Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Супыгхӯлквет н тратавсыт
  • Мньлат хтпат акван-атыглавсыт
  • Мньщи н врнэ рӯпататэ мгсыл янытлавес
  • Ты гм ста нглыс
  • Лккарыт мнь пвлыӈ мир уральтасыт
  • Хталныл постын нй ври
  • Кимкъясӯйт лнэ мир мгсыл ёмас лххал
  • Макеевка ӯсныл ёхтум нврамыт урыл

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мньщи щй Саранпвылт атаве
  • Омав ёмас хтпаг лыс

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Врт яныгмам мньлат н

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Трум нӈхаль сйкалы
  • Хумус ква мӈкв йкаг нвлысаге

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Хӯрумпвыл урыл
  • Яныг анквам Мēсыг пвылт лыс
  • Кульпас нврамыт ӯщлахтгыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Мньщи щй Саранпвылт атаве
  • Мансийский
  • Русский

Мньщи щй Саранпвылт атаве

Саранпвылт ловмантем тл община рӯпиты, мньщи лтӈыл тох лваве – «рупса». Община кӯщаиг Евгения Валерьевна Вьюткина лы. Тав ётэ рӯпитан хтпат 2014 тл псныл тох рӯпитаӈкв вылтахтасыт. Тн мньщи щй лӯптат атгыт, ёмащакв тслыяныл, тувыл щй тврииг врияныл. 

Ты щй лӯптат тн Саквъ, Мнья, Сӯкыръя вта хосыт атгыт. Тот св пӯмкан лы. Ань юи-выл тлытт пвлыӈ мхум ӯйхул юн ат ньщгыт. Пумканыт нас лап та яныгмавет. Тот ты св щй лӯпта атаве.

Ты тув порат тн тит щёс пвлыӈ мхум щй атункве врн тотыг­ласа­ныл. выл щёс ты нквет ялсыт – Матрена Прокопьевна Сайнахова, Валентина Романовна Хозумова, Татьяна Влади­мировна Хатанзеева, Мария Васильевна Фри­зоргер, Нина Дмитрие­вна Хатанзеева. Тн пус­сын мщтырлан колнакн ялантгыт, тот нсхат­гыт. Ань ос мньщи щй лӯптат атуӈкв нтсыт.

Тн ётаныл мньщи хумквет лсыт – Петр Константинович Анямов, Владимир Савельевич Меров, Максим Андре­евич Анямов, Валерий Константинович Сайна­хов. Щар мниг Макар Сайнахов Егор пщи­тнтыл тот лсг. Макар пыгрищакве ст тлэ твлыс, ты тл школан мины. Тав яныг хтпат ёт с ёмащакв рӯпитас, св щй лӯпта атыс.  

Ты рӯпитам мньщи нквет потыртлгыт, тн мниг лманыл порат оманыл-тяныл ёт пум врнэ мн ёт–тотыглавсыт. Тнт тн ты лӯптаӈ щй айсыт. Титыт щёс тн ос «Иван-чай» нампа лӯпта атсыт. Тит хпыл св хтпа ялсыт. Щй лӯптат атум ксыӈ хтпа тамле щил ань ёт-майвес.

Юв ёхтуманыл юи-плт ты лӯптат ксыӈа­ныл тув-правет. Елена Владимировна потыр­тас, тн щй врнэ мгыс свсыр рнэ ут, оборудо­вание ёвтсыт. Ты утыл ёмас щй вруӈкв рви. 

Ты лӯптат хунь ёма­щакв прыгтавет, тн аквтопмат хот-сакуӈкв выл­тахтгыт. Матах хтал тох хугыт, ос хунь пораныл ёхты, тн татем атыӈ атыл пасматгыт, аквтупмат мг атыл пасы. 

Ты ат нглын юи-плт щй лӯптат ёмащакв тславет. Ос тувыл тн смлыг мтгыт ос мнь тврииг сакватавет. Тōс­лым щй нпакныл врим хӯрыгсов тӣврын пинаве ос тох лаль тыналаве. Тва порат мхум ты щй лы мт лнэ ӯсныл ёвтуӈкв ксащгыт. Тва порат щй хургын иныг­йив пиланэ пинавет. Тнт щй атыӈнувг мты.

Тамле ты ёмас рӯпата Саранпвылт лнэ мнь­лат хтпат вргыт. Тн врнэ рӯпатаныл аквтох лаль ёмащакв вос мины, св мньщи щй вос атгыт, св олн вос с­л­гыт. 

