Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Арендной хотӑт омӑсыйт
  • Рәпата тӑхи ар
  • Югра мўвевн хотӑт мӑты поступсы оӑңӑн путӑртсы
  • Няврємӑт рўтьщӑты вєр
  • Тәня о киньщи Югра мўвевн аршӑк хот омӑссы
  • «Благословляю вас, леса» нємпи кӑсупсы
  • Прививкайт оньщты пура юхтӑс
  • Мәшӑң ёха нётӑт
  • Вәнтӑты хуятӑт кӑсупсы
  • «Вестник угроведения» ўңтаты!
  • Округ мир ямалты ёх уша версат, там товийн ар хуят туляремия мош хойты веритлы, щит паты прививка лоньщты мосл.
  • «Най Аңки» емӑңхӑт
  • Мира нётты хотӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Йиуп поступсэт оӑңӑн

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Хулимсунт кәрт вәупсы
  • Ар нәптуп вош

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Моньщӑң-арӑң имет пиа вәйтантыйсӑт
  • Сорни ёшпи пушхиет
  • Нарӑсъюх сыйт пўпи емӑңхӑтӑн
  • Вурңа имев Пыть-Яха юхтӑс
  • Хутыса Югорск вошн «Вурңа хӑт» постӑсы
  • Хӑнты ёх ухн кӑссӑт
  • Увӑс мир йис якӑт вантӑсыйт

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Хӑнты ясңӑт хӑншты вєр оӑңӑн

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Вәнтӑты хуятӑт кӑсупсы
  • Хантыйский
  • Русский

Вәнтӑты хуятӑт кӑсупсы

Мӑнум газетайн ма нынана рәт ясӑңа па литературая вәнтӑты хуятӑт кӑсупсы оӑңӑн хӑншсум. Интӑм увӑс мир ясӑң па литература урокӑт тәты кӑсты ёх оӑңӑн па хӑншты нәмӑсум.
Сырыя кӑсты нєңӑта па хәята айке тәты мосӑс, муй пӑта щимӑщ рәпата пирисӑт па муйсӑр вуаң нумсӑт няврємӑт вәнтуман ыв сӑмӑн тӑйӑт. Еы рәт ясӑңа па литературая вәнтӑты хуятӑт урокӑт мӑсӑт. Няъяң вет минута мӑр ывеа вантӑты мосӑс, муй щирн ыв няврємӑт пиа рәпитты хошӑт. Ювоӑңӑн кашӑң кӑсты хӑннєхә мастер-класс мӑс. И хуят – нєпек эвӑт хӑншӑң лук хурам вєрты вәнтӑс. Кимит хуят – нәй сух эвӑт ай нирыеңӑн ёнтты щир вантӑс. Хәмит – рәт ясӑңӑн хӑншум мєт сора путӑртты ясңӑта вәнтӑс. Нямит хуят яма путӑртӑс, муй щирн увӑс мир писателят хӑншум путрӑт хўват арсыр йис вєрӑта вәнтӑӑт.
Хӑнты айат нє Ирина Молданова вет о Ёмвош технолого-педагогической колледжӑн рәт ясӑңа па литературая айат ёх вәнтӑ: 
– Тӑм кӑсупсыйн мӑнєма вєра авӑрт ӑн вәс, мосӑң, мєт әмӑщ. Мўң кўтэвн иса әхсӑңа йисўв, кашӑң кӑсты хӑннєхә оӑңӑн нәмӑссўв, нюр рәт хуятӑт иты вәсўв. Щит пӑты мӑнєма ыв пиэа әмӑщ рәпитты вәс. Оӑң хӑтӑн ма оңємн па ӑңкєм-ащєм оӑңӑн путӑртсум, муйсӑр ишӑк нєпекӑт тӑйум. Еы рәпатаем оӑңӑн айке тәсум, муй вўрн ма айат ёх пиа колледжӑн рәпитум. Научной рәпатаем «Формирование исследовательской деятельности у студентов в колледже» нємпи вєр оӑңӑн ищи лупсум.  Вантэ, педагогической колледжӑн ма айат ёх вәнтӑум, муй щирн тәса арсыр вєрӑт эрамтты мос. Щӑта ыв пиэа нумсӑң нєпекӑт эщӑтўв па еы ыв арсыр ўңтупсэт хӑншум нєпека ўңӑтӑт. Ма хущєма и айат эви вәнтый. ўв А.С. Тарханов хӑншум путрӑт яма вәнтӑс па уша павтӑс, муй щирн вухаь мир поэт ики єнумты юхиет оӑңӑн стихотворенияй путӑртӑ. Эвием хӑншум нєпекӑ тӑм ванӑн журналн єтӑ. Щит шєңк ям! 
Щӑта ма «Прилагательной нєм. Шєңк ям тунты!» урок мӑсум. Оӑңӑн сӑмєм еша торыйс, щӑта няврємӑт пиа рәпитты питсум па яма щи йисум. Урокӑн няврємам пиа тунты хушапӑн арсыр опытӑт вєрсўв. Ӛхӑт уша павӑтсўв, хуты тунты йиңкӑн па вуйн ӑн пуша, щӑта тунты хушапӑн потум воньщумут хўв мӑр шавиман вә. 
Ювоӑң кӑсты хӑтӑн ма мастер-класс вантӑсум. Мўң нєпек эвӑт хӑншӑң лук хурам вєрсўв. Вантэ, хӑншӑң лўк нєңие – оум тәты имие, тӑм хурам няврєм онтуп шӑнш хуща нух хӑншы. Мўң па нєпек эвӑт щимӑщ вәупсы авӑты ут вєрсўв. Щи кўтн ай няврємӑт пӑты хӑншӑң лук нєңие, оум тәты имие оӑңӑн ар арисўв.
Вухаь ими Евдокия Кугина Сўмӑтвош район эв кәрт ӑшколайн няврємӑт вухаь ясӑңа вәнтӑ. Ияха пунты ки, ўв хәс ня о мӑр ӑшколайн рәпитӑ. Кӑсупсы оӑңӑн Е.И. Кугина щиты лупӑс:
– Тӑм кӑсупсыя ма кимит пўш  юхӑтсум, 2012-мит он ищи няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑты хуятӑт пиа кӑссум. Мӑнєма шаль, хуты тӑм кӑсупсыя тәп ня хӑннєхә юхтӑс. Округев щикўш вән, тәп итәх рәт ясӑң па литература урок тәты учителят ӑн ӑңхаӑт кӑсты хӑра юхӑтты. Ма оңємн путӑртмємн ма ай тәсум, муйсӑр вуаң ясңӑт пушхиет пиа рәпитман сӑмӑн тӑйум – няврємӑт вәнтӑты вєр мосман тӑяты, вәнтӑты пушхиет ищи иса пурайн мосман тӑяты! Вантэ, ма няврємӑт яма тӑйты питум ки, ыв пиэа әхӑс хуята йиум ки – юхы ищиты ма мосман тӑйты питыюм.
