- Хантыйский
- Русский
Ай пурай оӑңӑн нәмӑмӑс
Щиты Ирина Осиповна Инокентьева лупӑс, хән Сахалинской область эвӑт IX-мит Мўвтє пурмӑсӑт вєрты хӑра юхтыӑс. Тӑм ими щи пәхӑр увӑс пєлӑкн Вал нємуп кәртӑн Ногликской район хущи вә.
И. Инокентьева — пурмӑс вєрты ими, ўв Сахалинӑн, Москвайн «Кочевье Севера» па «Сокровища Севера» нємуп вантупсэт хущи ар пўш кӑсупсэтн нух питыӑс.
Ԯўв вәты кәртӑӆ Вал нємуп юхан хонӑңӑн омӑс. Щи кәрт па юхан орокӑт (уйльтӑт) рәт нєм тӑй: «вала» — щит уйльтинской ясӑңӑн «уй». Щи кәртӑн ярсот-кєм хуят вә, 90% — рўщӑт. Шуши ёх эвӑт уйльта (ульта, орокӑт, нани) па эвенкӑт вәӑт.
Уйльта па эвенкӑт — щит вўєң мирңӑн. Советской лащ пурайн Сахалин увӑсн 13-15 щурӑс арат вўы вәс, интум и щурӑскєм вә. Тӑм йисн Вал хущи вәты шуши ёх йипа вўєт тӑйты вўянтсӑт, щит вўраңӑн «Кевонгун» па «Юктэ» нємуп общинайңӑн вєрсӑт. Советской лащ пӑрум юпийн Вал кәртӑн вўєң ёх емӑңхӑт вєрты вуысы. Оӑң пўш тәня «Курэй» нємуп емӑңхӑт вєрсы. И. Инокентьева ищи вўєң ёх семья эвӑт вә, интум вәнты ўв щи войт тӑй.
Хў вепӑсӑӑт па
па хон ёх хущи рәпитӑт
Ма Вал кәртӑн вәум. Мўң хущева сот муй мєт аршӑк уйльта вә. Кәртэвн ӑшкола, няврємӑт авӑты хот, каш вєрты хот па па рәпата тӑхет вәӑт. Тәп хотўв интум вәнты советской лащ пура эвӑт омӑсӑт. Кәщайт щикўш ясӑң мийясӑт йиуп хотӑт омӑсты, нємӑт ӑн вєрсы. Хотўвн газ вә. Ощӑтн арсыр ут омӑсўв, тәп помидорӑт па огурцэт ӑн омӑсўв. Вантэ, мўң мўвевн ищки. Итәх хуятӑт ёш вой-хў тӑйӑт. Арӑ пєлӑк мир вой такы вәӑт. Сыры вән совхоз вәс, хута мисӑт тӑйсыйт. 1990-мит оӑтн войт хуыева весыйт па кәртӑӊ ёх кўтн ар хуят вой тӑйты вуысӑт. Айат ёх тӑм йисн рәпитты ӑн ӑңхаӑт, итәх кәртӑң ёх американцӑт хущи рәпитӑт. Щитӑт Сахалинӑн газ па питы вуй хоумӑт. Щирн, муйкєм кәс тӑйўв, щиты щи вәўв. Хў вепӑсӑўв, итәх пурайн щит вєрты ӑн єсӑыюв па кәщайт пиа кашащўв. Хән ыв кәртэва юхтыйӑт, пулӑщ вєрўв. Тәп ищипа нємӑтыйн ӑн нётыюв.
Рәт ясңӑ атма вәэ
Ӑшколайн няврємӑт рәт ясңева ӑн вәнтӑыйт. Советской оӑтн ищи ӑн вәнтӑсыйт. Щит пӑты рәт ясңев юрємӑсўв. Ма хән ӑшколая мӑнсум, рўщ ясӑң иса ӑн вәсєм. Муй пӑты пулыя вәнтыйсум? Щи ясӑң ӑн вәмєм пӑты. Интум рўщ щирн путӑртты яма хошум, рәт ясңємӑн — атма. Итәх пурайн мӑтты ясңӑт нәмӑмийум. Ма кӑт ясӑң тӑйум: эвенкийской па уйльтинской. Эвенкийской ямашӑк вәєм. Ӑңкєм щирн ма — уйльтинка, ащєм — эвенк. ўв Благовещенск эвӑт мўң мўвева касӑс. Вўыа пиа Амур юхан эвӑт Лазарев щорс хўват Сахалина йис. Щи вєр 1920-1930-мит оӑтн вәс. Щи пурайн ар эвенкӑт тӑн ищиты щив йисӑт. Щиты пәхӑрн ёш вўєт тӑйты питсыйт. Сыры, мосӑң, ищи вәсӑт, ма щи оӑңӑн ӑн вәєм. Ӛхӑт ар вўы весы. Вантэ, государствая нәам вўы нюхи мӑты мосӑс.
Интум кәртэвн и ими шуши ёх моньщӑт нух хӑншӑ па киникайт єсӑ. 2008-мит он уйльтинской ясӑңӑн букварь єтӑс, тулмащтӑты киника ищи вә. Тәня ма пурмӑсам пиа Москвая «Сокровища Севера» нємуп хӑра яңхсум, щӑта эвенкӑт кӑншсум. Ар хуят вәс, тәп путӑр сувўв арсырӑт. И нє вәйтсум, ўв путрӑ иса мутшӑсєм, кўш рәт ясӑңӑн муртӑңӑ путӑртыйум. Вантэ, мўң хущева эвенкӑт хуасӑт па щи ясӑңӑн путӑртты хуят интум ӑнтәм.
ӑңха, ән тащӑ вәна ат йис
Ма и пух тӑйсум, тәня ўв ӑнтәма йис. ўв аясты тӑхета яңхӑс па шуши мир вєрӑт юрємӑс. Ищипа вәнта яңхиӑс. Интум вўэт мӑнєма хӑщсӑт, хә ёх такы войт тӑйты авӑрт. Войам авӑты рәт хәем партсєм. Кашащӑс. Мосӑң, ўв ӛрӑн тащєм вәна йи.
Мўң вәнтӑн вәўв, щит пӑты ар вўы ӑн тӑйўв. Хән икєм ыӑң вәс, хўв тӑхия касуптыйсўв. ўңӑн няврємам пиа вәнтӑн вәсўв. Хән икєм сурма питӑс, вәнта яңхты вуысум. Икисӑңӑн 25 вўы тӑйсӑмӑн, ӛхӑт ыв хора йисӑт. Вантэ, нє вўэт хор вўэт эвӑт пєши тӑйсӑт. Интум па хон ёх нётӑт, вўєң ёха єтут әтты вух мӑӑт, ән ыв войт пиа ат вулкємӑӑт. Ин щи ёх Якутияйн муй Камчаткайн вўєт әттыя вух мӑӑт, ән щи войт мўң мўвева тәты.
Хиыам хуна айт. Вәншӑк хиєм, мосӑң, ӑшкола юпийн вәнта мӑн па вўэт авӑты пит. ывеа лупум: «Вўєт а вущкаӆн. Нын аңщащен Виктор Александрович Инокентьев советской лащ пурайн пиркатира вәс, вўєң ёх пиа рәпитӑс». ўв партийной рәпатнека па нєпекӑң хуята вәс, хӑннєхәйт пиа әхсӑңа вәс.
Эвеңӑам нєпекңӑн нєңңӑн, тәп ынан пурмӑс вєрты ӑн вәнтӑсам. Ай эвєм — юрист, Южно-Сахалинск хущи вә. Вән эвєм няврємӑт вәнтӑты нє, тәп щи рәпатайн рәпитты ӑн ӑңха. ўв ма пиєма вә па няврєма єнмӑты ўвеа нётум. Рўтьщӑты вухєм ветхущъяң щурӑс шойт вух арат, нух нётты вух пиа апӑтхущъяң щурӑс пит. Эвєма вух ӑн тӑрмӑ, щит пӑты хиыама нётум. Ай эвєма вух ӑн мийяум, ўв мӑнєма нёт.
Силавайн нюр ай пураем щиваӑсум
Хән рўтьщӑты мӑнсум, щи пурайн Сахалин хўват арсыр вантупсэта па каш хӑрӑта яңхты питсум. Хән икєм ыӑң вәс, ўвеа әмӑтсух па юрн хот нюки ёнтсум. Интум пӑрщин эвӑт аңкуп ёнтум. Вой сух тӑнум, тыв йитєм епийн кӑт апӑт мӑр вей ёнтсум. Ин Урая юхӑтсум, тӑта мӑнєма шєңк әмӑщ. Тәп Ёмвошн па Урай хущи хӑнтэт ӑн вантсўм. ыв, апа, иса рўща йисӑт. Каш вантӑты хушапн «Культура» нємуп тӑхи вантум, щӑта ванкўты Ёмвош па вўы тӑйты вєр оӑңӑн кинайт вантӑыйт. Әмӑщ вантты. Хән Силавайн вәсўв, катра хотӑт пєы вантман ай пураем оӑңӑн нәмӑмӑсум. Мўң вәнтӑн ищи щимӑщ хотӑтн вәсўв. Хӑнтэт па вухаят иса мўң итэва вәӑт, тәп ясӑңўв ияха ӑн юхӑтӆӑт па мирӑт арсырӑт. Ма хӑнтэт па вухаят хурасуп. Мўң ищи интум вәнты вўєт тӑйўв. Мӑнєма тӑта шєңк ям вәс. Нюр ай пураем па ма рәт мирєм шиваӑсум. Тәп нын хущана вәнт, хурамӑң. Сахалин хущи мухӑая щорӑс. Тӑта вәнщи єнмӑ па нёрмӑт вәӑт. Мўң мўвевн пасыр юхӑт єнумӑт, сўмӑт юх ищи вә. Тәп тӑта сўмӑт юхӑт кӑрщӑт па вўтӑңӑт, мўң хущева ващӑт. Вєртут вєрты ёхўв ищи щи юх эвӑт пурмӑс вєрӑт. Вўєт авӑтыя мосты пурмӑсӑт ищи юх эвӑт вєрӑт. Икєм па щитӑт вєрӑс.
Силава напомнила о детстве
Так сказала во время разговора Ирина Осиповна Инокентьева, которая была в числе делегатов Сахалинской области на IX Международном фестивале ремёсел коренных народов мира «Югра-2016». Она живет на северо-востоке Сахалинской области в селе Вал Ногликского района. И. Инокентьева – участница и победительница выставок не только на Сахалине, но и в Москве на всероссийском фестивале «Кочевье Севера» и международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера».
Родное село нашей героини стоит на берегу реки Вал. Поселение названо именем одного из орокских (уйльтских) родов: «вала» на уйльтинском языке – «удачливый». Там живёт около девятисот человек, 90% – русские. Из коренных жителей есть уйльта (ульта, ороки, нани) и эвенки.
Уйльта и эвенки – оленеводческие народы. При советской власти на севере Сахалина стадо оленей насчитывало 13-15 тысяч голов, сейчас поголовье составляет около одной тысячи. В наше время именно в селе Вал коренные жители пытаются возродить оленеводство, для этого создали общины «Кевонгун» и «Юктэ». В прошлом году впервые в постсоветский период в Вале провели праздник оленеводов «Курэй». Мастерица Ирина Инокентьева тоже из оленеводческой семьи, у неё до сих пор есть олени.
Рыбу ловят, у американцев работают
Я живу в посёлке Вал. У нас около ста, может, чуть больше, уйльта. Здесь есть школа, садик, Дом культуры и другие предприятия. Только наши дома до сих пор как при советской власти. Обещали построить благоустроенное жилье, совсем не строят. Газ есть в домах. Если платишь, значит, будет газ. А если нет – выключат. В огороде разную мелочь сажаем. Помидоры и огурцы не сажаем, потому что холодно. Некоторые жители скот держат. А в основном у людей нет домашних животных. Раньше был большой совхоз и коров держали. В 1990-е годы все поголовье уничтожили, и большинство людей перестали скот держать. Молодые не хотят работать. Не хотят ни в тайгу, никуда. Некоторые из сельчан у американцев работают. Американцы на Сахалине газ и нефть добывают. Так что выживаем, как можем. Рыбу ловим. Иногда бывают запреты на рыбную ловлю. Мы с этим боремся, ругаемся. Если приезжают к нам люди из правительства, жалуемся. А что толку?
Родной язык почти забыла
В школе родной язык не преподают. В советские годы тоже не преподавали. Нас оторвали от родного языка, и мы всё забыли. Я когда в школу пошла, не знала русский язык. Почему я плохо училась? Потому что не знала русский язык. А сейчас наоборот: русский язык знаю хорошо, а вот родной язык не очень. Бывает, некоторые слова вспоминаются. У меня же два языка: эвенкийский и уйльтинский. Больше на эвенкийском понимаю. По матери я – уйльтинка, а отец – эвенк. Он пришлый, из Благовещенска. С оленями спустился с Амура на Сахалин через пролив Лазарева. В зимнее время оттуда много эвенков уходило на Сахалин. Это в 1920-1930-х годах было. И вот так на острове появились домашние олени. Может, и раньше были, я не знаю об этом. Потом оленей истребили. Государству же всегда оленину сдавали, и план выполняли. Браконьерство очень большое. С этим мы мучаемся и боремся, но невозможно искоренить.
Если говорить о родном языке, сейчас в нашем селе одна женщина записывает сказки, которые раньше бабушки рассказывали, и книги выпускает. В 2008 году на уйльтинском языке букварь выпустили, есть словарь. В прошлом году я ездила в Москву со своими изделиями на «Сокровища Севера» и искала эвенков. Там было очень много эвенков, но у нас диалекты разные. Надо же! Одну женщину все-таки нашла, она на своем языке говорит, и я всё понимаю, хотя очень мало разговариваю на эвенкийском. У нас эвенки умерли и уже некому на этом языке говорить.
Хочет увеличить поголовье оленей
У меня был один-единственный сын, в прошлом году умер, и на мне осталось хозяйство. Он ездил по горячим точкам и уже оторвался от традиционных занятий. Но все равно ездил в тайгу. Сейчас его нет, и я стала управлять оленями. У нас сейчас многие женщины оленями управляют. Тяжело нам, мужчин нет. Я доверила своих оленей дальнему родственнику. Думаю, поможет мне поднять оленеводство. Надеюсь на него. Говорю: «Хоть не бросай нас». Согласился, потому что сам по глупости своих животных потерял. Поделилась с ним оленями. Сейчас он радостный, обещал восстановить поголовье наших оленей. Мы своих оленей даже не режем, потому что хотим увеличить поголовье.
У нас кругом тайга и стада небольшие. Когда у меня муж был живой, мы передвигались на большие расстояния, в летнее время с детьми с ним ездила в тайгу. Посередине Сахалина есть хребты, зимой переваливали на западную сторону, в летнее время и весной на восточную переходили, так как овод гонит оленей на морское побережье. Потом муж умер, после этого я перестала ездить в лес. У нас с мужем было 25 оленей. Потом они одичали, потому что стали ловить самочек диких оленей. Потом у них рождались детеныши, и уже они ходили табунами по Тымейке. И так прибавлялось, увеличивалось стадо.
Уже несколько лет нашему оленеводству помогают американцы, дают деньги на котловое пропитание. Лишь бы те, кто находится с оленями, не убегали, а работали. Сейчас американцы выделяют деньги, чтобы из Якутии или Камчатки оленей к нам привезти, так как нет смешения крови. Нужно, чтобы новая кровь была. Раньше муж всегда выезжал за хребты к диким оленям, самочек привязывал, и получались оленята. Сейчас так никто не делает. Люди не хотят далеко выезжать. Вот это плохо.
У меня двое внуков, они ещё маленькие. Один постарше, думаю, вернется в тайгу, и после школы будет заниматься оленеводством. Сейчас мне очень тяжело и трудно жить, так как у меня нет мужчин. Сама управляю и слежу за своим хозяйством. Надеюсь, потом мои мальчики мне в этом помогут, когда вырастут. Говорю им: «Не бросайте свое хозяйство. Все-таки ваш дед Виктор Александрович Инокентьев в советское время был бригадиром, всеми стадами управлял». Он хорошо пастухов понимал и берег их. Потом пастухи по одному умерли и он умер. Муж был партийный работник и образованный, всегда ладил с людьми. Если его отправляют, например, в районный центр, умел разговаривать и с грамотными людьми.
Мои дочери образованные, но я их не смогла научить рукоделию. Младшая дочь – юрист, живёт в областном центре в Южно-Сахалинске. Старшая – педагог, но не работает по профессии, не хочет. Она живет со мной, я ей помогаю поднимать детей. Пенсия 15 тысяч рублей, с ветеранскими надбавками получается 17 с лишним тысяч. Денег дочери не хватает, поэтому внукам помогаю. Как они без меня? Я не могу их бросить, жалко мне их. Младшую дочь не обеспечиваю. Наоборот, она мне помогает.
В Силаве будто увидела свое детство
Только когда ушла на пенсию, на меня, как мастерицу, обратили внимание, и я стала ездить по Сахалину на мероприятия. Мастерицы у нас в селе есть, но в основном не хотят заниматься рукоделием, ленятся. Когда муж был жив, шила ему одежду, торбаса и палатки из оленьей шкуры. Сейчас палатки шью из брезента. Сама выделываю шкуры. Вот с этими торбасами, прежде чем сюда приехать, за две недели управилась: камус скоблила, коптила, выделывала и потом шила.
Вот выехала сюда в Урай, сижу тут, конечно, здесь интересно. Не зря приехала. Два города: Ханты-Мансийск и Урай. Но мы почему-то не видим хантов. Уже обрусели, наверно. Я смотрю по телевизору канал «Культура», там часто показывают Ханты-Мансийск и про оленеводство. Знаете, как интересно! Когда была в Силаве, нахлынули воспоминания о детстве, до слёз было. У меня в душе всё перевернулось. Раньше у нас в тайге были избушки, раза три пожар был, все сгорело. Старые домики в Силаве напомнили, что у нас тоже такие были, и мы там детьми жили. Оленьи шкуры напомнили нашу жизнь, слезы на глазах были. Очень много сходства с нашей жизнью. Надо же! Ханты и манси жили, как мы, одинаково. Только языки и национальности разные. Я ещё вспомнила здесь про своих родственников и односельчан, потому что такую жизнь я видела своими глазами.
Только у вас природа совсем другая, красивая. У вас сосны и болота, и по-другому оленеводы кочуют. У нас совсем другая природа и растительность другая. Берёзы, конечно, есть. У вас берёзы высокие и широкие, у нас тоненькие. На Сахалине кругом море, с одного берега моря на другой с оленями кочевали. Наши мастера из берёзы тоже делают вещи, если найдут большой обхват ствола. Муж делал рукоятки ножей и всякие инструменты из берёзы. Я ему ещё заказала: «Ты мне доску сделай, я же шью». И вот из берёзы сделал доску, на ней резали, она же крепкая и дощечка не портится. То, что предназначено для оленеводства, наши мужчины своими руками делали. Удивительно! Здесь как будто я увидела свое детство и свой народ. Я похожа на хантов и манси, потому что оленеводство у нас до сих пор есть. Мне здесь очень понравилось.