыӆӊуптӑсӑт. Мўӊ ӆыв эвӑӆтэӆа ищи щи вєра вәнӆтыйӆӆўв.
Ма ин сето мир хӑншет пиӆа посӑт, ӑнтуп кеӆӑт тыйӆум па па шўкщӑты вєрӑта вәнӆтыйӆӆум.
- Тӑм вән мӑӊхӑтӆ оӆӑӊӑн еша путӑрта.
– Мӑнєма па няврємӑта шєӊк әмӑщ вәты, муйсӑр арӑт рәт финно-угорской па самодийской мирӆўв тӑйӆӑт. Ӆыв пєӆэӆа ванттэвн ищи ариты, якты, етнхотӑт аӆьты вәнӆтыйӆӆўв.
Ешӑк Елена Юкувна, рәт финно-угорской мирӑт мӑӊхӑтӆ пиӆа! Еӆӆы рәт сето мирӑн йис вәӆупсы па ясӑӊ ӆавӑӆман тӑяты па еӆӆы тўваты! Вән щемьяйн и мир – щит ищипа вән тӑщев!
Сето (сету) – ай финно-угорской мир. Ар пєлӑк Эстонияйн вәӆӆӑт, Россия Псковской область Печорской районӑн кӑтсоткєм сето хуят вәӆӆӑт. Учёной хуятӑт ясӊӑт щирн, йис пурайн рўщ мир увӑс пєлка мӑнмеӆн чудь мир пиӆа вәйтантыйӆсӑт.Чудь – щит сето па эстонцӑт, ӆыв ищи мўва-йиӊка пойкщӑсӑт. XV-XVI-мит нәпӑтн православной мира йисӑт. Йистєӆн рўщ мир пўӊӑӆн вәсӑт, щирн ӆыв ӆәмӑтсухӆаӆ еша рўщ хураспет. Ӆыв латинской пуквайтн хӑншӆӑт.
Елена Вариксоо пиӆа путӑртӑс: Людмила Гурьева
Дети народа сето поют о жизни предков
На VI Всероссийском фестивале художественного творчества малочисленных финно-угорских народов, который проходил в городе Выборге, моё внимание привлекло выступление детского этнографического ансамбля народа сето «Tsirgukoso» («Птенцы»). Я тут же решила пообщаться с художественным руководителем коллектива Еленой Юковной Вариксоо.
– Елена, расскажите немного о себе.
– Я родилась и выросла в деревне Изборске Печорского района Псковской области. Здесь в 2011 году окончила лицей. Затем поступила в Псковский государственный университет на факультет «Менеджмента» кафедры «Государственного и муниципального управления» и одновременно устроилась на работу сотрудником филиала «Музея-усадьбы народа сето» в деревне Сигово. Затем поступила в этот же ВУЗ, но уже в Институт гуманитарных наук и языковых коммуникаций на исторический факультет и стала сотрудником филиала «Музея истории города Печоры».
С 2019 года являюсь педагогом дополнительного образования Печорской лингвистической гимназии и художественным руководителем детского этнографического ансамбля народа сето «Tsirgukoso» («Птенцы»).
– Когда образовался детский ансамбль?
– Он был организован в 2003 году при Печорской лингвистической гимназии. Состав – дети от 10 до 17 лет. Ансамбль состоит из детей разных национальностей, а не только дети-сето. Они все интересуются культурой народа сето. Есть говорящие на родном языке, это дети, рождённые в семьях сето, где с детства они слышат родную речь. Есть неговорящие, но увлечённо изучающие этот язык. С недавнего времени мы начали изучать язык сето по программе, который мы, педагоги, сами и разработали. Очень надеемся, что методика изучения родного языка, которая представлена в учебниках, возымеет успех, и многие заговорят на языке сету.
– Какой репертуар Вашего ансамбля?
– Исполняем старинные песни, которые звучали на нашей территории, в Псковской области. Историческая территория проживания народа сето разделена на два государства – небольшая часть проживает на территории России, в нашей Псковской области, большая группа проживает в Эстонии. Нам важно сохранять и нести дальше песни народа сето именно нашей Псковской территории.
– Куда Вы выезжаете, чтобы представлять свою песенную культуру?
– К сожалению, последние пандемийные годы очень скорректировали наши графики гастролей. Мы объездили всю Псковскую область, кроме этого, принимаем участие во Всероссийских, международных фестивалях. Принимали участие в фестивале народа сету «Семейные встречи», мы выезжали в Эстонию и знакомили эстонских сето с особенностями наших сето. Приняли участие в проекте «Дети Арктики», удачно выступили, были отмечены благодарностью – мои ученики – молодцы!
– Как поддерживает народ сету правительство Псковской области?
– Нам очень повезло в том плане, что в нашем регионе под единственный малочисленный народ сету была создана специальная программа «Развитие культуры народа сету в Псковской области». Она начала реализовываться с 2014 года. Нам очень приятно, что про наш народ не забывают, его поддерживают, ни одна наша просьба не остаётся неуслышанной.
Администрация финансирует наши поездки. Также они финансово поддерживают малоимущие семьи, например, перед 1 сентября выделяются деньги, чтобы собрать ребёнка к школе.
– Вы сами шьёте себе наряды?
– Вот мой наряд XIX века. Мы стараемся, конечно, сами себя обшивать. Ткачество сохранилось только у сето Эстонии. Мы носим рубашки, которые носили наши бабушки, дедушки. Дети одеты в наряды, которым уже по 150 лет. Вот воистину говорят, вещи переживают людей.
– Вот Вы говорите, что ткачество сохранилось у сето Эстонии, а Вы возрождаете это искусство у себя.
– Да, ткачество возрождают сотрудники «Музея-усадьбы народа сето» в деревне Сигово. С нами приехала женщина-сето – она прекрасная ткачиха, мастер – знает все виды национального рукоделия. У неё действующий станок, он натянут, сейчас она ткёт полотенца и половики.
Я – мастер по плетению поясов, вязке орнаментированных варежек, вяжу крючком, но я очень стремлюсь попасть в «Лигу мастеров», поэтому по возможности пытаюсь освоить все виды ремёсел народа сето.
– Елена Юкувна, поздравляем Вас и Ваш ансамбль с Декадой родственных финно-угорских народов! Желаем успехов в сохранении языка и культуры народа сето! Ведь даже самый малочисленный народ в большой языковой семье – это богатство!
Для справки:
Сето (сету) – малочисленный финно-угорский народ, проживающий в Печорском районе Псковской области России и в Эстонии. В России, по данным переписи 2021 года, проживает около 200 сето, в Эстонии – более 13 тысяч человек. По мнению учёных, эстонцы и сето в равной степени восходят к древней чуди, с которой славяне встретились при освоении ими северо-западных земель будущей России. Об этом говорит наличие в культуре сето мощного пласта языческих элементов. В XV-XVI веках народ сето приняли христианство.
Историческое проживание в соседстве с русскими отражается в традиционной одежде, для которой характерны рубахи-долгорукавки, сарафаны, косоворотки и т.д.
Письменность сформировалась на основе латиницы.
Беседовала Людмила Гурьева