Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Оса тӑхи рәпатайт
  • Оса тӑхи йиԯпатԯы
  • Полиция ёх рәпата оӑӊӑн
  • Кӑсупсэт оӑӊӑн лупӑс
  • Ёмвошн арсыр мирӑт яха ӑктӑщсӑт
  • Рәт ясңӑт еы тәўв
  • Остяко-Вогульск Ханты-Мансийска йис

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ дума мирхот вәс
  • Вәт вух сухупта!

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Мўңева нётты нєңев
  • Кәртӑң мир пӑта єпԯӑң нянь вєрԯӑңӑн
  • Нях вошн шәкащты няврємӑт пиԯа вәйтантыйԯсўв
  • 30 о «Хӑнты ясӑң» газета пиԯа
  • Ма ныйам – вєртутӑң нєңӑт
  • Тынӑң ӑңкием
  • Ма щащєм
  • Ма аңкаңкєм

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Ёмвошн «ЮграТур» ванԯтупсы вәс
  • Мєт ӛрӑң пухӑт па эвет
  • Муй щирн шуши мир емӑӊхӑтӑт вєрыйт
  • Ай музей пўншсы

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Кәккәк

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Остяко-Вогульск Ханты-Мансийска йис
  • Хантыйский
  • Русский

Остяко-Вогульск Ханты-Мансийска йис

Ёмвош округ 86-мит оԯа йиты еԯпийн ай тӑхет потты тыԯӑщ 25-митн РИЦ «Югра» хотн «История и современность. Югра: от остяков и вогулов до ханты и манси» нємуп мирхот вәс. Щӑта Ас-угорской институтн рәпитты хә Михаил Ершов, ЮГУ рәпатнек Илья Верховский, Государственной архив кәща нє Наталья Судакова, «Музей природы и человека» хотн рәпитты нє Лариса Поршунова мўвев история оԯӑңӑн ай павӑтсӑт. 
Айкеԯ ӑкӑтты ёх мєт сыры ԯывеԯ иньщӑссӑт, муй пӑты округ пасыр нємн аԯьщӑсы? «Югра»  – щит йиԯуп нєм па катра йис нєм. Тӑм йисн мўвев щиты аԯьщӑты ученой ими Зоя Соколова питӑс. «Югра» па «югричи» нємуп мир оԯӑңӑн катра рўщ нєпекӑт хущи хӑншман вәԯ. Щитӑт еԯпийн «юра» нємуп мир оԯӑңӑн арабской па па мир нєпекӑт хущи хӑншман вәс. Ӛхӑт мўвев щи нєм юкана Си-бирь, Урал, Сибирская па Тобольская губерния щирн аԯьщӑты питсы. Интум йиԯпа катра йис нємн аԯьты питсы», – лупӑс М. Ершов. И. Вер-
ховский щи оԯӑңӑн тӑмиты лупӑс: «Яма вєрсы, хән 1990-мит оԯӑтн Ёмвош округ кәщайт мўвев Югра нємн аԯьщӑсӑт. Щит вуԯаң вєр. Сыры округев арсыр мўвӑта ԯӑңман вәс. Тӑм йисн шуши мир вәԯты мўв катра йис мўв хўват, тәп Шурышкарс-кой район Ямала мӑсы».
Хән путӑр мӑнӑс, муй пӑты шуши ёх па щира аԯьты питсыйт, М. Ершов нёхмӑс: «Хӑнты па манщи – щит щи мирңӑн нємңӑн. Па мирӑтн ԯыв остяк па вогул щирн аԯьщӑсыйңӑн. Муй пӑты ԯывеԯ щиты аԯьщӑты?». И. Верховский лупӑс, хәнты нўм мўв мир инуитӑт эскимос нємн нємӑтты питсӑт. «Оджибвей нємуп мир ясӑңӑн щит «няр нюхи ԯєты ёх». Эскимосӑта щимӑщ нєм сӑма ӑн рӑхӑс па щи вєр пӑты ԯыв сўта мӑсӑт. Щи вўш эвӑԯт ԯыв инуит (хӑннєхә) щирн аԯьщӑԯыйт. Ищиты па-сыр шуши мирӑт ищи ар щирн нємӑтсыйт. Мєт сыры Ёмвош округ мир туземцӑта аԯьсыйт. Ӛхӑт щи ясӑң юрємӑсы. Щи юпийн абориген ясӑңӑн аԯьщӑты питсыйт. Интум щи ясӑң ищи муртӑңа лупԯы», – лупӑс щи хә. 
