- Мансийский
- Русский
Нврамыт ханищтаӈкве патыс
Мнь таквс тпос 5 щислат нврамыт ханищтан хōтпат ялпыӈ хōтал ōлыс. Ты тл Хльӯс районын Ягрим пвыл №1 ишколан лильпи ханищтан ги ёхтыс. Та кастыл мн потыртасумн, нн ань тав потре ловиньтэлн.
– Ам намум Мария Леонидовна Сивухина. Ам Восыӈтӯр пвлыныл лгум. Тот нумн сака ёмас лыс. Хорамаӈ м, св пил лы. Ишколат 11 класс холтсум, тувыл Санкт-Петербург яныг ӯст А.И. Герцен нампа лӯим институтта ханищтахтасым, специальностюм этнофилология лваве. Ань лаль магистратурат ханищтахтгум. Тувыл Ягрим пвылн ёхтасум. Тыт исшколат рӯпитгум, лильпи нврамыт ханищтгум.
– Наӈ манхурип ханищтан врмаль ишколат вргын?
– Ам нврамыт рущ лтыӈ ос литературал ханищтыянум. Амки пӯмащлгум ловиньтаӈкв, таимгыс нврамыт ханищтаӈкв патсум.
– Манхурип класс ёт рӯпитгын? Мансāвит хтпат классыт лы? Мансвит рӯпат щс ньщгын?
– Ам хӯрум класс ёт рӯпитгум. Кит ат классыг, тувыл акв стыт класс. Ам ос нврамыт 5 «б» класс ханищтан кӯщай н. Тот вт нупыл хӯрум нврам ньщгум. Тн св номт ньщгыт.
Ханищтан врмалюмт вт нупыл хӯрум щс ксыӈ ст ньщгум.
– выл щёс урокыт маныр ксаласын? Тувыл хумус трвитаӈ врмаль ёт рӯпитасын?
– Ам ущты рӯпитаӈкв патсум, таимгыс трвитаӈ лыс. Нврамыт ат вганум. Сртын трвитаӈ лыс. Ань ёмас.
– Нврамыт щнь-щаныл ёт хумус рӯпитгын?
– Мн ищхӣпыӈ мт хасхатв, тот группа ньщв, хт рви лххалыт ктуӈкв ос потыртаӈкв. Тувыл щнит-щит врмгыт ишколан ёхтуӈкв, китыглахтуӈкв. Мощртын щнь-щит ёт сапрние мты. Тот мн школьный врмалит урыл потыртв.
– Классыт нврамыт лтыӈ хӯнтлгыт?
– Сӯкыр тпос порат, хунь ханищтахтын пора мтыс, ам нврамыт ёт потыртасум. Ам лвсым, хумус ри ишколат луӈкв. Таимгыс классыт ёмщакв ӯнлгыт, тувыл лтыӈ хӯнтлгыт. Ам нврамытна лвгум, ри акван-хӯнтхатылак. Млтал плакатыт яныг хтал мгыс пслысӯв. Тувыл «Кросс нации» врмалит хйтыгтасӯв. Тувыл линейкат Россия гимн хӯнтлым лльсӯв.
– Ишколат мньлат ханищтан нт лгыт? Хумус ханищтан нт ёт рӯпитгын?
– Ишколат ос лильпи ханищтан н лы, тав биология врмалит рӯпиты. Тыт ишколат рӯпитан хтпат ёмасыт. Матыр ат ке торгамтгум, нтавем.
– Маныр щар ёмас нврам ханищтан рӯпатат?
– Ам номсгум, нврам ханищтан врмаль – тай щар мк рнэ рӯпата. Тн мньлат хтпан св номт виӈкв нтгыт.
– Манхурип тӯйтыл лтыӈ лвгын мхумытна, хотьют ущты ишколат паты рӯпитаӈкв?
