- Хантыйский
- Русский
Яңхты вєрев нєпека хӑншсэв
По страницам полевого дневника
Супруги Олег и Татьяна Востокины вместе уже 19 лет. Все эти годы они проживают на реке Энтель-яун (она находится неподалёку от посёлка Нижнесортымский, Сургутского района), ведут традиционный образ жизни: ловят рыбу всё тем же старинным способом, что их предки, летом и весной передвигаются на традиционной лодке долблёнке «обласе». Муж ходит на охоту на боровую и водоплавающую дичь, жена шьёт одежду, готовит традиционные бесхитростные и простые в приготовлении блюда и стряпает хлеб. В осеннее время его ещё называют «ягодным», вместе собирают ягоду. В свободное от работы время у каждого есть любимое занятие, Олег вырезает и мастерит из дерева, а Татьяна любит шить традиционные платья, выдумывая свои узоры и применяя для украшения материал попроще, чем бисер, например, цветную тесьму. А если к ним приезжают гости, то принимают их радушно.
Сотрудники лянторского хантыйского этнографического музея приехали в гости к семье ханты в рамках плановой этнографической практики, которая проходила с 27 по 30 августа 2013 года.
Дорога к стойбищу
Из Лянтора мы выехали 27 августа в 9 часов утра. Наш маршрут был заранее намечен. Доехав до поворота к посёлку Нижнесортымский, мы пересекли контрольно - пропускной пункт Ай-Пимского месторождения НГДУ «Нижнесортымскнефть», одного из подразделений ОАО «Сургутнефтегаз». На условленном месте нас уже ждал Олег Маркович. Перегрузив вещи с машины на снегоход «Буран», мы поехали в сторону зимнего стойбища по болотистой местности. На наше удивление, совсем не летняя техника по болоту скользила очень легко. Через 15 минут нас доставили к зимней избушке, где с улыбкой встретила хозяйка.
Зимнее стойбище семьи Востокиных
Зимнее стойбище расположено примерно около 2 километров от дороги Нижнесортымский – Ай-Пимское месторождение, на реке Энтель-яун. Постройки стоят на заболоченном месте: жилой дом, хозяйственный лабаз, специально отведённое место для костра и хлебная печь.
Жилой дом 5 х 5 метров был построен в 2010 году совместными усилиями супругов. Задняя стена жилища расположена на север, так как считается священной, а вход в дом - с южной стороны. Крыша дома низкая двухскатная покрыта досками и рубероидом. Дополнительно, в традиционном стиле, сверху лежит настил большими пластами болотного мха. Таким образом, тепло в доме сохраняется дольше. Избушка построена из сосновых брёвен, проложенных также болотным мхом. С внутренней стороны дома потолок дощатый из самодельных досок. Как говорит хозяин, он их сам выпиливал бензопилой из цельных брёвен.
Интерес вызывает и внутренний интерьер дома. Справа от входной двери находится железная печь «буржуйка», слева - хозяйственные полки под посуду и умывальник. Здесь же стоит маленький телевизор с DVD – магнитофоном. Внутри светло за счёт двух больших окон. У задней стены дома находится спальное место, оно выше от основного пола всего лишь примерно на 25 сантиметров. Под потолком над входной дверью и спальным местом есть специальные жерди для накидывания одежды. Пол деревянный, покрыт ленолиумом. У печки отведено специальное место для дров и сушки бытовых принадлежностей.
Каждый вечер перед наступлением темноты Олег включает маленькую электростанцию, которая работает на бензине.
Примерно в 20 метрах от избушки Востокиных стоит хозяйственный лабаз. Амбар на высоких деревянных сваях. Лабаз построен в традиционном стиле и предназначен для хранения не только пищевых продуктов, но и предметов быта, зимней одежды. Он построен из сосновых брёвен, проложенных болотным мхом. Имеется приставная лестница и входная дверь.
Из биографии супругов Востокиных…
И Олегу, и Татьяне пришлось многое пережить: потерю близких, жизнь в интернате. Но при них остались добросовестность, трудолюбие и преданность своим традициям.
