Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Шәкащты няврємӑт хоттє ёхн вўыйт
  • Нєпекӑң ёх округа вохыйт
  • Па хуят няврємӑт єнмӑӑт
  • «Югра мўв хоттє ёх» мирхот
  • Хӑнтэт оӑңӑн кина вєры
  • Няврємӑт пӑта әмщӑт
  • Йис вєрӑт вантупсы
  • Округев 84 о постӑс
  • Югра мўвев XIX-мит тащӑң вантупсы мӑнӑс

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ дума мирхот
  • Нух нётты вухн мийясыйт
  • Шуши мир вәупсы вантман тӑйы
  • Финно-угорской ясңӑт артаӑты питыйт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • «Югра ыңуптӑты» тӑхи 25 о постӑс
  • Новьюховӑт рәт эвӑт
  • Нефтяникӑт пиа әхсӑңа вәўв
  • Вўєң ёх вәупсы

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Ай Катерина вәупсы оӑңӑн кина
  • ўвты сӑмевн тӑйэв
  • Няврємӑт вєрӑнтты вәнтӑ
  • Шуши мир ясңӑт оӑңӑн путӑртсӑт
  • Культура вєрӑт яма эщӑтман вәӑт
  • Хӑнты ясӑң вәнтӑўв
  • Амамӑтщет
  • Арт (пура) постӑты ясңӑт:
  • Тыӑщ па Хӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Шуши мир ясңӑт оӑңӑн путӑртсӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Шуши мир ясңӑт оӑңӑн путӑртсӑт

Ас потты тыӑщ 25-мит хӑтӑн Ёмвош технолого-педагогической колледжӑн «Инновационные технологии в сфере этнического образования» нємпи ўңтупсы мӑнӑс. Тӑм мирхот Россия мўв уваттыйн Ёмвошӑң финно-угорской мир оса тӑхи ёх па округев дума депутатӑт унтӑсн эщӑтсы. 
Тӑта Увӑс мирӑт Ассамблея кәща ики Еремей Айпин, округ дума депутат нєңңӑн Татьяна Гоголева па Надежда Алексеева, Югра мўв губернатор кәща ӑңкӑр хә Геннадий Бухтин, вәнтӑты па айат ёх вєрӑт тәты департамент тӑхи ёх, университетӑтн, колледжӑтн рәпитты па вәнтыйты хуятӑт, округ ӑшколайт эвӑт рәт ясӑңа вәнтӑты имет, Ас-угорской айат нєңӑт, хәйт па увӑс мир ясңӑт па культура вєрӑт яма вәты нєпекӑң хӑннєхуятӑт путӑртсӑт, муй щирн тӑм йисн рәт ясңӑт па литература вєрӑт вәнтӑты мос.
Технолого-педагогической колледж кәща ими Ольга Бывалина ӑктӑщум хуята путӑртӑс, хуты 2008-мит о вўш эвӑт ыв вәнтӑты хотэн «Национальной тӑхи» пўншсы. Кәщая тӑта Альбина Станиславец вә. 320 увӑс айат ёх тӑта вәты сыр-сыр мир рәпатая вәнтӑыйт. 2011-мит о вўш эвӑт программа нєпека нємасыя рәт ясӑң па литература вєрӑта вәнтӑты вєр хӑншсы. Щит пӑты колледж етшуптӑты пурайн айат учителят рәт ясӑңа па литературая няврємӑт вәнтӑты вєритӑт. Еы кәща нє лупӑс, хуты ар пєлӑк увӑс айат ёх нумсӑңӑт, ыв яма па тәса вәнтыйӑт. Нётупсы вух ывеа сухуптӑы, арсыр культурной па ӛрӑщты кӑсупсэта ыв ищи яңхӑт. Щи тумпийн айат ёх ипуяң вәнтыйты па тӑта рәпитты вєритӑт. Вантэ, колледжӑн айат ёх рәпата мӑты тӑхи (рўщ щирн студенческое кадровое агентство) вә. Щӑта грант вух унтасн «Этнообразовательный центр «Юва» нємпи проект вєр эщӑтӑт. Айат ёх ӑшколайн вәнтыйты няврємӑт па хӑт мӑр авӑты хотн вәты пушхиет рәт ясӑңа, ёнтӑсты, нарӑсты па ӛрӑщты вєрӑта вәнтӑӑт. Ювоаңӑн О. Бывалина ястӑс, хуты рәт ясӑң па литература  вәнтӑты пӑты ывеа нємасыя киникайт, словарят па нєпекӑт мосӑт. 
Еы вәнтӑты па айат ёх вєрӑт тәты департамент кәща ӑңкӑр нє Лилия Максимова ясӑң вўс. ўв путра эвӑт уша йис, хуты Югра мўвн 2496 увӑс пушхие хӑт мӑр авӑты хота яңхӑ. Сўмӑтвош, Нуви сӑңхум, Манстӑр, Нижневартовской па Ёмвош районӑтн вәты яң ясли хотӑтн няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑыйт. Округевн вәты ӑшколайтн 6000 шуши няврєм вәнтый. Рәт ясӑңа 29 тӑхетн вәнтӑы. Щӑта Югра мўв колледжӑтн, училищайтн, техникумӑтн 1065 увӑс айат хуят вәнтый. ыв мєт яма щимӑщ рәпата тӑхет пириӑт: ай няврєм авӑты па вәнтӑты хуят; сыр-сыр машинайт йипатты вєр хӑннєхә; тўтӑң хопӑтн яңхты вєр вәты хуят па мир ямӑты-лекщитты хуят.
Университетн па институтн 205 айат шуши ёх вәнтый. ыв филология, менеджмент, вух ўңӑтты, мир ямӑты па лекщитты па мўв-авӑт авӑман тӑйты рәпатайт мєт мосман тӑйӑт.
Щӑта Сўмӑтвош па Нуви сӑңхум районңӑнӑн «Языковое гнездо» вєр эщӑты. Тӑта хӑт мӑр пушхиет авӑты вет хотн хӑнты па вухаь ясңӑта вәнтӑыйт.
Америка мўвн вәты па Москва вош М.В. Ломоносов нємуп университетн рәпитты профессор ики Эндрю Уигет айке тәс, муй щирн Мексика, Новая Зеландия, Австралия, Канада па Америка па хон пєлӑк мўвӑтн рәт ясӑң па культура вєрӑт тәыйт. Щиты Мексика мўвн вәты университетн рәт ясӑң па культура вєрӑт вәнтӑты пӑты нємасыя поступсэт рәпитӑт. Айат ёх ӑшкола-интернат тӑхи щирн тӑта вәӑт па вәнтыйӑт. Мєт вуӑңа тӑта академической урокӑт, культура вєрӑт па ювоӑңӑн практика вєрӑт тӑйыйт. Айат хуятӑт муты арат тыӑщ мӑр индейцӑт кўтн вўт кәртӑтн вәӑт. Новая Зеландия мўвн ищиты рәт ясӑң па культура вєрӑт вәнтӑты пӑты нємасыя поступсы эщӑтман вә. Австралия мўвн шуши мир эвӑт университетн рәпитты хуятн ӑн тӑрума. Ӛмӑщ, хуты ыв университетн вәнтыйты айат ёх пиа муты арат о юхы ӑшколайтн рәпитсӑт. Щит пӑты университета юхӑттэн ыв мєт яма рәт ясӑң па культура вєрӑт вәӑт. Канада мўвн вәты ар пєлӑк эскимосӑт нєпекӑңа йисӑт. ыв мўвен диплом нєпек кӑт о мӑр ёша павӑтты рӑх. 28 университетн па 20 колледжӑн ищи увӑс мир пӑты нємасыя поступсэт рәпитӑт. Америка мўвн вәты 5 миллион индейцӑт эвӑт тәп 65 000 хӑннєхә нєпекӑңа йисӑт. Вәнтӑты тӑхия юхтум айат ёх эвӑт тәп 30 % ӑшкола муй университет етшуптӑӑт. 
Вуаң ўңтупсы сухнум юпийн секцияйт рәпитты питсӑт. Муй щирн айат ёх йис культура вєрӑт тәӑт, хутыса йиуп щирн няврємӑт па айат ёх рәт ясӑңа вәнтӑты мос па па вєрӑт оӑңӑн щӑта путӑртсы.
 
Ирина САМСОНОВА
 

 

Этническое образование коренных народов мира

25 ноября на базе Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа состоялась региональная научно-практическая конференция на тему «Инновационные технологии в сфере этнического образования». Организаторами выступили региональное отделение общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» и Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера Думы автономного округа.

В конференции приняли участие председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Думы автономного округа Еремей Айпин, депутаты Думы Югры Татьяна Гоголева, Надежда Алексеева, первый заместитель губернатора Югры Геннадий Бухтин, представители департамента образования и молодёжной политики автономного округа, руководители, педагоги и студенты образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, преподаватели родных языков сельских школ автономного округа, представители общественных организаций и национальной интеллигенции Югры.

После официальных приветствий участников конференции

директор Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа Ольга Бывалина выступила с первым докладом. Она проинформировала присутствующих о том, что под руководством А.Р. Станиславец с 2008 года в колледже функционирует национальное отделение. 320 студентов из числа коренных малочисленных народов Севера обучаются на различных специальностях, действующих в колледже. В 2011 году началась подготовка специалистов по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, которые предполагают формирование у студентов общих и профессиональных компетенций. В целях формирования этнокультурной компетентности у будущих учителей начальных классов при разработке учебного плана в вариативную часть был включен профессиональный модуль преподавания родного языка и литературы. Ольга Бывалина отметила высокий уровень успеваемости студентов из числа коренных за прошедший год. Все они получают материальную помощь, охвачены культурно-досуговой и спортивной деятельностью, а также имеют возможность временного и постоянного трудоустройства через студенческое кадровое агентство учебной фирмы на учебных производствах колледжа. Особой гордостью считает реализацию грантового проекта «Этнообразовательный центр «Юва». Цель проекта – объединить студентов разных специальностей для пропаганды культуры малочисленных народов Югры, а также дать им возможность самостоятельно прививать полученные знания подрастающему поколению. Занятия проводятся как на базе колледжа, так в детских садах и школах. Школьников и дошкольников обучают хантыйскому языку, как правильно делать обереги и играть на нарсъюхе и санквылтапе, наглядно показывают национальные виды спорта.  В завершении директор колледжа затронула проблему обновления учебно-методической литературы, учебников родного языка и литературы и словарей.

Первый заместитель директора департамента образования и молодежной политики автономного округа Лилия Максимова выступила с докладом на тему «Особенности региональной системы этнокультурного образования». Из её сообщения стало ясно, что в образовательных учреждениях автономного округа созданы все условия для изучения родных языков народов ханты, манси и ненцев. Количество детей из числа коренных малочисленных народов, посещающих дошкольные учреждения, составило 2496 детей. Изучение родного языка введено в 10 детских садах Березовского, Октябрьского, Белоярского, Нижневартовского и Ханты-Мансийского районах.

Общая численность детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, составляет более 6000. Родной язык преподается в 29 общеобразовательных организациях автономного округа,  изучают его 1612 человек, что на 4 % меньше, по сравнению с предыдущим учебным годом. Наблюдается тенденция снижения запроса родителей в изучении родного языка в Ханты-Мансийском районе и в городе Ханты-Мансийске.

Родной язык и родная литература изучаются в рамках школьного компонента, культура и особенности традиционных ценностей коренных жителей – в рамках уроков дополнительного образования детей. В автономном округе количество обучающихся из числа коренных в профессиональных образовательных организациях составило 1065 человек, в высших образовательных учреждениях – 205 человек. Особым спросом пользуются следующие специальности: образование и педагогические науки, дошкольное образование, техника и технология наземного транспорта, техника и технология кораблестроения водного транспорта, технического обслуживание ремонтного автомобильного транспорта, сварщик, сестринское дело. Наиболее популярные специальности в высших образовательных организациях среди студентов - филология, менеджмент, экономика, лечебное дело, экология природопользования образований и педагогическим наукам. В пяти дошкольных образовательных организациях в Березовском и Белоярском районах реализуется проект «Языковое гнездо». Основным звеном в системе этнокультурного образования является педагог.  С целью  обеспечения готовности педагогических работников для осуществления образовательной деятельности с учетом этнокультурного составляющего, организована курсовая подготовка учителей родных языков и литературы, педагогов дополнительного образования детей, воспитателей дошкольных учреждений. Педагоги принимают участие в региональных и межрегиональных конференциях.

Преподаватель исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Эндрю Уигет из США поделился опытом работы в сфере профессионального образования коренных народов на примере Мексики, Новой Зеландии, Австралии, Канады и США. Посещая племена жителей разных стран, Эндрю Уигет пришел к выводу, что проблемы профессионального образования у народов общие. Так, специфика образования коренных индейцев в Мексике подразумевает собой школу-интернат. В рамках существующих университетов есть специальные программы для обучения коренных студентов. Где главным является три компонента: академические предметы, культурное ориентирование и расширенная практика с длительным проживанием на стойбищах. В стенах университетов Новой Зеландии для студентов из числа коренных также развита собственная система образования - взаимоотношение с обществом, культурой и языком. Говоря о профессиональном образовании аборигенов в Австралии, Эндрю Уигет отметил проблему нехватки преподавателей из числа коренных малочисленных народов и слабую мотивацию к обучению самих студентов. Положительный момент – работать со студентами начинают тогда, когда они ещё ходят в школу. Большинство эскимосов или коренных индейцев Канады по окончании школы проходят двухгодичное обучение или получают какую-то степень. В 28 университетах также созданы специальные программы, а системой образования в 20 колледжах управляют индейские племена. В США из 5 миллионов индейцев и жителей Аляски лишь 65 тысяч человек имеют образование и ученую степень. 60 % населения считаются белыми студентами, и только 30 % коренных жителей оканчивают школу или университет. Отсутствие мотивации и непонимание смысла обучения, сложности в привлечении внимания студентов к образовательной деятельности – вот основные проблемы коренных жителей. Поступить – поступили, а как заинтересовать, удержать студентов – уже другой вопрос. Без социально-экономической поддержки, без «гибкости» в программах сложно вести учебную деятельность. Подводя итог вышесказанному, Эндрю Уигет отметил, что в основном коренные народы этих стран обучаются бесплатно. Большая часть или вся плата за обучение вносится племенами, которые в данном случае выступают как органы местного самоуправления. Они не богаты, но могут оплачивать обучение. «Культура не передается от поколения к поколению, она берется молодыми от взрослых» - резюмировал профессор.

После выступлений основных докладчиков работа конференции продолжилась в секциях и за круглым столом. Обсуждали вопросы традиционной культуры в молодежной среде; расширение сфер функционирования родных языков и инновационных технологий. Круглый стол был посвящен обеспечению учета региональных и этнокультурных особенностей субъекта РФ в образовательном пространстве ХМАО – Югры.

Ирина САМСОНОВА

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 24 (3420)
17.12.2014

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика