- Мансийский
- Русский
Хльӯст нврамыт ёт рӯпитан н
Марина Анатольевна Табун, такви парищ наме Лихачева, Хльӯс школат мнь нврамыт ханищтан нг рӯпиты. Тав Ханты-Мансийск ӯст педагогический училище стлас, ты юи-плт Москва ӯст М.А. Шолохов нампа университетт ханищтахтас. Ханты н 22 тл нврамыт ёт рӯпиты. Такви лупсатэ ос рӯпататэ урыл Марина Анатольевна таи потыртас:
— Ам Хльӯс район Тк пвылт самын патсум, тот яныгмасум. влт школат Зоя Аб-рамовна Новьюхован ханищтавсум. Тав 40 арыгкем тл нврамыт ёт рӯпитас, ань пенсият лы. Тав сымыӈ, кркам ос ёмас хтпа, такви рӯпататэ ёмащакв врыстэ, мнав сака руптасанэ. Ам таве с янытласлум, школан ялантаӈкве акваг ксащасум. Тыимгсыл мньтгыл учитель-хтпаг рӯпитаӈкве тахсум. Та порат Тк п-вылт лнэ св гит-пыгыт Ханты-Мансийск ӯсн ханищтахтуӈкве минасыт. Омамн с акваг лвыглавсум, учителиг вос рӯпитгум. Ты юи-плт Ханты-Мансийск ӯсн минасум. 1996 тлт диплом-нпакыл майвсум ос ювле яныгмам пвлумн рӯпитаӈкве ёхтысум. Та порат Тк пвылт пс школа рӯпитас. Кол сака ащирмаӈ лыс, гирищит-пыгрищит масхатым ханищтахтасыт. Тва порат тув мус ащирма лыс, втрат витэ тув плиглавес, хаснэ прт тармыл мел щар ат хансыс. Тнт рӯпатаныл пхын минуӈкве тахсум, тувыл нвраманум хумус хультуптыянум, лаль тох та рӯпитасум. Пвлувт мт йильпи кирпащ школа хунь ӯнттувес, тнт ёмасыг мтыс.
Тувыл ам Хльӯст лнэ колыл майвсум, щмьяӈ тгыл луӈкве тув внтлысум. Школат лаль рӯпитаӈкве тот патсум. выл ханищтахтам гирищанум-пыгрищанум школа хосат стласыт, тват ань тнки нврам ньщгыт.
Округ янытыл мщтыр мхум ос нврамыт ёт рӯпитан хтпат свсыр ханищтапын втихал акван-атыглавет. Ам тамле семинарытын с ялантгум. Млты тл мньполь тпост мщтыр мхум Ягрим пвылн ввыглавсыт. Тнт Хльӯс район янытыл лнэ нквет нуйсахи йинсыт ос хорамыл нтсаныл. Матьёмас ам с тув ялсум, н хтпат ёт хнтхатыгласум, св рнэ врмалит урыл тот хӯлсум. Любовь Васильевна Кашлатова лекция-потрыт ловиньтас. Тав свсыр хурит суссылтас, хоты хорамыт хоталь нтуӈкве рви. Ам ты потрыт ёмащакв хӯнтлысанум ос нпакн пуссын хассанум.
Школавт кружок рӯпитас, тот ам нврамыт нсхатуӈкве ханищтасанум. Хльӯст лнэ мньщи, ханты нт ты рӯпата вруӈкве нумн с нтсыт. Ань кружок лаппантвес, воссыг ат рӯпиты. Тув ялантан нвраманум ёт мн Хльӯст «Модница» нампа касылн ввыглавесӯв. Район янытыл лнэ агит-пыгыт тнки нтум маснутаныл тот ксыӈ тл суссылтыяныл. Млты тл ты касылт мн выл места висӯв. Нврамыт ёт мн ханты маснут нтсув ос касылт хӯрум пыг урыл мйт суссылтасӯв. Сосса щмьят нврамыт хумус мнь тгыл ханищтавет, та урыл тот потыртасӯв ос суссылтасӯв. Мнавн ты маснут нтуӈкве Хльӯст лнэ мньщи ос ханты нквет нтсыт.
Ты лы-плт ам «Срни сй» нампа нврамыт ӯщлахтын мт рӯпитасум. Ты ӯщлахтын м Хльӯс ляпат лыс. Тот мн мньщи ос ханты культураг урыл потыртасӯв, нсхатуӈкве ос щнь лтӈыл потыртаӈкве гирищит-пыгрищит ханищтасанувм. Ань ӯщлахтын мныл воссыг ат рӯпиты. Нврамыт тув ялантаӈкве тай сака ксащасыт.
Урай ос Сургут ӯсыгн рӯпатам щирыл ктыглавсум. Нврамыт ӯщлахтын мт хумус рӯпитаӈкве ри, тот потыртавсув. Тув ялуӈкве ос мт номтыӈ хтпат хӯнтлуӈкве нумн с сака пӯмыщ лыс.
Марина Анатольевна св тл нврамыт ханищтым рӯпиты. Такви рӯпататэ сака ёмащакв вритэ, тыимгсыл св щёс «Педагог года» нампа касылн ктыглавес. Рӯпататэ кркамыг врнтэ мгсыл св янытлан нпакыл майлаве.
Марина Анатольевна Табун – педагог-практик
Марина Анатольевна Табун работает учителем начальных классов в одной из школ Берёзово. Она окончила Ханты-Мансийское педагогическое училище, позже заочно получила высшее педагогическое образование в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова. Педагогический стаж учителя – 22 года. На вопрос, почему она выбрала именно эту профессию, Марина Анатольевна рассказала:
– На мой выбор профессии очень сильно повлияла моя первая учительница Зоя Абрамовна Новьюхова. Зоя Абрамовна – педагог с большой буквы и светлой души человек. Она проработала в школе более 40 лет, и совсем недавно ушла на пенсию.
Я родилась и выросла в хантыйской деревне Теги Берёзовского района, там пошла в первый класс. Тогда нас, первоклашек, взяла Зоя Абрамовна. Мой первый учитель послужил для меня ярким примером, именно тогда будучи ещё совсем маленькой, я решила, что обязательно стану педагогом. И мама всегда говорила, чтобы я поступала в педагогическое училище, считала, что учитель – это самая уважаемая профессия. Мамины слова придали мне ещё больше уверенности, и я сделала свой выбор. В те годы, почти все девчонки получали образование в Ханты-Мансийском педагогическом или медицинском училищах.
Окончив педагогическое училище в 1996 году, Марина Анатольевна вернулась в родную деревню и начала работать учителем начальных классов. Педагог признается, что вначале трудового пути у неё возникали мысли уйти из профессии. В те годы в деревне Теги дети учились в старой деревянной школе. Здание было очень холодным и не отвечало никаким требованиям. Педагог вспоминает, что порой было так холодно, что мел не писал на доске, а вода в ведре, предназначенная для мытья школьной доски, замерзала.
Позже Марина Анатольевна вместе с семьёй переехала в районный центр Берёзово, где продолжила работать учителем начальных классов. За эти годы Марина Анатольевна выпустила пять классов, первые её ученики уже давно окончили школу.
Учитель рассказала, что всегда старается повышать свой профессиональный уровень, поэтому с удовольствием принимает участие в различных обучающих семинарах. Один из таких мероприятий проходил в Игриме в марте прошлого года. Об этом семинаре Марина Анатольевна говорит: «Я всегда стараюсь посещать обучающие семинары, так как веду кружковую работу. Я многое узнала, к примеру, как правильно нашиваются традиционные орнаменты. Какую информацию он несёт, и можно ли его нашивать на те, или иные вещи. Здесь мне рассказали о правильном применении орнамента, нужно знать его значение. Есть орнаменты, которые нельзя наносить на детскую люльку и на детские вещи. Узнала локальные особенности, например, чем отличается хантыйский нуйсах (демисезонное суконное пальто) от мансийского. А отличается он пошивом и подбором цветов. Раньше в традиционной хантыйской одежде использовалось не более трёх цветов, а в мансийском сахи только фон и один цвет. Узнала, чем отличаются орнаменты обских ханты от орнаментов сургутских ханты. На таких семинарах стараюсь как можно больше запомнить и записать для того, чтобы потом показать и всё объяснить детям».
В прошлом году Марина Анатольевна вместе с детьми участвовала в районном фестивале «Модница». Конечно, дети начальной школы не могут сами сшить традиционную одежду, но при помощи родителей и Раисы Петровны Загородней они сшили хантыйские рукавицы и головные уборы для мальчиков. В конкурсе они заняли первое место.
– Мы со всей серьёзностью подошли к конкурсу, и не просто продемонстрировали одежду, которые сшили, а ещё подготовили небольшое представление и показали «Балладу о трёх сыновьях», – поделилась учитель. – В балладе говорилось о том, как раньше жили коренные народы и, что семья для них всегда имела большое значение. Каждый ребёнок воспитывался так, что в будущем он становился опорой для родителей.
Помимо этого, я участвовала в семинарах, которые проходили в Урае и Сургуте. Туда мы ездили как педагоги детского этнографического стойбища «Сорни сэй» («Золотой песок»). В летнее время я работала в этом детском этнообразовательном центре педагогом-организатором. Очень жаль, что в последние годы он не функционирует. В Сургут ездили по обмену опытом и, естественно, там были мастера из других городов, присутствовали преподаватели из Сургутского университета, которые знакомили нас с теорией.
Все полученные знания Марина Анатольевна применяет в работе с детьми, поэтому, когда ей предлагают поехать на обучающий семинар, никогда не отказывается. Педагог уверенна, что профессиональный уровень необходимо повышать постоянно.