М. Ершов нәмӑсԯ, сыры этнография вєр оԯӑңӑн тәп нєпекӑң ёх ушӑңа вәсӑт, щит пӑты округев Остяко-Вогульской нєм тӑйс. Хән вәԯупсы пасыра йиты питӑс, щи пурайн мўвев Ханты-Мансийской щирн аԯьщӑсы, Ёмвош – Ханты-Мансийска йис. И. Верховский щи оԯӑңӑн тӑмиты лупӑс: «Ханты-Мансийск, Остяко-Во-гульск па Самаровской ям вәԯты мўвн катра йисн Тоңх пух вош омсӑс. Тоңх – щит Нум Тәрум пух, щит пӑты Ёмвош емӑң мўвн вәԯ. Емӑң тӑхийн, хута катра йисн шуши мир пори вєрӑнтсӑт, интум Самаровской чугас нємуп тӑхи вәԯ. 
Мосӑс муй ӑнтә Остяко-Вогульск Ханты-Мансийска аԯьщӑты? Вантэ, 1920-1930-мит оԯӑтн Россияйн ар нєпе-кӑң мир этнография вєр вәнԯтӑты питсӑт па уша павӑтсӑт, хута итәх Увӑс мирӑт нўм мўв ёхн ювра нємӑтн мӑсыйт. Северной Америкайн на-дене нємуп индейцӑт вәԯԯӑт, ԯыв европейцӑтн апачи (вурак) нємн аԯьсыйт. Мўң мўвевн рўщӑт юрн мир юврая самоядь нємн пунсӑт. Щирн, советской лащ пурайн кәщайт яма вєрсӑт, хән щи мирӑт ԯыв нємԯаԯн аԯьты питсӑт». 
Ёмвош архив кәща нє Н. Судакова мирхота кӑт нєпек тәс: «И нєпекӑн Самаровской районӑн вәԯум кәртӑт нух хӑншман вәԯԯӑт, па утн – Остяко-Вогульск вош хўԯэт па хотӑт вәԯԯӑт. Самаровской район нєпек арсыр оԯьпӑң хӑншты юхн вєрсы. Щитн арсыр кәрт нємӑт нух хӑншман вәԯԯӑт. Мосԯ лупты, щи йисн арӑԯ пєлӑк мир – щит шуши ёх вәсӑт, рўщ шимԯ вәс. Остяко-Вогульск карта пєԯы вантман кӑԯ, щӑта леккар хотӑт, ратива па па хотӑт омӑссӑт. Щи нєпек эвӑԯт уша йис, хуты 1930-мит оԯӑтн щи кәртӑн арсыр рәпата хот вәс». 
Югра мўв архив рәпатнекӑт 2011-мит оԯ вўш эвӑԯт электронной нємуп тӑхи вєрԯӑт. Щив пунты пӑты мєт оԯӑңӑн иса катрая ювум нєпекӑт хура вўсыйт. Ӛхӑт мєт мостӑң нєпекӑт ищи хура вўты питсыйт. Тӑм пўԯяң 17,5-кєм щурӑс арат нєпек хура вўсы. Хӑннєхәйта щитӑт архив хотн па Интернет хўват вантты рӑхԯ. Щит вєрты пӑты кашӑң хуята Ёмвош архив сайта хӑншаньщты мосԯ. 
Мосԯ лупты, Ёмвош «Природы и Человека» нємуп хот ищи арсыр нєпекӑт па хурӑт тӑйԯ. Л. Поршунова ай павтӑс, щитӑт ищи хулыева хура вўԯыйт па Интернет хущи мира ванԯтӑты питԯыйт. Еԯԯы щи нє лупӑс, тӑм пўш музей 82 оԯа йиԯ. Мєт оԯӑң ванԯтупсы вєрум пура вўш эвӑԯт нивԯъяң оԯ мӑнӑс. Щи вєр постӑты пӑты «Музей Природы и Человека» хотн Ас потты тыԯӑщ 28-мит хӑтԯ вўш эвӑԯт ван хӑтԯуп тыԯӑщ 2-мит хӑтԯ вәнты мирхот питԯ. 
Щи хот история оԯӑңӑн Л. Поршунова тӑмиты лупӑс: «1932-мит оԯн Ёмвошн музей пўншты кәщайт нумӑс вєрсӑт. Мєт оԯӑңӑн пурмӑсӑт 1934-мит оԯн щив тәсыйт, 1936-мит оԯн оԯӑң ванԯтупсы пўншсы. Ар щирн пурмӑсӑт щив питсӑт: итӑт хӑннєхәйт мӑсӑт, па утӑт 1930-мит оԯӑтн вән музейт па НКВД хот эвӑԯт щив тәсыйт. Щи йисн НКВД тӑхийн рәпитум мир щӑртӑң шуши ёх эвӑԯт емӑң пурмӑсӑт хуԯт вўсӑт. Щӑԯта 60-кєм оԯ музейн рәпитум хуятӑт пурмӑс ԯәттыя нәлам мўвев хўват яңхсӑт. Ешайн питты мирхотн нын щитӑт шиваԯӑԯты». 
 
