- Мансийский
- Русский
Хоты рӯпата вруӈкве нн ксащегн
Ханты-Мансийск ӯст рӯпитан центр занятости колныл мн редакциявн пищма ёхтыс, таве мньлат мхум ос рӯпата тл хультум хтпат мгсыл ннан хансылӯв:
лумхлас лнтэ палыт матыр рӯпата ври, ос маныр рӯпата вруӈкве таӈхи, аквщёс мкыг номсахтуӈкве ри. Мньлат порат хоты профессиян ханищтахты, хотьютыг рӯпитаӈкве таӈхи, тнт мкыг ты вӈкве ри. лумхлас свыӈплэ рӯпитым лы, ксыӈ хтал тув св щсанэ мингыт.
Ксыӈ мньлат хтпа хуньт номсахтуӈкве паты: «Хоты профессия прияӈкве, маныр рӯпата тав сымн рви?» Профессия прияӈкве – ты ти акв хтал номсахтын тла. лумхлас тнт стыӈыг лы, хунь сымн рвнэ рӯпата ври, ксыӈ хтал щгтым рӯпататн мины. Профессия ос рӯпата ты титсыр врмалиг, ти ксыӈ рӯпата профессияг лвуӈкве рви. Щнь манос щ юн такви нвраманэ ӯргалыянэ ос мӯсхал щирыл ньщиянэ, ты ос лвуӈкве рви, тав рӯпата ври. Ос ты профессияг нмхотмус ат лваве. Мнь нврамыт ӯргалым садикт рӯпитан нквет тн тай ты мк профессияныл.
лаль профессия ос специальность урыл мн хансв.
Профессия – ты хунь лумхлас мкыг ты врмальн ханищтахтас ос вгтэ хумус рӯпататэ лаль тотытэ. Специальность – ты профессият тнти халанылт лкква-уртхатгыт. Хтпа лккарыг рӯпиты, ос лккарыт свсырыт, хотьют сам пусмалтан лккар, хотьют нврамыт пусмалты, хотьют хирургыг рӯпиты. с акв профессия «слесарь» лваве, тот с свсыр рӯпата вргыт, хотьют нйпос ври, хотьют вит миннэ турыт хот-щпиты, хотьют ос яласан мшинат хот-щпитыянэ.
Рӯпатан ти туп мньлат хтпат ханищтахтгыт, яныг мхум с хотты порат рӯпатаныл пнтыяныл, тнт тнанылн ты рӯпата врнэ мгсыл с матсвит тпос ханищтахтуӈкве ри. Тва мт хотты организацият лап-пантавет, св мхум рӯпата тл хультгыт, тнт мт профессиян ханищтахтуӈкве рви. Ос таимгыс ёмщакв номсахтуӈкве ри, врми тав ты рӯпата вруӈкве, ре твылхаты ман ти. Тох мталы, хтпа ханищтахты, ты кастыл тасвит тпос манос тл холты, ос ётыл ты рӯпата тав сымн ат рви, тот рӯпитаӈкве номтэ ат паты. Таимгыс ннти мгсылын ос нвраманын мгсыл хунь профессия приегн, влт акв щёс ёмщакв номсахтн.
Мирн внэ учёный-психолог хум Е.А. Климов тох лвыс, профессия хӯрум лтыӈ щирыл прияӈкве ри: «таӈхгум» (хочу), «врмгум» (могу), «ри» (надо). Таӈхгум – ты рӯпата щгтым, пӯмщалахтым вруӈкве вос таӈхыс. Врмгум – рӯпататэ врнэ мгсыл ёмас номт ос р вос ньщис. ри – тамле профессия наӈ лнэ мнт ри ман ти, тамле рӯпата тот вк щар ат хнтэгн.
Мньлат гит-пыгыт тнти мгсыланыл профессия вос пригыт, тва порат тн мгсыланыл щнит-щит номсахтгыт манос юртгияныл ос юртпыгрищаныл юи-плт юрщхатгыт ос хунь ханищтахтын мныл стгын, тот рӯпитаӈкве щар ат ксащгыт. Тох мты, тн наскссыг та ханищтахтасыт.
Свсыр ос св профессият халт наӈын рнэ хоты рӯпата хнтуӈкве? Хумус лаль рӯпитаӈкве патгын? Пуссын ты урыл нн Центр занятости населения колт потыртавн. Тн телефонаныл: 8 3467 32-05-03, адресаныл: Ханты-Мансийск ӯс, Карла Маркса ӯсхулы, 12 кол, №1 колнак. Профессиональный ориентация государственный услугал нн олн ойттл вравн.
И.В. Шрайнер, инспектор-н, потре Г. КОНДИНАН мньщи лтӈыл толмащлавес
Формула успешного выбора профессии
«Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет для тебя попутным» (Сенека)
В нашей жизни не так много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. Один из таких важнейших шагов - выбор профессии. Работа и все, что с ней связано, занимает в среднем примерно половину жизни человека! Однако не нужно относиться к выбору профессии, как пугающей необходимости, гораздо позитивнее видеть в этом начало нового интересного жизненного этапа.
«Как выбрать будущую профессию?» - рано или поздно таким вопросом задаётся каждый. Выбор профессии – дело не простое, но необходимое. Ведь счастливая и успешная жизнь во многом зависит от работы, которой занимается человек. Многие в процессе профессионального самоопределения заходят в тупик по причине того, что не видят разницы между профессией и работой. Чем же отличается «профессия» от «работы»? Не любой труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать работой, а вот уход за детьми в детском саду в полном смысле этого слова профессиональная деятельность.
Трудовую деятельность принято считать профессиональной, если человек обладает определённым уровнем квалификации, прошёл обучение в учебном заведении, о чём свидетельствует документ об образовании и выполняемая человеком деятельность приносит доходы.
Что же это такое профессия?
Профессия – трудовая деятельность человека, требующая определённого образования, подготовки навыков и опыта. Происходит это слово от латинского professio, означающего «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал, и о котором заявлял публично. Профессию надо отличать от специальности и должности. Профессия – это группа родственных специальностей.
Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках, какой либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как: терапевт, хирург, окулист, педиатр и ещё несколько десятков конкретных профилей деятельности. А в профессию «слесарь» такие, как: сантехник, электрослесарь, слесарь по ремонту автомобиля и другие.
Профессиональное обучение бывает нацелено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на чём-то одном, так и сразу на конкретную специальность.
Профессиональное самоопределение характерно не только для юного возраста. Ошибки выбора профессии, экономическая нестабильность, изменчивость ситуации на рынке труда рождает потребность и необходимость вновь вернуться к профессиональному самоопределению и у взрослого населения. Что же нужно делать, что бы время, потраченное на получение профессии, не утекло впустую?
Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:
-конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик на берегу Иртыша, стать самым крупным бизнесменом в нашем городе, хочу получить хорошее образование и так далее);
- реалистичными, то есть соотнесённые с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и так далее. Если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель не реалистичная;
- ограниченными во времени (цель – это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку). Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами, личностными особенностями, склонностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай.
При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:
1. Главная цель (кем хочу стать, чего достичь, каким хочу быть).
2. Цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, обращение в службы для прохождения переподготовки и т.д.).
3. Пути и средства достижения целей (знания и умения, связи, финансы).
4. Внешние условия достижения целей (выбор места учёбы, возможные препятствия и пути их преодоления).
5. Внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье).
На выбор профессии каждого конкретного человека могут влиять разные факторы, но есть основное «уравнение с тремя неизвестными», которое является базой определения любой профессии и задача каждого, направленного на успех в профессиональной карьере, найти эти неизвестные.
Правильный выбор профессии, по мнению специалистов, возможен только, если человеком учитывается одновременно сразу три фактора, которые условно называют так: «склонен» (интересуется), «способен», «требуется». Своеобразная «формула выбора профессии» представлена известным учёным-психологом Е. А. Климовым, и кратко эти составляющие получили название «хочу», «могу», «надо». Хочу - желание выполнять конкретную работу, интерес к ней, увлечённость, направленность именно на эту деятельность. Могу – наличие способностей именно к данной работе, соответствие особенностей личности и специфике выбранной профессии, отсутствие медицинских или психологических противопоказаний к ней. Надо – потребность рынка труда, спрос на данную профессию, вероятность исчезновения профессии, пресыщение рынка специалистами данной профессии и оплата за труд. Конечно, для начала надо определить для себя свои профессиональные потребности. А именно, чем хотели бы заниматься, какой вид деятельности интересует: управление, обслуживание, образование, оздоровление, творчество, производство, консультирование, исследование, защита, контроль и так далее. Определить для себя предмет труда, с чем или кем именно Вы хотели бы взаимодействовать в своей профессиональной деятельности (человек, информация, финансы, техника, искусство, животные, растения, продукты, изделия, природные ресурсы и так далее). Любой труд ориентирован на других людей, и чем более интересны обществу Ваша профессия и Ваши умения, тем больше Вы будете получать денег. Чем более компетентно и умело Вы сможете решить чьи-то проблемы, тем дороже это будет оплачено.
Выбирая профессию старшеклассникам нужно учесть факторы, влияющие на ошибочное профессиональное самоопределение человека:
-социальная незрелость людей;
-отсутствие знаний о факторах, влияющих на выбор профессии (состояние здоровья, специальные навыки);
-неадекватный уровень самооценки (завышенный или заниженный);
-недостаточное представление о специфике будущей профессии;
-низкая ориентация в сфере образования (непонимание разницы между высшими или средними специальными заведениями, сроком обучения, количеством экзаменов);
-выбор профессии «за компанию»;
-выбор профессии под давлением родителей;
-выбор престижной профессии (в данный момент престижными считаются профессии экономиста, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность));
-отождествление учебного предмета с профессией (например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что её призвание – журналистика, однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей);
-отождествление профессии с конкретным человеком (младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии, из любви к брату он тоже решает, что это его призвание, но это далеко не всегда соответствует действительности);
-несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии;
-устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии (не знание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам). Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии);
-неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах.
Как сориентироваться в многообразии профессий? Чем определяется успех в построении карьеры? Каковы типичные ошибки на пути профессионального самоопределения, можно ли их избежать? Как перейти от общих размышлений о своём будущем к конкретным действиям?
Ответить на эти вопросы школьникам помогут специалисты по профориентации центра занятости населения при обращении по телефону 32-05-03 и по предварительной записи на индивидуальное консультирование по адресу: г. Ханты-Мансийск, Центр занятости населения, ул. К. Маркса, д. 12, кабинет №1. Государственная услуга по профессиональной ориентации предоставляется бесплатно.
Информация Шрайнер И. В., ведущий инспектор отдела по профобучению и профориентации КУ «Ханты - Мансийский центр занятости населения»
Текст И.В. Шрайнер на мансийский язык перевела Галина КОНДИНА