- Хантыйский
- Русский
Шуши мир ясңӑт оӑңӑн путӑртсӑт
Этническое образование коренных народов мира
25 ноября на базе Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа состоялась региональная научно-практическая конференция на тему «Инновационные технологии в сфере этнического образования». Организаторами выступили региональное отделение общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» и Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера Думы автономного округа.
В конференции приняли участие председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Думы автономного округа Еремей Айпин, депутаты Думы Югры Татьяна Гоголева, Надежда Алексеева, первый заместитель губернатора Югры Геннадий Бухтин, представители департамента образования и молодёжной политики автономного округа, руководители, педагоги и студенты образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, преподаватели родных языков сельских школ автономного округа, представители общественных организаций и национальной интеллигенции Югры.
После официальных приветствий участников конференции
директор Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа Ольга Бывалина выступила с первым докладом. Она проинформировала присутствующих о том, что под руководством А.Р. Станиславец с 2008 года в колледже функционирует национальное отделение. 320 студентов из числа коренных малочисленных народов Севера обучаются на различных специальностях, действующих в колледже. В 2011 году началась подготовка специалистов по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, которые предполагают формирование у студентов общих и профессиональных компетенций. В целях формирования этнокультурной компетентности у будущих учителей начальных классов при разработке учебного плана в вариативную часть был включен профессиональный модуль преподавания родного языка и литературы. Ольга Бывалина отметила высокий уровень успеваемости студентов из числа коренных за прошедший год. Все они получают материальную помощь, охвачены культурно-досуговой и спортивной деятельностью, а также имеют возможность временного и постоянного трудоустройства через студенческое кадровое агентство учебной фирмы на учебных производствах колледжа. Особой гордостью считает реализацию грантового проекта «Этнообразовательный центр «Юва». Цель проекта – объединить студентов разных специальностей для пропаганды культуры малочисленных народов Югры, а также дать им возможность самостоятельно прививать полученные знания подрастающему поколению. Занятия проводятся как на базе колледжа, так в детских садах и школах. Школьников и дошкольников обучают хантыйскому языку, как правильно делать обереги и играть на нарсъюхе и санквылтапе, наглядно показывают национальные виды спорта. В завершении директор колледжа затронула проблему обновления учебно-методической литературы, учебников родного языка и литературы и словарей.
Первый заместитель директора департамента образования и молодежной политики автономного округа Лилия Максимова выступила с докладом на тему «Особенности региональной системы этнокультурного образования». Из её сообщения стало ясно, что в образовательных учреждениях автономного округа созданы все условия для изучения родных языков народов ханты, манси и ненцев. Количество детей из числа коренных малочисленных народов, посещающих дошкольные учреждения, составило 2496 детей. Изучение родного языка введено в 10 детских садах Березовского, Октябрьского, Белоярского, Нижневартовского и Ханты-Мансийского районах.
Общая численность детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, составляет более 6000. Родной язык преподается в 29 общеобразовательных организациях автономного округа, изучают его 1612 человек, что на 4 % меньше, по сравнению с предыдущим учебным годом. Наблюдается тенденция снижения запроса родителей в изучении родного языка в Ханты-Мансийском районе и в городе Ханты-Мансийске.
Родной язык и родная литература изучаются в рамках школьного компонента, культура и особенности традиционных ценностей коренных жителей – в рамках уроков дополнительного образования детей. В автономном округе количество обучающихся из числа коренных в профессиональных образовательных организациях составило 1065 человек, в высших образовательных учреждениях – 205 человек. Особым спросом пользуются следующие специальности: образование и педагогические науки, дошкольное образование, техника и технология наземного транспорта, техника и технология кораблестроения водного транспорта, технического обслуживание ремонтного автомобильного транспорта, сварщик, сестринское дело. Наиболее популярные специальности в высших образовательных организациях среди студентов - филология, менеджмент, экономика, лечебное дело, экология природопользования образований и педагогическим наукам. В пяти дошкольных образовательных организациях в Березовском и Белоярском районах реализуется проект «Языковое гнездо». Основным звеном в системе этнокультурного образования является педагог. С целью обеспечения готовности педагогических работников для осуществления образовательной деятельности с учетом этнокультурного составляющего, организована курсовая подготовка учителей родных языков и литературы, педагогов дополнительного образования детей, воспитателей дошкольных учреждений. Педагоги принимают участие в региональных и межрегиональных конференциях.
Преподаватель исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Эндрю Уигет из США поделился опытом работы в сфере профессионального образования коренных народов на примере Мексики, Новой Зеландии, Австралии, Канады и США. Посещая племена жителей разных стран, Эндрю Уигет пришел к выводу, что проблемы профессионального образования у народов общие. Так, специфика образования коренных индейцев в Мексике подразумевает собой школу-интернат. В рамках существующих университетов есть специальные программы для обучения коренных студентов. Где главным является три компонента: академические предметы, культурное ориентирование и расширенная практика с длительным проживанием на стойбищах. В стенах университетов Новой Зеландии для студентов из числа коренных также развита собственная система образования - взаимоотношение с обществом, культурой и языком. Говоря о профессиональном образовании аборигенов в Австралии, Эндрю Уигет отметил проблему нехватки преподавателей из числа коренных малочисленных народов и слабую мотивацию к обучению самих студентов. Положительный момент – работать со студентами начинают тогда, когда они ещё ходят в школу. Большинство эскимосов или коренных индейцев Канады по окончании школы проходят двухгодичное обучение или получают какую-то степень. В 28 университетах также созданы специальные программы, а системой образования в 20 колледжах управляют индейские племена. В США из 5 миллионов индейцев и жителей Аляски лишь 65 тысяч человек имеют образование и ученую степень. 60 % населения считаются белыми студентами, и только 30 % коренных жителей оканчивают школу или университет. Отсутствие мотивации и непонимание смысла обучения, сложности в привлечении внимания студентов к образовательной деятельности – вот основные проблемы коренных жителей. Поступить – поступили, а как заинтересовать, удержать студентов – уже другой вопрос. Без социально-экономической поддержки, без «гибкости» в программах сложно вести учебную деятельность. Подводя итог вышесказанному, Эндрю Уигет отметил, что в основном коренные народы этих стран обучаются бесплатно. Большая часть или вся плата за обучение вносится племенами, которые в данном случае выступают как органы местного самоуправления. Они не богаты, но могут оплачивать обучение. «Культура не передается от поколения к поколению, она берется молодыми от взрослых» - резюмировал профессор.
После выступлений основных докладчиков работа конференции продолжилась в секциях и за круглым столом. Обсуждали вопросы традиционной культуры в молодежной среде; расширение сфер функционирования родных языков и инновационных технологий. Круглый стол был посвящен обеспечению учета региональных и этнокультурных особенностей субъекта РФ в образовательном пространстве ХМАО – Югры.
Ирина САМСОНОВА