- Хантыйский
- Русский
Остяко-Вогульск Ханты-Мансийска йис
От Остяко-Вогульска до Ханты-Мансийска
В преддверии 86-й годовщины Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 25 октября в РИЦ «Югра» прошла пресс-конференция на тему «История и современность. Югра: от остяков и вогулов до ханты и манси», посвященная истории округа. О переменах, произошедших за многовековую историю края, и работе по сохранению истории региона, рассказали заведующий научно-исследовательским отделом истории, археологии и этнологии Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Михаил Ершов, директор центра «Югра-Социум», доцент кафедры истории и философии ЮГУ Илья Верховский, директор Государственного архива Югры Наталья Судакова и заведующая отделом этнографии «Музея природы и человека» Лариса Поршунова. Журналисты сначала поинтересовались причиной переименования округа. «С одной стороны, название «Югра» сравнительно молодое. Его ввела в оборот известный этнограф Зоя Соколова. С другой стороны, «Югра» – достаточно древнее название. Народ югра, югричи упоминается в русских летописях. До русских летописей упоминание о народе юра есть в арабских и других источниках. В последующем это название было вытеснено названиями Сибирь и Урал, Сибирская и Тобольская губернии. Можно долго перечислять административно-территориальные изменения, которые были на восточных окраинах России. В какой-то мере сейчас мы возвращаемся к истокам и обретаем древнее название», – ответил М. Ершов. И. Верховский по этому вопросу высказался так: «Идентичность Югры древняя – досредневековая. Очень правильно, что в 1990-е годы руководство Ханты-Мансийского автономного округа возродило название Югра, как некий политический идентификационный фактор. Что было очень важно и значимо. Административное деление округа в ходе истории было сложным и удивительно, что административные границы почти совпадают с изначальной зоной проживания автохтонных народов – исторической Югрой. За исключением Шурышкарского района, который отошел к Ямалу».
Говоря о причинах переименования коренных народов Севера, М. Ершов заметил: «Ханты и манси – это самоназвание народов. И есть названия, которые сложились у других народов – это остяки и вогулы. Здесь есть элемент с точки зрения коренного населения: почему нас должны называть не так, как мы себя называем?» И. Верховский обратил внимание, что многие этнонимы часто меняют свое значение, в качестве примера привел наименование «эскимосы». «На языке индейцев Северной Америки оджибвеев означает «тот, который пожирает сырое мясо». Эскимосы некоторое время назад возмутились и оспорили это название в ходе судебного иска. Отныне их называют инуиты, что означает «люди» или «настоящие люди». Точно также некоторые термины, которые обозначают коренные народы, меняли свое значение. Изначально коренное население, в том числе Ханты-Мансийского автономного округа, называли туземцами. В дальнейшем это слово вышло из обихода. Активно употреблялось понятие «абориген», в переводе с латинского языка означает «тот, кто был вначале». На сегодняшний день и это слово постепенно выходит из употребления. Меняются названия, но суть остается прежней».
Переименование округа и его столицы М. Ершов связывает с тем, что в свое время достоверные этнографические знания были только у элиты и исследователей, поэтому округ называли Остяко-Вогульским. По мере усиления межэтнических контактов и социально-экономического развития его назвали Ханты-Мансийским, а столицу – городом Ханты-Мансийском. И. Верховский продолжил эту тему: «На месте города Ханты-Мансийска, Остяко-Вогульска и Самаровского яма стояло древнее хантыйское поселение Тонгх пох вош. Тонгх – сын верховного бога Нум Торума. В этом контексте место, где сейчас стоит Ханты-Мансийск, до русской колонизации было священным местом и было названо именем одного из наиболее значимых верховных божеств. Святилище, куда приходили люди с окрестных территорий, находилось там, где сейчас располагается Самаровский чугас. Город Ханты-Мансийск не был построен на пустом месте, как многие города во время нефтяного завоевания. У него есть история, доистория и праистория.
Правильно ли, что Остяко-Вогульск переименовали в Ханты-Мансийск? В современном мире многое меняют, переименовывают улицы. Хотел бы акцентировать внимание, что это был совершенно другой процесс, поскольку Остяко-Вогульск переименовали из-за того, что в 1920-1930-х годах в советской России было бурное развитие этнографии и вскрылись вещи, связанные с самоназванием народов и тем, как их назвали люди, которые колонизовали территорию. Есть североамериканские индейцы макросемьи на-дене, часть из них европейцы назвали словом апачи, что означает «враг». Это не самоназвание, а ярлык, который был дан колонизирующей стороной. Из более близких примеров – это самоедские народы или самоядь, которые совершенно справедливо были переименованы в ненцев, то есть в собственное самоназвание. Поэтому ханты – хантэ, манси – моньщ. Это самоназвания народов, которые говорят о том, что «мы – люди». В этом контексте советская власть сделала абсолютно правильно, привела названия народов в соответствии с самоназваниями».
Директор Государственного архива Югры Наталья Судакова на пресс-конференцию принесла две географические карты 1930-х годов, которые случайно были найдены в делах в ходе работы по созданию электронного архива: «На одной карте изображен Самаровский район, на другой находится план поселка Остяко-Вогульск. Карта Самаровского района ручной работы, нарисована простым и цветными карандашами. Мы видим, что на ней очень много посёлков и преобладало национальное население, русских было очень мало. Если посмотрим основные обозначения карты Остяко-Вогульска, видим, что посёлок имел всю необходимую инфраструктуру для проживания людей: амбулаторию, стационар для лечения туберкулезных больных, радиостанцию, лесозавод. Основные пункты соцкультбыта находились в центре посёлка и были легко доступны для людей. Это говорит о том, что посёлок развивался».
Государственный архив Югры с 2011 года занимается созданием электронного фонда. Для сканирования в первую очередь отбирались документы, которые имеют историческую и культурную ценность, но находятся в плохом физическом состоянии. Затем отбирались документы, чаще всего востребованные пользователями. В настоящее время отсканировано 17,5 тысяч единиц хранения. Каждый документ хранится в трех экземплярах: неприкасаемый экземпляр, контрольная копия и рабочая копия. Именно рабочая копия предоставляется в пользование гражданам и юридическим лицам в читальном зале архива. Пользоваться документами электронного фонда можно также онлайн. Для этого достаточно заполнить заявление на официальном сайте Госархива Югры или Службы по делам архивов.
Отметим, БУ «Музей Природы и человека» тоже располагает документальным архивом и фотофондом. Заведующая отделом этнографии музея Л. Поршунова сообщила, что со временем все материалы в отсканированном виде также будут доступны пользователям на различных ресурсах в сети Интернет. Далее она рассказала, что в этом году окружному музею исполняется 82 года. А с момента открытия первой экспозиции для посетителей прошло 80 лет. Этим событиям с 28 ноября по 2 декабря Музей Природы и человека посвятит VII Югорскую полевую музейную биеннале.
Говоря об истории создания этого учреждения, Л. Поршунова сообщила некоторые сведения: «В 1932 году было принято решение о создании музея. Первые экспонаты в музей поступили1934 году, а в 1936 году после нескольких временных выставок открылась первая экспозиция. Предметы поступали по-разному: часть приносили люди, часть поступила из центральных музеев и НКВД. Центральная коллекция этнографии – это предметы, поступившие от НКВД в 1930-х годах после раскулачивания шаманов. Это уникальные вещи. Теперь это костяк культовой коллекции: шаманские покрывала, бубны, различная культовая атрибутика. Музейные работники также регулярно выезжали за экспонатами, около 60 лет они целенаправленно проводят крупные экспедиции по территории округа. На биеннале все это можно будет посмотреть».
Реональда Ользина