Востокин Олег Маркович родился 16 марта 1974 г. в селе Пим Сургутского района (ныне город Лянтор). Родители умерли рано. Отца не стало, когда Олегу был годик, ещё через год утонула мама. Когда Олег подрос, очевидцы ему рассказали эту трагическую историю. Дело было ранней весной 1976 г. на реке Пим. Природа «баловалась». Вроде зима не кончилась, да и весна ещё не началась. Из посёлка мама шла домой на стойбище, в руках несла люльку с двухлетним Олегом. (Раньше семья Востокиных жила на берегу реки Вачим-яун, где сегодня находится городской музей). После оттепели лёд совсем стал слабый и проломился под тяжестью шагов. Она вместе с люлькой стала тонуть. Женщина успела лишь по льду толкнуть люльку, а сама ушла под воду в образовавшуюся полынью. Плачущего Олега подобрали жители посёлка. До 5 лет он жил с бабушкой и дедушкой, а потом воспитывался у старшей сестры, затем в школе-интернате. У Олега было два брата и две сестры.
Востокина (Кантерова) Татьяна Ивановна родилась 12 апреля 1977 г. в деревне Дарко Горшково Сургутского района (сейчас этой деревни нет). Родители Татьяны были с разных рек, мать - с реки Пим, а отец - с реки Казым. Старые люди говорят, что заключать браки представителям ханты с этих рек нельзя, иначе один из них погибнет. Так и случилось. Отец умер сразу же после рождения дочки. Мать вышла замуж во второй раз, в семье 4 детей. Училась в школе-интернате г. Лянтора. Закончила 9 классов. Замуж за Олега вышла в сентябре 1994 г., детей нет, но мечтают взять ребёнка из детского дома.
Летнее стойбище семьи Востокиных
На второй день пребывания в экспедиции сотрудникам музея предложили отправиться на летнее стойбище Востокиных – «летник». Уложили всё нужное на «буранную нарту» и в путь! Дорога лежала через заболоченные места.
Примерно через 20 минут езды мы остановились на могиле старшего брата Олега, который, по его рассказам, утонул в 2002 г. на реке. В таких местах, по поверьям, нельзя делать фотографии и снимать видео.
Вторая стоянка была на старом стойбище Кантерова Василия, дедушки Татьяны. Он жил в этом месте примерно в 40-е годы ХХ века. Несмотря на годы, землянка сохранилась неплохо.
Третья остановка – «священное озеро». По поверьям ханты, чтобы приезжим людям из других мест было здесь хорошо и везло, нужно бросить в воду монетки (мы непременно сделали это). Востокины рассказали, что на этом озере нельзя ловить рыбу, купаться, мыть руки и пить воду. В подтверждение того есть известная жителям история про семью, которая поселилась здесь несмотря на запреты. Все члены семьи по очереди умерли, и даже после смерти их могилы были разорены медведем.
А вот и «летник». Летнее стойбище находится на заболоченном месте с низкорослыми деревьями. С двух сторон, где находятся постройки, расположены маленькие озёра. Летний дом был построен в традиционном стиле, но уже с применением современных материалов летом 2012 г. Интерьер практически не отличается от интерьера зимнего жилища.
На территории летнего стойбища есть хлебная печь, «холодильник» (хозяева очень гордятся своим изобретением), хозяйственный домик – он служит вместо лабаза - и костровое место для приготовления пищи в летнее время.
Самой интересной и необычной в «летнике» для меня показалась печь, в которой выпекают хлеб. Она построена нетрадиционным способом. Это обычная печка «буржуйка», огороженная деревянным каркасом из досок. Данная конструкция поднята на деревянный сруб из сосновых брёвен. Верхняя часть печи и расстояние между боковыми стенками каркаса и самой печи, в целях безопасности и удержания тепла, засыпано песком. Передняя часть печи обшита листом из жестянки с квадратным проёмом для дверцы, которая крепится на петлях, чтобы жар в печи при выпечке хлеба сохранялся, и хлеб хорошо пропекался, дополнительно дверца вокруг обкладывается болотным мхом. Также мхом закрывают верхнее отверстие от трубы.
Олег и Татьяна Востокины охотно рассказывали и показывали то, чем они в повседневной жизни занимаются. В ходе экспедиции на фото- и видеокамеры были зафиксированы все постройки, интерьеры домов, также были сделаны их замеры. Фотографии с информацией в дальнейшем будут обработаны и займут своё место рядом с другими музейными экспонатами. Отснятые материалы планируется использовать в работе с детскими дошкольными и общеобразовательными учреждениями города и района. Общаясь с хозяевами, мы узнали много нового, полученные знания в дальнейшем будут использоваться в музейной работе. В память о нашей встрече Олег Маркович смастерил и подарил нам дневную детскую люльку из дерева. А мы, в свою очередь, пообещали, что она обязательно займёт достойное место в музейной экспозиции.
Татьяна Лозямова, научный сотрудник Лянторского хантыйского этнографического музея
Перевод Людмилы Спиряковой