Урокӑн ма мўв-авӑт, вой-хў авӑман тӑйты вєр оӑңӑн няврємӑта путӑртсум. Сырыя няврємӑта «Вурты киника» оӑңӑн айке тәсум, вантӑсум, муйсӑр тухӑң войт, вәнт войт, хўӑт па єнумты утӑт щӑта хӑншман вәӑт. Щи юпийн «Поле чудес» юнтут иты ывеа арсыр иньщӑсупсэт путӑртсум, ән ыв юхы мосты ясңӑт мӑнєма ат лупсӑт. Няврємӑта шєңк әмӑщ юнтты вәс. Нәмӑсум, хуты урокєм яма мӑнӑс. 
Мастер-классӑн ма вантӑсум, муй щирн нәй сух эвӑт ай нирыеңӑн ёнтты мос. Щимӑщ ай нирые увӑс мир мойупсы иты тӑйты рӑх. Ма щирємн, рәт ясӑң па литература урокӑт тәты кӑсупсы тўңщирӑңа тывӑс.
Вухаь айат хә Владимир Меров яртъяң о мӑр «ыӑң союм» тӑхийн няврємӑт пиа рәпитӑ. Щи кўтн «Югра» нємпи телерадиокомпанияйн «Югорика» передача хўват ай няврємиет вухаь ясӑңа вәнтӑ.
– Ма оӑңмит пўш рәт ясӑңа па литературая вәнтӑты ёх кўтн кӑсупсыйн кӑсум. Щит пӑты вән рәпата вєрсум, ар нәмӑссум, хӑншсум, муй щирн әмща па тўңщирӑңа урок вантӑты. Оӑң хӑтӑн ма путӑртсум хута сєма питсум, ӑңкєм-ащєм оӑңӑн, рәпатаем оӑңӑн ищи айке тәсум. Путрєм кўтн санквылтапӑн юнтсум па вухаь арӑт арисум. Вантэ, ма ӑнтә тәп рәт ясӑңа няврємӑт вәнтӑум па йис культура вєрӑт ищи ыңуптӑўв: ияха якўв, ариўв па нарӑсъюхн юнтўв. Вәнтӑты вєр оӑңӑн путӑртты ки, ма щиты нәмӑсум – кашӑң няврєм сӑм ыпийн нарӑс сув вә. Ма ясңєм ыв сӑмаа ән ат хойс, мӑнєма ыв итэа нарӑсты мос. Тәп щиты и нумӑсн, ияха катасман еы рәпитты вєритўв. 
Урок вантӑты пӑты ма «Глагол» тема пирисум. Кӑт мирңӑн емӑңхӑт яха кӑрӑтсўв, ән няврємӑта кєншӑк ат вәс. Вухаь емӑңхӑт – «Пўпи як» па белоруссӑт емӑңхӑт – «Комоедица». Сырыя кашӑң емӑңхӑт оӑңӑн путӑртсум, тәп щӑта ихурасуп вєрӑт оӑңӑн уша павӑтсўв. 
Мастер-классӑн ма вухаь ясӑңӑн хӑншум мєт сора-сора путӑртты ясңӑт вантӑсум. Вантэ, сыр-сыр ясңӑт путӑртты епийн уңӑ яма эщӑтты мос. Щӑта щи ясңӑт айтыева ияха путӑртсўв, ӛхӑт кашӑң хӑннєхә ўв хӑншум путрӑ вантӑс.
Майя Макарова «Институт развития образования» хуща филологической вєрӑт кафедрайн вәнат вәнтӑты нєңа вә, щи кўтн Ёмвош гимназияйн увӑс мир литература урокӑт тә. Майя Ефимовна хәс ня о мӑр вәнтӑты вєрӑт тўвман ям арат научной нєпекӑт па урокӑт эщӑтты пӑты арсыр программайт хӑншӑс. Тӑм кӑсупсыя ўв увӑс мир литература «Ям вўы» нємпи урок эщӑтӑс. Няврємӑт уша павӑтсӑт, вўы хӑннєхә пӑты ар унтас тә. Вўы тӑйты хуят вўыйн яңхты вєритӑ, вўы сух эвӑт юрн хот омӑс, арсыр әмӑтсухӑт ёнтӑ, вўы нюхи є. 
Мастер-классӑн Майя Макарова увӑс мир писателят хӑншум путрӑт оӑңӑн путӑртӑс. ўв яма вантӑс, муй щирн путрӑн сыр-сыр йис вєрӑт оӑңӑн уша павӑтты рӑх. 
Тӑм кӑсупсыйн Владимир Меров нух питӑс, щит пӑты еы ўв Москва вошн кӑсты пит.
 
