Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Мойң хуятӑт вўт кәртўва яңхсӑт
  • Кӑсупсы оӑңӑн ай павӑтсы

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Пенсияя питты оӑт нух єӑтты оӑңӑн
  • Шуши мир вәупсы артаӑты щирӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ваньщавӑт кәртӑн хў вепӑсӑты ёх хӑт постӑсы
  • Тэк куртэв 65 тӑа йис
  • Мотышевӑт рәт оӑңӑн

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хурамӑң путрӑтн хӑншум пӑнтӑ
  • Иис вєрӑт сӑмӑңа тӑйӑэ
  • Тромаган кәртӑн ай хопӑң кӑсупсэт мӑнсӑт
  • Ай пурай оӑңӑн нәмӑмӑс
  • Хурамӑң пурмӑсӑт вєрты хә

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Мари мўва мойңа яңхсумн

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Учёной хә хӑнты мир эвӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Ай пурай оӑңӑн нәмӑмӑс
И.О. Инокентьева
И.О. Инокентьева
  • Хантыйский
  • Русский

Ай пурай оӑңӑн нәмӑмӑс

Щиты Ирина Осиповна Инокентьева лупӑс, хән Сахалинской область эвӑт IX-мит Мўвтє пурмӑсӑт вєрты хӑра юхтыӑс. Тӑм ими щи пәхӑр увӑс пєлӑкн Вал нємуп кәртӑн Ногликской район хущи вә.

И. Инокентьева — пурмӑс вєрты ими, ўв Сахалинӑн, Москвайн «Кочевье Севера» па «Сокровища Севера» нємуп вантупсэт хущи ар пўш кӑсупсэтн нух питыӑс.
Ԯўв вәты кәртӑӆ Вал нємуп юхан хонӑңӑн омӑс. Щи кәрт па юхан орокӑт (уйльтӑт) рәт нєм тӑй: «вала» — щит уйльтинской ясӑңӑн «уй». Щи кәртӑн ярсот-кєм хуят вә, 90% — рўщӑт. Шуши ёх эвӑт уйльта (ульта, орокӑт, нани) па эвенкӑт вәӑт.
Уйльта па эвенкӑт — щит вўєң мирңӑн. Советской лащ пурайн Сахалин увӑсн 13-15 щурӑс арат вўы вәс, интум и щурӑскєм вә. Тӑм йисн Вал хущи вәты шуши ёх йипа вўєт тӑйты вўянтсӑт, щит вўраңӑн «Кевонгун» па «Юктэ» нємуп общинайңӑн вєрсӑт. Советской лащ пӑрум юпийн Вал кәртӑн вўєң ёх емӑңхӑт вєрты вуысы. Оӑң пўш тәня «Курэй» нємуп емӑңхӑт вєрсы. И. Инокентьева ищи вўєң ёх семья эвӑт вә, интум вәнты ўв щи войт тӑй.

Хў вепӑсӑӑт па 
па хон ёх хущи рәпитӑт

Ма Вал кәртӑн вәум. Мўң хущева сот муй мєт аршӑк уйльта вә. Кәртэвн ӑшкола, няврємӑт авӑты хот, каш вєрты хот па па рәпата тӑхет вәӑт. Тәп хотўв интум вәнты советской лащ пура эвӑт омӑсӑт. Кәщайт щикўш ясӑң мийясӑт йиуп хотӑт омӑсты, нємӑт ӑн вєрсы. Хотўвн газ вә. Ощӑтн арсыр ут омӑсўв, тәп помидорӑт па огурцэт ӑн омӑсўв. Вантэ, мўң мўвевн ищки. Итәх хуятӑт ёш вой-хў тӑйӑт. Арӑ пєлӑк мир вой такы вәӑт. Сыры вән совхоз вәс, хута мисӑт тӑйсыйт. 1990-мит оӑтн войт хуыева весыйт па кәртӑӊ ёх кўтн ар хуят вой тӑйты вуысӑт. Айат ёх тӑм йисн рәпитты ӑн ӑңхаӑт, итәх кәртӑң ёх американцӑт хущи рәпитӑт. Щитӑт Сахалинӑн газ па питы вуй хоумӑт. Щирн, муйкєм кәс тӑйўв, щиты щи вәўв. Хў вепӑсӑўв, итәх пурайн щит вєрты ӑн єсӑыюв па кәщайт пиа кашащўв. Хән ыв кәртэва юхтыйӑт, пулӑщ вєрўв. Тәп ищипа нємӑтыйн ӑн нётыюв.

Рәт ясңӑ атма вәэ

Ӑшколайн няврємӑт рәт ясңева ӑн вәнтӑыйт. Советской оӑтн ищи ӑн вәнтӑсыйт. Щит пӑты рәт ясңев юрємӑсўв. Ма хән ӑшколая мӑнсум, рўщ ясӑң иса ӑн вәсєм. Муй пӑты пулыя вәнтыйсум? Щи ясӑң ӑн вәмєм пӑты. Интум рўщ щирн путӑртты яма хошум, рәт ясңємӑн — атма. Итәх пурайн мӑтты ясңӑт нәмӑмийум. Ма кӑт ясӑң тӑйум: эвенкийской па уйльтинской. Эвенкийской ямашӑк вәєм. Ӑңкєм щирн ма — уйльтинка, ащєм — эвенк. ўв Благовещенск эвӑт мўң мўвева касӑс. Вўыа пиа Амур юхан эвӑт Лазарев щорс хўват Сахалина йис. Щи вєр 1920-1930-мит оӑтн вәс. Щи пурайн ар эвенкӑт тӑн ищиты щив йисӑт. Щиты пәхӑрн ёш вўєт тӑйты питсыйт. Сыры, мосӑң, ищи вәсӑт, ма щи оӑңӑн ӑн вәєм. Ӛхӑт ар вўы весы. Вантэ, государствая нәам вўы нюхи мӑты мосӑс.
Интум кәртэвн и ими шуши ёх моньщӑт нух хӑншӑ па киникайт єсӑ. 2008-мит он уйльтинской ясӑңӑн букварь єтӑс, тулмащтӑты киника ищи вә. Тәня ма пурмӑсам пиа Москвая «Сокровища Севера» нємуп хӑра яңхсум, щӑта эвенкӑт кӑншсум. Ар хуят вәс, тәп путӑр сувўв арсырӑт. И нє вәйтсум, ўв путрӑ иса мутшӑсєм, кўш рәт ясӑңӑн муртӑңӑ путӑртыйум. Вантэ, мўң хущева эвенкӑт хуасӑт па щи ясӑңӑн путӑртты хуят интум ӑнтәм.

ӑңха, ән тащӑ вәна ат йис

Ма и пух тӑйсум, тәня ўв ӑнтәма йис. ўв аясты тӑхета яңхӑс па шуши мир вєрӑт юрємӑс. Ищипа вәнта яңхиӑс. Интум вўэт мӑнєма хӑщсӑт, хә ёх такы войт тӑйты авӑрт. Войам авӑты рәт хәем партсєм. Кашащӑс. Мосӑң, ўв ӛрӑн тащєм вәна йи.
Мўң вәнтӑн вәўв, щит пӑты ар вўы ӑн тӑйўв. Хән икєм ыӑң вәс, хўв тӑхия касуптыйсўв. ўңӑн няврємам пиа вәнтӑн вәсўв. Хән икєм сурма питӑс, вәнта яңхты вуысум. Икисӑңӑн 25 вўы тӑйсӑмӑн, ӛхӑт ыв хора йисӑт. Вантэ, нє вўэт хор вўэт эвӑт пєши тӑйсӑт. Интум па хон ёх нётӑт, вўєң ёха єтут әтты вух мӑӑт, ән ыв войт пиа ат вулкємӑӑт. Ин щи ёх Якутияйн муй Камчаткайн вўєт әттыя вух мӑӑт, ән щи войт мўң мўвева тәты.
Хиыам хуна айт. Вәншӑк хиєм, мосӑң, ӑшкола юпийн вәнта мӑн па вўэт авӑты пит. ывеа лупум: «Вўєт а вущкаӆн. Нын аңщащен Виктор Александрович Инокентьев советской лащ пурайн пиркатира вәс, вўєң ёх пиа рәпитӑс». ўв партийной рәпатнека па нєпекӑң хуята вәс, хӑннєхәйт пиа әхсӑңа вәс.
Эвеңӑам нєпекңӑн нєңңӑн, тәп ынан пурмӑс вєрты ӑн вәнтӑсам. Ай эвєм — юрист, Южно-Сахалинск хущи вә. Вән эвєм няврємӑт вәнтӑты нє, тәп щи рәпатайн рәпитты ӑн ӑңха. ўв ма пиєма вә па няврєма єнмӑты ўвеа нётум. Рўтьщӑты вухєм ветхущъяң щурӑс шойт вух арат, нух нётты вух пиа апӑтхущъяң щурӑс пит. Эвєма вух ӑн тӑрмӑ, щит пӑты хиыама нётум. Ай эвєма вух ӑн мийяум, ўв мӑнєма нёт.

Силавайн нюр ай пураем щиваӑсум

Хән рўтьщӑты мӑнсум, щи пурайн Сахалин хўват арсыр вантупсэта па каш хӑрӑта яңхты питсум. Хән икєм ыӑң вәс, ўвеа әмӑтсух па юрн хот нюки ёнтсум. Интум пӑрщин эвӑт аңкуп ёнтум. Вой сух тӑнум, тыв йитєм епийн кӑт апӑт мӑр вей ёнтсум. Ин Урая юхӑтсум, тӑта мӑнєма шєңк әмӑщ. Тәп Ёмвошн па Урай хущи хӑнтэт ӑн вантсўм. ыв, апа, иса рўща йисӑт. Каш вантӑты хушапн «Культура» нємуп тӑхи вантум, щӑта ванкўты Ёмвош па вўы тӑйты вєр оӑңӑн кинайт вантӑыйт. Әмӑщ вантты. Хән Силавайн вәсўв, катра хотӑт пєы вантман ай пураем оӑңӑн нәмӑмӑсум. Мўң вәнтӑн ищи щимӑщ хотӑтн вәсўв. Хӑнтэт па вухаят иса мўң итэва вәӑт, тәп ясӑңўв ияха ӑн юхӑтӆӑт па мирӑт арсырӑт. Ма хӑнтэт па вухаят хурасуп. Мўң ищи интум вәнты вўєт тӑйўв. Мӑнєма тӑта шєңк ям вәс. Нюр ай пураем па ма рәт мирєм шиваӑсум. Тәп нын хущана вәнт, хурамӑң. Сахалин хущи мухӑая щорӑс. Тӑта вәнщи єнмӑ па нёрмӑт вәӑт. Мўң мўвевн пасыр юхӑт єнумӑт, сўмӑт юх ищи вә. Тәп тӑта сўмӑт юхӑт кӑрщӑт па вўтӑңӑт, мўң хущева ващӑт. Вєртут вєрты ёхўв ищи щи юх эвӑт пурмӑс вєрӑт. Вўєт авӑтыя мосты пурмӑсӑт ищи юх эвӑт вєрӑт. Икєм па щитӑт вєрӑс.

Силава напомнила о детстве

Так сказала во время разговора Ирина Осиповна Инокентьева, которая была в числе делегатов Сахалинской области на IX Международном фестивале ремёсел коренных народов мира «Югра-2016». Она живет на северо-востоке Сахалинской области в селе Вал Ногликского района. И. Инокентьева – участница и победительница выставок не только на Сахалине, но и в Москве на всероссийском фестивале «Кочевье Севера» и международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера».

 

Родное село нашей героини стоит на берегу реки Вал. Поселение названо именем одного из орокских (уйльтских) родов: «вала» на уйльтинском языке – «удачливый». Там живёт около девятисот человек, 90% – русские. Из коренных жителей есть уйльта (ульта, ороки, нани) и эвенки.

Уйльта и эвенки – оленеводческие народы. При советской власти на севере Сахалина стадо оленей насчитывало 13-15 тысяч голов, сейчас поголовье составляет около одной тысячи. В наше время именно в селе Вал коренные жители пытаются возродить оленеводство, для этого создали общины «Кевонгун» и «Юктэ». В прошлом году впервые в постсоветский период в Вале провели праздник оленеводов «Курэй». Мастерица Ирина Инокентьева тоже из оленеводческой семьи, у неё до сих пор есть олени.

 

Рыбу ловят, у американцев работают

 

Я живу в посёлке Вал. У нас около ста, может, чуть больше, уйльта. Здесь есть школа, садик, Дом культуры и другие предприятия. Только наши дома до сих пор как при советской власти. Обещали построить благоустроенное жилье, совсем не строят. Газ есть в домах. Если платишь, значит, будет газ. А если нет – выключат. В огороде разную мелочь сажаем. Помидоры и огурцы не сажаем, потому что холодно. Некоторые жители скот держат. А в основном у людей нет домашних животных. Раньше был большой совхоз и коров держали. В 1990-е годы все поголовье уничтожили, и большинство людей перестали скот держать. Молодые не хотят работать. Не хотят ни в тайгу, никуда. Некоторые из сельчан у американцев работают. Американцы на Сахалине газ и нефть добывают. Так что выживаем, как можем. Рыбу ловим. Иногда бывают запреты на рыбную ловлю. Мы с этим боремся, ругаемся. Если приезжают к нам люди из правительства, жалуемся. А что толку?

 

Родной язык почти забыла

 

В школе родной язык не преподают. В советские годы тоже не преподавали. Нас оторвали от родного языка, и мы всё забыли. Я когда в школу пошла, не знала русский язык. Почему я плохо училась? Потому что не знала русский язык. А сейчас наоборот: русский язык знаю хорошо, а вот родной язык не очень. Бывает, некоторые слова вспоминаются. У меня же два языка: эвенкийский и уйльтинский. Больше на эвенкийском понимаю. По матери я – уйльтинка, а отец – эвенк. Он пришлый, из Благовещенска. С оленями спустился с Амура на Сахалин через пролив Лазарева. В зимнее время оттуда много эвенков уходило на Сахалин. Это в 1920-1930-х годах было. И вот так на острове появились домашние олени. Может, и раньше были, я не знаю об этом. Потом оленей истребили. Государству же всегда оленину сдавали, и план выполняли. Браконьерство очень большое. С этим мы мучаемся и боремся, но невозможно искоренить.

Если говорить о родном языке, сейчас в нашем селе одна женщина записывает сказки, которые раньше бабушки рассказывали, и книги выпускает. В 2008 году на уйльтинском языке букварь выпустили, есть словарь. В прошлом году я ездила в Москву со своими изделиями на «Сокровища Севера» и искала эвенков. Там было очень много эвенков, но у нас диалекты разные. Надо же! Одну женщину все-таки нашла, она на своем языке говорит, и я всё понимаю, хотя очень мало разговариваю на эвенкийском. У нас эвенки умерли и уже некому на этом языке говорить.

 

Хочет увеличить поголовье оленей

 

У меня был один-единственный сын, в прошлом году умер, и на мне осталось хозяйство. Он ездил по горячим точкам и уже оторвался от традиционных занятий. Но все равно ездил в тайгу. Сейчас его нет, и я стала управлять оленями. У нас сейчас многие женщины оленями управляют. Тяжело нам, мужчин нет. Я доверила своих оленей дальнему родственнику. Думаю, поможет мне поднять оленеводство. Надеюсь на него. Говорю: «Хоть не бросай нас». Согласился, потому что сам по глупости своих животных потерял. Поделилась с ним оленями. Сейчас он радостный, обещал восстановить поголовье наших оленей. Мы своих оленей даже не режем, потому что хотим увеличить поголовье.

У нас кругом тайга и стада небольшие. Когда у меня муж был живой, мы передвигались на большие расстояния, в летнее время с детьми с ним ездила в тайгу. Посередине Сахалина есть хребты, зимой переваливали на западную сторону, в летнее время и весной на восточную переходили, так как овод гонит оленей на морское побережье. Потом муж умер, после этого я перестала ездить в лес. У нас с мужем было 25 оленей. Потом они одичали, потому что стали ловить самочек диких оленей. Потом у них рождались детеныши, и уже они ходили табунами по Тымейке. И так прибавлялось, увеличивалось стадо.

Уже несколько лет нашему оленеводству помогают американцы, дают деньги на котловое пропитание. Лишь бы те, кто находится с оленями, не убегали, а работали. Сейчас американцы выделяют деньги, чтобы из Якутии или Камчатки оленей к нам привезти, так как нет смешения крови. Нужно, чтобы новая кровь была. Раньше муж всегда выезжал за хребты к диким оленям, самочек привязывал, и получались оленята. Сейчас так никто не делает. Люди не хотят далеко выезжать. Вот это плохо.

У меня двое внуков, они ещё маленькие. Один постарше, думаю, вернется в тайгу, и после школы будет заниматься оленеводством. Сейчас мне очень тяжело и трудно жить, так как у меня нет мужчин. Сама управляю и слежу за своим хозяйством. Надеюсь, потом мои мальчики мне в этом помогут, когда вырастут. Говорю им: «Не бросайте свое хозяйство. Все-таки ваш дед Виктор Александрович Инокентьев в советское время был бригадиром, всеми стадами управлял». Он хорошо пастухов понимал и берег их. Потом пастухи по одному умерли и он умер. Муж был партийный работник и образованный, всегда ладил с людьми. Если его отправляют, например, в районный центр, умел разговаривать и с грамотными людьми.

Мои дочери образованные, но я их не смогла научить рукоделию. Младшая дочь – юрист, живёт в областном центре в Южно-Сахалинске. Старшая – педагог, но не работает по профессии, не хочет. Она живет со мной, я ей помогаю поднимать детей. Пенсия 15 тысяч рублей, с ветеранскими надбавками получается 17 с лишним тысяч. Денег дочери не хватает, поэтому внукам помогаю. Как они без меня? Я не могу их бросить, жалко мне их. Младшую дочь не обеспечиваю. Наоборот, она мне помогает.

 

В Силаве будто увидела свое детство

 

Только когда ушла на пенсию, на меня, как мастерицу, обратили внимание, и я стала ездить по Сахалину на мероприятия. Мастерицы у нас в селе есть, но в основном не хотят заниматься рукоделием, ленятся. Когда муж был жив, шила ему одежду, торбаса и палатки из оленьей шкуры. Сейчас палатки шью из брезента. Сама выделываю шкуры. Вот с этими торбасами, прежде чем сюда приехать, за две недели управилась: камус скоблила, коптила, выделывала и потом шила.

Вот выехала сюда в Урай, сижу тут, конечно, здесь интересно. Не зря приехала. Два города: Ханты-Мансийск и Урай. Но мы почему-то не видим хантов. Уже обрусели, наверно. Я смотрю по телевизору канал «Культура», там часто показывают Ханты-Мансийск и про оленеводство. Знаете, как интересно! Когда была в Силаве, нахлынули воспоминания о детстве, до слёз было. У меня в душе всё перевернулось. Раньше у нас в тайге были избушки, раза три пожар был, все сгорело. Старые домики в Силаве напомнили, что у нас тоже такие были, и мы там детьми жили. Оленьи шкуры напомнили нашу жизнь, слезы на глазах были. Очень много сходства с нашей жизнью. Надо же! Ханты и манси жили, как мы, одинаково. Только языки и национальности разные. Я ещё вспомнила здесь про своих родственников и односельчан, потому что такую жизнь я видела своими глазами.

Только у вас природа совсем другая, красивая. У вас сосны и болота, и по-другому оленеводы кочуют. У нас совсем другая природа и растительность другая. Берёзы, конечно, есть. У вас берёзы высокие и широкие, у нас тоненькие. На Сахалине кругом море, с одного берега моря на другой с оленями кочевали. Наши мастера из берёзы тоже делают вещи, если найдут большой обхват ствола. Муж делал рукоятки ножей и всякие инструменты из берёзы. Я ему ещё заказала: «Ты мне доску сделай, я же шью». И вот из берёзы сделал доску, на ней резали, она же крепкая и дощечка не портится. То, что предназначено для оленеводства, наши мужчины своими руками делали. Удивительно! Здесь как будто я увидела свое детство и свой народ. Я похожа на хантов и манси, потому что оленеводство у нас до сих пор есть. Мне здесь очень понравилось.

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 14 (3506)
18.07.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика