- Мансийский
- Русский
Нврамыт ханищтан хōтпат потыртасыт
Мньполь тпос оигпам лы-плт с-угорский институтт «Щнь лтӈыт ханищтан вылтыт ос нпак ловиньтан урыл» намаим потыртан нак врыглавес.
Тот Ханты-Мансийскат акван-атхатыглам мхум коныпал ищхӣпыӈ ут хосыт св мныл мт хтпат с потыртасыт. Ямал мныл, финно-угорский республикатныл, Ленинградский областьныл, Тюменьныл ос Санкт-Петербургныл, пуссын аквъёт яныгсткем хтпат рӯпитасыт.
влт тн щнь лтыӈ ос литература ханищтан врмалит вылтыт потрыт хӯнтлысыт. Ань округув янытыл ты свсыр тлат ёт ханищтап департаментыт рӯпитан кӯщай н Оксана Рыжкова тох лвыс: «Югра янытыл мнь нврамыт ӯрнэ 13 колытыт 223 гирищквет-пыгрищаквет щнь лтӈаныл ханищтгыт. Округувт 2020 тлныл «Стойбищная школа-сад» нампа проект рӯпиты, тох 35 сосса щмьятн хӯрум тлныл ос ст тл яныт мус 50 нврамыт юил ханищтавет. Тувыл 24 школатыт нврамыт щнь лтӈыл ханищтавет кос, туп хӯрум школат тав урок щирыл ловиньтаве. Тыи Тк пвлыт 1 классныл 10 класс мус, Полноват пвлыт – выл классытт гирищит-пыгрищит ханты лтыӈ ханищтгыт, ос Кульпас пвлыт 5 классныл 9 класс мус – мньщи лтыӈ.
Школа стлам гит-пыгыт сосса лтӈыт лаль ханищтан ос пс накыт внэ мгыс Санкт-Петербург ӯст лнэ А.И. Герцен нампа институтн минуӈкве врмгыт. Тот округув плыл ань 24 студентыт лгыт. Ты тлт выл щёс Сургут ӯст лнэ университетт йильпи институт враве. Тув ханты ос мньщи лтыӈ ханищтан мгыс лов хтпа бюджет мн ввавет. Ты коныпал тот матыр рӯпатан ос щнь лтыӈ ханищтан мгыс ат хтпат вивет тах».
Млты тл оигпам лы-плт йильпи хӯлтнэ лтыӈ хасвес, ань мньщи, ханты, рн гит-пыгыт ёмащакв ханищтахтынныл мгыс олн-нтмилыл врвсыт. Хотьют, манах олныл мивет, тамле лххал мн №4 газетавт хансыгласӯв.
Ищхӣпыӈ ут хосыт Санкт-Петербург ӯсныл Светлана Чернышова, Лӯим ос Хтал нглын рт лнэ мощщаг хультум мирыт щнь лтӈаныл ханищтан тланыл палт пуӈктотнэ н, потыртас. Тав лӯим мирыт халт пуссын матыр врнэ тлат лвсанэ ос хурит суссылтас.
Яныгпла хтпат ӈта пасан втат яныг кӯщаиӈ тгыл акван-хнтхатнэ щсыт вргыт ос сыре-сыр тлат акван-нтхатым вруӈкве потыртахтгыт. Свсыр форумыт, ханищтапыт, диктантыт врнныл порат акваг мньлат хтпат тув ввиньтлыяныл.
Тн ищхӣпыӈ врмалит щар мкыг вганыл, молях матыр-ти тот хнтгыт, пӯмщалгыт, таимгыс ань щнь лтыӈ ханищтан накыт пуссын тув щпитаӈкве ргыт.
Ханты потрыт хумус мт мхумн торгамтахтгыт, маныр псыл щирыл тра-патхатгыт, ты вылтыт Александр Семёнов потыртас. Тав Е. Айпин, В. Волдин, В. Мазин, Р. Ругин, Ю. Накова ос мт хтпат хансум потранылт матыр лтӈыт хнтыс ос тнаныл пӯмыщ номтыл хӯлтсанэ.
Та юи-плт Александр Николаевич «Эффективные педагогические технологии и практики» намаим щсн потрыт щпитан хтпат ввиньтас. Тот Майя Макарова ос Валентина Соловар, Ханты-Мансийскат лнэ хтпаг, коныпал ищхӣпыӈ ут хосыт Нижневартовск, Сургут ос Марий Эл мныл мӯй хтпат потыртасыт. Саранпвылныл Елена Фризоргер «Мнь Ӯскве» мт ӯщлахтын нврамыт мгыс ёнгыт щпитан урыл лтыӈ врыс.
Школат щнь лтыӈ ханищтан хтпаг Лариса Карпенко ос Лидия Рандымова тнки рӯпатанн вылтыт с потыртасг. Тувыл институтт плыл рӯпитан нт свсыр касылыт вылтыт лххал тотсыт, сосса щмьят нвраманыл ёт касуӈкве ввавет. Ты касылыт урыл нас хансв тах.
Тамара МЕРОВА
Непрерывное формирование интереса к родному языку и литературе
В рамках мероприятий, посвящённых году Семьи, в конце марта Обско-угорским институтом прикладных исследований и разработок проведён Форум учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера «Современная система образования в ХМАО-Югре: родной язык и литература». Мероприятие было организовано как в очном, так и в онлайн формате. К разговору присоединялись представители департамента образования и науки, преподаватели, ведущие эксперты из Ямала, финно-угорских республик, Ленинградской области, городов Тюмени и Санкт-Петербурга, в целом участниками стали более 100 человек.
На пленарном заседании «Родной язык и литература в современной образовательной системе» с докладом выступила начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера Управления общего образования департамента образования и науки Югры Оксана Рыжкова. Она отметила: «В 13 дошкольных учреждениях округа 223 ребёнка изучают родные языки коренных народов Югры. Созданы все условия, чтобы ребёнок дольше оставался в семье, так в нашем регионе с 2020 года реализуется проект «Стойбищная школа-сад». На сегодня таких 9 школ-садов обучается 50 детей из 35 семей в возрасте от 3 до 7 лет.
Родной язык изучается в 24 общеобразовательных школах округа, из них в 3 школах – как учебный предмет. Это преподавание хантыйского языка в Тегинской школе с 1 по 10 класс, Полноватской школе на уровне начального школьного образования и мансийского языка в Сосьвинской школе с 5 по 9 классы.
Профессиональное образование с дополнительной специализацией по изучению родных языков можно получить и за пределами округа, например, в РГПУ им. А.И. Герцена по целевому обучению. Сейчас там обучаются 24 студента из числа коренных малочисленных народов Югры по направлениям подготовки в области родного языка, литературы и культуры. В этом году с 1 сентября при Сургутском государственном педагогическом университете откроется направление подготовки двухпрофильного бакалавриата «Русский язык и родной язык» (хантыйский, мансийский) на 10 бюджетных мест. Там же выделено пять пробных мест по педагогическому и технологическому образованию «Учитель технологии с родным языком».
В конце прошлого года для большего привлечения молодёжи к изучению родных языков, литературы и культуры были внесены изменения в положение о поддержке студентов из числа коренных малочисленных народов Севера.
Из Санкт-Петербурга председатель Межрегионального общественного движения «Ассоциация преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» Светлана Чернышова поделилась опытом работы, которая ведётся в разных регионах в плане сохранения и развития родных языков и литературы. Проведение ими разного уровня форумов, круглых столов, этнодиктантов являются показателем эффективности конструктивного сотрудничества с региональными и федеральными властями, научными образовательными и общественными организациями. Также она отметила, что международное десятилетие языков коренных народов мира позволяет консолидировать и объединить усилия для достижения определённых положительных результатов, чтобы обеспечить жизнеспособность и устойчивость наших языков и традиционных знаний в современных условиях. Так проводится большая работа по цифровизации всего собранного наследия по родным языкам и литературе.
Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела обско-угорских литератур Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, доктор педагогических наук Александр Семёнов выступил с докладом о знаковой структуре художественного текста хантыйской литературы как основа освоения смыслового ядра. По произведениям хантыйских писателей Е. Айпина, В. Волдина, В. Мазина, Р. Ругина, Ю. Наковой провёл анализ художественных текстов, проникновения в его образный мир.
Затем Александр Николаевич пригласил участников на экспертную сессию «Эффективные педагогические технологии и практики». О своих педагогических наработках, технологических приёмах рассказали Майя Макарова и Валентина Соловар из Ханты-Мансийска, преподаватели, учёные из Нижневартовска, Сургута и республики Марий Эл. Елена Фризоргер из Саранпауля рассказала об использовании дидактических игр в изучении мансийского языка: опыт детского этнического стойбища «Мань Ускве».
Опытом педагогического мастерства поделилась Лариса Карпенко, учитель мансийского языка и литературы Нижненарыкарской средней общеобразовательной школы. Она победитель окружного конкурса на звание лучшего педагога в сфере сохранения родных языков КМНС «Оберегаемое слово предков» в 2023 году в номинации «Педагогические инновации». А также Лидия Рандымова, победитель окружного конкурса на звание лучшего педагога в сфере сохранения родных языков в номинации «Педагогический талант». Она работает воспитателем дошкольных групп в с. Казым Белоярского района.
Организаторами мероприятия был проведён также круглый стол «Педагогическая мастерская учителя родного языка и литературы» и презентация «Образовательное путешествие». В завершении всем участникам Форума вручили сертификаты, и была принята резолюция.
Тамара МЕРОВА