Елена Фризоргер хансум потре мньщи лтӈыг Валентина УЗЕЛЬ хансыстэ
 

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Аудиозапись выполнена на средства гранта, предоставленного Департаментом общественных, внешних связей и молодежной политики Югры
< previous
> next

В Саранпауле проходят выездные мероприятия по сбору травяных чаев

В Саранпауле сбором травяных чаев занимается община коренного малочисленного народа  манси «Эрупса», что в переводе на русский язык означает – «Любовь». Община зарегистрирована в 2012 году, руководитель – Евгения Валерьевна Вьюткина. Основным видом деятельности общины является  сбор и заготовка недревесных лесных ресурсов.  С 2014 года представители общины в летний период заготавливают иван-чай и таволгу. О том, как происходит этот процесс, рассказывает одна из главных организаторов сбора чая Елена Владимировна Фризоргер.

– Когда начали заниматься чаем, изначально весь процесс был ручным. После сбора весь собранный лист каждый скручивали вручную. Это тяжелый и долгий процесс занимал много времени. Дальше после скручивания листа начинается ферментация. Чай самостоятельно ферментируется в бочках. Данный процесс длится около двух суток. Затем идет жарка. Чай надо жарить при высокой температуре. До того как мы приобрели оборудование, жарили в солдатской печи в деревне Ясунт, но там всего четыре противня, по времени выходило очень долго.

Специальное технологическое оборудование для переработки чая это небольшое предприятие приобрело только в 2016 году на средства гранта в виде субсидии департамента недропользования и природных ресурсов автономного округа. Благодаря этому труд заготовщиков был намного облегчен, также появилось много свободного времени. Сейчас скручивание чая производит специальная машина. При ручном скручивании уходило один-два дня, а сейчас этот же объем машина выполняет за два часа. Для обжарки есть специальный шкаф, в нем помещается около десяти лотков, в которых за короткое время можно обжарить много чая. Если сравнить объемы свежесобранного и обжаренного листа, из-за потери влаги получается большая весовая разница – 20% от первоначального объема. Поэтому, чтобы получить хороший результат, необходимо собирать большой объем травяных чаев.

По словам Елены Фризоргер, даже для сбора чая используют не стандартные пропиленовые мешки, а специальные. Они по объему в 2-3 раза больше, чем обычные. Из 5 мешков по факту получается всего один мешок готового чая.

Места для сбора трав они выбирают труднодоступные. В основном выбираются горельники, где хорошо растет иван-чай.  Но со временем горельники начинают зарастать, приходится искать новые места.  В последнее время заготовители стали чаще ездить вверх по реке Хулге. Много хорошего  чая растет в горах, но пока нет возможности его там собирать.  Да к тому же это очень затратно и проблематично, так как у иван-чая есть свойство сгорать. Если он пролежит несколько часов на улице в теплую погоду, то внутри начинает преть и уже не годится ни для скручивания, ни для обжарки. Поэтому после сбора его нужно быстро обрабатывать, иначе приходится его сортировать, что занимает много времени.

Таволга растет везде. Если уложиться в период ее цветения, то в районе деревни Ясунт можно много заготовить. Это растение неприхотливое, при хорошей погоде и в проветриваемом помещении она быстро высыхает, ее можно чистить и складировать в мешки для хранения. В перспективе к чаям, кроме шиповника, заготовщики планируют добавлять и другие растения, которые растут в тех краях, например, дикую мяту и чагу. 

Сбор растений идет в прибрежных зонах рек Хулги, Ляпина, Маньи и Щекурьи.

Впервые в этом году возникла идея – привлекать жителей села Саранпауль к сбору и заготовке иван-чая и таволги. В прошлом месяце состоялось две поездки. На нескольких лодках люди выезжали в экологически чистые отдаленные от поселка районы. Помимо самой заготовки появилась возможность проводить для них различные мастер-классы и организовывать группы, которые и в дальнейшем будут собирать чай как для общины, так и для собственных нужд.

Первая поездка была организована для сбора таволги. В ней приняли участие представители мастерской по изготовлению традиционных изделий, где руководителем также является Евгения Вьюткина. Сбором травы занимались мастерицы – Валентина Романовна Хозумова, Матрена Прокопьевна Сайнахова, Мария Васильевна Фризоргер, Татьяна Владимировна Хатанзеева и преподаватель Саранпаульской школы искусств Нина Дмитриевна Хатанзеева. Присутствовали и представители общественности – Петр Анямов, Владимир Меров,  Максим Анямов и Валерий Сайнахов со своей семьей.

По их воспоминаниям, все они помнят вкус этого чая с детства, таволгу заготавливали их родители на покосах, сушили её или сразу заваривали в чай, также высушивали отдельными листьями и делали веники. В настоящее время по такой же технологии работает и община.

Вторая поездка состоялась уже по сбору иван-чая. По приезду в Саранпауль на оборудовании скрутили лист для ферментации и раздали его участникам, чтобы они самостоятельно завершили процесс изготовления чая.

Помимо жителей села, представителям общины помогают и близкие родственники. Ездят на сбор, чистят и фасуют готовый чай в бумажные пакеты. Как выразилась Елена Владимировна, это очень важно, когда в любом деле есть поддержка со стороны родных.

Валентина УЗЕЛЬ

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 15 (1273)
11.08.2022

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика