- Хантыйский
- Русский
Рәт ӆєрӑт эвӑӆт йира ӑн питты
Шуши мирӑт хӑтӆ постӑты хӑтӆӑн, мӑта ут вәйт ӆор тыӆӑщ 9-митн вәӆӆяӆ, йис пурмӑсӑт шавиты «Торум Маа» тӑхийн әмӑщ вәйтантупсы вәс. Щӑта путӑртсы, хутыса йис рәт ӆєрӑт, йис вєрӑт, рәт ясӊӑт мосты щирн хӑйты па еӆӆы тәты. Тӑм вәйтантупсы «Торум Маа» тӑхи кәща нє, «Югра ӆыӆӊуптӑты» оса тӑхи ух ими Л. Алфёрова па исторической наукайт кандидат нє, Югорской университетн айӆат ёх вәнӆтӑты ими Т. Молданова тәсӊӑн. Мирхота Югра мўв арсыр тӑхет эвӑӆт шуши хуятӑт юхтыйӆсӑт.
Оӆӊӑӆн Людмила Алфёрова лупӑс:
- Тӑмхӑтӆ мўӊ тӑта ӑктӑщсўв, ӆәӆн шуши мирӆўв культура па вәӆупсы вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртты. Вәйт ӆор тыӆӑщ 9-мит хӑтӆ ООН Генеральной Ассамблея мўвтєӆ шуши мирӑт хӑтӆа аӆьсы. Щи пӑта шєӊк әмӑщ, хуты мўӊ тӑмхӑтӆ тӑта ха вәйтантсўв па арсыр мосты вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртты питӆўв. Хәнты итәх хуятӑт путӑртыйӆсӑт, хуты 50 оӆ мӑнӆ па мўӊ рәт ясӊев, йис вєрӆўв вәтшӑӆӆўв. Шєӊк амтӑӊ, шуши мирӆўв культура вєрӑт тӑм хӑтӆ вәнты вәӆӆӑт, рәт ясӊев хуӆна тӑйӆэв. Щи пӑта мўӊева ар ӛр пунты мосӆ, ӆәӆн щит еӆӆы хӑйты па тәты, айӆат ёхӆўв мосты вєрӑта вәнӆтӑты. Вән пәмащипа ясӊӑт щи хуятӑта путӑртӆўв, хуйтат йис вєрӑт, рәт ясӊӑт ӆавӑӆман па шавиман тӑйӆӑт.
35 оӆ юхӆы округевн «Югра ӆыӆӊуптӑты» оса тӑхи тывӑс. Щи тӑхи па щив ӆуӊум хуятӑт унтасн йис культура вєрӆўв, рәт ясӑӊӆўв мосты щирн хӑщсӑт. Щи пурайн рәт ясӊӑт пиӆа рәпитты институт тывӑс, вошӑтн па кәртӑтн этнографической музеят вєрсыйт, пирӑщ хуятӑт эвӑӆт йис вєрӑт, путрӑт, моньщӑт, арӑт нух хӑншты питсыйт. Касум па Саранпауль вошӑтн шуши няврємӑт пӑта «Нумсӑӊ ёх» па «Мань ускве» вәнӆтӑты хӑрӑт пўншсыйт, хута ӆыв рәт миреӆ йис вєрӑт па рәт ясӊӑт уша вєрты питсӑт. Вантты ки, сыры оӆӑтн няврємӑт па айӆат хуятӑт єӆємсӑт рәт ясӊеӆн путӑртты муй па рәт миреӆ ӆәмӑтсух нух ӆәмӑтты. Ин па ӆыв вән амӑтн шуши мирӑт ӆәмӑтсухӑт нух ӆәмӑтӆӑт, якӑт якӆӑт, арӑт ариӆӑт. Щит шєӊк вуӆаӊ вєр!
Ар айӆат ёх щи пурайн наука щирн вәнӆтыйӆты па рәпитты питсӑт. Тӑмхӑтӆ мўӊ наука щирн рәпитты хуят ар тӑйӆўв.
Исторической наукайт кандидат нє Татьяна Молданова тӑм вәйтантупсыйн йис вєрӑт мосты щирн тәты оӆӑӊӑн путӑртӑс. Ӆўв ищи па вуӆаӊ шуши мирӑт хуятӑт иты культура вєрӆўв ӆавӑӆман тӑйты пӑта ар ӛр мӑс, ар айӆат ёх вәнӆтӑс. Ӆўв шуши мирӑт хурамӑт нух вантӑс па щи оӆӑӊӑн диссертация нєпек хӑншӑс.
Тӑм вәйтантупсыйн Татьяна Александровна путӑртӑс, хутыса тӑм йисн культура вєрӑт мӑнӆӑт, мосты щирн муй ӑнтә округ культура тӑхет шуши мир йис вєрӑт тәӆӑт.
Щи оӆӑӊӑн ӆўв лупӑс:
Тӑмхӑтӆ мўӊ тўӊа лупты ӑн вєритӆўв, хуӆта мўӊ мӑнӆўв, мосты щирн муӆты вєрӆўв муй ӑнтә, щит 50-кєм оӆ мӑнты пийн веӆщи уша йиӆ. Кашӑӊ хӑннєхә кан нумӑс тӑйӆ, муй щирн тӑм муй тўм вєр ӆэщӑтты рӑхӆ. Тәп нәмты мосӆ, кашӑӊ мўвтєӆ мир кан тӑйты щирӑт эвӑӆт уша вєрӆы. Хӑннєхә муйсӑр мир эвӑӆт вәӆ, хӑнты щит муй юрн, муй рўщ хуят, щит ӆәмӑтсухӑт, хурамӑт муй па па пурмӑсӑт щирн, мӑта утӑт кашӑӊ шуши мир кана тӑйӆӑт.
Тӑм йисн мирӑт кўтэӆн вана вәӆты, ӆыӆтӑщты питсӑт, щи пӑта ӆәмӑтсухӆаӆ, хурамтӆаӆ ищи еша па щира вєрты па ёнтты питсӑт. Щит атум муй м вєр, еӆӆы уша йиӆ. Тәп мўӊева тӑмхӑтӆ йис щирӆўв ӆавӑӆман па шавиман тӑйты мосӆ, ӆәӆн иса ӑн вәтшӑты.
Сәрханӆ мўв хӑнтэт ясӑӊ па культура вєрӑт ӆєрамтты ими Аграфена Сопочина ищи тыштуман путӑртӑс, хуты щи мўвн пурмӑсӑт шавиты хотӑтн па тӑхетн хӑнты мир вєрӑт ӆэваса ӆэщӑтты питсыйт. мӑӊ пурмӑсӑт ӑӆ пурмӑсӑт пиӆа ӆыӆӑтӆыйт , мўӊ хӑнты вєрӆўв па мирӑт хуятӑтн вєрты питсыйт. Щит м вєр хән! Хӑнты мир вєрӑт хӑнтэтн тәты мосӆ.
Вәйтантупсыя юхтум хуятӑт щи вєр пиӆа кашащсӑт, ӆыв ищи тыштӑӆӑт, хуты тӑм йисн арсыр мир щирӑт иха ӆыӆтӑсты питсӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Вах
Не отрываясь от корней
В Международный день коренных народов мира, 9 августа, в этнографическом музее «Торум Маа» прошла встреча «Не отрываясь от корней... Открытый диалог о культуре обских угров», которая была посвящена обсуждению актуальных проблем сохранения, развития и функционирования языков, фольклора, литературы и традиционной культуры коренных малочисленных народов в современных условиях. Модератором на ней была Людмила Алфёрова, спикером встречи Татьяна Молданова.
Л.А. Алфёрова приветствуя гостей встречи, сказала:
– Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас проходит замечательная встреча, открытый диалог об обско-угорской культуре, о наших народах. Собрались мы именно в День коренных народов мира. Это международное событие, праздник, был утверждён Генеральной Ассамблеей ООН и не один год мы уже встречаемся с вами по этому поводу. С кем-то знакомимся впервые, поэтому мы очень рады, что вы нашли возможность встретиться и поговорить. Я думаю, что та богатая практика, когда коренные народы и все народы, проживающие на нашей югорской земле, вместе сообща делают благие дела, внедряют в жизнь хорошие задумки. А самое главное, нас всегда радует то, что в настоящее время культура коренных малочисленных народов Севера жива. Мы чтим традиции наших предков и это для нас очень важно. Поэтому огромна миссия наша – передать духовное наследие, передать те традиционные знания, которые мы получили когда-то от своих родителей, нашим потомкам. Перелистывая страницы некоторых журналов, я как-то недавно наткнулась на то, что 50 лет назад нам предсказывали, что культура народов ханты и манси уже уйдёт с земли нашей, как и язык, в первую очередь язык. И очень важно нам сегодня осознавать, что мы нарушили все эти прогнозы и что наше с вами участие, наше с вами присутствие здесь сегодня, это и есть тому подтверждение. Поэтому мы всегда с любовью и благодарностью говорим большое человеческое спасибо именно тем людям, которые прикладывают немалые усилия, чтобы это всё возродить, сохранить, передать.
Далее Л. Алфёрова сказала, что общественной организации «Спасение Югры» исполняется 35 лет. С большой благодарностью они относятся к тем самоотверженным людям, кому пришла идея сплотить обско-угорские народы 35 лет назад. У людей возникла потребность встать на защиту своих родных языков, на сохранение самобытности и это было настолько своевременно сделано. Именно тогда возродились этнографические экспедиции по сбору фольклорного материала, успели записать старшее поколение, остались уникальные материалы, которые сейчас хранятся в открытом доступе на депозитарии. Можно услышать голоса самобытных певцов, звучание национальных музыкальных инструментов, фольклор в чистом исполнении. В то время родился «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», который сейчас позволил нашему округу выйти в лидерство по представителям науки из числа коренных народов. Только благодаря этому институту порядка 60 человек из числа коренных малочисленных народов имеют учёную степень или звание. Это очень важно. А самое главное, что представители самого народа занимаются в сфере этнографии, культурологии, филологии, родных языков, социально-экономическом развитии и так далее. Именно в тех направлениях, которые позволяют идти в правильном направлении.
Тогда же своевременно 30 лет назад родились проекты детских этностойбищ «Нумсанг ёх» и «Мань Ускве». Дети съезжались на одну территорию, полностью в комплексе погружались в национальную культуру. Теперь это уже не одно поколение детей, выросших в детских этностойбищах. Они работают в культуре, они работают в сфере науки. Во многом благодаря этностойбищам дети самоопределили себя как представители коренных народов. Вспоминаются далёкие молодые годы, когда дети ханты и манси с нежеланием выходили на сцену, прятали свои лица, чтобы сверстники не заметили их. А сейчас они с гордостью носят одежду, они говорят о том, что да, они коренные жители. То общественное движение, которое было тогда, во многом определило сегодняшнюю и будущую жизнь коренных народов.
– Общественность заявила о себе, такие яркие представители национальной творческой интеллигенции, как Юван Шесталов, Еремей Айпин, Юрий Вэлла, Евдокия Нёмысова, Анфиса Хромова, Митрофан Тебетев и другие. Они стояли у истоков рождения этнографических музеев. Нам могут позавидовать другие регионы, потому что сохранившиеся локальные группы каждого народа есть далеко не везде. И это наша гордость, и мы всегда стараемся поделиться этим позитивным опытом. Татьяна Александровна Молданова тоже стояла у истоков создания общественной организации «Спасение Югры», музея «Торум Маа». Скольких людей воспитала Татьяна Александровна, наверно, надо уже вести отдельную летопись. Т.А. Молданова, работая в государственном университете, скольких людей, в том числе и сотрудников этнографического музея, смогла вдохновить, научить, как надо работать с литературой, с наукой, как самоутвердиться в своём призвании, это очень важно. В призвании дальше работать на благо своих народов, на благо сохранения истории своего народа, – сказала Л. Алфёрова. – Кандидат исторических наук Т.А. Молданова сделала свою первую диссертацию, изучая с детьми, которые были её подопечными, фольклор, орнаменты, работая с информантами, защитила свою кандидатскую диссертацию по орнаментам. Самое важное, что до сих пор, если возникают какие-то вопросы, где взять орнаменты, какие орнаменты можно использовать, что символизирует тот или иной орнамент, все обращаются к источникам, которые были изданы Татьяной Александровной.
Сегодняшнюю встречу мы попросили для того, чтобы нам самим определиться, правильно ли мы идём дальше, вдохновиться сегодня тем, что мы должны помогать. Помогать учреждениям культуры, чтобы нашу культуру представляли достоверно, правильно, без искажений, чтобы не придумывали каких-то новых обрядов, чтобы не выдавались за традиционные знания нечто из разряда шоу и т.д. то есть эти моменты, которые нужно избегать в работе каждого учреждения, и образования, и культуры.
Об этом Т.А. Молданова сказала:
– Ответа на вопрос, куда мы двигаемся, правильно или неправильно, на самом деле нет. И я просто высказываю своё мнение, а вы уже сами будете считать, правильно это или неправильно. Открытый диалог, это значит, что каждый из вас должен что-то сказать, ваше собственное мнение.
Очень часто применяется слово «культурный код». На самом деле никто не знает, что это такое. Потому что даже русский культурный код, одни говорят одно, другие – другое, третьи говорят третье. И мы тоже с вами должны выработать, что есть наш культурный код. У каждого народа должен быть свой культурный код. И так же мы можем узнать себя, это северные ханты, это восточные ханты, это манси, это коми. Определённый набор символов, который легко узнаётся.
Сегодня народы смешиваются, смешивается культура, поэтому приходит что-то новое. Хорошо это или плохо, приживётся это или нет, будет известно лет через 50. Сегодня надо сохранить то, что нам осталось от предков, аутентичную культуру, орнаменты и передать всё это будущим поколениям.
Исследователь сургутского диалекта хантыйского языка Аграфена Сопочина сказала, что представители хантыйского народа переживают то, как выставляются хантыйские традиционные вещи в современных музеях. В Варъёганском музее всё было устроено великолепно, всё в традициях народа ханты, всё на своём месте. Поэтому надо, чтобы в окружных этнографических музеях работали сотрудники из коренных народов Севера.
Встреча и разговор, который прошёл в музее «Торум Маа», был очень полезным и важным для дела сохранения национальной культуры и традиций.
Надежда Вах