Ирина САМСОНОВА
 

 

Конкурс педагогического мастерства

В прошлом номере нашей газеты мы рассказывали о том, что с 24 по 28 марта в Ханты-Мансийске проходил конкурс профессионального мастерства «Педагог года Югры - 2014», в рамках которого состоялся VII конкурс «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа Югры - 2014». Напомним, участниками конкурса были четыре преподавателя из города Ханты-Мансийск и Берёзовского района: Ирина Молданова, Владимир Меров, Майя Макарова и Евдокия Кугина. Сегодня мне хотелось подробнее рассказать о каждом участнике и их впечатлениях о состоявшемся конкурсе.

Вот уже пять лет Ирина Молданова обучает студентов Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа хантыйскому языку и родной литературе. Ирина Максимовна является аспиранткой Югорского государственного университета, активной участницей Международной летней лингвистической школы в Кемеровском госуниверситете, участницей международных и межрегиональных научно-практических конференций по проблемам сохранения родных языков и культур. Своим педагогическим кредом считает высказывание Ремарка «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому». «Особых сложностей в подготовке к конкурсу я не испытывала. Наоборот, мне было очень интересно. Мы – конкурсанты, между собой сдружились, переживали и во всем поддерживали друг друга, поэтому конкуренции между нами не было. В самопрезентации я рассказала о своих родителях, родной земле, на которой родилась и выросла, своих достижениях, методике работы со студентами. Тема моей научной работы «Формирование исследовательской деятельности у студентов в колледже». Я учу, как писать исследования, затем они выступают со своими работами на конференциях. Например, одна моя студентка написала очень хорошую работу на тему  «Образ дерева в творчестве А.С. Тарханова», теперь её труд опубликуют в сборнике. Если говорить о конкурсе, то показательный урок я провела на тему «Имя прилагательное. Удивительная береста». Проводили различные опыты, и пришли к выводу, что береста (берестяной кузовок) водонепроницаемая, термостойкая и экологически чистая. На мастер-классе мы изготовили оберег «Глухарка сна», который можно использовать и как настенное панно. Во всех конкурсных мероприятиях я старалась говорить с детьми на родном хантыйском языке», - поведала Ирина Молданова.

Стаж работы учителя мансийского языка и литературы Сосьвинской средней общеобразовательной школы Евдокии Кугиной составляет более 24 лет. Евдокия Ивановна является руководителем и наставником участников и победителей муниципальных и региональных олимпиад по родному языку и литературе народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Она активный участник мероприятий по проблемам сохранения родных языков, носитель и хранитель ценностей культуры и языка мансийского народа. Евдокия Ивановна рассказала о состоявшемся конкурсе: «В конкурсе я участвую во второй раз. Меня огорчило то, что учителей родных языков совсем мало, со всего округа  четыре человека заявились на конкурс. Наоборот, нужно как можно больше привлекать учителей. Вот уже на протяжении многих лет я перевожу на мансийский язык пословицы, поговорки, физминутки, диалоги, то есть провожу диалогическое обучение с детьми. В своей визитной карточке я раскрывала главные слова, которые должны быть у каждого учителя: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете». Показательный урок был посвящен защите окружающей среды. Я рассказала детям о красной книге, куда внесены редкие животные, птицы и т.д. Подала все это в виде игры «Поле чудес» с помощью интерактивной доски. Дети наши современные, а с помощью новейших технологий им гораздо интереснее изучать мансийский язык. На мастер-классе мы шили сувенирные тапочки-чирочки. В дальнейшем их можно использовать как брелок, как подвеску или как магнитик на холодильник».

