Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ЛОНГОРТОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Мойң хуятӑт вўт кәртўва яңхсӑт
  • Кӑсупсы оӑңӑн ай павӑтсы

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Пенсияя питты оӑт нух єӑтты оӑңӑн
  • Шуши мир вәупсы артаӑты щирӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ваньщавӑт кәртӑн хў вепӑсӑты ёх хӑт постӑсы
  • Тэк куртэв 65 тӑа йис
  • Мотышевӑт рәт оӑңӑн

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хурамӑң путрӑтн хӑншум пӑнтӑ
  • Иис вєрӑт сӑмӑңа тӑйӑэ
  • Тромаган кәртӑн ай хопӑң кӑсупсэт мӑнсӑт
  • Ай пурай оӑңӑн нәмӑмӑс
  • Хурамӑң пурмӑсӑт вєрты хә

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Мари мўва мойңа яңхсумн

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Учёной хә хӑнты мир эвӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)

Вы здесь

Главная » Иис вєрӑт сӑмӑңа тӑйӑэ
Хӑнты пурмӑсӑт вєрты вәнӆтӑӆӑт
Хӑнты пурмӑсӑт вєрты вәнӆтӑӆӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Иис вєрӑт сӑмӑңа тӑйӑэ

Сәрхан воша «Соцветие» нємпи фестиваля яңхмємн ма катра пурмӑсӑт авӑты хотн рәпитты нє Анна Батоевна Сайнакова пиа вәтаңа йисум. ўв Якутия мўв эвӑт, тәп мўң хӑнты культураев сӑмӑңа тӑй.

Анна Вилюй юхан хонӑңӑн вәты Вилюйск вошн сєма питӑс. ўв якут мир Ананинӑт рәт эвӑт йи, щи тумпи ӑңке — бурят нє. Анна якутской ясӑң яма тӑй. Ӑшкола етшуптума юпийн Санкт-Петербург воша мӑнӑс па А.И. Герцена нємпи университет хуща вәты Увӑс мирӑт институт хуща культуролога вәнтыйты питӑс. Тӑта Руслан Сайнаков ике пиа вәтаңа йис. ўв Югра мўвев, Аган кәрт эвӑт вә. ўв аще — юрн, ӑңке — хӑнты па вухаь нєңие. Айтєн хӑнты ясӑңӑн яма путӑртӑс. Щирн ин Анная итәх пурайн муты хӑнты ясӑң эвӑт рўщ ясӑңа тулмащтӑты нёт.
Айат кӑтңӑн Сәрхан воша касӑсӑңӑн. Руслан Сәрхан район администрация хотн рәпитты питӑс. Анна еы Сәрхан педагогической университетн ай няврємӑт пиа рәпитты вәнтыӑс. Тәп вәупсэ хўват ўвеа мєт әмӑщ — щит хӑнты мир вәупсы эрамтты. Анна щиты лупӑс: «Сәрхан воша юхӑтмємн ма имухты «Югра ыңуптӑты» тӑхия уңсум. Ма щӑта шуши мир емӑңхӑтӑт эщӑтты нётсум. Ольга Стародубова әйңєм пиа ванкўты вўт кәртӑт хўват яңхӆумн. Хӑнты вәупсы оӑңӑн уша вєрўмн па арсыр вєрӑта вәнтыйумн. Щӑта музей хуща вошӑң мир щи вєрӑта вәнтӑумн».
Хӑнты мир вәупсы эрамтман Анна рәт мирӑ вәупсы ищи ванӑн тӑй. ўв ясңӑ щирн, Сәрхӑн вошн якутӑт ищи вәӑт. ыв ванкўты емӑңхӑтӑт пурайн ияха ӑктӑщийӑт па вошӑң мир епийн ариӑт, якӑт, тынєсты хӑрӑтн арсыр хурамӑң пурмӑсӑт, пуркайт тыныӑт. Итәх пурайн Анна Батоевна ищи якут мир әмӑтсухӑт әмӑт па хамусн (щит тумран иты карты нарӑсты ут) юнтӑ. ўв щи карты нарӑсты ут павӑтӑты вәнтыӑс, тәп уша йис, хуты щит шєңк авӑрт рәпата. Ипўш «Торум Маа» нємпи катра пурмӑсӑт авӑты тӑхи ёх тумран вєрты вәнтӑты хӑр эщӑтсӑт, Анна ищи Ёмвоша юхтыӑс па вәнтыӑс. Ин тумран вєр па тыный. «Ма йис щирн ӑн вєрум, щит пӑта, вантэ, каврум йиңк па кєши мос. Сыры ўв каврум йиңка єсӑты мос, щӑта кєшийн нюхӑрты. Ма йиуп щирн станок хуща вєрум, щиты сора па кєншӑк. Ин ма тумран тӑйты ёха лупты ӑңхаум, ән тумран ёах тӑхийн тӑйты мос. Вантэ, щиты хўв мӑр тӑйты питӑты па сыяңа сащты пит», — вєрӑң нє лупӑс.
Сәрхан катра пурмӑсӑт тӑйты хотн Анна Батоевна хӑнты мир әмӑтсухӑт, вой сух тӑнӑты, ёнтты, тыйты па сэвты вєрӑт оӑңӑн уша вєр, эрамтӑ. ўв йис вәупсы оӑңӑн нєпекӑт хӑншӑ. Щи тумпи арсыр вәнтӑты хӑрӑта, вантупсэта эщатый.
Анна кӑт няврєм тӑй. Ма иньщӑссєм, нӑң няврємңӑӑна увӑс мирӑт вәупсы оӑңӑн әмӑщ вәты? Юхы ўв лупӑс: «Па муй. Вантэ, ын вәңӑн, хуты ыв якут, бурят, юрн, хӑнты па вухаь мирӑт эвӑт. ынана шєңк әмӑщ. Итәх пурайн ма рәпатаем щирн итәх вєрӑт юн вєрум, ын вантӑңӑн, иньщӑсӑңӑн».
Анна Батоевна «Соцветие» нємпи емӑңхӑтӑн ияха рәпитум ёх пиа вошӑң няврємӑт арсыр хӑнты аканят вєрты вәнтӑс. Щи аканят хәнты «Нӛрум ёх» хӑнты рәт вєрсӑт. Ар о ыв хущеа хӑнты ими Ольга Ивановна Щербакова (Сопочина) рәпитӑс, ўв «Нӛрум ёх» рәт эвӑт вәс. ўв музей рәпатнекӑт щи вєра вәнтӑс. О.И. Щербакова рәпитум оа мӑр арсыр аканят вєрӑс, кашӑң ут оӑңӑн моньщ тӑйс. Еы щи моньщӑт ияха ӑкӑтсыйт па киникайт єсӑсыйт. Щи нєпекӑт музейн па сайт хуща вәты рӑх. «Ольга Ивановна Щербакова ӑнтәма йис, тәп ўв вєрум аканьа вантўв па нәмӑўв. Акань-воньщум, аканьюх па па сыр-сыр аканят. Интӑм няврємӑт хоттє ёх вєрӑт — щит ӑңки, ащи, аңкаңки, щащи, аңщащи, щатьщащи, няврємӑт. Итәх эвет-пухӑт нохӑр, щӑшкан эвӑт аканят вєрӑт. Тӑм вәнтӑты хӑр мўң Ольга Ивановна Щербакова шәңӑт нәмты щира эщӑтўв. Няврємӑт вєрум аканьа пиа юхи мӑнӑт. Вантаты, хутыса амтӑңа ыв юхи шәшӑт», — юхи хӑщум артӑн Ольга Батоевна Сайнакова лупӑс.
Ма тӑм па мир эвӑт вәты имия вән пәмащипа лупты ӑңхаум, вантэ, ўв мўң хӑнты па вухаь мирңӑн вәупсы авӑӑэ па еы тәэ.

Мне интересна хантыйская культура

Будучи в Сургуте на фестивале «Соцветие», мне посчастливилось познакомиться с научным сотрудником Сургутского краеведческого музея Анной Батоевной Сайнаковой. Родом она из Якутии, но большую часть своей жизни посвятила исследованию хантыйской культуры.

 

Анна родилась в якутском городе Вилюйске, что стоит на реке Вилюй, происходит из рода Ананиных, как она говорит, у неё есть и бурятские корни. Анна хорошо знает якутский язык и культуру. По окончании школы поступила в Институт народов Севера Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена на культуролога. Здесь она и познакомилась со своим мужем Русланом Сайнаковым, уроженцем нашего округа. Родом он из посёлка Агана Нижневартовского района. Его отец – ненец, мать – ханты и манси. В детстве Руслан прекрасно знал хантыйский язык, он и является помощником Анны в переводе с хантыйского языка на русский тех или иных слов и терминов. Молодые переехали в город Сургут, Руслан устроился на работу в администрацию Сургутского района, Анна перевелась в Сургутский государственный педагогический университет на факультет дошкольного воспитания, но свою жизнь связала с изучением культуры обских угров. Вот что она рассказывает: «С переездом в Сургут, сразу же вступила в ряды сургутского отделения общественной организации «Спасение Югры». По этой линии приходилось заниматься хантыйской культурой. Так и втянулась. С коллегой по работе и общественной линии Ольгой Стародубовой часто выезжаем в научно-полевые экспедиции, занимаемся изучением и пропагандой культуры сургутских ханты. Учимся традиционным ремёслам, а затем для всех желающих на базе музея проводим обучающие мастер-классы».

При этом Анна не забывает и о своих корнях. По её словам, в Сургуте живёт и работает довольно много якутов, которые занимаются пропагандой культуры этого тюркского народа. Иногда на праздниках Анна Батоевна предстаёт перед зрителями в якутском костюме, исполняет традиционные мелодии на музыкальном инструменте – хамусе. Она и сама пробовала его ковать, но поняла, что это чисто мужское занятие. На одном из мастер-классов, который проводил этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», Анна научилась изготовлению из кости хантыйского музыкального инструмента – тумрана. Сегодня она делает его на заказ и продажу. «Я делаю тумран не по традиционной технологии, при которой нужна горячая вода и нож, а вытачиваю кость на станке, это гораздо быстрее. При этом хочу напомнить о правильном хранении этого музыкального инструмента, поскольку от этого зависит его долговечность и звучание», –  отметила мастерица.

В Сургутском краеведческом музее Анна Батоевна занимается изучением традиционной одежды народа ханты, а также исследованием ремёсел – технологии выделки кожи, меха, шитья, плетения. Она является хранителем части коллекции по этнографии. Занимается описанием экспонатов, организацией различных мастер-классов, выставок.

Анна – мать двоих детей. На мой вопрос, проявляют ли дети интерес к культуре, она ответила: «Они знают о своём многонациональном происхождении, всегда интересуются культурой. А иначе и быть не может, ведь иногда что-то по своей работе мне приходится делать дома, они это видят, всегда спрашивают, интересуются».

Анна Батоевна во время фестиваля «Соцветие» со своими коллегами проводила мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы. Её когда-то делали нёрумъях ‘люди, живущие на болоте’. Сотрудников музея этому обучила Ольга Ивановна Щербакова (Сопочина), которой, к сожалению, несколько лет назад не стало. Она относилась к этому роду. За время своей работы в музее О.И. Щербакова сделала большое количество кукол, про каждую из которых рассказала историю. По этим историям была выпущена целая серия книг, которые хранятся в музее. Они также есть и на сайте Сургутского краеведческого музея. «Её нет с нами, а память о ней в виде кукол осталась. Куклы-ягоды, куклы-деревья и т.д., они очень интересные, как будто декорации к одушевлённой природе. Вот сейчас дети делают целую семью – хозяина, хозяйку, бабушку, дедушку, детей и т.д. Делают кукол из шишек, из ткани. У ребёнка появится целая семья. Эти мастер-классы мы проводим в память об Ольге Ивановне Щербаковой. Домой дети уходят уже со своими куклами. Видели бы вы, какие они счастливые», – подытожила  наш разговор Анна Батоевна Сайнакова.

Хочется выразить благодарность Анне, которая является представительницей других народов, но так бережно сохраняет нашу хантыйскую культуру.

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 14 (3506)
18.07.2018

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика