- Хантыйский
- Русский
Йис вєрӑт нух эрамтыйт
Новый взгляд на ритулизм медвежьего культа в Северном регионе
Так называлась международная научно-практическая конференция, которая прошла в окружной столице 24-26 июня.Участников форума поприветствовал председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера окружной думы Еремей Айпин. В своём приветственном слове он вспомнил известных исполнителей Медвежьих игрищ у восточных ханты, в частности исполнителя с реки Аган – Айпина Ефима Андреевича, Покачева Василия Григорьевича. На сегодня, к счастью, сохранились песни в их исполнении, которые требуют расшифровки. По словам Еремея Даниловича, в Сургутском и Нижневартовском районе в последний раз Медвежьи игрища проводились в 70-ые годы прошлого столетия, главными исполнителями были Сопочин Иван Степанович с реки Тромаган и Купландеев Пётр Кириллович, на сегодня остались записи с их песнями. На этот праздник приезжал Леннарт Мери – эстонский журналист, писатель, кинорежиссёр, президент Эстонии, возглавлявший страну в 1992-2001 годы. В завершении Е.Д. Айпин отметил:
- В течение двух дней работы конференции мы вспомним поимённо всех, кто связан с этим уникальным праздником. Желаю и дальше донести до мирового сообщества уникальный праздник обских угров Медвежьи игрища.
Депутат окружной думы Надежда Алексеева в своём выступлении поделилась информацией о том, как в 2003 году в ЮНЕСКО была принята «Конвенция об охране нематериального культурного наследия», в 2006 году она вступила в силу и была ратифицирована. Из 90 принятых шедевров мира, 2 – шедевры из России – это культура семейских республик Бурятии в 2001 году и народный эпос оланхо республики Якутия в 2005 году. Югра также включилась в этот процесс, в 2004 году было принято распоряжение правительства о подготовке досье для выдвижения традиционного обряда коренных малочисленных народов Югры Медвежьего игрища для присвоения статуса нематериального наследия человечества. К сожалению, со вступления в силу в 2006 году Конвенции ЮНЕСКО, изменился механизм принятия шедевров культурного наследия, поэтому эта работа была приостановлена на годы. Кроме того, досье не было подкреплено финансово, поэтому и не получилось включить этот праздник в мировую копилку шедевров. Но эта работа подтолкнула к принятию закона «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
По словам Н.Г. Алексеевой, сегодня Медвежьи игрища сохранились у восточных ханты, северных ханты и манси, при этом у восточных ханты самая катастрофическая ситуация – остался всего один исполнитель, не расшифрованы песни с этого праздника.
- Сегодня одним из итогов работы нашей конференции должно стать – подача заявки на присвоение международного статуса шедевру обских угров Медвежьим игрищам в правительство Югры, чтобы они номинировали заявку в комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Сегодня О.А. Кравченко включила в Реестр нематериального культурного наследия округа Казымский медвежий праздник. Кроме этого, хотелось бы учредить несколько проектов: «Мастер и ученик», создание локальных, региональных архивов фольклорно-этнографических материалов, связанных с проведением Медвежьих игрищ, а также проект «Корпусная лингвистика», включающая в себя работу по расшифровке песен, исполняющихся во время проведения Медвежьих игрищ, - в заключении отметила Н.Г. Алексеева.
Хантыйский учёный-историк Т.А. Молданова выступила с докладом «Из истории возрождения хантыйских медвежьих игрищ». По словам Татьяны Александровны, Медвежьи игрища необходимо проводить локально, т.к. некогда опыт проведения подобного праздника с представителями ханты с разных территорий округа не имел успеха. Сегодня Медвежьи игрища сохранились на Казыме во многом благодаря тому, что расшифрован значительный фольклорный материал, а также благодаря работе воспитателей этностойбища «Нумсанг ёх», которые приглашают знатоков этого праздника, тем самым приобщают подрастающее поколение к этому празднику. В настоящее время на Казыме осталось всего два исполнителя этого праздника, это Ерныхов Андрей Александрович и Молданов Тимофей Алексеевич. Знаток Медвежьего игрища Тарлин Семён Егорович уже по возрасту уже не принимает участие в этом празднике.
По словам мансийского учёного-историка Поповой Светланы Алексеевны, на сегодня у манси не осталось исполнителей медвежьих песен. В последних Медвежьих игрищах из всего цикла песен только на двух из них исполнялась «Песня пробуждения зверя», на р. Лепля эту песню исполнял Хозумов Николай Иванович, а в д. Кимкъясуй – Вадичупов Василий Семёнович. Светлана Алексеевна внесла следующие предложения: опубликовать тексты Арттури Каннисто, подумать об особом статусе охотников, которые добывают медведя, без них не было бы этого уникального праздника обских угров.
В рамках конференции была представлена фотовыставка "Медвежьи игрища, 1988 г." из оцифрованных материалов фондов автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Творческое объединение "Культура". Автором фотографий данной экспозиции является Аркадий Михалёв.
Людмила Спирякова