- Хантыйский
- Русский
Вәнтӑты хуятӑт кӑсупсы
Конкурс педагогического мастерства
В прошлом номере нашей газеты мы рассказывали о том, что с 24 по 28 марта в Ханты-Мансийске проходил конкурс профессионального мастерства «Педагог года Югры - 2014», в рамках которого состоялся VII конкурс «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа Югры - 2014». Напомним, участниками конкурса были четыре преподавателя из города Ханты-Мансийск и Берёзовского района: Ирина Молданова, Владимир Меров, Майя Макарова и Евдокия Кугина. Сегодня мне хотелось подробнее рассказать о каждом участнике и их впечатлениях о состоявшемся конкурсе. Вот уже пять лет Ирина Молданова обучает студентов Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа хантыйскому языку и родной литературе. Ирина Максимовна является аспиранткой Югорского государственного университета, активной участницей Международной летней лингвистической школы в Кемеровском госуниверситете, участницей международных и межрегиональных научно-практических конференций по проблемам сохранения родных языков и культур. Своим педагогическим кредом считает высказывание Ремарка «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому». «Особых сложностей в подготовке к конкурсу я не испытывала. Наоборот, мне было очень интересно. Мы – конкурсанты, между собой сдружились, переживали и во всем поддерживали друг друга, поэтому конкуренции между нами не было. В самопрезентации я рассказала о своих родителях, родной земле, на которой родилась и выросла, своих достижениях, методике работы со студентами. Тема моей научной работы «Формирование исследовательской деятельности у студентов в колледже». Я учу, как писать исследования, затем они выступают со своими работами на конференциях. Например, одна моя студентка написала очень хорошую работу на тему «Образ дерева в творчестве А.С. Тарханова», теперь её труд опубликуют в сборнике. Если говорить о конкурсе, то показательный урок я провела на тему «Имя прилагательное. Удивительная береста». Проводили различные опыты, и пришли к выводу, что береста (берестяной кузовок) водонепроницаемая, термостойкая и экологически чистая. На мастер-классе мы изготовили оберег «Глухарка сна», который можно использовать и как настенное панно. Во всех конкурсных мероприятиях я старалась говорить с детьми на родном хантыйском языке», - поведала Ирина Молданова. Стаж работы учителя мансийского языка и литературы Сосьвинской средней общеобразовательной школы Евдокии Кугиной составляет более 24 лет. Евдокия Ивановна является руководителем и наставником участников и победителей муниципальных и региональных олимпиад по родному языку и литературе народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Она активный участник мероприятий по проблемам сохранения родных языков, носитель и хранитель ценностей культуры и языка мансийского народа. Евдокия Ивановна рассказала о состоявшемся конкурсе: «В конкурсе я участвую во второй раз. Меня огорчило то, что учителей родных языков совсем мало, со всего округа четыре человека заявились на конкурс. Наоборот, нужно как можно больше привлекать учителей. Вот уже на протяжении многих лет я перевожу на мансийский язык пословицы, поговорки, физминутки, диалоги, то есть провожу диалогическое обучение с детьми. В своей визитной карточке я раскрывала главные слова, которые должны быть у каждого учителя: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете». Показательный урок был посвящен защите окружающей среды. Я рассказала детям о красной книге, куда внесены редкие животные, птицы и т.д. Подала все это в виде игры «Поле чудес» с помощью интерактивной доски. Дети наши современные, а с помощью новейших технологий им гораздо интереснее изучать мансийский язык. На мастер-классе мы шили сувенирные тапочки-чирочки. В дальнейшем их можно использовать как брелок, как подвеску или как магнитик на холодильник». Владимир Меров работает в Детском этнокультурно-образовательном центре «Лылынг союм» города Ханты-Мансийск около десяти лет. Он не только учит детей мансийскому языку, но и обучает юных талантов национальным танцам и игре на традиционных музыкальных инструментах. Наряду с этим Владимир Савельевич – участник экспертной комиссии по сохранению нематериального наследия обско-угорской культуры, а также ведущий цикла уроков по изучению мансийского языка детской студии «Югорика» телеканала ОТРК «Югра». Владимир поделился своими впечатлениями: «В конкурсе я участвую впервые. Такие мероприятия всегда придают волнение, ну и подготовка тоже, конечно, была большая. В визитной карточке я рассказал о себе, откуда родом, родителях, своей работе и том, чем занимаюсь. Я преподнес все это в поэтической форме, переходящей в музыкальную, где-то играл на санквылтапе, где-то просто рассказывал. Постарался показать, что я не только преподаю родной язык, ещё могу петь, танцевать и играть на инструменте. Мое педагогическое кредо заключается в том, что где-то в самой глубине сердца каждого ребенка есть струна, и она настроена на свой лад. Чтобы сердце отозвалось на моё слово, мне нужно настроиться на тон этой струны. Тон, звук – все это подразумевает слово. Каждое слово имеет свой звук и свою тональность. Мне интересно наблюдать за тем, как растут и формируются дети, как выстраиваются наши взаимоотношения по мере их взросления. Урок мой был посвящен глаголам прошедшего времени. Поскольку это современный урок, для сравнения взял праздники: мансийский «Медвежьи пляски» и древний белорусский праздник «Комоедица». Постарался провести параллели, чтобы дети сравнили и определили, что общего между этими праздниками. Выделил основные схожие действия, на основе которых изучили глаголы прошедшего времени. Мастер-класс я посвятил скороговоркам. У нашего народа практически нет скороговорок. Поэтому для развития дикции детишек я решил сам сочинять скороговорки на мансийском языке. Думаю, в дальнейшем они пригодятся учителям. Спасибо моим коллегам, они меня поддерживали на протяжении всех дней конкурса». Майя Макарова является старшим преподавателем кафедры филологического образования Института развития образования, а также учителем языка и культуры народов Севера в Гимназии № 1 города Ханты-Мансийск. Педагогический стаж её составляет 24 года. Майя Ефимовна - активный участник международных, межрегиональных семинаров и научно-практических конференций по проблемам преподавания родных языков на современном этапе. Организатор и член комиссии по проведению экспертизы конкурсных материалов региональных этапов всероссийских и региональных конкурсов. Автор 19 научных и 4 учебно-методических публикаций, составитель программ по мансийскому языку и культуре народов Севера. «Школа – это моя работа, а «работа – лучший способ наслаждаться жизнью», как утверждал великий философ И. Кант, поэтому каждый день приносит мне радость общения с моими учениками, их любовь согревает душу, детская энергия придает сил. Мне отрадно, что моя работа позволяет внести свою лепту в сохранение родного языка, взрастить поколение, умеющее ценить родной язык и культуру, сознательно уважать и понимать культуру другого народа. Я считаю себя ответственной за воспитание подрастающего поколения, их будущее. Ведь оттого, что привнесем мы в их чистые детские души, как научим уважать и любить свою малую родину, народ, язык, зависит их дальнейшая судьба, а значит судьба народа», - говорит Майя Ефимовна. Её педагогическое кредо: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель» (Л.Н. Толстой). Показательный урок по литературе Майя Ефимовна провела на тему «Удивительный олень», где главным было высказывание Ю. Вэлла «Человек без оленя - Нечеловек». Определив отличительные качества оленя, дети пришли к выводу, что олень незаменимое животное. Он дает человеку и жилище, и пищу, и одежду, и транспорт, и даже музыкальный инструмент. Мастер-класс Майя Ефимовна посвятила анализу некоторых отрывков из литературных произведений Е.Д. Айпина и А.М. Коньковой. Она показала, что через произведение можно почерпнуть огромный этнографический материал и научиться изготавливать тот или иной предмет. К примеру, прочитав отрывок из произведения Е.Д. Айпина, можно самим изготовить берестяной кузовок. Напомним, что победителем VII конкурса «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа Югры - 2014» стал Владимир Меров, а значит именно он будет отстаивать звание лучшего на всероссийском конкурсе, который состоится в городе Москва. |
Ирина САМСОНОВА