- Хантыйский
- Русский
Увӑс мир йис якӑт вантӑсыйт
Традиционный танец как основа танцевального искусства
С 24 по 26 марта в столице Югры состоялся окружной семинар по традиционной хореографии обско-угорских народов, собравший более трех десятков любителей танцевального искусства из 15 муниципалитетов округа. В роли преподавателей выступили: руководитель семейного фольклорно-этнографического ансамбля «Ешак най», заслуженный работник культуры РФ, хантыйская поэтесса Мария Волдина (г. Ханты-Мансийск); хореограф-постановщик Театра обско-угорских народов – Солнце, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Фаина Иштимирова (г. Ханты-Мансийск); кандидат исторических наук, доцент Гуманитарного института Югорского государственного университета Татьяна Молданова (г. Ханты-Мансийск); преподаватель Саранпаульской национальной детской школы искусств» Дмитрий Агеев (с. Саранпауль Березовский район); педагог по традиционным танцам обско-угорских народов, участник народного самодеятельного коллектива «Увӑс хурамӑт» Маргарита Рябова. Почетным гостем окружного семинара стал доктор педагогических наук, профессор Института художественного образования Российской Академии образования Вячеслав Нилов (г. Москва). В рамках мероприятия для участников танцевального искусства были организованы лекции, мастер-классы и круглые столы. Основы народных хантыйских танцев, их традиции и современность, особенности исполнения женских хантыйских и мансийских танцев, основные движения мужских мансийских танцев, особенности традиционного костюма обских угров и его значение в танцевальном искусстве стали главными темами теоретической части семинара. По итогам практической работы участниками семинара был показан открытый урок-концерт. Завершился окружной научно-практический семинар круглым столом, на котором носители традиционной культуры обско-угорских народов, представители фольклорных коллективов округа, учреждений культуры и искусства обсудили вопросы сохранения и развития танцевального искусства обских угров. Фаина Иштимирова: «Хочется, чтобы подобные встречи проводились чаще, и не только в Ханты-Мансийске. Считаю, что администрация районов и городов должна поддерживать руководителей, которые занимаются традиционной культурой, танцами, ведь на местах, как правило, работают люди на энтузиазме. Нужно приглашать специалистов танцевального искусства на территории и на местах обучать работников культуры. А потом уже провести общий окружной семинар. На сегодняшний день для себя определяю, что у нас нет никакого методического вспомогательного материала по танцам. Методика не разработана, а без этого сложно. Также в работе этого семинара не предусмотрено время детским танцам. Нужно подробно рассмотреть методику работы с детьми. Этот вопрос остался открытым. Думаю, что в следующий раз мы это учтем. Мужским танцам также было уделено мало внимания, в смешанном семинаре женщин гораздо больше, чем мужчин». Вячеслав Нилов: «На протяжении многих лет я исследую танцевальное искусство северных народов, в моей копилке 17 народностей. Традиционная культура включает в себя и музыку, и слово, и хореографию, и прикладное искусство. В связи с развитием сценической хореографии, в последнее время у нас произошло разделение: хореография отдельно, музыка отдельно, изобразительное отдельно и т.д. Поэтому необходимо, чтобы руководители наших коллективов начали заниматься в комплексе и с учетом всех элементов культуры. Для этого им нужно понимать и костюм, и музыку, нужно знать эпос народа, духовную часть и все, что с этим связанное. Только в этом случае начнет развиваться традиционная культура всего народа. Я не против различных танцев, но традиционные танцы считаю главным фундаментом всего того, что у нас существует. Если говорить о традиционном танце «Куренька», то в каждом регионе существует свой танец. Структура одна, но элементы движений немного приукрашены, все зависит от психологических особенностей и темперамента самого исполнителя». |
Ирина САМСОНОВА