- Хантыйский
- Русский
Тунты эвӑӆт онтуп вєрты вәнӆтыӆӑс
Тәняӆ ӆўӊ «Увӑс хоттєӆ ёх онтуп» нємпи вәйтантупсыя ӑнтә тәп Югра мўв шўкщӑты ёх, пиӆ округев эвӑӆт ищи йис вєрӑт тәса вәты хуятӑт юхтыйӆсӑт. Щиты Ёмвошн «Торум Маа» кәрт кӑрӑщ вәнт пайн нӆкєм хӑтӆ мӑр вєрӑӊ ёх онтупӑт па па пурмӑсӑт йис щирн вєрсӑт.
Шуши нєӊӑт-хәйт кўтн имухты хурамӑӊ вусты рнасн онтуп ёнтман хӑнты нє шиваӆӑсум – щит Роза Тимофеевна Накова.
Тӑм хурасӑӊ хӑнты нє Ямал мўв Пуӆӊавӑт вошн хоттєӆ ёхӆаӆ пиӆа вәӆ па ӆўв саттэӆа вєр тәӆ. Иӆӑтн Москва хон вошн «Сокровища Севера» вән тынєсты хӑрн па арӑң-якӑң вантупсыйн вәӆмаӆн хәӆсӑӆэ, хуты ӆўӊ пурайн Ёмвошн онтуп вєрты вәнӆтӑты хӑр ӆэщӑтӆы. Юхи юхӑтмаӆн имухты ӑктӑщты питӑс, вантэ, Пуӆӊавӑт вош пўӊӑӆн вәӆты увӑс хӑнтэт тунты онтуп ӑн вєрӆӑт.
- Мўӊ мўвевн иса хӑӊ онтупӑт вєрӆайт, тунты онтуп нюр ӑнтәм.
Щи онтупӑт наӊк х, хәӆ х, сўмӑт х эвӑӆт вәӆӆӑт. Мўӊ, вантэ, ищки мўв хўват касӑӆман ӊхты ёх. х эвӑӆт вєрум онтуп такшӑк.
Сєма питты пурайн няврєма ай сән вєрӆа, вет хӑтӆ мӑнӆ, пўкӑн йирӆа. Сәные вәнта тәӆа, еӆӆы пушхие х онтупн єнмӑӆ. Ма апщиӆам хуща х онтуп тӑм хӑтӆ вәнта вәӆ. Ӆыв няврємӆаӆ щӑта щи тӑйӆӑӆаӆ, – лупӆ хӑнты нє.
Роза Тимофеевна юрн хотн сєма питӑс, єнмӑс, айтєӆн ӑӊкеӆ-ащеӆ пиӆа касӑӆман ӊхӑс. Интӑм яйӆаӆ, апщиӆаӆ хуӆна юрн хотн касӑӆман вўӆы тащӆаӆ ӆавӑӆӆӑт. Икеӆ – Егор Наков – Ӆорвош район Питӆор кәрт эвӑӆт вәӆты хӑнты хә. Ищиты йис вєрӑт ма вәӆ. х эвӑӆт ащеӆ вєрум пурмӑсӆаӆ тәса вєрӆ: ӆыйт, хўв анӑт, әхӆӑт, юрн хотн тӑйты пӑсанӑт па муй иса катра щирн шак-пака вєрӆ.
2013-мит оӆ вўш эвӑӆт Роза Накова Ямал мўв «Центр развития внешних связей» ӆўв саттэӆа вєр тәты питӑс.
Щиты айкємн Егор пиӆыеӆ пиӆа шуши мир йис вєрӑт еӆӆы тәӆӆӑӊӑн. Ванӆтупсэтн, вәйтантупсэтн, мӑӊхӑтӆӑтн вўӆы юрн хот омӑсӆӑӊӑн, вєрум пурмӑсӆаӆ ванӆтӑӆӊӑн па тыныӆӑӊӑн. х эвӑӆт арсыр катра пурмӑсӑт вєрты щир пийн Егор Наков хурӑт хӑншты вєр ма тӑйӆ. Щиты х эвӑӆт ӆый вєрман пурайн ӆый вуса вой-хўӆ хурӑт кєшийн нюхӑрӆ. Вєра хурамӑӊа кӑӆ. Хўв анӆаӆ, еӊта анӆаӆ ищи арсыр щирн эвтыйӆ, итәх щосн вой хурӑт щив вєрӆ.
- Рәпатамн кӑмн еӆ па хон пєлӑк мўвӑта Германия, Голландия па па тӑхета ӊхӆум. Щӑӆта «Ремёслайт хота» ищи вохӆаюв, щӑта ванӆтупсэт па мастер-классӑт вєрӆумн. Тӑм ванӑн ванӆтӑсум, хутыса нюки вєрӆа, муй щирн нюӆы нюӆитӆа, ӆәӆн нюки вайт ӑн шакийӆсӑт. Нюӆ – щит вўрты вущӆӑх. Щи вўрты вущӆӑхн сух хуща тәха щив нєрӆа, ӆәӆн нюки вайт хўвшӑк ат тӑйсыйт, – рәпата оӆӑӊӑн путӑртӑӆ Роза Накова.
Арсыр па хон пєлӑк мўвӑт учёной ёха шуши мир культураев вєра әмӑщ. Роза Накова хуща ищи мойӊ хуятӑт юхтыйӆӆӑт. Щиты па хон пєлӑк Англия мўв хә катра щирн вәӆты хотӑт оӆӑӊӑн шєӊк ӆӑӊхас уша павӑтты. Тӑмхӑтӆ юрн хотӑт вәӆӆӑт муй ӑнтә? Муй щирн щи хотӑтн вәӆты, тӑм пурайн щи хотӑт вєрӆайт муй ӑнтә? Хўв муй ван тӑйӆайт? Апрӑӊ хӑнты нє ванӆтӑс, ин вәнта яйӆаӆ, апщиӆаӆ хуӆна юрн хотн Кев мўв пєӆа вўӆы тащ пиӆа касӑӆӆӑт. Тәп ин вәӆупсыйн тунты юрн хот ӑн тӑйӆы – пӑрщӑӊ хот нух омӑсӆы.
Айӆат пураеӆ оӆӑӊӑн Роза Тимофеевна лупӑс, хуты катра йисн ащеӆн-ӑӊкеӆн ӆыв тунты хотн єнмӑӆсайт. Ӆўӊ пурайн – тунты хот, тӑӆн – нюки хотн ӊхӆӑт. Англичанин хәя щикєм әмӑщ, хуты Ямал па Югра мўвӊӑнӑн катра вєрӑт, юрн хотӑт хуӆна вәӆӆӑт па ёх касӑӆман ӊхӆӑт. Ин вәнта юрн хот – щит ай пура вәӆупсы уй! Сорум нюхи, ӆант йиӊк, потум нюхи, няр нюхи єпӆӑӊ ӆєтут па иса мўвӑтн ӑнтәм.
Егор па Роза Наковӊӑн хәӆум няврєм єнмӑӆӆӑӊӑн. Няврємӆаӆ ищи шўкщӑты вєр ма тәты хошӆӑт. Пухӆ ащеӆ пиӆа хўв анӑт вєрӆ, эвеӊӑн ӑӊкисӑӊӑн ёнтӑсты омӑсӆӑӊӑн. Вантэ, итәх пурайн ай пурмӑс ар мосӆ, 50-100-кєм пурмӑс иха вєрты кєншӑк.
- Тунты онтуп ёнтты мӑнєм әмӑщ. Интӑм ма вантсєм, хуты йис щирн катра хӑнтэт тунты онтупӑт ёнтсӑт. Уша вєрсєм, онтуп мўв ӆєрн па ёнтӆа, хӑншийн пунӆы. Ма нәмӑсӆум, ма тывӆ. Вантэ, йис вєрӑт ма ӑӊкєм хуща вантыйӆсум, муй щирн ӆўв вєриӆӑс, иса нәмӆєм, ищи щирн интӑм вєрӆум. Щит пӑта тӑм ӆавӑрт вєр ӑнтә, рәт мўвєма юхӑтӆум и тӑмӑщ онтуп вєрӆум, – хурамӑӊ вусты рнӑсн юрӑӊа омӑсман хӑнты нє лупӑс.
Путӑр хӑншӑс:
Ирина Самсонова
Впервые изготовила берестяную люльку
Минувшим летом в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа», одна из экспозиций которого расположена на живописном холме, прошёл XXI научно-практический семинар по изготовлению традиционных детских колыбелей-люлек обских угров.
В числе югорских историков и этнографов, культурологов и искусствоведов, педагогов и научных сотрудников окружных музеев, мастеров декоративно-прикладного искусства северных народов в семинаре приняла участие и представительница Ямала, ханты по национальности, Роза Тимофеевна Накова. Своей горделивой осанкой Роза Тимофеевна сразу выделялась на фоне других мастериц.
Роза Накова приехала из столицы Ямало-Ненецкого автономного округа – города Салехарда. Является руководителем и художником-декоратором Центра развития внешних связей. Побывав однажды на выставке-ярмарке «Сокровища Севера» в городе Москве, познакомилась и приобрела новых друзей из Югры, а позже узнала и о семинаре-практикуме по изготовлению берестяных изделий. Поскольку мастерица большее предпочтение отдаёт работе с мехом, то не сразу решилась принять участие в мастер-классе по работе с берестой.
«Занимаясь предпринимательской деятельностью, я изготавливала маленькие туески, но это все было на любительском уровне, а мне всегда хотелось встретиться с настоящими мастерами, знатоками своего дела, ведь любая работа всегда имеет свои секреты.
На севере Ямала детских берестяных люлек нет. Мои родители были оленеводами, поэтому мое детство прошло в кочующей семье. У нас люльки деревянные, изготавливаются из лиственницы, в нашей семье до сих пор используются такие люльки.
Берестяная люлька в наших условиях непрактична. Сначала изготовляют сун – берестяную люльку, в которой ребёнок находится до пяти дней, т.е. до той поры, пока не отпадёт пупочек. Затем малыша переводят на деревянную люльку. Люлька «Сун» уносится в лес, вешается на дерево и остаётся там навсегда, т.е. такое разовое использование. Каждый раз для новорождённого делается новая берестяная люлька «Сун».
В традиционных условиях жизни деревянную и берестяную люльки изготавливает мужчина. Он делает её надолго, на весь род и передается аж до самого младшему ребёнка», – рассказывает ямальская мастерица.
Роза Тимофеевна родом с Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Родители Тимофей Егорович и Дарья Николаевна Серасховы – потомственные оленеводы, вели кочевой образ жизни. Семья Серасховых – многодетная, вырастили 11 детей, троих, к сожалению, не стало.
Роза Тимофеевна делится воспоминаниями: «Старшему брату 53 года, мне 45 лет. Остальные братья и сестры младше нас. Они все живут на нашей родине. Сестра Маина Тимофеевна Серасхова является одним из лучших психологов города Салехарда. Братья работают в сфере ЖКХ, в свободное время изготавливают традиционные нарты, лыжи, т.е. все необходимые предметы для хозяйственной деятельности северянина. Старший брат изготовливает на заказ вёсла, нарты, пропагандирует нашу культуру. Наш отец Тимофей Егорович был настоящим мастером, и, конечно, мы – дети – переняли всё от него. С младых ногтей впитали мастерство, если даже никогда не делали, но, принявшись за дело, всё сразу вспоминалось и получалось. Лет в пять я уже хорошо держала иголку с наперстком, и, конечно, первая моя работа – хантыйская кукла-акань».
По словам мастерицы, она целенаправленно и сознательно стала заниматься декоративно-прикладным искусством с 2009 года. В 2010 году побывав в Москве на выставке-ярмарке «Сокровища Севера», получила такое вдохновение, что по приезду домой стала с ещё большей энергией работать, из-под её рук выходило в разы больше сувениров. Стали поступать и хорошие заказы. Сувенирную продукцию Наковы изготавливают всей семьей, сын, как и отец, делает традиционные удлинённые деревянные блюда – хув ан, дочери вместе с мамой шьют сувенирную продукцию. «Порой в короткие сроки нужно изготовить 50-100 экземпляров, наши дети приучены к труду с детства. Ведь на фестивальных мероприятиях людям гораздо приятнее получить в подарок что-то свое, традиционное», – рассказывает моя собеседница.
«Кем я мечтала стать? Наверное, я думала, что стану мастерицей, всегда привлекало оформительское и дизайнерское искусство. Окончив школу, я поступила на швею, училась в городе Лабытнанги. Там и познакомилась с будущим мужем Егором Наковым. Мой муж – творческий человек, умеет хорошо рисовать, изготавливает из дерева различную традиционную утварь: посуду из дерева, сувенирную продукцию. Кроме того, мы участвуем в различных выездных мероприятиях, нас везде приглашают. У нас есть несколько маленьких переносных маленьких чумов, которые мы используем в качестве экспозиций на разных мероприятиях», – рассказывает Роза Накова.
У семьи Наковых есть и свои друзья, туристы из других стран. К примеру, англичанин, изучающий различные строения северных народов. Именно он отметил, что из всех северных строений хантыйское – самое практичное. Ведь в этом кругу есть все: где помолиться, где приготовить еду, где отдохнуть и где поспать. Сравнивая африканское жилье из листьев с северным чумом, он пришел в восторг. Листья африканского жилища высыхают, а берестяной чум северянина устойчив и практичен во всём.
Иностранцам очень интересна культура народа ханты, она жива и сегодня.
«Я была в Голландии и представляла там свои сувениры. Люди были удивлены, мол, оказывается, вы до сегодняшних дней можете так жить и воспитывать детей в таких условиях, и ваши родители до сих пор живут в чумах», – передавая эмоции иностранцев, рассказывает Роза Тимофеевна.
Подобно человеку, выросшему в традиционных условиях жизни, Роза Тимофеевна любит ходить в лес, собирать ягоды, непременно ездить с мужем Егором на летнюю и зимнюю рыбалку. Ведь человек, живущий в традиции, чтит прошлое, настоящее, видит будущее.
Ирина Самсонова