– Ам номсгум, пилуӈкв ат ри. Нврамыт таи молях ксалгыт. Наӈ мньлат хтпат мгыс кӯщай н. выл щёс кос хт трвитаӈ рӯпитаӈкв. Тувыл ри руптаӈкв наӈки рӯпатан.
Мария Леонидовна ялпыӈ хталыл янытлылум. Св ёмас, сымыӈ лтӈыл ктылум. Пӯс кт, пӯс лгыл!
Галина ДУНАЕВА
Молодой педагог о своем профессиональном пути
В преддверии Дня учителя 2025 года мне удалось побеседовать с Марией Леонидовной Сивухиной, молодым педагогом школы №1 поселка Игрим. В России этот профессиональный праздник отмечается ежегодно 5 октября, в 2025 году – в воскресенье.
– Я родилась и выросла в деревне Ванзетур. Люблю свою малую родину за красивую природу, свежие ягоды в лесах и дружелюбных соседей, с которыми поддерживаю отношения с детства. Закончив Ванзетурскую среднюю школу, я отправилась получать высшее образование в Санкт-Петербург. В 2025 году окончила Государственный педагогический университет имени А. И. Герцена по специальности этнофилология и сейчас продолжаю обучение в магистратуре. После выпуска решила приехать работать в Игримскую среднюю школу.
– Какие предметы вы преподаёте?
– Я веду уроки русского языка и литературы. Это направление мне близко, и я стараюсь заинтересовать детей литературой и культурой.
– С какими классами работаете? Являетесь ли классным руководителем? Какова нагрузка?
– Работаю с тремя классами: двумя пятыми и одним седьмым. Я классный руководитель 5«б» – в классе 23 ребёнка. Общая нагрузка составляет 23 часа в неделю.
– С какими сложностями столкнулись на первых уроках и как их преодолевали?
– Для меня всё было новым, поэтому вначале было непросто, особенно потому что я не знала учеников лично. Мне пришлось наладить контакт, завоевать доверие и внимание детей, которые ещё достаточно маленькие. Терпение, внимательность и открытость помогли быстро найти общий язык с классом.
– Как выстраиваете работу с родителями?
– Мы поддерживаем связь через мессенджеры, где есть общая группа для обмена информацией. Кроме того, я всегда готова ответить на вопросы лично в школе. На ближайшем родительском собрании обсудим важные моменты вместе.
– Как справляетесь с дисциплиной в классе?
– В начале учебного года установила чёткие правила поведения. В сочетании с доброжелательной атмосферой в классе это помогает поддерживать дисциплину. Я мотивирую детей уважать друг друга и работать вместе.
– Есть ли ещё молодые учителя в школе? Как вы оцениваете коллектив?
– Помимо меня, в школе работает ещё одна молодая учительница биологии. Педагогический коллектив очень доброжелательный и поддерживающий, особенно старшие коллеги помогают в сложных ситуациях. Мне повезло работать среди таких профессионалов.
– Чем занимаетесь с детьми помимо уроков?
– Совместно с классом мы рисовали плакаты ко Дню учителя – дети проявили большой интерес и инициативу. Также участвовали в мероприятии «Кросс нации», что помогло им почувствовать дух командной работы. Недавно прошла традиционная линейка, посвящённая началу учебной недели, на которой юнармейцы внесли Государственный флаг Российской Федерации под гимн.
– Что для вас самое важное в профессии учителя?
– Главное – возможность влиять на развитие личности ученика, помогать раскрывать потенциал и формировать навыки, нужные в жизни.
– Какие советы вы бы дали молодым коллегам?
– Смело идите вперёд и верьте в свои силы. Не зацикливайтесь на трудностях, ведь сила учителя – в любви к делу и детям. Будьте открыты новому, учитесь на ошибках и стремитесь каждый день становиться лучше. Ведь именно вы формируете будущее поколение и вносите важный вклад в развитие общества.
От редакции желаем Марии Леонидовне успехов и вдохновения! Пусть её труд приносит многократную благодарность и успехи учеников!
Галина ДУНАЕВА





