- Хантыйский
- Русский
Иис вєрӑт сӑмӑңа тӑйӑэ
Сәрхан воша «Соцветие» нємпи фестиваля яңхмємн ма катра пурмӑсӑт авӑты хотн рәпитты нє Анна Батоевна Сайнакова пиа вәтаңа йисум. ўв Якутия мўв эвӑт, тәп мўң хӑнты культураев сӑмӑңа тӑй.
Анна Вилюй юхан хонӑңӑн вәты Вилюйск вошн сєма питӑс. ўв якут мир Ананинӑт рәт эвӑт йи, щи тумпи ӑңке — бурят нє. Анна якутской ясӑң яма тӑй. Ӑшкола етшуптума юпийн Санкт-Петербург воша мӑнӑс па А.И. Герцена нємпи университет хуща вәты Увӑс мирӑт институт хуща культуролога вәнтыйты питӑс. Тӑта Руслан Сайнаков ике пиа вәтаңа йис. ўв Югра мўвев, Аган кәрт эвӑт вә. ўв аще — юрн, ӑңке — хӑнты па вухаь нєңие. Айтєн хӑнты ясӑңӑн яма путӑртӑс. Щирн ин Анная итәх пурайн муты хӑнты ясӑң эвӑт рўщ ясӑңа тулмащтӑты нёт.
Айат кӑтңӑн Сәрхан воша касӑсӑңӑн. Руслан Сәрхан район администрация хотн рәпитты питӑс. Анна еы Сәрхан педагогической университетн ай няврємӑт пиа рәпитты вәнтыӑс. Тәп вәупсэ хўват ўвеа мєт әмӑщ — щит хӑнты мир вәупсы эрамтты. Анна щиты лупӑс: «Сәрхан воша юхӑтмємн ма имухты «Югра ыңуптӑты» тӑхия уңсум. Ма щӑта шуши мир емӑңхӑтӑт эщӑтты нётсум. Ольга Стародубова әйңєм пиа ванкўты вўт кәртӑт хўват яңхӆумн. Хӑнты вәупсы оӑңӑн уша вєрўмн па арсыр вєрӑта вәнтыйумн. Щӑта музей хуща вошӑң мир щи вєрӑта вәнтӑумн».
Хӑнты мир вәупсы эрамтман Анна рәт мирӑ вәупсы ищи ванӑн тӑй. ўв ясңӑ щирн, Сәрхӑн вошн якутӑт ищи вәӑт. ыв ванкўты емӑңхӑтӑт пурайн ияха ӑктӑщийӑт па вошӑң мир епийн ариӑт, якӑт, тынєсты хӑрӑтн арсыр хурамӑң пурмӑсӑт, пуркайт тыныӑт. Итәх пурайн Анна Батоевна ищи якут мир әмӑтсухӑт әмӑт па хамусн (щит тумран иты карты нарӑсты ут) юнтӑ. ўв щи карты нарӑсты ут павӑтӑты вәнтыӑс, тәп уша йис, хуты щит шєңк авӑрт рәпата. Ипўш «Торум Маа» нємпи катра пурмӑсӑт авӑты тӑхи ёх тумран вєрты вәнтӑты хӑр эщӑтсӑт, Анна ищи Ёмвоша юхтыӑс па вәнтыӑс. Ин тумран вєр па тыный. «Ма йис щирн ӑн вєрум, щит пӑта, вантэ, каврум йиңк па кєши мос. Сыры ўв каврум йиңка єсӑты мос, щӑта кєшийн нюхӑрты. Ма йиуп щирн станок хуща вєрум, щиты сора па кєншӑк. Ин ма тумран тӑйты ёха лупты ӑңхаум, ән тумран ёах тӑхийн тӑйты мос. Вантэ, щиты хўв мӑр тӑйты питӑты па сыяңа сащты пит», — вєрӑң нє лупӑс.
Сәрхан катра пурмӑсӑт тӑйты хотн Анна Батоевна хӑнты мир әмӑтсухӑт, вой сух тӑнӑты, ёнтты, тыйты па сэвты вєрӑт оӑңӑн уша вєр, эрамтӑ. ўв йис вәупсы оӑңӑн нєпекӑт хӑншӑ. Щи тумпи арсыр вәнтӑты хӑрӑта, вантупсэта эщатый.
Анна кӑт няврєм тӑй. Ма иньщӑссєм, нӑң няврємңӑӑна увӑс мирӑт вәупсы оӑңӑн әмӑщ вәты? Юхы ўв лупӑс: «Па муй. Вантэ, ын вәңӑн, хуты ыв якут, бурят, юрн, хӑнты па вухаь мирӑт эвӑт. ынана шєңк әмӑщ. Итәх пурайн ма рәпатаем щирн итәх вєрӑт юн вєрум, ын вантӑңӑн, иньщӑсӑңӑн».
Анна Батоевна «Соцветие» нємпи емӑңхӑтӑн ияха рәпитум ёх пиа вошӑң няврємӑт арсыр хӑнты аканят вєрты вәнтӑс. Щи аканят хәнты «Нӛрум ёх» хӑнты рәт вєрсӑт. Ар о ыв хущеа хӑнты ими Ольга Ивановна Щербакова (Сопочина) рәпитӑс, ўв «Нӛрум ёх» рәт эвӑт вәс. ўв музей рәпатнекӑт щи вєра вәнтӑс. О.И. Щербакова рәпитум оа мӑр арсыр аканят вєрӑс, кашӑң ут оӑңӑн моньщ тӑйс. Еы щи моньщӑт ияха ӑкӑтсыйт па киникайт єсӑсыйт. Щи нєпекӑт музейн па сайт хуща вәты рӑх. «Ольга Ивановна Щербакова ӑнтәма йис, тәп ўв вєрум аканьа вантўв па нәмӑўв. Акань-воньщум, аканьюх па па сыр-сыр аканят. Интӑм няврємӑт хоттє ёх вєрӑт — щит ӑңки, ащи, аңкаңки, щащи, аңщащи, щатьщащи, няврємӑт. Итәх эвет-пухӑт нохӑр, щӑшкан эвӑт аканят вєрӑт. Тӑм вәнтӑты хӑр мўң Ольга Ивановна Щербакова шәңӑт нәмты щира эщӑтўв. Няврємӑт вєрум аканьа пиа юхи мӑнӑт. Вантаты, хутыса амтӑңа ыв юхи шәшӑт», — юхи хӑщум артӑн Ольга Батоевна Сайнакова лупӑс.
Ма тӑм па мир эвӑт вәты имия вән пәмащипа лупты ӑңхаум, вантэ, ўв мўң хӑнты па вухаь мирңӑн вәупсы авӑӑэ па еы тәэ.
Мне интересна хантыйская культура
Будучи в Сургуте на фестивале «Соцветие», мне посчастливилось познакомиться с научным сотрудником Сургутского краеведческого музея Анной Батоевной Сайнаковой. Родом она из Якутии, но большую часть своей жизни посвятила исследованию хантыйской культуры.
Анна родилась в якутском городе Вилюйске, что стоит на реке Вилюй, происходит из рода Ананиных, как она говорит, у неё есть и бурятские корни. Анна хорошо знает якутский язык и культуру. По окончании школы поступила в Институт народов Севера Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена на культуролога. Здесь она и познакомилась со своим мужем Русланом Сайнаковым, уроженцем нашего округа. Родом он из посёлка Агана Нижневартовского района. Его отец – ненец, мать – ханты и манси. В детстве Руслан прекрасно знал хантыйский язык, он и является помощником Анны в переводе с хантыйского языка на русский тех или иных слов и терминов. Молодые переехали в город Сургут, Руслан устроился на работу в администрацию Сургутского района, Анна перевелась в Сургутский государственный педагогический университет на факультет дошкольного воспитания, но свою жизнь связала с изучением культуры обских угров. Вот что она рассказывает: «С переездом в Сургут, сразу же вступила в ряды сургутского отделения общественной организации «Спасение Югры». По этой линии приходилось заниматься хантыйской культурой. Так и втянулась. С коллегой по работе и общественной линии Ольгой Стародубовой часто выезжаем в научно-полевые экспедиции, занимаемся изучением и пропагандой культуры сургутских ханты. Учимся традиционным ремёслам, а затем для всех желающих на базе музея проводим обучающие мастер-классы».
При этом Анна не забывает и о своих корнях. По её словам, в Сургуте живёт и работает довольно много якутов, которые занимаются пропагандой культуры этого тюркского народа. Иногда на праздниках Анна Батоевна предстаёт перед зрителями в якутском костюме, исполняет традиционные мелодии на музыкальном инструменте – хамусе. Она и сама пробовала его ковать, но поняла, что это чисто мужское занятие. На одном из мастер-классов, который проводил этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», Анна научилась изготовлению из кости хантыйского музыкального инструмента – тумрана. Сегодня она делает его на заказ и продажу. «Я делаю тумран не по традиционной технологии, при которой нужна горячая вода и нож, а вытачиваю кость на станке, это гораздо быстрее. При этом хочу напомнить о правильном хранении этого музыкального инструмента, поскольку от этого зависит его долговечность и звучание», – отметила мастерица.
В Сургутском краеведческом музее Анна Батоевна занимается изучением традиционной одежды народа ханты, а также исследованием ремёсел – технологии выделки кожи, меха, шитья, плетения. Она является хранителем части коллекции по этнографии. Занимается описанием экспонатов, организацией различных мастер-классов, выставок.
Анна – мать двоих детей. На мой вопрос, проявляют ли дети интерес к культуре, она ответила: «Они знают о своём многонациональном происхождении, всегда интересуются культурой. А иначе и быть не может, ведь иногда что-то по своей работе мне приходится делать дома, они это видят, всегда спрашивают, интересуются».
Анна Батоевна во время фестиваля «Соцветие» со своими коллегами проводила мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы. Её когда-то делали нёрумъях ‘люди, живущие на болоте’. Сотрудников музея этому обучила Ольга Ивановна Щербакова (Сопочина), которой, к сожалению, несколько лет назад не стало. Она относилась к этому роду. За время своей работы в музее О.И. Щербакова сделала большое количество кукол, про каждую из которых рассказала историю. По этим историям была выпущена целая серия книг, которые хранятся в музее. Они также есть и на сайте Сургутского краеведческого музея. «Её нет с нами, а память о ней в виде кукол осталась. Куклы-ягоды, куклы-деревья и т.д., они очень интересные, как будто декорации к одушевлённой природе. Вот сейчас дети делают целую семью – хозяина, хозяйку, бабушку, дедушку, детей и т.д. Делают кукол из шишек, из ткани. У ребёнка появится целая семья. Эти мастер-классы мы проводим в память об Ольге Ивановне Щербаковой. Домой дети уходят уже со своими куклами. Видели бы вы, какие они счастливые», – подытожила наш разговор Анна Батоевна Сайнакова.
Хочется выразить благодарность Анне, которая является представительницей других народов, но так бережно сохраняет нашу хантыйскую культуру.