Реональда Ользина
 

 

От Остяко-Вогульска до Ханты-Мансийска

В преддверии 86-й годовщины Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 25 октября в РИЦ «Югра» прошла пресс-конференция на тему «История и современность. Югра: от остяков и вогулов до ханты и манси», посвященная истории округа. О переменах, произошедших за многовековую историю края, и работе по сохранению истории региона, рассказали заведующий научно-исследовательским отделом истории, археологии и этнологии Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Михаил Ершов, директор центра «Югра-Социум», доцент кафедры истории и философии ЮГУ Илья Верховский, директор Государственного архива Югры Наталья Судакова и заведующая отделом этнографии «Музея природы и человека» Лариса Поршунова. Журналисты сначала поинтересовались причиной переименования округа. «С одной стороны, название «Югра» сравнительно молодое. Его ввела в оборот известный этнограф Зоя Соколова. С другой стороны, «Югра» – достаточно древнее название. Народ югра, югричи упоминается в русских летописях. До русских летописей упоминание о народе юра есть в арабских и других источниках. В последующем это название было вытеснено названиями Сибирь и Урал, Сибирская и Тобольская губернии. Можно долго перечислять административно-территориальные изменения, которые были на восточных окраинах России. В какой-то мере сейчас мы возвращаемся к истокам и обретаем древнее название», – ответил М. Ершов. И. Верховский по этому вопросу высказался так: «Идентичность Югры древняя – досредневековая. Очень правильно, что в 1990-е годы руководство Ханты-Мансийского автономного округа возродило название Югра, как некий политический идентификационный фактор. Что было очень важно и значимо. Административное деление округа в ходе истории было сложным и удивительно, что административные границы почти совпадают с изначальной зоной проживания автохтонных народов – исторической Югрой. За исключением Шурышкарского района, который отошел к Ямалу».

Говоря о причинах переименования коренных народов Севера, М. Ершов заметил: «Ханты и манси – это самоназвание народов. И есть названия, которые сложились у других народов – это остяки и вогулы. Здесь есть элемент с точки зрения коренного населения: почему нас должны называть не так, как мы себя называем?» И. Верховский обратил внимание, что многие этнонимы часто меняют свое значение, в качестве примера привел наименование «эскимосы». «На языке индейцев Северной Америки оджибвеев означает «тот, который пожирает сырое мясо». Эскимосы некоторое время назад возмутились и оспорили это название в ходе судебного иска. Отныне их называют инуиты, что означает «люди» или «настоящие люди». Точно также некоторые термины, которые обозначают коренные народы, меняли свое значение. Изначально коренное население, в том числе Ханты-Мансийского автономного округа, называли туземцами. В дальнейшем это слово вышло из обихода. Активно употреблялось понятие «абориген», в переводе с латинского языка означает «тот, кто был вначале». На сегодняшний день и это слово постепенно выходит из употребления. Меняются названия, но суть остается прежней».

Переименование округа и его столицы М. Ершов связывает с тем, что в свое время достоверные этнографические знания были только у элиты и исследователей, поэтому округ называли Остяко-Вогульским. По мере усиления межэтнических контактов и социально-экономического развития его назвали Ханты-Мансийским, а столицу – городом Ханты-Мансийском. И. Верховский продолжил эту тему: «На месте города Ханты-Мансийска, Остяко-Вогульска и Самаровского яма стояло древнее хантыйское поселение Тонгх пох вош. Тонгх – сын верховного бога Нум Торума. В этом контексте место, где сейчас стоит Ханты-Мансийск, до русской колонизации было священным местом и было названо именем одного из наиболее значимых верховных божеств. Святилище, куда приходили люди с окрестных территорий, находилось там, где сейчас располагается Самаровский чугас. Город Ханты-Мансийск не был построен на пустом месте, как многие города во время нефтяного завоевания. У него есть история, доистория и праистория.

Правильно ли, что Остяко-Вогульск переименовали в Ханты-Мансийск? В современном мире многое меняют, переименовывают улицы. Хотел бы акцентировать внимание, что это был совершенно другой процесс, поскольку Остяко-Вогульск переименовали из-за того, что в 1920-1930-х годах в советской России было бурное развитие этнографии и вскрылись вещи, связанные с самоназванием народов и тем, как их назвали люди, которые колонизовали территорию. Есть североамериканские индейцы макросемьи на-дене, часть из них европейцы назвали словом апачи, что означает «враг». Это не самоназвание, а ярлык, который был дан колонизирующей стороной. Из более близких примеров – это самоедские народы или самоядь, которые совершенно справедливо были переименованы в ненцев, то есть в собственное самоназвание. Поэтому ханты – хантэ, манси – моньщ. Это самоназвания народов, которые говорят о том, что «мы – люди». В этом контексте советская власть сделала абсолютно правильно, привела названия народов в соответствии с самоназваниями».

Директор Государственного архива Югры Наталья Судакова на пресс-конференцию принесла две географические карты 1930-х годов, которые случайно были найдены в делах в ходе работы по созданию электронного архива: «На одной карте изображен Самаровский район, на другой находится план поселка Остяко-Вогульск. Карта Самаровского района ручной работы, нарисована простым и цветными карандашами. Мы видим, что на ней очень много посёлков и преобладало национальное население, русских было очень мало. Если посмотрим основные обозначения карты Остяко-Вогульска, видим, что посёлок имел всю необходимую инфраструктуру для проживания людей: амбулаторию, стационар для лечения туберкулезных больных, радиостанцию, лесозавод. Основные пункты соцкультбыта находились в центре посёлка и были легко доступны для людей. Это говорит о том, что посёлок развивался».

Государственный архив Югры с 2011 года занимается созданием электронного фонда. Для сканирования в первую очередь отбирались документы, которые имеют историческую и культурную ценность, но находятся в плохом физическом состоянии. Затем отбирались документы, чаще всего востребованные пользователями. В настоящее время отсканировано 17,5 тысяч единиц хранения. Каждый документ хранится в трех экземплярах: неприкасаемый экземпляр,  контрольная копия и рабочая копия. Именно рабочая копия предоставляется в пользование гражданам и юридическим лицам в читальном зале архива. Пользоваться документами электронного фонда можно также онлайн. Для этого достаточно заполнить заявление на официальном сайте Госархива Югры или Службы по делам архивов.

Отметим, БУ «Музей Природы и человека» тоже располагает документальным архивом и фотофондом. Заведующая отделом этнографии музея Л. Поршунова сообщила, что со временем все материалы в отсканированном виде также будут доступны пользователям на различных ресурсах в сети Интернет. Далее она рассказала, что в этом году окружному музею исполняется 82 года. А с момента открытия первой экспозиции для посетителей прошло 80 лет. Этим событиям с 28 ноября по 2 декабря Музей Природы и человека посвятит VII Югорскую полевую музейную биеннале.

Говоря об истории создания этого учреждения, Л. Поршунова сообщила некоторые сведения: «В 1932 году было принято решение о создании музея. Первые экспонаты в музей поступили1934 году, а в 1936 году после нескольких временных выставок открылась первая экспозиция. Предметы поступали по-разному: часть приносили люди, часть поступила из центральных музеев и НКВД. Центральная коллекция этнографии – это предметы, поступившие от НКВД в 1930-х годах после раскулачивания шаманов. Это уникальные вещи. Теперь это костяк культовой коллекции: шаманские покрывала, бубны, различная культовая атрибутика. Музейные работники также регулярно выезжали за экспонатами, около 60 лет они целенаправленно проводят крупные экспедиции по территории округа. На биеннале все это можно будет посмотреть».

Реональда Ользина

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 22 (3466)
23.11.2016

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика