- Хантыйский
- Русский
Хурамӑң путрӑтн хӑншум пӑнтӑ
Имутыйн ай кєр тыӑщ 27-мит хӑтӑн Советской вош арсыр ай кәртӑт ияха кӑртум киникайтн ўңӑтты хот йитн рўщ мир поэт хә Владимир Волковец пиа вәйтантыйсум па путрємӑсум.
— Владимир Михайлович, нӑң вәупсы щирєн оӑңӑн еша айке тўва?
— Ма иса ай пура оам вўш эвӑт и тӑхийн вәты-хоты щир иса ӑн па тӑйсум. Удмуртия мўв пєлӑкн сєма питсум па ай пураем оӑт щи тӑхийн мӑнсӑт. Ӑңкєм-ащєм, вантэ, китумтак арсыр вәнтъюхӑт эвӑтты тӑхетн рәпитсӑңӑн па щит пӑта ма ищиты ыв пиэа Россия хон пєлӑк уваттыйн арңӑтыйман ар пўш яңхсум. И муты ай кәртыенӑн тәп-тәп ямсыева вәты пиньщӑўв па па щи па мўва муй па кәрта вәупсы щирўв еы тўңматты вўянтўв. Ӑңкєм-ащєм иса, вантэ, вәнтъюх эвӑтты тӑхетн рәпитсӑңӑн па ма ищиты, вәна ювмємн, па щимӑщ тӑхи хущи рәпата мущатсум па ищиты тывет-тухет мўв кєрӑтты пиньщӑсум. И тӑхийн иса вәты щир ӑн па тӑйсум. Щит пӑта Пензенской, Кировской, Костромской областят, Коми АССР па Приморье мўвӑтн па вәсум па вәнт эвӑтты тӑхетн рәпатайт эщӑтсум.
Мурта щи яңхсум па сыр-сыр мўвӑт кєрӑтсум. Имутыйн Тюменской область мўвн иса и щи вуысум, вәупсы щирєм тӑм Советской вош леспромхос хущи эщӑтсєм. Тӑта хуятӑңа йисум, няврємам єнўмсӑт па ин хиэт па тӑйум.
— Мосӑң, щи тывет-тухет яңхум вєрӑн оӑңӑн мӑтты стих хӑншсӑн?
— Щи яңхум щирєм оӑңӑн ма сырыя тӑмиты щи стихӑтн путӑртсум:
Отпечаток пальца — срез,
Годовых колец древесных.
Подхватил меня экспресс и —
Поредел отцовский лес.
В толкотне вагонных верст,
На изломах дней усталых
Не припомню полустанок,
Где мальчишкою пророс.
Позабыл, откуда я,
Где товарищи по детству?
Помню — рос, а по соседству —
Сосны, вербы, тополя...
— Муйсӑр вєрӑт оӑңӑн нӑң стихӑт хӑншӑн?
— Ма нәмӑстємн, хӑншум стихам хущи ма тӑм нуви тәрум ипийн вәты-хоты хӑннєхә щирӑт оӑңӑн лупум. Кашӑң хуят, вантэ, иса атэт хән мўв хущи вә. ўв ищипа вәнтӑт-йиңкӑт унтасн вәупсы хураса еы тә. Йиңкӑтн хӑннєхә хў вепӑса, вәнтӑтн воя яңхӑ. Щит пӑта ма шєңк сӑмӑңа тӑйум щимӑщ ёх, хуйтат ай кәртӑт муй па айшӑк вошӑтн вәнтӑт муй йиңкӑт пўңӑн вәӑт. Щимӑщ хӑннєхәйт, вантэ, хў вепӑс, воньщумутӑт па тулхӑт ӑкӑтты вєрӑта кашӑң о мӑр иса катӑсыйӑт па, ма нәмӑсты щирємн, арсыр хуятӑт кўтн вещкатӑт. Щи ёх ма ищиты вєра сӑмӑңа тӑйум. Сырыя Москва хон вошн вәсум па вантсум, хуты хуятӑт тәп иєм пўш ыв кўтєн вәйтантыйты щир тӑйӑт па иса кашӑң хӑт мӑр мӑтты ки нємасыя тӑмиты вәӑт: тәп ияха вәйтантӑт, вўща вєрӑт па ыв щирєн ямсыева путрємӑты муй нух амӑтты кәм ӑн хоумӑт па ищиты, хутпєы тєрмауман сора-сора лакка мӑнӑт. Щӑта лакка мӑнты кємн ыв иса ӑн па нәмӑсӑт, хуты хӑэвтӑн муй па хӑтӑтн ищиты хән тӑмиты ияха вәйтантыйты вєритӑт. Ма щирємн, вән вошӑтн вәты ёх ыв вәйтты хуята пєы иса кашы вәӑт. Мўң увӑс мўвев хӑннєхуятӑт ыве вәйтты ёха пиа сырыя вўща вєрӑт па щӑта ям хўв кўт ияха путрємӑӑт па иса ыв вәты-хоты щира-муйа ямсыева уша павӑтӑт-иньщӑсӑт.
Ин ма вәйтты хӑннєхәем хущи уңты ки вўтщӑум, щит ўвеа щи оӑңӑн лупум па айн-айн ищипа муты щосн нємасыя уңємӑум.
Щӑта ўв ки мӑнєм хў вепӑсӑты муй па тулхӑт ӑкӑтты вєра хущты вўянтӑ, ма ищипа айтыева хў вепӑс няшиам-муйам эщӑтум. Вантэ, щи хәем ищипа ма хущєма юхӑт па мин вепӑса мӑнумн.
Муй пӑта ма щиты вән вошӑң ёх оӑңӑн лупум? Ма Москва хон вош Литературной институтн стихӑт тўңщирӑңа па тәса хӑншты сыры оӑт пурайн вәнтыйсум па щит пӑта тӑмиты яма ыв вәупсы хураса уша павӑтсум. Имуты хӑтӑн мўң московской хӑншты нєӊӑн, мӑта нє иса арсыр детективӑт хӑншӑ, ўв хущеа нємасыя мойӑты вохсыюв.
Ма щимӑщ киникайт пєы иса кашы вәум па щит пӑта муйсӑр утӑт щи нєңев хӑншӑс, ин тӑмхӑт вәнта ӑн па ўңтыйсум. Мўңев ўв хотӑа мойӑты вохма пурайн писатель нєңев кашӑң поэта муй писателя тӑмиты лупӑс: «Нӑң аршӑк картәпка әта, нӑң — мис нюхи муй пәрӑщ нюхи, нӑң — хў әтты вєритӑн, нӑң па сыр-сыр мӑвӑт мўңева тўва!» Ӛхӑт мўң апкайн әтум єтутўв пиа мойӑты щи нєңев хущи яңхсўв! Вантэ, щит ыв вәты-хоты хурасэ.
Ма нәмӑстємн, ма хущєма юхи мӑтты хӑннєхә мойӑты ки вохум, щит щи мойң хуят хән парты питум тӑмӑщ муй тумӑщ єтутӑт пӑнӑн тәты. Щи пурайн мойӑты ёх яма апӑтты пӑта ма аршӑк муй ямшӑк сыр-сыр єтут нємасыя сопасӑум па эщӑтум, ән мойң хуятӑт ма хотєм эвӑт е питты кємен хуыева тәп вещкат нумсӑт ма оңємӑн муй хоттє ёхам пӑта еы ат тӑйсӑт. Сырыя щи хӑншты нєңев хущи яңхмев пурайн ма пиєма вәум писателят щиты мӑнєма щи лупсӑт: «Нӑң щи имев оӑңӑн вевтама а нәмӑса, Москва хон вошевн кашӑң хӑннєхә ищиты щи вә!» Щӑта па и вєр уша павӑтсум, хән ӑңхаӑн ыв пиэа вәйтантыйты, щит картке хўват сырыя айке тўва, хуты вәйтантыйты вєр тӑйӑн. Мўң хущева, увӑс мўвевн, кўш атӑн муй па хӑтӑн мойӑты яңхты вєритӑн, тәп иса вещката хоттє кәщайт пиа вәа, омса па путӑрта! Щи оӑңӑн ма ин вєритум тәп тӑмиты лупты, хуты мўң увӑс мўвевн вәты хӑннєхуятӑт ищипа ыв кўтєн сӑмӑңа хӑннєхә пєы вәӑт. Ма щирємн, сыстам ыпи па сӑм тӑйӑт.
— Муйсӑр мєт оӑң стихӑң киника нӑң хӑншсӑн па муй хурасуп вєрӑт оӑңӑн щӑта әмӑщ путрӑт хӑннєхуятӑта эщӑтсӑн?
— Ма мєт оӑң стихӑң киникаем «Вәншӑң хот» нємн мӑсєм. Предисловие хущи шєңк тәс ясңӑт щи путӑрам оӑңӑн Литературной институтн Москва хон вошн стихотворенияйт тўңщирӑңа эщӑтты вәнтум кәщаем Лев Иванович Ошанин хӑншӑс. Щи нєпекєм 1982-мит он єсӑсєм, хән ма тәп хәмит курсєм хущи вәнтыйсум. Щӑта «Современник» издательствайн Москвайн нємасыя «Первая книга столицы» рубрикайң нєм хўваттыйн 10 щурӑс арат щимӑщ киника єтӑс. «Вәншӑң хот» киникая ма хәя-воя йиты кємн хӑншум стихӑт уңсӑт. Щи утӑт хущи ма лупум, муй щирн ӑ рәпатаитн вәты айат ёх кашӑң ывеа мосты вєрӑт тўңщирӑңа па тәса вєрсӑт, хуты хӑннєхуятӑта әмӑщ вантты:
Заблестела земля в гараже
Повидавшею виды фуфайкой.
Из чумазых сугробов уже
Появляются первые гайки.
По-иному стальные ключи
Зазвенели в карманах спецовки.
И пошли по дорогам ручьи,
И на крышах сосульки отсохли.
— Муй арат стихӑң нєпек нӑң єсӑсӑн?
— Араттєн, ияха ки ўңӑтты, вәупсы хўватємн ма 10 нєпек єсӑсум. Щи кинща мєт оӑң утєм Москва вошн 1982-мит он єтӑс, щӑта 1986-мит он Свердловск вошн кимит «Ащєм вәнт» нємуп киникаем щи етшуптӑсєм. Ӛхӑт щи-тєм арсыр кәртӑта па вошӑта лакка мӑнум оӑтн па мирн ямсыева стихам ўңтум па уша павтум кємн ма оңємн ар тӑхетн хӑннєхуятӑт путӑртты питсӑт. Еша вәс, 1988-мит он, ма Тюмень воша Тюменской область мўв киникайт хӑншты ёхўв хота вохсыюм па писателят тӑхия ищи кўрўмн павӑтсыюм. Щи щосн писатель нємн закон щирн ма стихӑт па путрӑт хӑншты хӑннєхуятӑтн юкантсыюм. Россия мўв писателят Союз тӑхия питты пӑта ма щимӑщ вуаң поэтӑтн нєпекӑтн мӑсыюм, щит Лев Ошанин, Николай Денисов па Игорь Ляпин.
Поэзия, проза — щит хӑннєхә ы! Щит такы вәты-хоты щирєв иса юврая мӑнты пит. Нӑң щи стихӑт яма хӑншты па әмща ўңӑтты ки вєритӑн, мирн сӑмӑңа ки тӑйыйн, щит мєт мосты па шєңк вуаң вєр вєрӑн!
Стихотворная тропа Владимира Волковца
Нынешней весной 27 марта в Межпоселенческой библиотеке города Советского мне посчастливилось встретиться с известным поэтом Югры Владимиром Волковцом, побеседовать с ним о его литературном творчестве.
– Владимир Михайлович, расскажите о своей жизни?
– Я родился в республике Удмуртия и практически колесил по всей лесной части России. Вся моя жизнь связана с лесом, а в лесу, как всем известно, прямых дорог нет. Судьба бросала меня то туда, то сюда, в разные стороны. Мне удалось пожить и в Удмуртии, а также в Пензенской, Кировской, Костромской областях, в Коми АССР и Приморье. Жил в Москве, где учился в Литературном институте. Приехал в Тюменскую область, и наконец-то пустил свои корни и остался навсегда! Здесь у меня появилась семья, дети, а сейчас уже – внуки.
– Может быть, у Вас в связи с этим есть какие-то стихи, которые написали ранее?
– Я давным-давно как-то уже писал об этом в своих стихах именно вот так:
Отпечаток пальца – срез,
Годовых колец древесных
Подхватил меня экспресс и –
Поредел отцовский лес.
В толкотне вагонных верст,
На изломах дней усталых
Не припомню полустанок,
Где мальчишкою пророс.
И забыл, откуда я,
Где товарищи по детству?
Помню: рос, а по соседству –
Сосны, вербы, тополя...
– Владимир Михайлович, о чём Вы пишите стихи, какие темы в них затрагиваете?
– Я считаю, что основная тема моей поэзии – это родство всего сущего на этой земле. Человек, который связан с природой, духовно чище. Поэтому мне дороже всего человек, живущий в небольшом селении или городе. Человек, который проживает недалеко от реки, озера, леса, тайги и занимается рыбной ловлей, собирает грибы, ягоды. Все эти люди для меня как-то дороже, потому что в своё время я пожил в таком большом городе, как Москва. Люди живут там как-то вскользь: они встретились, поздоровались, разошлись и могут вообще никогда не встретиться. У них нет как такого обязательства друг перед другом. Например, если я сказал другу, что зайду, то я обязательно к нему схожу. Или он скажет мне: поехали сегодня на рыбалку, и я обязательно приготовлю всё, чтобы поехать на рыбалку или пойти по грибы. Те же люди вообще какие-то необязательные. Как-то нас пригласила к себе в гости одна писательница, которая пишет детективы. Я вообще сам не люблю детективы, поэтому и не читал её рассказы. Вот она и говорит всем нам: «Давайте встретимся у меня на квартире, вы принесите с собой картошки, морковки, свеклы, рыбы, мяса, колбасы и т.д.». То есть каждый должен идти в гости со своими продуктами. Но я привык так, что, если я приглашаю в гости кого-то, то у меня всегда продукты. И считаю, что это как-то даже некрасиво, если я кого-то приглашаю к себе в гости и ещё вдобавок прошу, чтобы эти люди принесли с собой свои продукты. И тогда, когда я с другими поэтами ехал в гости к этой писательнице, то они сказали мне: «Ты не удивляйся, здесь так принято и так было всегда. Если хочешь прийти в гости, заранее предупреди хозяев, иначе тебя просто не поймут!» А у нас в Сибири можно и среди ночи приехать или прийти в гости. Как-то у нас отношения между людьми всё-таки проще, я бы сказал, что даже чище.
– Расскажите о своей самой первой книге, о чём она, и какие темы Вы в ней хотели донести своему читателю?
– Моя самая первая художественная книга «Сосновый дом» с предисловием моего руководителя семинара по Литературному институту Льва Ивановича Ошанина. Она вышла ещё в 1982 году в издательстве «Современник» города Москвы тиражом в 10 тысяч экземпляров под рубрикой «Первая книга столицы». В эту поэтическую книгу вошли мои самые первые задорные юношеские стихи о рабочих-романтиках, например:
Заблестела земля в гараже
Повидавшею виды фуфайкой,
Из чумазых сугробов уже
Появляются первые гайки.
По-иному стальные ключи
Зазвенели в кармане спецовки.
И пошли по дорогам ручьи,
И на крышах сосульки отсохли.
– Владимир Михайлович, сколько всего у Вас вышло художественных книг?
– Всего у меня написано и опубликовано 10 художественных книг. Первая, как я уже говорил, вышла в Москве в 1982 году, а в 1986 году в Свердловске была издана моя вторая книга под названием «Отцовский лес». После выпуска моей второй художественной книги в городе Тюмени в 1988 году меня сразу приняли в Союз писателей России. В то время очень хорошие рекомендации для вступления в Союз писателей дали мне широко известные поэты Николай Денисов, Лев Ошанин и Игорь Ляпин. Но так или иначе всё равно в Тюменской областной писательской организации три человека по какой-то причине были против. Но в Москве меня быстро утвердили, а через две недели пришло удостоверение члена Союза писателей России. Это здесь, сейчас, чуть ли не месяцами тянут с оформлением документов и выдачей удостоверений. А тогда такая процедура проходила быстро и очень чётко.
– Как Вы считаете, наверное, в советское время более серьёзно относились к приёму в члены Союза писателей, нежели в настоящее время?
– Да, раньше всё это было очень серьёзно. В то время я ещё работал слесарем в обычном лесовозном гараже, поэтому назвать себя поэтом как-то было стыдно. Я просто писал стихи, и рабочие, которые вместе со мной слесарили, знали, что я пишу. Все они временами просто так подшучивали надо мной, считая, что они более серьёзным делом занимаются и говорили всегда так: «Ну, что тебе эта поэзия вообще даёт-то?» Они-то раньше шутили, а сейчас встречают меня и говорят, что с твоими стихами нам всё равно работалось легче. Ведь я раньше на праздниках выступал перед своими же рабочими и читал им свои стихи. Поэтому, и им работалось легче, и мне приятно было.
– Владимир Михайлович, а что значит для Вас художественная литература?
– Вот эта перестройка, которая произошла у нас в Советском Союзе в конце 1980-х годов, всю нашу художественную литературу отлучила от народа. Получилось так: народ – одно, а литература – совсем другое. Произошёл такой разброд. Но вот в настоящее время, кажется, всё устанавливается на свои места. Читатели снова начали посещать библиотеки, литературные встречи с поэтами и писателями, интересоваться поэзией и прозой как в автономном округе, так и по России в целом. Вот сейчас ещё бы наладить нормальное издательство художественных книг и их распродажу в книжных магазинах, чтобы литератор сумел что-то заработать и получить деньги за свой непростой писательский труд. Или же сумел вернуть хотя бы ту самую определённую сумму, которую он сам до этого из своих материальных средств потратил на издание той или иной художественной книги. Это, на мой взгляд, было бы очень здорово, так как очень хорошо написать стихи или прозу – это тоже немалый труд! Уже сегодня очень хорошо чувствуется, что люди начали понимать самое главное: без поэзии, без прозы, а также и без художественной литературы вообще нельзя жить! Это ведь не только поэзия или проза – это душа народная.
– Каким Вы представляете себе сегодняшнего поэта и писателя, который занимается литературным творчеством хотя бы в пределах нашего Ханты-Мансийского автономного округа – Югры?
– На мой взгляд, это тот самый обычный человек, который эмоционально и красиво рассказывает нам о прекрасном, от души делится с окружающими его людьми своим литературным творчеством. И, конечно, самое главное здесь в том: воспринимают его слушатели или нет. Конечно, и сами простые люди могли бы поделиться с ним какими-то своими особенными мыслями о его художественных произведениях, но просто они этого не могут и совсем не умеют делать. А вот вы сегодня в этой небольшой Межпоселенческой библиотеке смогли рассказать читателям города Советского о своих главных персонажах хантыйских мифологических сказаний. Думаю, что всем нашим людям было достаточно интересно не только просто прослушать и узнать миропонимание вашего народа, но и целиком погрузиться в таинственный и удивительный мир сказок народа ханты.
– Владимир Михайлович, над каким поэтическим произведением в настоящее время Вы трудитесь, и что хотите представить вниманию Ваших читателей в самое ближайшее время?
– Я сейчас хочу выпустить следующую художественную книгу стихов, которая называется «Переводы с разнотравного», в которой пишу о людях нашего автономного округа, о своих болях и переживаниях за всё то, что творится в мире. В этой книге есть некоторые чисто бытовые и пейзажные зарисовки, и всё то, что трогает и бесконечно волнует душу человека.