- Мансийский
- Русский
Оманув лтӈыт ханищтавет
Хльӯс район сунт пвылт «Мнь Ӯскве» нврамыт ӯщлахтын м 1994 тл псныл рӯпиты. Ксыӈ туи св нврам ӯщлахтуӈкв ос луӈкв тув ёхталы. Тнанылн тот пӯмыщ вос лыс, тот рӯпитан хтпат матыр-ти йильпи тла акваг та номылматгыт, акваг та вргыт.
Елена Фризоргер мнь тгыл тув ялантас, тот яныгмас. Тав ань такви туи порат тот рӯпиты, ӯщлахтын нврамаквет мньщи лтӈыл потыртаӈкв ханищтыянэ.
Туи порат сунтыт лнныл сыс тн нврамыт мгыс хӯрум смена вргыт, свсыр щирыл ханищтыяныл – пс врмалит урыл потыртгыт, мщтырлан тлат суссылтгыт, мньщи лтыӈ ханищтгыт, та юи-плт гит-пыгыт кон ёнгим хйтыгтгыт. типлаг пуссын аквъёт рнколт акван-атхатыглгыт, рггыт, тӯлыглахтгыт.
Нврамыт мньщи лтыӈ вос ханищтгыт, млты тл Елена Фризоргер нпак щпитас, ос губернатор плыл олн-нтмилыл майвес. Мк яныг тланыл ты – нврамыт мньщи лтӈыл потыртаӈкв вос патнувыт, таимгыс ты тамле ёмас ос ты йист сака рнэ тла вруӈкв вылтахтас.
Н ты ханищтапе тох врыстэ – мньщи лтӈанув нпак-лмтыт хансым лгыт, мт акв тамле нпакытт вруит, ӯйхулыт, пормасыт, йӣвыт, пумыт ос ӯйрищит хурияныл пслым лгыт. Нврамакве хури ктын-выгтэ, тавн тув рвнэ мньщи лтыӈ хнтуӈкв ри.
Тох нврамыт ёт рӯпитым, гирищит ос пыгрищит св мньщи лтыӈ вӈкв тах патгыт. Ты нпак-лмтыт ёт свсыр щирыл рӯпитаӈкв рви. Тн пуссын йӣв ттапсов тӣврын пиным лгыт, акван ат тлыгтахтгыт.
Елена Владимировна рӯпататэ урыл тох лвыс:
– Мн, ты йист лнэ мхум, мнти щнь лтӈув ат вглӯв. Ос ань яныгман нврамыт ты врмалитыл сака пӯмщалахтуӈкв патсыт. Мнь нврам мт лтӈыл моляхнув потыртаӈкв паты, таимгыс ты мн «Мнь Ӯсквет» свсыр ханищтапыт вруӈкв патсӯв.
Туи сунтын лтыӈ внэ хтпа св ёхталы, ты ёнгил хурип ханищтап нумн вруӈкве тн ты нтсыт. Нврам мньщи лтӈыл мощ потыртаӈкв те паты, ты сака ёмас.
Тавн хурит пслын н Нина Дмитриевна Хатанзеева акваг нты, ань ты карточка-нпакыт пуссын тав ты пслысанэ. Ксыӈ нпак-лмт татем нтнг врима, тот пил те пслувес, тра нӈки – манырсыр пил. Ӯйрищит, всыт, вруит пуссын мк ёмащакв пслымат.
Ты тл вылтахтам порат Сургут ӯст ты нпак-лмтыт свыг врвсыт, йӣп ттапсовн пинвсыт. Ань Лпмус ос Кимкъясуй пвлыгт лнэ нврамыт ты ёнгынутыл мӯйлуптавсыт, тнанылн мньщи лтӈув ханищтаӈкв кӯпнитыг ос пӯмщиг вос лыс.
Ты тпос вылтахтам порат Ханты-Мансийск ӯст конференция врыглавес, свсыр лтӈыт ханищтан ученый хтпат, кӯщаит тув ёхталасыт. Елена Фризоргер Саранпвылныл такви ханищтапе урыл ищхӣпыӈ ут хосыт потыртас, мхумн таве хӯнтлуӈкве пӯмыщ лыс. Тав лвыс, рыӈ хотьют с акв тамле рӯпата вруӈкв те ксащи, тн тавн лтыӈ вос ттгыт, тав тах нтыянэ.
Мн ты кркам мньщи хтпатн лвв, ты рнэ рӯпата лаль вос врияныл, лаль вос тотыяныл. Ты йист лтӈув мощща хтпа вг, мрсыӈ хтпа мньщи лтӈыл потыртаӈкв ксащи.
Ты рӯпата врнныл мгыс рыл вос пинавет, стыл вос пинавет. Трум ёт, тыр ёт.
Валентина УЗЕЛЬ
Е. Фризоргер тēтум хурииг
Использование игр в изучении мансийского языка
Елена Фризоргер является преподавателем мансийского языка в детском этническом стойбище «Мань Ускве», которое функционирует на территории деревни Ясунт Березовского района ХМАО-Югры с 1994 года. Ежегодно там проводится от трех до шести смен. Каждая из смен имеет свою индивидуальную программу этнокультурного направления: фольклорная, языковая, горная, историческая, мастеровая, кочующая, творческая и т.д. Елена Владимировна рассказала:
– Летний отдых детей в «Мань Ускве» совмещен с содержательной познавательной деятельностью. Формами организации этого процесса являются лекции, творческие уроки, мастер-классы, мастерские, ролевые игры, акции, дискуссии, занятия-проектирование и др. Кроме основных занятий, наши дети проводят время на природе и занимаются активной деятельностью: проводятся развлекательные, физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Одним из направлений деятельности стойбища, которому уделяется пристальное внимание, является работа по сохранению и популяризации мансийского языка. Для этого на стойбище была разработана программа «Ам омам латынг (Язык моей мамы)». Тогда с участием детей была разработана настольная игра на пополнение словарного запаса мансийской лексики, которая получила поддержку Гранта Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и в 2024 году вышло полное издание.
Программа включает разнообразные педагогические игровые формы обучения языку, которые позволяют повысить интерес ребенка как к языку, так и к традиционной культуре в целом. Своей новизной, необычностью подачи они активизируют внимание, мышление ребят.
Важную роль в процессе имеет присутствие на всех сменах старшего поколения, истинных носителей мансийского языка. Их участие позволяет наладить коммуникативную связь между поколениями, ежедневно слышать живую мансийскую речь. Общение помогает легче усвоить знания, полученные в процессе обучения, быстрее формировать умения и навыки.
Игра представляет собой набор игровых карточек, сгруппированных по темам в форме иллюстраций и слов мансийского языка. Представлено в ней 10 тем. Метод заключается в непрерывном повторении на протяжении занятия слов в различных игровых формах. Таким образом, при смене игровых приёмов у детей активизируется мыслительная деятельность и ребенок легче запоминает слова, у него появляется стимул к расширению словарного запаса.
Возрастных ограничений в игре практически нет, карточками можно начинать заниматься с раннего возраста, при этом самостоятельно адаптировать варианты игры под возраст участника. Также важной отличительной чертой еще является и то, что пособие адаптировано именно под наши природные и социальные особенности.
Опыт показал, насколько данный формат вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию нового материала. На протяжении одной смены, которая длится от 7 до 10 дней, дети способны запомнить до 100 слов.
Попав в особое образовательное пространство «Мань Ускве», дети активно проявляют интерес к изучению мансийского языка, включаются в деятельность и начинают сотрудничать с носителями языка.
По словам Елены Фризоргер, большую помощь ей оказала художник Хатанзеева Нина Дмитриевна, преподаватель Саранпаульской школы искусств, которая крайне аккуратно подходила ко всем деталям творческого процесса. Огромная работа, проделанная по созданию данного дидактического материала, может быть интересна и учителям родного языка, которым они готовы его подарить.
Валентина УЗЕЛЬ