Владимир Меров работает в Детском этнокультурно-образовательном центре «Лылынг союм» города Ханты-Мансийск около десяти лет. Он не только учит детей мансийскому языку, но и обучает юных талантов национальным танцам и игре на традиционных музыкальных инструментах. Наряду с этим Владимир Савельевич – участник экспертной комиссии по сохранению нематериального наследия обско-угорской культуры, а также ведущий цикла уроков по изучению мансийского языка детской студии «Югорика» телеканала ОТРК «Югра». Владимир поделился своими впечатлениями: «В конкурсе я участвую впервые. Такие мероприятия всегда придают волнение, ну и подготовка тоже, конечно, была большая. В визитной карточке я рассказал о себе, откуда родом, родителях, своей работе и том, чем занимаюсь. Я преподнес все это в поэтической форме, переходящей в музыкальную, где-то играл на санквылтапе, где-то просто рассказывал.  Постарался показать, что я не только преподаю родной язык, ещё могу петь, танцевать и играть на инструменте. Мое педагогическое кредо заключается в том, что где-то в самой глубине сердца каждого ребенка есть струна, и она настроена на свой лад. Чтобы сердце отозвалось на моё слово, мне нужно настроиться на тон этой струны. Тон, звук – все это подразумевает слово. Каждое слово имеет свой звук и свою тональность. Мне интересно наблюдать за тем, как растут и формируются дети, как выстраиваются наши взаимоотношения по мере их взросления. Урок мой был посвящен глаголам прошедшего времени. Поскольку это современный урок, для сравнения взял праздники: мансийский «Медвежьи пляски» и древний белорусский праздник «Комоедица». Постарался провести параллели, чтобы дети сравнили и определили, что общего между этими праздниками. Выделил основные схожие действия, на основе которых изучили глаголы прошедшего времени. Мастер-класс я посвятил скороговоркам. У нашего народа практически нет скороговорок. Поэтому для развития дикции детишек я решил сам сочинять скороговорки на мансийском языке. Думаю, в дальнейшем они пригодятся учителям. Спасибо моим коллегам, они меня поддерживали на протяжении всех дней конкурса».

Майя Макарова является старшим преподавателем кафедры филологического образования Института развития образования, а также учителем языка и культуры народов Севера в Гимназии № 1 города Ханты-Мансийск. Педагогический стаж её составляет 24 года. Майя Ефимовна - активный участник международных, межрегиональных семинаров и научно-практических конференций по проблемам преподавания родных языков на современном этапе. Организатор и член комиссии по проведению экспертизы конкурсных материалов региональных этапов всероссийских и региональных конкурсов. Автор 19 научных и 4 учебно-методических публикаций, составитель программ по мансийскому языку и культуре народов Севера. «Школа – это моя работа, а «работа – лучший способ наслаждаться жизнью», как утверждал великий философ И. Кант, поэтому каждый день приносит мне радость общения с моими учениками, их любовь согревает душу, детская энергия придает сил. Мне отрадно, что моя работа позволяет внести свою лепту в сохранение родного языка, взрастить поколение, умеющее ценить родной язык и культуру, сознательно уважать и понимать культуру другого народа. Я считаю себя ответственной за воспитание подрастающего поколения, их будущее. Ведь оттого, что привнесем мы в их чистые детские души, как научим уважать и любить свою малую родину, народ, язык, зависит их дальнейшая судьба, а значит судьба народа», - говорит Майя Ефимовна. Её педагогическое кредо: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель» (Л.Н. Толстой). Показательный урок по литературе Майя Ефимовна провела на  тему «Удивительный олень», где главным было высказывание Ю. Вэлла «Человек без оленя - Нечеловек». Определив отличительные качества оленя, дети пришли к выводу, что олень незаменимое животное. Он дает человеку и жилище, и пищу, и одежду, и транспорт, и даже музыкальный инструмент. Мастер-класс Майя Ефимовна посвятила анализу некоторых отрывков из литературных произведений Е.Д. Айпина и А.М. Коньковой. Она показала, что через произведение можно почерпнуть огромный этнографический материал и научиться изготавливать тот или иной предмет. К примеру, прочитав отрывок из произведения Е.Д. Айпина, можно самим изготовить берестяной кузовок.

Напомним, что победителем VII конкурса «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа Югры - 2014» стал Владимир Меров, а значит именно он будет отстаивать звание лучшего на всероссийском конкурсе, который состоится в городе Москва.

 

Ирина САМСОНОВА

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 8 (3404)
17.04.2014

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика